Глава 3 концепциии досуга и рекреации в современной социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 концепциии досуга и рекреации в современной социологии



3.1. Модели и признаки досуговой деятельности

Современная социология располагает широким диапазоном досуго-вых концепций (лат. conceptio - мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности), кото­рые опираются на большинство макросоциологических теорий.

Концепция должна объяснить социальное явление и дать обоснова­ние методологии и методики конкретного исследования и быть опера­циональной. Концепции досуга всегда связаны с историческим и куль­турным контекстом и изменяются в процессе развития человечества и социологического знания. Поскольку функции рекреации и досуга сли­ваются, мы будем рассматривать их в совокупности, согласно зарубеж­ной и отечественной традиции.

Наиболее полно концепции досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шивере. Разница состоит в определении места, ранга функции) досуга и рекреации, поэтому мы ограничимся их перечислением и краткой характеристикой.

В гуманистической модели концепция досуга рассматривается как цель жизни и идеал (Это характерно для современного Китая.).

Из современных западных ученых ее придерживаются С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольст­вие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости. Все эти точки зре] ния близки к греческому идеалу досуга как способности души быт! свободной.

Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыраже нии, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Основным яв ляется то, что это самосознание совершается не по необходимости.  ;

Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное сред­ство физической реабилитации и влияния на психическую структура

36

человека. А кальвинизм рассматривает его как релаксацию и восста­новление сил после труда.

Т. Веблен14 рассматривал досуг как средство, инструмент (метод статификации).

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж. Шивере) и отечественных ученых.

Институциональная модель отличала различия в досуговой дея­тельности на основе ценностных установок в сфере религии, образова­ния, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.

Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свобо­ды, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где чело­век может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Но эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.

Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазадье, который, как и Дж. Шивере, во многом ото­ждествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расшире­ние сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей. У Дж. Шивере на первом месте стоит функция рекреации.

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и по­веденческие характеристики её участников.

Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого об­щежития. Другим является определенный набор занятий, предназна­ченных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Многомерность методологических подходов и исследовательских направлений целесообразно рассматривать не как взаимоисключающие,

оеблен Т. Теория праздного класса. М. Прогресс, 1984,

37

а взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить при­знаки досуговой деятельности. Таковыми становятся:

1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности;

2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровожде ния, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индиви дуумом как цель и основная ценность.

3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.

4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностя­ми: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуго1 вых ценностей).

5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, фи­зического и интеллектуального напряжения человека.

6. Поиск удовольствий, разнообразия.

7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стреми

тельному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добави лись:

1. Массовость.

2. Доступность.

3. Стандартизация форм, досуга.

4. Бескорыстие (Дюмазадье подчёркивает отсутствие утилитарной це­ли).

Сфера досуга стала рассматриваться как составляющая социально го критерия качества жизни. Появление форм элитарного досуга обост­рило несоответствие индивидуальных досуговых потребностей и воз­можных доступных способов их реализации для трудящихся.

Интегративной характеристикой досуговой деятельности, в отличие от необходимых трудовых и учебных занятий, является культурная со ставляющая, направленная на развитие личности. В ней диалектически содержатся все остальные признаки.

Содержание досуга рассматривается как определенным образом упорядоченная совокупность видов деятельности, а разграничение оп­ределяет их сущностную характеристику.

Своеобразие модели досугового поведения состоит в том, что объ­ект досуговой деятельности одновременно выступает и ее субъектом.

■■

38

Это проявляется в постановке субъектом перед собой очередных задач и определения путей их осуществления. Таким образом, определяющей характеристикой эффективности досуговой деятельности является са­мовоспитание.

Досуг как деятельность, совершаемая на основе свободного выбора и в свободное время (используемое и для релаксации), должно быть на­правлено на социальные достижения или развитие личности, что под­черкивается большинством исследователей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.01 с.)