Утомление и переутомление школьников и его профилактика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утомление и переутомление школьников и его профилактика.



При неправильной организации учебного процесса среди школьников очень часто наблюдаются признаки утомления и переутомления, приводящие впоследствии к нарушениям здоровья.

Признаки утомления школьников:

- снижение продуктивности труда (рост числа ошибок и снижение объема перерабатываемой информации при проведении корректурной пробы);

- ослабление внутреннего торможения (рост числа отвлечений, рассеянность внимания, двигательное возбуждение);

- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушения сердечного ритма и координации движений);

- появление чувства усталости.

Обычно эти признаки быстро проходят за время перемен и после школы, их длительное сохранение свидетельствует о развитии переутомления:

- резкое и длительное снижение работоспособности;

- нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность);

- стойкие нарушения регуляции вегетативных функций (аритмии, вегето-сосудистые дистонии, нарушения функции внутренних органов);

- снижение сопротивляемости к инфекциям и др. неблагоприятным факторам.

 

ПРОФИЛАКТИКА утомления у школьников:

1) Обеспечение оптимальных гигиенических условий обучения: освещенности, вентиляции, микроклимата, соблюдение ПДУ шума и др. вредных факторов.

2) Оптимизация режима обучения - правильное составление расписания уроков, правильное построение урока, эффективное использование перемен, оптимальный режим дня;

3) Оптимизация и пересмотр учебных программ.

Гигиенические требования к составлению школьного расписания:

а) ограничение количества уроков в неделю:

1 класс - до 20 по 35 мин, 2 класс - до 22 по 45 мин, 3-4 класс - 24, 5-8 класс - 30, 9-11 класс - 31 урок в неделю;

б) распределение уроков по сложности в течение дня и недели:

шкала сложности уроков - точные науки - 11 баллов, пение - 1 балл.

Требования: нельзя ставить сложные уроки подряд, вначале и в конце дня и недели. Максимум сложности уроков - вторник-среда.

 

Гигиенические требования к структуре урока.

Исследования работоспособности школьников, особенно с младших классах, показали: фаза врабатываемости продолжается первые 5 мин, фаза рабочего возбуждения 5-25 мин, затем - фаза начинающегося утомления. Отсюда рекомендации по построению урока: вводная часть (опрос) - 10 мин, основная часть (объяснение нового материала) - до 25 мин, затем - закрепление. Использование физкультпауз, игровых элементов и др.

Рациональное использование перемен.

Перемена после каждого урока - 10 мин, после 2 урока - большая перемена 30 мин или две по 20 мин - после 2 и 3 уроков. Запрещается их использование для других мероприятий. Максимальное пребывание на открытом воздухе.

 

Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков.

Основные принципы составления гигиенических требований:

- соответствие суточным биоритмам ребенка;

- максимальное сохранение динамического стереотипа, при необходимости - его постепенное изменение (новый режим должен вводиться постепенно);

- рациональное распределение основных компонентов режима дня (сон, учеба, игры, пребывание на воздухе, питание, личная гигиена) в течение суток и их чередование;

- соответствие пределам работоспособности и психо-физиологическим возможностям ребенка.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к двигательной активности и физическому воспитанию детей.

Двигательная активность - необходимое условие нормального развития организма ребенка. Она измеряется в локомоциях.

При нарушении физиологически обусловленной потребности организма ребенка в движениях возможно 2 состояния:

а) гиподинамия - астено-вегетативный синдром, синдром детренированности, избыточный вес. Причины: неправильный режим дня, заболевания, климатические условия, социальные факторы;

б) гиперкинезия - миокардиодистрофия, стойкая гипертензия. Причины: форсирование занятий спортом, стремление полных детей похудеть.

Гигиенические требования к физическому воспитанию детей:

- индивидуальность;

- адекватность состоянию здоровья и возможностям организма;

- систематичность;

- постепенное повышение нагрузок при медицинском контроле;

- благоприятный психо-эмоциональный фон и условия Среды.

Оценка адекватности физической нагрузки:

- по внешним признакам: покраснение лица, частота дыхания, степень потоотделения и др.;

- с помощью методов изучения физической работоспособности: по времени развития физического утомления;

- по частоте пульса: измеряют до урока и каждые 5 мин во время урока физкультуры. Критерии: прирост пульса при однократном измерении - до 90% от исходного, в среднем за урок - до 50%.

Требования к продолжительности двигательной активности в режиме дня:

Двигательный компонент режима дня должен быть до 50% времени бодрствования, при этом 70% его - регулярные формы физвоспитания, 30% - самостоятельная двигательная активность.

Гигиенические требования к закаливанию детей.

Цели закаливания:

а) развитие и соврешенствование терморегуляции (в основном за счет трени ровки тонуса периферических сосудов). Особенности тероморегуляции у детей: повышенная теплопродукция из-за высокого основного обмена; высокая теплоотдача - относительно большая поверхность тела, лабильность сосудов;

б) адаптация к изменению климатических условий;

в) снижение чувствительности к простудным заболеваниям.

Принципы проведения закаливания - см. принципы физ.воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.)