Вычисление показателей парциальных функций почек (фильтрации, реабсорбции и секреции) для различных веществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вычисление показателей парциальных функций почек (фильтрации, реабсорбции и секреции) для различных веществ



Цель работы: знакомство с одним из современных методов функционального исследования почек.

Для оценки функций почек в эксперименте и клинике используют показатели парциальных функций по выведе­нию различных веществ. К этим функциям относятся фильтрация, реабсорбция и секреция.

Показатели рассчитывают, пользуясь коэффициентом очищения, или клиренсом того или иного вещества, за который принимают объем плазмы, «теоретически» освобождаемый от данного вещества за 1 минуту при однократном прохождении крови через почки. Клиренс определяют в условиях постоянной концентрации вещества в крови и моче, что соз­дается непрерывным введением его в кровь с постоянной скоростью.

В настоящей работе следует провести расчеты на основа­нии результатов ранее проведенных опытов, в которых в вену голени собаки длительно вводили растворы глюкозы, краски фенол-рот и инулина в определенных концентрациях. Через некоторое время брали пробу крови из вены, собирали мочу из фистулы мочеточника и определяли концентрацию вводимых веществ в плазме крови и моче; диурез был равен 4 мл/мин. Результаты внесли в таблицу (см. ниже).

Учитывая, что инулин не реабсорбируется и не секретируется, а только фильтруется, следует с точностью до 0,1 рассчитать в мл клиренс (К) и скорость клубочковой фильтрации (Ф), а также в мг экскретируемую (Э), фильтруемую (Ф), реабсорбируемую (Р) и секретируемую (С) фракции для соответствующих веществ за одну минуту. Данные следует занести в таблицу и на их основе сделать и обосно­вать заключение об особенностях почечной экскреции глю­козы и фенол-рота, т. е. о наличии реабсорбции или секреции этих веществ в почках.

Таблица результатов опыта и расчетов

Вещества

Концентрация (г/л)

Показатели парциальных функций почек

в плазме    в моче Э мг Ф мл Ф мг К мл Р мг С мг
Инулин 1,7 40,0              
Глюкоза 3,3 20,0            
Фенол-рот 0,05 2,2            

 

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Вандер А. Физиология почек. Перевод с английского. Издание 5-е СПб: Питер, 2000.

2. Ломиворотов В.Н. Гормональная регуляция водно-солевого гомеостаза в норме и патологии. // Патол. кровообр. и кардиохирургия. 2004. №2. С.75-80.

3. Нефрология. Руководство для врачей. Под ред. И.Е. Тареевой. М., 2000. Гл. 1 и 2.

4. Физиология водно-солевого обмена и почки. Под ред. Ю.В.Наточина СПб: Наука, 1993.

5. Физиология человека. Под ред. Р. Шидта и Г. Тевса. В 3-х томах. Издание 2-е. М: Мир, 1996. Т. 3. Гл.30 и 31.

6. Фундаментальная и клиническая физиология. Перев. с англ. и нем. Под ред. А.Камкина и А.Каменского. М.: Академия, 2004. Гл ХIII.

 

Глава VIII

Внутреняя секреция

 

Вопросы

1. Особенности и роль в организме гуморальной регуляции функций.

2. Компоненты эндокринной системы организма; разновидности эндокринных структур.

3. Понятие о внутренней секреции. Свойства гормонов и их классификация. Понятие о синтезе гормонов, секреции и транспорте кровью. Механизмы действия гормонов.

4. Методы исследования функций желез внутренней секреции.

5. Механизмы регуляции деятельности желез внутренней секреции. Роль рефлекторных и гуморальных механизмов. Принцип обратной связи в регуляции эндокринных функций.

6. Стресс как неспецифическая адаптивная реакция организма. Фазы стресса; роль желёз внутренней секреции в их развитии. Антистрессорные системы.

7. Физиологическая роль гормонов щитовидной железы; регуляция ее функций.

8. Внутрисекреторная деятельность паращитовидных желез и ее регуляция.

