Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АД.01 Основы интеллектуального труда

Поиск

АД.01 Основы интеллектуального труда


Содержание

Раздел 1. Организация учебного процесса. Особенности работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий. 3

Особенности интеллектуального труда обучающихся на различных видах аудиторных занятий 3

Специфика учебной деятельности обучающихся на лекционных занятиях. 6

Особенности работы обучающихся на семинарских занятиях. 8

Особенности работы обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях 8

Вопросы и задания к 1 разделу. 9

Раздел 2.Технология конспектирования. 11

Опорный конспект как метод запоминания, усвоения и рефлексии учебного материала 11

План – конспект.. 12

Схематический план. 12

Вопросы и задания ко 2 разделу. 13

Раздел 3.Основы библиографии и книжного поиска, в том числе работы с электронными ресурсами. 14

Способы работы в информационной среде библиотеки. 14

Электронные источники информации. 15

Вопросы и задания к 3 разделу. 17

Раздел 4. Самостоятельная работа обучающихся. 18

Работа с текстами. 18

Выполнение чертежей, таблиц. 19

Выполнение расчётно-графических работ.. 19

Подготовка к контрольной работе, к зачету, к экзамену. 20

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач. 21

Организация самостоятельной работы во время прохождения практик. 22

Реферат.. 23

Сообщение. 23

Доклад. 24

Компьютерная презентация к докладу, сообщению.. 26

Вопросы и задания к 4 разделу. 33


Раздел 1. Организация учебного процесса. Особенности работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий

Особенности работы обучающихся на семинарских занятиях

Семинар предназначен для углубленного изучения предмета, овладение методологией, применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. на семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения.

Цели семинара:

- углубление и закрепление знаний, превращение их в убеждения;

- проверка знаний;

- привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой;

- развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечая на вопросы слушателей;

- умение слушать других, задавать вопросы.

Функции - стимулирование интеллектуальной деятельности.

Виды семинарских занятий:

- вопросно-ответный;

- развернутая беседа на основе заранее врученного плана семинарского занятия;

- устные доклады с последующим обсуждением их;

- теоретическая конференция в группе;

- комментированное чтение первоисточников;

- решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

- семинар-экскурсия;

- контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением.

Семинарское занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (урок) и составу (учебная группа), целью которой является закрепление полученных на лекции, усвоенных в ходе самостоятельной работы профессиональных знаний и умений.

Согласно методике проведения семинарских занятий этот процесс включает три этапа: подготовка к семинарским занятиям, проведение занятия и его психологический анализ. На подготовительном этапе преподаватель дает учащимся тему и вопросы семинарского занятия, указывает литературу для самостоятельной работы.

Во время проведения занятий педагог организует познавательную активность учащихся, стимулирует их.

На завершающем этапе необходимо проанализировать семинарское занятие с позиций его успешности.

Раздел 2. Технология конспектирования

План – конспект

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:

· внимательно прочитать материал;

· определить основную идею, выделить ключевые моменты;

· составить план;

· кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;

· подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

Схематический план

Схематический план - любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д.

Этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Требования:

1. Лаконичность. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность. Структура расположения блоков должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, аббревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

5. Все блоки должны иметь между собой логическую связь.

6. Акцентирование. Главная идея конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.

7. Доступность воспроизведения. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение.

Вопросы и задания ко 2 разделу

1. Что такое конспект?

2. Назовите виды конспектов.

3. Как составлять конспект?

4. Раскройте основные правила конспектирования.


5.

Раздел 4. Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстами

Самостоятельная работа обучающихся - это разнообразные виды индивидуальной деятельности обучающихся на занятиях по выполнению различных заданий под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время.

Самостоятельная работа представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя, но он обязательно контролирует ее результат, по возможности — процесс, корректирует его.

Чтение - одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной вам информации. Вариант чтения зависит от целей и условий этого процесса, от сложности содержания читаемого текста, трудности языка автора, заинтересованности читающего в получении результата, его индивидуальных особенностей и техники чтения.

Чтение - одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность знаний, объем которых постоянно возрастает.

Решив зафиксировать содержание какого-либо текста, следует выбирать тип письменной фиксации - выписки, тезисы, реферат, аннотацию.

1. Выписки. Умение делать выписки - основа работы над любой книгой. Выписки могут быть сделаны из конкретной части текста, содержать сокращения или обходиться без них. Выписки делают из «чужих» книг, статей, текстов и из собственных, ранее созданных текстов, при подготовке к устному выступлению для этой цели используют письменные материалы, данные эксперимента и т.д.

