Субъекты социально-досуговой рекреации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты социально-досуговой рекреации



Рекреация как форма жизнедеятельности свойственна всем органи­зованным биосистемам, включая и социальные. Все виды популяций подчинены законам биоэнергетики. Субъектом рекреации является ка­ждая единица социального континуума «человек - человечество». Че­ловек - начальная, отправная точка социального континуума субъектов Рекреации.

63

Потребности в рекреации испытывают индивиды первичных и вт ричных, малых и больших социальных групп, территориальных общи стей, общественных движений, классов.

Потребность в рекреации и досуге наблюдается в «уставших колле тивах», «выдохшихся армиях» (Н. Головин), «застойном обществе».

У разных субъектов досуговой рекреации многие исследователи мечают необычность социальных действий. Поэтому следует различа внутренние критерии и внешние индикаторы.

Критерий сознательных действий является сквозным, определяю шим направленность и содержание досугово-рекреационных процессо-

Социологи и психологи отличают субъектов индивидуального со нания (индивиды, диады) от субъектов группового общественного со нания. Следует отличать ориентацию субъекта-индивида на достиж ние рекреационного эффекта у себя самого и у партнёра. Рекреацио ный резонанс - особая форма проявления и переживания группово рекреационного эффекта, она выражается в устойчивых взаимодейс виях и взаимоотношениях между членами социальной группы.

Диада - досуговая пара партнеров, представляет частично замки тую энергетическую систему.

Элемент индивидуального наблюдается в общем интересе, целях условиях проведения досуга. Связь партнеров характеризуется двум формами взаимодействия: ответного (поочередного) и синхронного г пов. Ответный является промежуточным звеном между субъекто индивидом и субъектом малой группы.

Семья как наиболее характерный пример малой группы с её функц ей организации рационального досуга и контроля за его проведение заметно взаимообогащает досуговые интересы. Вся деятельность семь пронизана рекреационными актами. Семейный отдых - это вечерни чаепития, воскресные обеды, походы, хождения в гости, поездки, чте ние вслух, интеллектуальные игры. Специфическое, биологическо эмоциональное общение предстает как секрет стабильности социально го института семьи. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно-досуговых ценностей и моти-вов членов семей.

Зарубежные исследования семейного досуга представлены работам" Элтона Мэйо, С. Паркера, М. Каплана.

Коллектив предстает как объект исследования работоспособности интенсивности труда, морально психологического климата, потребно

64

сти проведения досуговых мероприятий, ролевого поведения. Японский опыт организации труда и досуга, его трудовой и созидательный потен­циал является ярким примером. Коллектив там предстает как вторая семья. Признаками его жизненности являются организация циклично­сти и трудовой и досуговой активности, хотя такая организация имеет и негативные последствия.

Субъектами территориальных общностей являются жители городов и сел, микрорайонов. Стиль и образ жизни - одно из главных направле­ний в западной социологии рекреации и досуга. У нас они изучались В.Н. Болговым и В.Г. Гущу, Т.А. Кудриной и А.И. Шендрик.

Увеличение межличностного, интимно-личностного общения явля­ется характерной чертой и одновременно проблемой современного об­раза жизни. Коллективно-групповой характер общения удовлетворяет потребности в эмоциональном сопереживании, мировоззренческом и духовно-нравственном самоопределении, дружбе и товариществе, при­знании собственной значимости и неповторимости.

Опыт изучения социального взаимодействия в неформальном обще­нии молодых на улицах, в скверах, парках, дома, на дискотеках, к сожа­лению, является пока прерогативой журналистов, и почти не изучается социологами.

Своеобразие личности обусловливает непредсказуемость ее выбора. Поэтому следует рассматривать личность как субъект творчески-преобразовательной деятельности, направленной на самого себя, и все­мерно содействовать пробуждению потребности в самоуправлении и постоянно ее стимулировать.

Культурно-досуговая деятельность является реализацией субъект-объект-субъектных отношений. Противопоставление субъекта и объек­та в культурнодосуговой деятельности несостоятельна методологиче­ски. Объектами управления в культурно-досуговой деятельности могут быть лишь условия культурно-досуговой деятельности и педагогиче­ское руководство институциональными формами использования сво­бодного времени.

