![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утомление и переутомление школьников и его профилактика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При неправильной организации учебного процесса среди школьников очень часто наблюдаются признаки утомления и переутомления, приводящие впоследствии к нарушениям здоровья. Признаки утомления школьников: - снижение продуктивности труда (рост числа ошибок и снижение объема перерабатываемой информации при проведении корректурной пробы); - ослабление внутреннего торможения (рост числа отвлечений, рассеянность внимания, двигательное возбуждение); - ухудшение регуляции физиологических функций (нарушения сердечного ритма и координации движений); - появление чувства усталости. Обычно эти признаки быстро проходят за время перемен и после школы, их длительное сохранение свидетельствует о развитии переутомления: - резкое и длительное снижение работоспособности; - нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность); - стойкие нарушения регуляции вегетативных функций (аритмии, вегето-сосудистые дистонии, нарушения функции внутренних органов); - снижение сопротивляемости к инфекциям и др. неблагоприятным факторам.
ПРОФИЛАКТИКА утомления у школьников: 1) Обеспечение оптимальных гигиенических условий обучения: освещенности, вентиляции, микроклимата, соблюдение ПДУ шума и др. вредных факторов. 2) Оптимизация режима обучения - правильное составление расписания уроков, правильное построение урока, эффективное использование перемен, оптимальный режим дня; 3) Оптимизация и пересмотр учебных программ. Гигиенические требования к составлению школьного расписания: а) ограничение количества уроков в неделю: 1 класс - до 20 по 35 мин, 2 класс - до 22 по 45 мин, 3-4 класс - 24, 5-8 класс - 30, 9-11 класс - 31 урок в неделю; б) распределение уроков по сложности в течение дня и недели: шкала сложности уроков - точные науки - 11 баллов, пение - 1 балл. Требования: нельзя ставить сложные уроки подряд, вначале и в конце дня и недели. Максимум сложности уроков - вторник-среда.
Гигиенические требования к структуре урока. Исследования работоспособности школьников, особенно с младших классах, показали: фаза врабатываемости продолжается первые 5 мин, фаза рабочего возбуждения 5-25 мин, затем - фаза начинающегося утомления. Отсюда рекомендации по построению урока: вводная часть (опрос) - 10 мин, основная часть (объяснение нового материала) - до 25 мин, затем - закрепление. Использование физкультпауз, игровых элементов и др.
Рациональное использование перемен. Перемена после каждого урока - 10 мин, после 2 урока - большая перемена 30 мин или две по 20 мин - после 2 и 3 уроков. Запрещается их использование для других мероприятий. Максимальное пребывание на открытом воздухе.
Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков. Основные принципы составления гигиенических требований: - соответствие суточным биоритмам ребенка; - максимальное сохранение динамического стереотипа, при необходимости - его постепенное изменение (новый режим должен вводиться постепенно); - рациональное распределение основных компонентов режима дня (сон, учеба, игры, пребывание на воздухе, питание, личная гигиена) в течение суток и их чередование; - соответствие пределам работоспособности и психо-физиологическим возможностям ребенка.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к двигательной активности и физическому воспитанию детей. Двигательная активность - необходимое условие нормального развития организма ребенка. Она измеряется в локомоциях. При нарушении физиологически обусловленной потребности организма ребенка в движениях возможно 2 состояния: а) гиподинамия - астено-вегетативный синдром, синдром детренированности, избыточный вес. Причины: неправильный режим дня, заболевания, климатические условия, социальные факторы; б) гиперкинезия - миокардиодистрофия, стойкая гипертензия. Причины: форсирование занятий спортом, стремление полных детей похудеть. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей: - индивидуальность; - адекватность состоянию здоровья и возможностям организма; - систематичность; - постепенное повышение нагрузок при медицинском контроле; - благоприятный психо-эмоциональный фон и условия Среды. Оценка адекватности физической нагрузки: - по внешним признакам: покраснение лица, частота дыхания, степень потоотделения и др.; - с помощью методов изучения физической работоспособности: по времени развития физического утомления; - по частоте пульса: измеряют до урока и каждые 5 мин во время урока физкультуры. Критерии: прирост пульса при однократном измерении - до 90% от исходного, в среднем за урок - до 50%.
Требования к продолжительности двигательной активности в режиме дня: Двигательный компонент режима дня должен быть до 50% времени бодрствования, при этом 70% его - регулярные формы физвоспитания, 30% - самостоятельная двигательная активность. Гигиенические требования к закаливанию детей. Цели закаливания: а) развитие и соврешенствование терморегуляции (в основном за счет трени ровки тонуса периферических сосудов). Особенности тероморегуляции у детей: повышенная теплопродукция из-за высокого основного обмена; высокая теплоотдача - относительно большая поверхность тела, лабильность сосудов; б) адаптация к изменению климатических условий; в) снижение чувствительности к простудным заболеваниям. Принципы проведения закаливания - см. принципы физ.воспитания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.154.6 (0.01 с.) |