9. Гормоны поджелудочной железы; эффекты и механизмы действия; регуляция секреции гормонов.

10. Эндокринная функция плаценты и половых желез; механизмы регуляции.

11. Гормоны коры и мозгового слоя надпочечников; регуляция их секреции.

12. Физиологическая роль гормонов передней и задней долей гипофиза; роль гипоталамуса в регуляции их секреции.

13. Физиологическое значение тимуса, его роль в иммунологических реакциях.

14. Эндокринная функция эпифиза.

15. Роль кальция в организме; регуляторные механизмы стабилизации его количества в крови.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Для лечебного факультета

16.Овариально-менструальный цикл и его экстрагенитальные проявления.

Для педиатрического факультета

17.Влияние гипо- и гиперфункции аденогипофиза на организм детей.

18.Нарушения развития организма ребёнка при гипофункции щитовидной и паращитовидной желёз.

Для стоматологического факультета

19.Роль щитовидной и паращитовидной желез в формировании зубов и поддержании их функции.

Вопросы для фармацевтического факультета

1. Понятие о внешней и внутренней секреции.

2. Общая характеристика строения желез.

3. Общая характеристика гормонов: классификация, источники в организме.

4. Механизмы действия гормонов.

5. Общие принципы регуляции деятельности желез внутренней секреции.

6. Гипофиз, строение и функции. Физиологическая роль гормонов передней и задней долей гипофиза.

7. Строение и функции надпочечников. Гормоны коркового и мозгового слоев надпочечников.

8. Понятие о стрессе. Роль гормонов гипофиза и надпо­чечников в его развитии.

9. Половые железы: строение, гормоны. Роль половых гормонов в регуляции роста и развития.

10. 10.Щитовидная, паращитовидная железы, их гормоны, влияние на функции организма.

11. Поджелудочная железа, ее гормоны. Роль в регуляции обмена веществ в организме.

 

Лабораторные работы

Работа 1. Составление таблицы, отображающейосновные характеристики гормонов различных желез внутренней секреции

Название железы   Название гормона   Действие гормона на различные органы и ткани; механизмы действия Регуляция секреции гормона (нервная и гуморальная) Физиоло-гическая роль гормона                                        
         

 

Работа 2. Психоэмоциональная проба «Математический счет»

Цель работы: знакомство с одним из популярных методов воспроизведения у человека психоэмоционального стресса.

Для работы необходимы часы с секундной стрелкой и тонометр с фонендоскопом.

 

Ход работы

Работа проводится в виде демонстрации. Испытуемому (лучше – женского пола) предлагают выйти из учебной комнаты на 3 минуты, в течение которых группу студентов информируют о методике проведения пробы.

Перед началом работы (до выхода из учебной комнаты) у испытуемой определяют частоту пульса и артериальное давление, измерения повторяют и сразу же после окончания счета.

В течение минуты испытуемой предлагают вслух непрерывно вычитать 13 из первоначальной трехзначной цифры. За правильностью вычитания необходимо следить и при наличии ошибок в счете – требовать их исправления. Преподаватель периодически поторапливает испытуемую; лица присутствующих должны быть серьезными.

Рассчитывают далее, на сколько процентов повысились показатели. Если эта величина равна 30% или более, склонность к стрессу относят к повышенной.

В заключении необходимо отметить, в каком направлении изменяются показатели сердечно-сосудистой системы при эмоциональном стрессе, и объяснить регуляторные механизмы этой реакции.

 

Работа 3. Оценка тревожности по Ч. Спилбергеру и Ю. Ханину

Цель работы: знакомство с методами оценки склонности человека к психоэмоциональным стрессам.

Ход работы

Испытуемыми являются все студенты группы. Каждый студент знакомится с приведенными ниже утверждениями, отмечая их баллом 1, если по поводу утверждения он может сказать «почти никогда», баллом 2 – «иногда», баллом 3 – «часто», и 4 – «почти всегда».

1. Я испытываю удовольствие.

2. Я быстро устаю.

3. Я легко могу заплакать.