Изучение участника культурно-досуговой деятельности как субъекта самоуправления не снимает необходимости исследования духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала субъекта Управления, необходимости формирования и возвышения его потреб­ностей с ориентацией на возникающие интересы и тенденции развития в сфере культуры и досуга.

65

 

Непреложное значение в этом имеет принцип «потребность из по­требности». Эта необходимость практически диктуется требованием окончательного демонтажа авторитарно-бюрократической системы в сфере досуга.

Основой жизни для большинства молодежи является именно сво­бодное время как основное пространство для самоопределения, реали­зации своих интересов. Основной круг интересов, норм поведения, тра­диций формируется в культурно-досуговой деятельности.

Мелочная регламентация способствует отчуждению людей от раз­нообразных форм социального творчества, подлинных духовных цен­ностей.

Педагогика сотрудничества как целостная система, определяющая главные направления, формы и методы культурно-досуговой деятель­ности является основным звеном демократизации.

Появление новых самодеятельных организаций, действующих как совокупный субъект самоуправления - яркое свидетельство процесса демократизации, идущего снизу.

Преодоление отчуждения между личностью и основными социаль­но-культурными инструментами педагогического воздействия - важная задача управленческого процесса. В организации воспитания следует! руководствоваться в учреждениях социально-культурной деятельности следующими принципами:

- от частного интереса личности к ее всестороннему развитию;

- от познавательного интереса к интересу деятельному;

- от активного восприятия к активной деятельности;

- от управления личным интересом, потребностью, к общественно-) значимой деятельности.

Особую роль для социолога представляет выяснение основных ти­пов времяпрепровождения и механизма социального регулирования свободного времени в процессе формирования личности.

В социально-психологическом исследовании на первый план вы­двигается отношение личности к своей деятельности, и отсюда ее раз­деление на самоценную и такую, которая стимулируется потребностя­ми по достижению внешних целей. Педагогический подход охватывает преимущественно изучение целей и основных направлений восприятия, а также методы, формы и средства воздействия на личность в свобод­ное время.

66

 

Наиболее серьезные сдвиги в духовной сфере, тесно связанные с культурно-досуговой деятельности определяются:

- освобождением от регламентации и унификации содержания и форм использования свободного времени;

- возрождением духовно-исторического наследия;

- утверждением плюрализма, доступности духовных ценностей;

- крушением политики изоляционизма.

Универсальность досуговой деятельности с точки зрения научно-содержательного и видового разнообразия уникальна. И ее континиум для каждого индивида, региона и каждой общности при едином содер­жании могут значительно отличаться. Негативный эффект сопровожда­ется системой принуждения и регламентации деятельности молодежи в основных инструментах ее социализации: семье, системе образования, среде общения. Авторитаризм, неуважение к личностному началу, не­востребованность личности, пренебрежение ее интересами и потребно­стями, жесткое ограничение свободы вызывает социально-психологическое противодействие молодежи и выражается в поведен­ческой и нормативной автономии, отчуждении молодых от родителей и преподавателей. Связь с осознанием своего внутреннего мира, индиви­дуальности и социально-профессиональным самоопределением обна­руживается не всегда. В результате происходит столкновение противо­положных тенденций: авторитаризму в деятельности социального педа­гога и его основных инструментах воздействия противостоит стремле­ние к самореализации, автономизации и эпатажу у молодежи. А это приводит к возникновению конфликтной ситуации. Опасность усиле­ния этих тенденций небеспочвенна. Ярким примером тому может слу­жить поведение фанатов на футбольных матчах и после них. Детерми­нированность свободы выбора объективными обстоятельствами: про­цессом урбанизации и относительно развитой социальной инфраструк­турой досуга в условиях рыночной экономики, которая не всегда обес­печивается платежеспособным спросом.

Связь расширения свободы выбора и повышения уровня социаль­ной ответственности за его содержание и характер использования пло­хо осознается молодыми. А обусловленность их развития акселерацией ведет к рассогласованию границ возрастной и социальной зрелости. Но одними назиданиями невозможно сформировать социальную ответст­венность: без сложной, интересной и самостоятельной деятельности молодежи это невыполнимая задача.

67

Приобщение к культурным ценностям как средству саморазвития невозможно переоценить. Но проявляются и негативные тенденции: ориентация на престижное потребление объектов искусства, спорта и др. часто носят характер внешний, лишенный духовно-нравственного; восприятия содержания. Организаторам и менеджерам следует стиму-j лировать расширение гражданских и общественных инициатив.

