Проблемы и тенденции изменения досуговых предпочтений россиян на рубеже веков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и тенденции изменения досуговых предпочтений россиян на рубеже веков



Проблема досуговой деятельности в ситуации социально-экономических реформ

Сложный исторический период, переживаемый нашей страной, де­лает необходимым новое осмысление социально-культурных процес­сов, характерных для мировой и отечественной практик. Процессы ко­ренных социально-экономических преобразований, демократизации всех сфер жизни общества, кардинальной перестройки общественного сознания, изменений системы нравственных ценностей сделали необ­ходимым «новое видение» формирующейся парадигмы, предполагаю­щей приоритет духовного над материальным, возвращение к вечным ценностям, самореализации творческих потенций личности.

Самой большой ценностью является обретение человеком про­странства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. Однако, как уже отмечалось, само по себе свободное время есть лишь условие развития личности. Для того чтобы оно стало действенным ускорителем общественного прогресса, необходимо формировать у всех членов общества соответствующий уровень культуры его использования, отвечающий задачам как совре­менной, так и будущей цивилизации.

Необходимо констатировать, что переход к рынку еще более ос­ложнил социальную напряжённость в обществе, особенно в молодеж­ной среде. С одной стороны, идет быстрый процесс социальной и мате­риальной дифференции молодежи, который сопровождается появлени­ем большего числа молодых миллионеров из среды предпринимателей, брокеров и увеличением числа нищих и безработных молодых людей. С другой стороны, идет процесс формирования все новых молодежных субкультур, отражающих социальный статус различных социальных групп молодежи, который сопровождается усложнением их досуговых интересов и потребностей.

Необходимо заметить, что в странах с классической социально-рыночной экономической моделью высокий уровень развития социокультурной среды может удовлетворить практически все, даже самые изысканные досуговые интересы и потребности различных со-

91

 

циальных (в том числе маргинальных групп) в социально приемлемых формах, являясь, в свою очередь, очень мощным стабилизирующим фактором в аспекте использования творческой энергии молодых лю­дей. Об уровне развития индустрии досуга в США говорит тот факт, что сегодня доход от ее экспорта занимает второе место во внешней торговле США после аэрокосмической промышленности. А японцы при всем их трудолюбии истратили на отдых и развлечения в 1992 году сумму, эквивалентную 1/3 российского госбюджета.

Многочисленные факты «приватизации» и даже прямого захвата различными коммерческими структурами не только небольших клубов молодежи, но и Домов, и целых Дворцов культуры, которые уже по­шли «с молотка», сократили возможности проведения досуга. Если в доперестроечные годы государство все-таки находило средства и могло еще как-то удовлетворять определенные досуговые интересы и потреб­ности молодежи в рамках бесплатных секций и кружков, то всеобщая коммерциализация сферы досуга и отдыха в наше время просто лиши­ла людей этой возможности. Будущее нашей страны во многом зависит от того, какие условия для самореализации внутренных потенций мо­лодого поколения в свободное время сможет создать общество.

Общеметодологические принципы изучения взаимосвязи культуры и досуга, качественные характеристики структурных элементов досуго-вой деятельности, влияние объективных и субъективных факторов на закономерности развития культуры и досуга в зависимости от социаль­но-экономических условий жизнедеятельности людей был изучен бла­годаря работам И.М. Бачиева, Н.Е.Еньшиной, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, И.С. Кона, Г.А. Калкея, А.Г. Левинской, Ф.С. Махова, Г.А. Сванидзе, М.Н. Топалова, Я.И. Чупрова, Э.В. Соколова, В.Н. Орлова, Г.П. Орлова, Н.А. Селянской, Н.А. Кеменовой, Г.Е. Зборовского и др. В их работах выявлены объективные и субъективные факторы, оказы­вающие влияние на уровень досуговой деятельности молодежи, выде­лены элементы субкультуры досуга, показана роль досуговой деятель­ности в формировании всесторонне развитой личности молодых людей различных социально-образованных групп. Был дан анализ следующих элементов досуга: игра, общение, просвещение, творчество, созерцание как в процессе исторического развития, так и в современных условиях. При этом остались недостаточно раскрыты такие элементы субкульту­ры досуга, как досуговые приоритеты, ценностные ориентиры при вы­боре форм деятельности, интересы, хобби, кумиры молодежи и их фа-

92

наты и др. Не проанализирована роль новых средств передачи аудио-видеоинформации в среде досуговой культуры и их значение в само­реализации личности. Слабо изучена материально-вещественная база индивидуально-организованного семейного досуга, недостаточно исследованы неформальные компании и группы досугового общения. Отсутствуют сравнительные исследования уровня досуговой деятель­ности молодежи, различных социально-демографических, социально-образовательных групп.

