Обзор исследований бюджетов времени в России XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор исследований бюджетов времени в России XX века



Исследования бюджетов времени оригинальное научно-прикладное направление социолого-статистических исследований, развивающееся с 1920-х гг. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую ме­тодику и технику сбора, обработки и анализа информации и широкую область практического применения (обобщающие данные исследова­ний помещены в таблице на стр. 88-89).

В конце Х1Хначале XX вв. А. В. Чаянов разработал инструментарий учета времени труда в крестьянском хозяйстве. Вторым актом было со­циологическое обследование слушательниц Бестужевских курсов (Санкт-Петербург), проведенное в 1909 году. В анкету были включены вопросы о затратах времени на учебные и некоторые внеучебные заня­тия.

В 1920-1930-е гг. исследования связаны с именем С.Г. Струмилина, по инициативе которого впервые органами государственной статистики были проведены обследования бюджетов времени в "бюджетных" ра­бочих и крестьянских семьях, то есть в тех, где велся учет доходов и расходов. Это был период восстановления народного хозяйства, разру­шенного во время Мировой и Гражданской войн, интервенции и пере­хода к новой экономической политике, время развития промышленно­сти и городов, период борьбы с неграмотностью, приобщения широких масс к ценностям культуры. Исследования бюджетов времени были связаны с двумя научно-прикладными задачами:

1. Показать изменения в повседневной деятельности (трудовой, быто­вой, досуговой, социальной) прежде всего рабочих и крестьян;

2. Выявить пути рационализации труда, управления, повышения обра­зования, культуры, квалификации.

В решении первой задачи показатели времени играли роль индикато­ра изменений, во втором случае само изменение использования време­ни рассматривалось как фактор, влияющий на успешность решения со­циально-экономических, политических, идеологических, культурных

71

задач. Так, проанализировав бюджеты времени служащих, С.Г. Стру-милин сделал вывод: "уравнять" рабочий день рабочих и служащих| "целесообразнее за счет дальнейшего сокращения обязательного труда рабочих, чем за счет удлинения его для служащих". Знать, чтобы изме­нять так можно сформулировать принцип того периода. Учет времени рассматривался как способ анализа и объяснения действительности, чтобы на основании объективных данных переустроить к лучшему эту самую действительность в интересах государства и самих трудящихся. 

Первые в мире попытки изучения использования времени в семьях рабочих и крестьян позволили С. Г. Струмилину констатировать боль-шие возможности бюджетно-временного метода в изучении повседнев-ной жизни. В бюджете времени отражаются не только разделение труда в семье, но и вкусы и потребности работника и его общий культурный уровень, они получают такое освещение, какого из одной лишь приход­но-расходной его книжки никогда не получить.

Важную роль сыграли Лига «Время» и одноименный журнал, изда­вавшийся в 1923-1925 гг. В это время велись не только социолого-статистические исследования. Наиболее активные служащие, студенты, учителя вели учет своего времени по собственной инициативе для луч­шей организации своей жизнедеятельности. Большое значение имело и то, что результаты исследований оперативно публиковались и были доступны широкой публике, что создавало конструктивную социально-психологическую обстановку.

Объектом исследований становились социальные группы, игравшие решающую роль в развитии страны: работники материального произj водства (рабочие, специалисты, крестьяне), активисты общественной политических, культурных организаций и учреждений, молодежь (от дошкольников до студентов) и педагоги. Исследования проводились на сравнительно небольших выборках под лозунгом "за научную органи-j зацию труда и быта".

В России с самого начала в данной области исследований господ-ствовал и до сих пор доминирует марксистский диалектико-материалистический, системный подход. Время рассматривается кам природно-социальный ресурс деятельности людей, оно необходимо для удовлетворения их общественных и личных потребностей. Система по-требностей удовлетворяется системой деятельности. Поэтому при изу-чении того или иного элемента жизнедеятельности социальной группы (домашнего труда, учебных и бытовых занятий, проведения свободного

72

времени) необходимо определить его место в общей системе повсе­дневной деятельности. Этот важнейший методологический принцип, применяемый в исследованиях бюджетов времени, отличает их от "не­бюджетных" исследований деятельности, где тот или иной ее вид (на­пример, досуг) обычно изучается вне связи с другими.

Исследования бюджетов времени с помощью показателей распреде­ления времени на занятия дают возможность фиксировать и анализиро­вать действия людей в сферах труда, быта, образования и досуга. Эти действия отражаются в их наборе: продолжительности, частоте, перио­дичности, локализации в пространстве и других характеристиках.

Но для более полного понимания реального поведения людей требу­ется изучение и учет ценностных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и ре­зультатом осуществления разных видов занятий. Таким образом, дея­тельность социальных, профессиональных, демографических групп территориальной общности (города страны), представляет собой взаи­мосвязанную систему.