Свобода выбора, права и гарантии личности взаимообусловлены. Становление гражданского общества, развитие многопартийной систе­мы, демократизация общественной жизни - необходимые условия для самореализации интересов в общественной жизни. Свобода выбора и право на отдых неотделимы от ответственности за их соответствие нормам культуры поведения людей, принятых в обществе. Гарантией свободы от манипулирования интересами и навязывания «воспитатель­ных» функций могут быть лишь созданные условия для саморазвития и реализации потребностей, форм самообразования.

Невысокий уровень социально-экономического развития страны, ус-тановка на существующие традиции как на пережитки прошлого, обу­словливали проведение жесткой регламентации и приобщения к идео­логии и соответствующей ей простым формам культурной жизни.

Становление демократических норм жизни выявили ориентации на более возвышенный характер деятельности и эмпирические исследова­ния подтвердили эту тенденцию19. Существенные изменения произош­ли в молодежном досуге, общие тенденции в современной досуговой деятельности проявляются:

- в повышении самоценности и автономизации молодежи;

- в доминировании культурно-потребительских видов и форм;

- в интернационализации содержания и форм времяпрепровожде­ния;

- в расширении диапазона и интенсификации инновационных пр цессов в культурно-досуговой деятельности;

- в стихийно-групповом характере проведения досуга;

- в нарастании гедонистических и статусно-престижных моделе время препровождения;

-  в нарастании опасности превращения свободного времени в «зо-ну» повышенного риска (экстремальные виды спортивных игр развлечений, а также рост алкоголизма, наркомании, влекущих

__________________

" Свинников В.М. Социализм и свободное время. Право на отдых. -М, 1985. - С. 46. 68

собой деструктивные формы поведения с явными признаками бездуховности и деморализации личности).

Асоциальные виды досуговой деятельности имеют явные и скрытые формы. Они обусловлены дистанцированием от признанных форм об­щественной жизни и деятельности, ростом индивидуально-гедонистических мотивов, неприятием любых форм общественного и родственного контроля, распространением пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и хулиганства.

Кризис основных институтов социализации молодежи и общества в целом на переходном этапе от тоталитарной к демократической модели развития приводит к отчуждению от основной сферы деятельности че­ловека - труда и основных институтов социализации - семьи, учебного заведения, трудового предприятия. А гипергедонистические устремле­ния молодёжи сформированы рекламой и западными телесериалами.

Модели современной организации досуга.

Разрушение социокультурной программы социализма привело к об­разованию «вакуума», стихийному формированию плюралистического процесса. Негативные стороны спонтанного формирования досуговой сферы проявляются в эмпиричности, эпигонском восприятии и следо­вании далеко не лучшим зарубежным образцам, коммерциализации и нигилистическим отношением к прошлому опыту, с одной стороны, и не всегда обоснованные попытки возрождения явных анахронизмов с другой, привели к необходимости выявления истинных потребностей общества в разнообразии форм и гуманизации досуга.

Возникла задача своевременного анализа структурных изменений в социальных субъектах досуга и его менталитете.

Создание социальной защиты работников культуры и социально-педагогического регулирование процессов требуют:

- сведения до минимума влияния рынка на возможности сохране­ния свободы выбора форм досуговой деятельности субъектами вне зависимости от финансово-экономических ограничений;

- разработки культурологического и аксеологического подходов к профессиональной деятельности и образу жизни;

- изменения характера организации и управления досуговой дея­тельностью.

Формирование научной социокультурной программы массового до­суга - одно из требований коренных интересов общества, и её следует Рассматривать как самоорганизующуюся систему.

69

 

Дестабилизация современного общества привела к потере социаль ных ориентиров и выявила социальные противоречия:

- между необходимостью воспроизводства культурных ценностей отсутствием современных подходов к их воспроизводству;

- между снижением человеческих контактов (без них люди одиноки отчуждены, изолированы, что углубляет кризис) и стремлением общению, единению, взаимообмену;

- между низкой воспитательной возможностью среды и высоко потребностью человека в самореализации.

Культура отражает степень «очеловечивания» природы и меру само развития человека, и процесс развития культурно-досуговой деятельно сти - путь к ней.

 

 

70

ГЛАВА 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.026 с.)