2. Тезисы в записи - это положения, вбирающие в себя сущность значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится добиться большей убедительности (определенная форма вывода, к которому он приходит). Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение, обобщающее содержание источника информации.

3. Реферат — краткая, «обогащенная» запись идей, содержащихся в одном или нескольких первоисточниках. Лаконичное изложение в реферате мыслей автора первоисточника не допускает описания собственной позиции автора реферата по рассматриваемому вопросу. Он может лишь выразить согласие или несогласие с положениями первоисточника, обобщить их в резюме, разъяснить отдельные использованные в первоисточнике термины.

4. Аннотация - крайне сжатый справочный текст, включающий основные данные о книге. Аннотация, при некоторой схожести с рефератом, значительно отличается от него. Назначение реферата — замена подлинника кратким и обобщающим его вариантом, тем не менее достаточно полно отражающим его содержание.

Аннотация сообщает о наличии некоторых сведений, информативного материала из конкретной области знаний и в то же время дает краткую оценку этого материала, объясняя, кому и для чего он может быть полезен.

Выполнение чертежей, таблиц

Чертёж - это рисунок, изображающий предметы в определённом масштабе и в определённой проекции на носителе информации и изготовленный с применением чертёжных инструментов.

Таблица - особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки таким образом, что каждый элемент является одновременно составной частью и строки, и колонки.

Между заголовком колонки, заголовком строки и их общим элементом устанавливается бессловесная, графическая смысловая связь, понимаемая читателем без перевода в словесную форму.

Подготовка к контрольной работе, к зачету, к экзамену

Экзамен, контрольная работа, зачет - эти слова знакомы каждому из нас! Сразу же вспоминаются ночи без сна, волнение в момент сдачи, нежелание готовиться, разбитое состояние. Всегда хотелось, чтобы процедура экзамена быстрее закончилась. Но жизнь идет своим чередом и экзамен всего, лишь одно из препятствий которое необходимо преодолеть.

Экзамены и зачеты является итогом самостоятельной работы студента в течение семестра или учебного года. Чтобы успешно сдать экзамены и зачеты, необходимо систематически и упорно работать над усвоением материала по каждой учебной дисциплины в течение всего семестра.

Нельзя ограничиваться только конспектами лекций, следует проработать нужные учебные пособия, рекомендованную литературу.

Правила, которые помогут легче запомнить материал:

- Проговаривай материал вслух! Это поможет тебе его лучше запомнить!

- Старайся конспектировать материал, схематизировать – тогда тебе легче будет вспомнить логику рассуждения. (Шпаргалки в этом тебе могут очень помочь, ведь писать шпаргалки никто не запрещал.)

- Можно совмещать аудио уроки или устное повторение с двигательной активностью (уборкой, зарядкой, рисованием).

- Материал, который ты осмыслил, намного легче запоминается

- Интересный материал запоминается легче.

- Материал легче запомниться, если мы поставили себе цель его запомнить надолго.

- Информация лучше запоминается и воспроизводится, если соотнести ее с другими одновременными впечатлениями Контекст, в котором происходит какое-то событие (содержится информация) иногда лучше запоминается, чем само событие, а так похожая информация сохраняется в памяти рядом, то ассоциации, которые возникают в контексте, помогут вспомнить необходимое.

- Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

- Закон торможения: любое дальнейшее запоминания тормозит предыдущее. Исходя из этого, не следует пытаться запомнить материал подобный, близок к тому, который недавно изучался. Например, запоминать материал по физике после математики, по литературе после истории. Для того, чтобы любая информация лучше запомнилась, она должна "отстояться".

- Закон края: лучше запоминается то, что стоит (написано) в начале или конце информационного ряда, хуже - то, что внутри ряда

- Для того, чтобы лучше и надолго что-то запомнить, необходимо использовать не менее пяти повторений: первое повторение необходимо сделать сразу же после запоминания, второе - через 20-ЗО минут, третье есть - через 8-9 часов, четвертое - через сутки (24 часа), пятое - через 2-3 недели.

- Для того чтобы лучше запомнить можно использовать приемы запоминания, они заключаются либо в том, чтобы привнести логические связи в материал который запоминается либо, выявить логику в той информации, которая рассматривается.

- «Гимнастика для мозга» представляет собой простые физические упражнения, которые помогают обучающимся улучшить межполушарные связи, координацию движений, снять эмоциональное напряжение, уменьшить негативные эмоции, восстановить силы.

