Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция и содержательные границы социального и свободного времени общества и личности. Условно исследовательские подходы можно разделить на три группы. Представители первой (в основном, экономисты) рассматривают свободное время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР. поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и Роли свободного времени в повышении культурно-технического уров- 17
ня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда. Вторая группа (этнографы, психологи и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем развитии человека. А свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся: - этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций; - психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; - педагогика связывает с ним вопросы воспитания. Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики. Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно- возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга. Интерпретация гегелевской концепции А. Шопенгауэром оказалась пессимистическим признанием власти возраста над духовным состоянием и деятельностью человека. В диалектической концепции К. Маркса свободное время предстает как сфера свободной деятельности, «не определяемой подобно труду под давлением той внешней цели... осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью». К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию. Маркс определил досуг как «последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие», а свободное время как время, «представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности...»5. Из этих определений вытекают два методологических принципа: I. В основе понятийного смысла термина «досуг» лежит понятие «свободного времени» как пространства досуга II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры «творческих сил». Очевидно, такое подразделение имел ввиду и А. Пушкин, говоря о времени «вдохновенного досуга» и «вдохновенного труда». В целост- 4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26, ч.Ш. С.211. 5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46,411. С.211. 18 ном развитии личности свободное время - это сфера свободной деятельности человека. Следует подчеркнуть, что философское осмысление соотношения свободы и необходимости выявляет его нравственный смысл: ведь действие по необходимости освобождает человека от ответственности за свое поведение. Свободная деятельность и необходимость являются двумя сторонами единого диалектического процесса, выявляющего внутреннюю личную необходимость действия, определяемого системой жизненных ориентаций и ценностей. Таким образом, досуг располагается по шкале «зависимость - свобода». При обсуждении данного вопроса следует избегать двух крайностей: абсолютизации свободы индивида в сфере культурно-досуговой деятельности и растворения свободной деятельности в необходимости выполнения общественных потребностей. Таким образом возникла разница в оценках детерминации свободного времени в формационной и цивилизационной парадигмах. Прямая проекция характеристик формационного подхода на исследованные тенденции в современных развитых странах, создание иных механизмов регулирования экономических, политических и социально-культурных процессов не объясняют многих явлений, таких, как: - изучение тенденций роста свободного времени; - изменение его качественного содержания под воздействием научно-технической революции; - формирование социально-культурных функций предприятий (эксперимент Э. Мэйо, и опыт Японии) и местных органов самоуправления (Европа, США); - развитие социальных инициатив и движений в разных странах: миротворческих, экологических, музыкальных, дискотечных, познавательных международных радио- и телевикторин; - стирание социальных различий в условиях и характере проведения свободного времени; " формирование систем непрерывного образования, его демократизация и гуманизация; - осознание необходимости не только физического, но и духовно-нравственного выживания человечества; взаимосвязь и взаимозависимость современного мира. 19 Это свидетельство общецивилизационного характера изменений социально-культурного процесса, его влияния на развитие социально-культурных процессов в сфере свободного времени, которое становится] предметом исследований специалистов разных стран. Изучая разнообразие исследовательских подходов у зарубежных ученых, видно, что при анализе сущности свободного времени, они отмечают специфические признаки досуговой деятельности: I. «Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходимых, непреложных затрат. Отмечая важность этого признака, следует помнить предупреждения Ч.Р. Миллса («Социологическое воображение») и Э. Гидденса («Социология») о недопустимости переноса современных понятий на прошлые эпохи. Относя участие в церковных праздниках к внешнему давлению и, лишая его статуса праздника, забывают, что в Средние века - эпохе торжества христианской веры, церковные обряды воспринимались как праздник, а не принудительное отбывание литургии. И для современных истинно верующих литургия является праздником. А если учесть, что за церковной службой следовал семейный праздник с застольем, а за ним - массовые гуляния, масленица, святки, сопровождающиеся ига рами, хороводами и состязаниями, т.е. огромный багаж фольклора, накопившийся у народов всех стран, то следует усомниться в правомерности отказа причислять церковные праздники к сфере досуга. Даже в! наше время в деревнях шумно справляют престольные праздники, по| священные святым покровителям деревни, села. Болгарский ученый Л. Николов показывает невозможность применения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. И аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» разным отношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время прогулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др. II. Использование взаимозаменяемости занятий, свободы выбора варианта деятельности или бездеятельности, с точки зрения цивилизаци-онного подхода, также не всегда правомерны. Но при этом следует отметить, что свобода выбора деятельности ограничена объективными й субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к свободному времени, к духовным ценностям, кроме того, оно обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. 20 Пьер Бурдье, используя методологию Маркса, ставящего стоимость товара в зависимость от времени, необходимого для его производства, показал, что ценность эстетических взглядов, вкусов («габитус»)6 определяется ресурсами времени и их непринужденным освоением через интерьер, музицирование, посещение музеев, т.е. условий, какие могут быть только у выходцев из привилегированных слоев. Автор противопоставляет эстетический вкус столичной верхушки наивным взглядам провинциальной буржуазии и представителей неимущего класса. Полученные им эмпирические данные подтверждают, что в наши дни потребление, в том числе и досуговых форм, социально структурировано. П. Бурдье подчеркивает важность социализации индивида через культуру в самом раннем детстве, и её определяющее значение на последующих этапах. Обоснование исследователем категорий «культурный капитал» и «символический капитал подкрепляется многочисленными эмпирическими данными, которые подтверждают, что исключение детей низшего класса из элитарных форм культуры и досуга, обусловливает не только их отставание, но и добровольное психологическое подчинение элите. Это позволяет Пьеру Бурдье обосновать категорию «символического капитала», оказывающего дополнительное давление на низшие слои.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.006 с.) |