Работа 1. Изучение ферментативного действия слюны человека на углеводы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 1. Изучение ферментативного действия слюны человека на углеводы



Цель работы: доказательство карбогидразного действия слюны и настроенности ферментов слюны человека на расщепление термически обработанных углеводов.

Для работы необходимы: три пробирки с делениями, крахмальный клейстер, взвесь сырого крахмала, водяная баня, спиртовый раствор йода, пипетки.

Ход работы

1. Собирают в пробирку 2 мл слюны.

2. Слюну разливают в две пробирки по 1 мл. В одну про­бирку прибавляют 0,5 мл крахмального клейстера, в дру­гую – 0,5 мл сырого крахмала.

3. Пробирки ставят на 10-20 мин. в водяную баню при температуре 38-40°С.

4. Охлаждают пробирки водопроводной водой.

5. Прибавляют к содержимому каждой пробирки по одной-две капли йода. По изменению окраски смеси оцени­вают степень расщепления слюной сырого и обработанного крахмала.

Следует сделать вывод о степени расщепления фермен­тами слюны человека нативных и термически обработанных углеводов; перечислить ферменты слюны.

Работа 2. Значение механической обработки пищи в полости рта для ее переваривания в желудке

Цель работы: анализ одного из проявлений преемственности в работе различных отделов пищеварительного тракта.

Для работы необходимы: две пробирки, водяная баня, термометр, желудочный сок.

Ход работы

В две пробирки наливают по 1 мл свежего молока, слюны и желудочного сока.

Содержимое первой пробирки осторожно смешивают, а содержимое второй тщательно встряхивают, закрыв ее, в течение 1,5 мин., имитируя процесс жевания в полости рта.

Ставят обе пробирки в водяную баню при температуре 37°С на 20 мин., после чего сравнивают характер створаживания молока по величине хлопьев.

Следует сделать вывод о роли предварительной механиче­ской обработки пищи для эффективности последующего дей­ствия желудочного сока.

Работа 3. Значение пищеварительных соков для оптимального створаживания молока

Цель работы та же, что в работе 2.

Для работы необходимы: три пробирки, водяная баня, термометр, желудочный сок, молоко.

Ход работы

Пронумеровывают три пробирки и в каждую вливают по 1 мл молока. Затем вносят в первую пробирку 1 мл слюны, во вторую – 1 мл желудочного сока, в третью пробирку – то и другое. Содержимое пробирок легко встряхивают, ставят пробирки в водяную баню при температуре 38°С на 20 мин Затем отмечают наличие и состояние хлопьев молока.

Следует сделать вывод о значении совместного действия слюны и желудочного сока для обработки молока в желудке.

 

Работа 4. Оценка моторной деятельности тонкой кишки человека методом аускультации

Одним из простых способов оценки этой деятельности является выслушивание звуков, вызванных перемещением кишечного содержимого в результате перистальтики кишки.

Цель работы: убедиться в реципрокности взаимоотношений нервных центров, обеспечивающих эрго- и трофотропные реакции

Ход работы

Испытуемый находится в положении лежа. Стетофонендоскоп установите на переднюю брюшную стенку в околопупочной области. В норме выслушиваются неравномерные приглушенные булькающие звуки 3-5 раз в минуту. Затем испытуемый выполняет физическую нагрузку (20 приседаний в течение 1 минуты) и вновь ложится. При повторном выслушивании кишечных шумов обнаруживается уменьшение их частоты.

В заключении сделайте выводы о наличии перистальтики тонкой кишки и ее торможении при мышечной работе, объясните механизм снижения активности кишечника.  

 

 

Работа 5. Секреторная активность желудочно-кишечного тракта

Цель работы: систематизировать знания по внешнесекреторной активности пищеварительного тракта.

Ход работы

Самостоятельно заполните таблицу «Характеристика пищеварительных желез»:

 

Название железы Состав секрета (ферменты и рН) Переварива-емые компоненты пищи Нервная регуляция секреции Гуморальные стимуляторы и ингибиторы секреции
         

 

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Акмаев И.Г., Сергеев В.Г. Нейроиммуноэндокринология жировой ткани. // Успехи физиол. наук. 2002. № 2. С. 3-16.

2. Капаладзе Р.А. И.П.Павлов о живосечениии; современные этические требования к эксперименту. // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. №4. С.589-596.

3. Коротько Г.Ф. Организация пищеварительного конвейера – от Павлова к сегодня. // Кубанский научно-мед. вестник. 2000. № 2. С.74-80.

4. Коротько Г.Ф., Восканян С.Э. Регуляция и саморегуляция секреции поджелудочной железы. // Успехи физиол. наук. 2001. №4. C.36-41.

5. Космачевская Э.А. и др. К истории павловской физиологии пищеварения. // Рос. физиол. ж. 2002. № 8. С.1089-2095.

6. Самойлов В.О. Транспорт веществ в организме (биомембранология). // Медицинская биофизика. Учебник для вузов. СПб: Спецлит, 2004. Раздел 1.

7. Тимофеева Н.М. и др. Современные представления о всасывании моносахаридов, аминокислот и пептидов в тонкой кишке млекопитающих. // Успехи физиол. наук. 2000. №4. C.24-37.

8. Физиология человека. Под ред. Р. Шидта и Г. Тевса. В 3-х томах. Издание 2-е. М: Мир, 1996. Том 3. Гл. 8

9. Фундаментальная и клиническая физиология. Перев. с англ. и нем. Под ред. А.Камкина и А.Каменского. М.: Академия, 2004. Гл ХIV.

 

 

Глава VII

ВЫДЕЛЕНИЕ

 

Вопросы

1. Понятие о системе выделения и её участии в поддержании гомеостаза. Роль и функции почек.

2. Современные представления о функциях различных отделов нефрона и механизмах мочеобразования. 

3. Факторы, от которых зависит скорость клубочковой фильтрации. Механизм фильтрации; расчет фильтрационного давления в клубочках.

4. Количество и состав первичной мочи; отличия от соста­ва плазмы крови.

5. Механизмы реабсорбции; обязательная и факультативная реабсорбция. Пороговые и беспороговые вещества.

6. Механизмы осмотического концентрирования мочи.

7. Понятие о секреторной и метаболической функциях почек.

8. Состав конечной мочи; его отличия от состава первичной мочи.

9. Роль почек в регуляции осмотического давления плазмы крови, объема жидкостей, кислотно-щелочного равновесия, артери­ального кровяного давления, числа эритроцитов в крови.

10. Методы изучения деятельности почек. Использование коэффициента очищения для оценки парциальных почечных функций.  

11. Нервнорефлекторная регуляция деятельности почек. Значение осмо- и волюморецепторов; роль нервных центров и эфферентных нервов.

12. Гуморальная и нервно-гуморальная регуляция деятельности почек. Эффекты адреналина, альдостерона и антидиуретического гормона.

13. Выведение мочи и его регуляция.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Для педиатрического факультета

14. Особенности системы выделения у детей.

Для стоматологического факультета

15. Экскреторная функция слюнных желез.

  Для лечебного и медико-профилактического факультетов

16. Эндокринная функция почки.

 

Вопросы для фармацевтического факультета

1. Общее представление о системе выделения.

2. Строение почек (микро- и макроструктура).

3. Механизмы образования мочи:

а) фильтрация и факторы, ее определяющие;

б) реабсорбция и секреция.

4. Состав первичной и конечной мочи. Выведение мочи.

5. Механизмы регуляции деятельности почек.

6. Участие почек в регуляции постоянства объема жидкости в организме и АД.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.014 с.)