Метод проектов в обучении изобразительному искусству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод проектов в обучении изобразительному искусству.



Метод проектов не является совершенно новым методом обучения, но его относят к педагогическим технологиям 21 века, т.к. обучение этим методом вырабатывает умение адаптироваться к изменяющемуся миру.

Метод проектов возник из идеи свободного воспитания в США в начале 20 в. В России метод проектов внедрялся с 1905 года под руководством С.Т.Шацкого, но в 1931 году в нашей стране этот метод был осужден и надолго забыт.

Под проектом понимают такую работу, в которой за определенный промежуток времени изучается заданная проблема и разрабатывается предложение по ее реализации.

В основе метода проектов лежит проблема, требующая разрешения. Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определенного времени. Для выбора темы проекта необходимо выделить значимую проблему, требующую решения путем исследовательского поиска.

 

Работа над проектом ведется по этапам:

Подготовительный этап: выбор и формулировка темы, планирование методов работы и результата проекта.

Технологический этап (реализация проекта) - занимает основное время.

Презентативный этап (подведение итогов): учащиеся представляют свои проекты, получают оценку.

 

В обучении изобразительному искусству метод проектов может успешно использоваться в изучении предмета «композиция» и в обучении дизайну и декоративно-прикладному искусству. При этом применяют метод творческих проектов, который строится по логике «дизайн-петли». В работе по этому методу выделяют следующие этапы:

1. определение потребности,

2. исследование, дизайн-анализ существующих объектов,

3. обозначение требований к объекту проектирования,

4. выработка первоначальных идей, выбор одной и разработка ее,

5. изготовление изделия, воплощение в материале,

6. представление изделия, его оценка.

Рассмотрим этот метод на примере дизайна пляжной сумки.

На первом этапе уточняется задача, определяется, каким требованиям должна отвечать сумка: 1) сумка, трансформируемая в подстилку-коврик, 2) сумка для пляжных принадлежностей, бутылки для воды и т.п., 3) сумка, которая не промокает.

На втором этапе исследуются уже существующие сумки, зарисовываются аналоги.

На третьем этапе уточняются требования к объекту:

1) для кого предназначена сумка: для всех, для детей, для женщины или мужчины.

2) какого размера будет сумка?

3) какой материал?

4) какие карманы, какая застежка?

5) как сумка будет носиться: на ремне, на ручке, на колесиках?

На четвертом этапе идет поиск и разработка идеи. При этом используют творческие методы проектирования:

Неологии – метод использования чужих идей путем их преобразования.

Антропотехника – метод привязывающий свойства проектируемого изделия к удобству человека, например: замок сумки должен расстегиваться одной рукой, и т.п.

Аналогии – метод, при котором используются уже существующие решения в других областях – биоформы, архитектура и т.д. Это проектирование не вещи, а функции: проектируем не печь, а способ обогрева помещения.

После создания эскизов, предложения вариантов решения задачи, выбирается один для воплощения в материал.

Пятый этап – технологический, реализация идеи, изготовление в материале.

На шестом этапе проводится оценка проекта, его защита или презентация. На защиту представляется не только готовое изделие, но и рабочие материалы. Защита проекта – это рефлексия, оценка сделанного. Для защиты рекомендуется составлять сценарий, при групповой форме работы - распределять роли: докладчик, содокладчик, демонстратор, оформитель и т. п.

Алгоритм проектной деятельности называется «дизайн-петля», потому что в конечном итоге мы сопоставляем результат с началом работы, с поставленной целью.

Проектная деятельность требует от учителя высокой квалификации и творческого подхода к работе. В проектной деятельности учитель выступает в роли организатора работы и консультанта учащихся и при необходимости дает новые знания учащимся. Сложность такой работы в том, что невозможно заранее предсказать ее результат, он должен быть найден или создан учащимися в процессе работы. Учитель должен определить уровень сложности работы и контролировать этапы ее выполнения по методу убывающих подсказок. Проектная деятельность не может занимать всю учебную деятельность, под проект выделяются темы для самостоятельного изучения. Для обобщения тем, изученных в процессе работы над проектом, обязательно после защиты проектов должны проводиться теоретические занятия, обобщающие уроки.

Обучение методом проектов предлагает учащимся самостоятельно конструировать свои знания, развивает творческую активность, вырабатывает умение ориентироваться в информационном пространстве.

9. Дополнительное образование в сфере искусства.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Цели дополнительного образования:

1. формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,

2. организация их свободного времени.

3. адаптация  к жизни в обществе,

4. профессиональная ориентация,

5. выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

 

Дополнительное образование осуществляется в школах, студиях, клубах, домах и дворцах творчества и других образовательных учреждениях.

В дополнительном образовании выделяют два вида программ: общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств реализуются только для детей в детских школах искусств и художественных школах. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

 

К освоению дополнительных общеразвивающие  программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Педагоги могут работать по авторским программам или разрабатывать программы, аналогичные уже существующим.

Работа в творческих объединениях по общеразвивающим программам имеет ряд особенностей. Поскольку к занятиям допускаются все желающие, то группы формируются из учащихся с разными способностями. Группы могут быть разновозрастные, но должны делиться по возрастным категориям: дошкольники, младшие школьники, старшие школьники. В этих группах будут не только различаться учебные задания по степени сложности, но и должна быть различная длительность занятий.

Особенностью дополнительного образования является некоторый отсев учащихся в течение года, поэтому для успешной работы педагогу необходимо приложить педагогические усилия, направленные на формирование коллектива учащихся, создание обстановки заинтересованности учебой.

1. Организация самоуправления в группе – это может быть система сменных командиров, организация дежурства, выборы старосты группы, совместное планирование общих дел;

2. Разработка перспективных планов – учащимся надо показать перспективы их обучения через работы старших учеников, через планирование выставок и конкурсов в которых они смогут участвовать;

3. Создание дружеской, доброжелательной атмосферы на занятиях, контроль посещаемости;

4. Формирование правил, традиций, ритуалов – например, посвящение в юные художники, проведение итоговых уроков в необычной форме – в форме викторины или праздника искусства. В одной из студий педагог вырезала забавную фигурку, у которой одна сторона красная, вторая – зеленая, при необходимости привлечь внимание детей фигурка поворачивается определенным цветом. Такой прием позволяет избежать лишних замечаний на занятии.

5. Приобщение родителей к работе студии. Формы родительского участия могут быть различны: это организация отчетных выставок для родителей, открытых уроков, приглашение родителей на совместную экскурсию с детьми.

6. Проведение уроков в различной форме: коллективные уроки, уроки-экскурсии, встречи с художниками, выход на этюды.

В детских творческих объединениях и студиях отметки не выставляются, и документ о завершении обучении не выдается, поэтому оценка успешности обучения проводится в безотметочной форме. Обычно подведение итогов проводится в форме выставки.

В дополнительном образовании детей обучение ведется по программам различной направленности: изостудии, студии декоративно-прикладного творчества, и программы более узкой специализации, например, батик, глиняная игрушка, ткачество или основы дизайна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.30 (0.017 с.)