Реферат

Реферат – это доклад на выбранную автором тему, либо освещение содержания какой-либо статьи, книги, научной работы или иного научного труда. То есть, это авторское исследование, которое раскрывает суть заданной темы, отражает и приводит различные мнения об исследуемом вопросе или проблеме и представляет точку зрения автора реферата.

Как правильно оформить реферат?

1. Используйте шрифт Times New Roman.

2. Традиционно используется кегль 14-й.

4. Межстрочный интервал – полуторный.

5. Ориентация листа – книжная.

6. Поля: 1,5 см для верхнего, 1 см для нижнего, 1 см для правого и 3 см для левого.

7. Листы форма А4, плотность – стандартная для распечатки принтером, цвет белый.

7. Текст печатается только на одной стороне листа. Оборотная должна остаться чистой.

8. Нумерация (арабскими цифрами) проставляется с третьего листа (с введения). 1-й и 2-й листы (титульный и содержание), не нумеруются, но учитываются в подсчёте. Проще говоря, на первых двух листах внизу цифр нет, на листе с введение – уже ставится «3». Приложения не нумеруются.

9. Титульный лист состоит из следующих частей:

- Шапка с полным наименованием учебного заведения.

- Надпись «РЕФЕРАТ» с названием работы.

- Данные об авторе.

- Заключительный блок с информацией о городе, в котором находится учебное заведение, и годе написания работы.

10. Содержание располагается на 2-м листе и включает в себя наименования всех частей (введения, глав и параграфов основной части, заключения, списка литературы, приложений).

12. Начинает работу введение.

13. Основная часть реферата делится (за редкими исключениями) на главы. Иногда внутри глав выделяются параграфы (или пункты).

13. Главы начинаются с нового листа.

14. Заключение также начинается на отдельном листе.

15. Список литературы оформляется на отдельном листе, выстраивается по алфавиту.

16.  Приложение завершает работу.

17. Листы готового реферата скрепляются спиралью или же пробиваются дыроколом и вкладываются в папку с прозрачным верхним листом.

Сообщение

Сообщение - это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Пишется в форме краткого доклада и не имеет излишних художественных оборотов и словосочетаний. Основная задача сообщения донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.

Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.

Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:

- можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;

- выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;

- не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.

При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу. Желательно использовать для работы сразу несколько источников - это позволит сделать сообщение полноценным и полным.

Порядок работы:

- изучение темы, подбор литературы;

- тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;

- выделите самое главное, что относится к заданной тематике;

- составьте подробный поэтапный план сообщения;

- напишите по пунктам плана сам текст.

Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями. Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.

План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

- вступление, где рассказывается основная мысль по теме;

- основной текст с размышлением или официальными изученными данными;

- заключительная часть с выводами после написания работы.

По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов.

Доклад

Доклад - вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Доклад - достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

- предложения могут быть длинными и сложными;

- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

- употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”;

- авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;

- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата, обязательно необходимы:

1. Титульный лист

2. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

4. Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)

5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада);

6. Список литературы.

Можно выделить следующие этапы работы над докладом:

- Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 8-10 источников).

- Составление библиографии.

- Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

- Разработка плана доклада.

- Написание.

- Публичное выступление с результатами исследования.

Общая структура такого доклада может быть следующей:

1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).

5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).

6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

Для успешного выступления с докладом заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.

АД.01 Основы интеллектуального труда


Содержание

Раздел 1. Организация учебного процесса. Особенности работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий. 3

Особенности интеллектуального труда обучающихся на различных видах аудиторных занятий 3

Специфика учебной деятельности обучающихся на лекционных занятиях. 6

Особенности работы обучающихся на семинарских занятиях. 8

Особенности работы обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях 8

Вопросы и задания к 1 разделу. 9

Раздел 2.Технология конспектирования. 11

Опорный конспект как метод запоминания, усвоения и рефлексии учебного материала 11

План – конспект.. 12

Схематический план. 12

Вопросы и задания ко 2 разделу. 13

Раздел 3.Основы библиографии и книжного поиска, в том числе работы с электронными ресурсами. 14

Способы работы в информационной среде библиотеки. 14

Электронные источники информации. 15

Вопросы и задания к 3 разделу. 17

Раздел 4. Самостоятельная работа обучающихся. 18

Работа с текстами. 18

Выполнение чертежей, таблиц. 19

Выполнение расчётно-графических работ.. 19

Подготовка к контрольной работе, к зачету, к экзамену. 20

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач. 21

Организация самостоятельной работы во время прохождения практик. 22

Реферат.. 23

Сообщение. 23

Доклад. 24

Компьютерная презентация к докладу, сообщению.. 26

Вопросы и задания к 4 разделу. 33




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.012 с.)