Первые послевоенные обследования бюджетов времени были прове­дены среди студентов Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана (1949 г.) и Ленинградского государственного педагогиче­ского института им. А. И. Герцена (1954 г.). Этап 1950-1960-х гг. свя­зан с "оттепелью" времен Н. С. Хрущева и переизданием работ С. Г. Струмилина 20-30-х гг. С именем Г. А. Пруденского связаны исследо­вания бюджетов внерабочего, свободного времени. Это стало началом возрождения в стране конкретно-социологических исследований. Они были стимулом к развитию экономической социологии.

После восстановления разрушенного в войну хозяйства создавались предпосылки для облегчения условий труда и быта населения, повыше­ния уровня жизни, достаточно быстрого роста общеобразовательного Уровня населения, его культурных и бытовых потребностей. Социаль­ным заказом этого периода был, с одной стороны, поиск резервов роста производительности труда, с другой поиск путей увеличения и "рацио­нального" использования свободного времени. По инициативе Г. А. 'ПРУДенского Научно-исследовательским институтом труда и Институ­том экономики и ЦСУ РСФСР в Новосибирске осенью 1959 г. состоя­лось первое в послевоенный период государственное обследование бюджетов времени в "бюджетных" семьях рабочих и служащих Моск-вы и Новосибирска, Ленинграда, Тбилиси, Красноярского края, а в

73

г. там же было проведено первое крупное повторное обследование для! оценки изменений после перехода на 7-часовой рабочий день. Приме-1 нялся дневниковый метод учета затрат времени на текущий день (так называемая самофотография).

В 60-е г.г. начался бум обследований бюджетов времени, которые по-казали значимость реальных потребностей людей. Полученные данные содействовали изменению режима труда работниц в текстильной про-мышленности, учителей и шахтеров. Социологические данные, отно-сящиеся к регистрации фактического неравенства полов, начали ис пользоваться в официальных документах. Это имело значение для воз-никновения идеи А. Салаи (1964-1970 гг.) изучить влияние индустриа-лизации и урбанизации на жизнь городского населения. В рамках этого исследования было проведено советско-американское обследование бюджета времени населения г. Пскова. Это был первый социологиче-ский опыт, в котором при обработке и анализе эмпирических данным стали применяться ЭВМ (1963 г.) и методы математической статистики.

С начала 1970-х гг. в практику входит сочетание обследований бюд­жета времени с анализом субъективных оценок условий его использо­вания, получаемых с помощью обычных вопросников. Институт социо­логии АН СССР под руководством В. Д. Патрушева в 1973-74 гг. про­вел исследование сельского населения Ростовской области и предпри-ятий ряда других городов. Повторное обследование в Пскове в рамках советско-американского проекта (1986 г.), институт экономики и орга-низации промышленного производства СО АН СССР под руководством! В. А. Артемова начал лонгитюдное исследование бюджетов времени! городского (Рубцовск 1972, 1980, 1990 гг.) и сельского (Новосибирская область 1975-1976, 1986-1987) населения. Центральное статистическое управление РСФСР возобновило обследования бюджетов времени в "бюджетных" семьях, причем во всей их сети (1977, 1980, 1985, 1990 гг.). Широко использовался метод ретроспективной фотографии (запи| си о последовательности и продолжительности занятий за вчерашний день).

После 1991 г. было продолжено лонгитюдное исследование сельского населения, проведены обследования рабочих промышленности Моск­вы, проведено третье обследование в Пскове (1997/98 гг.).

Экономический кризис обусловил целый ряд особенностей в изуче­нии бюджетов времени. Из-за финансовых трудностей с 1990 г. прекра­тил обследования бюджетов времени Госкомстат РФ. Между тем имен-

74

но сейчас для анализа социальных последствий рыночной реформы особо важно знать, как живут и расходуют время бедные и богатые, как выживают имеющие доход ниже прожиточного минимума, как повлия­ли изменения в структуре ценностей у представителей разных социаль­ных слоев на реальное поведение людей в сферах труда, быта, образо­вания, досуга.

Особенно важна более полная реализация результатов деятельност-ного подхода, с акцентом на активности субъекта в создании форм и организации своего бытия.

Обследования бюджетов времени на территории России в 1920-1990-х гг.

Число Число   Организации, прово-
обследо- опроше- Группы опрошенных дившие обследова-
ваний нных   ние
11920-е гг.   "Бюджетные" рабочие и Органы государст-
  Более крестьянские семьи; слу- венной статистики;
Более 40 10,1 жащие; специалисты; на- профсоюзы; образо-
  тыс. учные сотрудники, учите- вательные учрежде-
    ля; преподаватели вузов; ния; комитеты пар-
    функционеры партии, ком- тии и комсомола,
    сомола, рабочих клубов; другие обществен-
    служащие органов управ­ления; учащиеся школ; ные организации
    студенты; безработные  
!930-е гг.   "Бюджетные" семьи, го- Органы государст-
  Более родские рабочие семьи, венной статистики и
8 17,5 тыс. студенты местной власти
1950-е гг.   Рабочие промышленных Органы государст-
  12,7тыс. предприятий,городские венной статистики;
14   "бюджетные" семьи научные учреждения

 

75



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.07 с.)