Досуговая деятельность предполагает определенную меру сочета­ния активных и пассивных форм потребления духовных ценностей, от­дыха, общения со свободной творческой деятельностью. Их нельзя противопоставлять друг другу. В совокупности и взаимодействии они образуют систему досуга. Очень важно в культурно-воспитательной работе не прибегать к жесткой регламентации и излишней рационали­зации. Особое место в анализе досуговой деятельности молодежи сле­дует уделять её стремлениям к постоянным инновациям, изменением кодов поведения и стилей общения. В то же самое время всестороннее исследование досуговой деятельности невозможно без выяснения в структуре досуговых занятий явлений антикультуры, девиантных форм проявления досуга, ибо в реальной социальной жизни, в каждой куль­туре эти явления диалектически взаимопереплетены.

Проблема роли средств массовой коммуникации в формировании культуры личности стала особенно актуальна для нашей страны с появ­лением все большего числа альтернативных источников культурной информации, не всегда обладающих положительным культурным по­тенциалом. Отсюда следует, что важнейшей в наше время методологи­ческой социокультурной проблемой исследования уровней культуры досуга является, с одной стороны, анализ всей существующей инфра­структуры досуга, с другой изучение места и роли прежде всего новых средств массовой коммуникации.

Важным в процессе формирования цивилизованного уровня досу­говой культуры является знание субъектами социокультурной среды, «систем ценностных ориентации» различных социальных групп обще­ства, особенно молодежи. Только их разумный учет может дать необ­ходимый социокультурный эффект. Необходимо исследование субъек­тивного восприятия различными социальными группами общества ка­чества продукции различных отраслей культуры. Для решения данной проблемы требуется постоянное изучение социального состава аудито-

93

I

рии учреждений культуры, средств массовой коммуникации при помо­щи уже существующих каналов «обратной связи» (письма, сообщения в Интернете телефонные звонки и т.д.), а так же организация специаль­ной социологической службы досуга.

Сложившейся социокультурной проблемой, с которой связан ана­лиз качества той или иной продукции индустрии досуга, является эсте­тическая оценка. Ее воспитательный характер определяется не только классическими или современными видами «массовой культуры», но и степенью удовлетворения произведением искусства в зависимости от уровня образования, жизненного опыта, психологических особенностей индивида. Нужно также иметь в виду тот социальный контекст, в кото­ром идет восприятие того или иного произведения искусства. В некото­рых формах культурного потребления скрыты элементы антикультуры, например в видеокультуре.

При исследовании досуговой деятельности необходим комплекс­ный подход, так как культура досуга связана со всеми атрибутами сво­бодного времени: содержанием, структурой и качеством. Если количе­ство свободного времени обусловлено целым комплексом социально-экономических факторов (уровнем развития производительных сил, уровнем развития внепроизводственной сферы жизнедеятельности об­щества и т.д.), то структура и содержание свободного временимногими субъективными факторами, среди которых немаловажное значение имеет индивидуальный выбор материального обеспечения обществен­ного, личного и семейного досуга.

Другой важной методологической проблемой исследования досу­говой деятельности должно быть определение оптимальных с точки зрения здорового человека, границ объема свободного времени, необ­ходимого для различных социально-демографических, социально-образовательных, социально-профессиональных групп населения. Осо­бенно это касается учащейся молодёжи.

Важнейшим средством формирования досуговой деятельности яв­ляется система образования и воспитания, которые призваны наряду со своими специфическими задачами уделять должное внимание формированию досуговой культуры. Так, еще Аристотель отмечал: «Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чём воспитываться, и как это воспитание, так и это обучение за­ключают цель в самих себе...»

94

Как показывает социальная практика, время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой. Отсюда возника­ет проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи.

По общему мнению западных социологов, изучающих проблемы молодежи, именно «малая группа» является практическим обозначени­ем самой важной проблеммы - идентификации и социализации. Поня­тие «малая группа» возникло в американской социологии и означает нечто большее, чем просто «группа сверстников». Объем его значения гораздо шире и означает равенство в социальном статусе взглядов, сис­теме ценностей и формах поведения.

Т. Парсонс, Р. Белл, Д.Колеман, Ф.Тёнбрук, и многие другие запад­ные исследователи используют понятие «малая группа» исключительно для обозначения неформальных, гомогенных групп молодежи. По их мнению, местонахождение групп сверстников в социальном поле может быть определено между первичной организацией (семья) и вторичными организациями (школа, предприятие, общество в целом).

Другими словами, «малая группа»это прежде всего группа совме­стного проведения досуга.

Как показывают социологические исследования, группы сверстни­ков образуются, как правило, независимо от желаний и намерений взрослых в результате процессов самоорганизации и представляют со­бой «открытую» самоорганизующуюся систему, синергетическая при­рода которой регулируется внутренними импульсами. Попытки оказать внешнее управляющее воздействие на подростковую группу, как пока­зывает опыт, ведет лишь к возникновению конфликтной ситуации. Данный феномен объясняется с помощью теории «группового поведе­ния», предложенной в начале XX века У.Джеймсон, У.Кули, Дж.Мидом, Э.Мэйо, Дж.Морено Г.Дженингс, разработавшими социо­логические методы исследования групповой структуры. В 30-е годы У.Уайт применил антропологические приемы в исследовании «Обще­ства подворотен».

