Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утомление и переутомление школьников и его профилактика.
При неправильной организации учебного процесса среди школьников очень часто наблюдаются признаки утомления и переутомления, приводящие впоследствии к нарушениям здоровья. Признаки утомления школьников: - снижение продуктивности труда (рост числа ошибок и снижение объема перерабатываемой информации при проведении корректурной пробы); - ослабление внутреннего торможения (рост числа отвлечений, рассеянность внимания, двигательное возбуждение); - ухудшение регуляции физиологических функций (нарушения сердечного ритма и координации движений); - появление чувства усталости. Обычно эти признаки быстро проходят за время перемен и после школы, их длительное сохранение свидетельствует о развитии переутомления: - резкое и длительное снижение работоспособности; - нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность); - стойкие нарушения регуляции вегетативных функций (аритмии, вегето-сосудистые дистонии, нарушения функции внутренних органов); - снижение сопротивляемости к инфекциям и др. неблагоприятным факторам.
ПРОФИЛАКТИКА утомления у школьников: 1) Обеспечение оптимальных гигиенических условий обучения: освещенности, вентиляции, микроклимата, соблюдение ПДУ шума и др. вредных факторов. 2) Оптимизация режима обучения - правильное составление расписания уроков, правильное построение урока, эффективное использование перемен, оптимальный режим дня; 3) Оптимизация и пересмотр учебных программ. Гигиенические требования к составлению школьного расписания: а) ограничение количества уроков в неделю: 1 класс - до 20 по 35 мин, 2 класс - до 22 по 45 мин, 3-4 класс - 24, 5-8 класс - 30, 9-11 класс - 31 урок в неделю; б) распределение уроков по сложности в течение дня и недели: шкала сложности уроков - точные науки - 11 баллов, пение - 1 балл. Требования: нельзя ставить сложные уроки подряд, вначале и в конце дня и недели. Максимум сложности уроков - вторник-среда.
Гигиенические требования к структуре урока. Исследования работоспособности школьников, особенно с младших классах, показали: фаза врабатываемости продолжается первые 5 мин, фаза рабочего возбуждения 5-25 мин, затем - фаза начинающегося утомления. Отсюда рекомендации по построению урока: вводная часть (опрос) - 10 мин, основная часть (объяснение нового материала) - до 25 мин, затем - закрепление. Использование физкультпауз, игровых элементов и др.
Рациональное использование перемен. Перемена после каждого урока - 10 мин, после 2 урока - большая перемена 30 мин или две по 20 мин - после 2 и 3 уроков. Запрещается их использование для других мероприятий. Максимальное пребывание на открытом воздухе.
Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков. Основные принципы составления гигиенических требований: - соответствие суточным биоритмам ребенка; - максимальное сохранение динамического стереотипа, при необходимости - его постепенное изменение (новый режим должен вводиться постепенно); - рациональное распределение основных компонентов режима дня (сон, учеба, игры, пребывание на воздухе, питание, личная гигиена) в течение суток и их чередование; - соответствие пределам работоспособности и психо-физиологическим возможностям ребенка.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к двигательной активности и физическому воспитанию детей. Двигательная активность - необходимое условие нормального развития организма ребенка. Она измеряется в локомоциях. При нарушении физиологически обусловленной потребности организма ребенка в движениях возможно 2 состояния: а) гиподинамия - астено-вегетативный синдром, синдром детренированности, избыточный вес. Причины: неправильный режим дня, заболевания, климатические условия, социальные факторы; б) гиперкинезия - миокардиодистрофия, стойкая гипертензия. Причины: форсирование занятий спортом, стремление полных детей похудеть. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей: - индивидуальность; - адекватность состоянию здоровья и возможностям организма; - систематичность; - постепенное повышение нагрузок при медицинском контроле; - благоприятный психо-эмоциональный фон и условия Среды. Оценка адекватности физической нагрузки: - по внешним признакам: покраснение лица, частота дыхания, степень потоотделения и др.; - с помощью методов изучения физической работоспособности: по времени развития физического утомления;
- по частоте пульса: измеряют до урока и каждые 5 мин во время урока физкультуры. Критерии: прирост пульса при однократном измерении - до 90% от исходного, в среднем за урок - до 50%. Требования к продолжительности двигательной активности в режиме дня: Двигательный компонент режима дня должен быть до 50% времени бодрствования, при этом 70% его - регулярные формы физвоспитания, 30% - самостоятельная двигательная активность. Гигиенические требования к закаливанию детей. Цели закаливания: а) развитие и соврешенствование терморегуляции (в основном за счет трени ровки тонуса периферических сосудов). Особенности тероморегуляции у детей: повышенная теплопродукция из-за высокого основного обмена; высокая теплоотдача - относительно большая поверхность тела, лабильность сосудов; б) адаптация к изменению климатических условий; в) снижение чувствительности к простудным заболеваниям. Принципы проведения закаливания - см. принципы физ.воспитания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.) |