4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

5. Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

6. Я чувствую себя бодрым.

7. Я спокоен, хладнокровен и собран.

8. Ожидаемые трудности очень тревожат меня.

9. Я слишком переживаю из-за пустяков.

10. Я вполне счастлив.

11. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

12. Мне не хватает уверенности в себе.

13. Я чувствую себя в безопасности.

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

15. У меня бывает хандра.

16. Я доволен.

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

19. Я уравновешенный человек.

20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

 

Следует далее рассчитать показатель личностной тревожности (ЛТ):

ЛТ = Е1 - Е2+35, где

Е1 – сумма баллов по пунктам 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20,

Е2 – сумма баллов по пунктам 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

Оценка результата: до 30 баллов – тревожность (склонность к стрессам) низкая,

31 – 45        – умеренная,

46 и более – высокая.

В заключении следует сделать вывод об уровне своей склонности к стрессам.

Работа 4. Влияние тепловых процедур на активность мозгового вещества надпочечников

Цель работы: убедится в возможности влияния надпочечников на артериальное давление.

Хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников вырабатывают катехоламины адреналин и норадреналин, поступающие в кровоток. Секреция их в покое невелика. Она повышается в условиях, возбуждающих симпатическую нервную систему.

Повышение концентрации катехоламинов в кровотоке ведет к повышению артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Тепловое воздействие на поясницу также приводит к повышению этих показателей.

  Для работы необходимы тонометр, фонендоскоп, секундомер, исследования проводят на человеке.

Ход работы

Измерьте АД методом Короткова, подсчитайте ЧСС. К пояснице в области проекции надпочечников положите грелку с горячей водой (80-90оС), обернутую полотенцем. Через 5 минут прогревания снова измерьте АД и подсчитайте ЧСС. Если показатели АД и ЧСС изменились, то через каждые 5 минут продолжайте измерение до их полного восстановления.

В заключении объясните механизм повышения АД в данных условиях.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Анисимов В.Н Физиологические функции эпифиза (геронтологический аспект). Обзор. // Рос. физиол. ж. 1997. №8. С.1-13.

2. Арушанян Э.Б. Участие эпифиза в антистрессорной защите мозга. // Успехи физиол. наук. 1996. №3. С.31-50

3. Благосклонная Я.В., Шляхто Е.В., Бабенко А.Ю. Эндокринология. СПб: Спецлит, 2004

4. Кветной И.М., Ингель И.Э. Гормональная функция неэндокринных клеток. //Бюлл. эксп. биол. мед. 2000. №11. С.483-487.

5. Осадчий О.Е. Нейротензин: физиологические свойства и роль в регуляции функций организма. // Успехи физиол наук. 2004. №2. С.3-21.

6. Панков Ю.А. Все органы, ткани и клетки животных и человека являются эндокринными. // Вестник РАМН. 2001. №5. С. 14-19.

7. Пшенникова М.Г. Оксид азота как фактор генетически детерминированной устойчивости к стрессорным повреждениям и адаптационной защиты. // Бюлл. эксп. биол. мед. 2001. №11. С.510-514.

8. Семененя И.Н. Функциональное значение щитовидной железы. // Успехи физиол. наук. 2004. №2. С.41-56.

9. Суринов Б.П. Постстрессорные состояния и коммуникативные нарушения иммунитета и крови. // Патол. физиол. эксп. тер. 2000. №4. С.9-11.

10. Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. В 3-х томах Издание 2-е. Москва: Мир, 1996. Т.2. Гл.17.

11. Фундаментальная и клиническая физиология. Перев. с англ. и нем. Под ред. А.Камкина и А.Каменского. М.: Академия, 2004. Гл ХII.

12. Хавинсон В.Х. Пептидергическая регуляция гомеостаза. // Успехи биол. наук. 2002. №2. С.190-203.

13. Чепурнов С.А. Чепурнова Н.Е. Нейросекреция - фундаментальная закономерность нейробиологии. Успехи физиол. наук. 1996. №1. С.138-144.  

 

Глава IX



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.029 с.)