Теории группового поведения во многом способствовали проведе­нию в странах Западной Европы многочисленных исследований, по­священных изучению неформальных молодежных групп, которые осо­бенно бурно возникали в 60-80-е годы под воздействием множества со­циокультурных факторов, научно-технической революции второй по-

95

ловины XX века. С одной стороны, все активнее в повседневную жизнь вторгалась компьютеризация, стандартизация, роботизация, что вело к потере индивидуальности, культурному отчуждению личности. С дру­гой - идет процесс усложнения социальных связей, новых обществен­ных структур, формирование групповых норм поведения. Это противо­речие ведет к дефициту общения, к поиску новых форм самовыражения и самореализации личности. Поскольку общественные институты объ­ективно консервативны, находятся в постоянной оппозиции любым мо­лодежным инновациям, и пытаются любыми путями сохранить сущест­вующий «статус-кво», молодое поколение всех без исключения стран находит всё новые формы самореализации.

Важным аспектом, характеризующим состояние досуговой культу­ры молодежи современного города, является степень удовлетворенно­сти индивидуальными и общественно-организуемыми формами ис­пользования свободного времени.

Эмпирической основой при анализе тенденций, форм и предпочте­ний досуговой деятельности россиян выступают данные общероссий­ского исследования молодежи, осуществленного РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. В опросе с общей вы­боркой 833 человек опрашивались две возрастные когорты: молодежь 16-30 лет и представители поколения их родителей 41-50 лет (кон­трольная группа). Опрос применялся для понимания динамики измене­нии бытового и досугового поведения и жизненных целей россиян. В отчете использованы также результаты тематических репрезентативных общероссийских исследований молодежи, осуществленных РНИ и НП по заказу Госкоммолодежи РФ и московского представительства Фонда им. Эберта в 1997-2000 гг.

По квотной выборке в опросе участвовали рабочие предприятий, шахт и строек: инженерно-техническая интеллигенция и преподаватели вузов, ПТУ, ученые, учителя школ, работники торговли, сферы быто­вых услуг, транспорта и связи, служащие, предприниматели малого и среднего бизнеса, военнослужащие и сотрудники МВД, жители сел и деревень, студенты вузов, безработные. Опрос проводился в 58 поселе­ниях различных типов пропорционально численности населения мега­полисов, областных центров, районных городов и сел в структуре насе­ления России в целом.

Какие виды досуга и отдыха наиболее привлекательны и распро­странены в молодежной среде на сегодняшний день? Какова динамика

96

досуговых предпочтений молодого поколения за последние несколько лет, наблюдаются ли здесь определенные изменения и сдвиги, какой характер они носят? - Такие вопросы задавались респондентам. Резуль­таты исследований приведены в следующих рисунках и таблицах.

Таблица 1.

Формы проведения свободного времени: динамика предпочтений рос­сийской молодежи за последние годы, в %

Форма досуга 1997 2001
Телевидение 55,4 70,6
Современная музыка 36 52,6
Чтение периодики 17,9 52,5
Общение 61,5 50,8
Чтение книг 45,6 50,3
Домашние дела 38,5 49,2
Просто отдых 35,7 34,3
Дискотеки 19,1 32,1
Радио 9,4 32
Театры, концерты 13,5 24,6

97

 

Компьютер 11,9 24,4
Кафе, бары 17,1 22,7
Спорт 14,1 20,1
Дополнительные занятия 9,6 14,5
Хобби, увлечения 8,8 12,5
Музеи 5,9 10,4
Клубы, ассоциации 4,6 5,6
Религия 3,2 3,7
Кружки по интересам 2,2 1,5
Политика 0,4 0,4

Безусловными лидерами «домашнего» досуга молодежи являются телевидение и другие средства массовой информации, современная му­зыка, чтение. Что касается «внедомашнего» досуга, то здесь на первый план выступает непосредственное общение, контакты с друзьями, свер­стниками, совместные посещения концертов, дискотек, баров, кафе, ночных клубов, то есть активная развлекательная деятельность.

Так, свыше половины юношей и девушек в возрасте до 21 года в свободное время регулярно посещают дискотеки, танцы, ночные клубы и т.п., в то время, как эти же формы активности у молодежи в возрасте 27-30 лет снижаются фактически в пять раз. С возрастом заметно сни­жается приверженность и другим формам внедомашних развлечений: концерты, спектакли и т.п. регулярно посещают 39,1% молодежи до 21

98

рода и всего 11,0% молодежи 27-30 лет. Увлеченность кафе, барами, ресторанами тоже снижается практически в 2,5 раза (27,2% и 11,7% по указанным возрастным подгруппам соответственно) (см. таблицу 2).

Таблица 2. Досуг российской молодежи различных возрастов: Динамика предпочтений (1997-2001 гг.) в %

 

Формы проведения свободного времени

Молодёжь до 21 года

Молодёжь 22-26 лет

Молодёжь 27-30 лет

ВСЕГО

1997 2001 1997 2001 1997 2001 1997 2001
Телевидение, видео 52,0 64,2 58,0 73,3 55,7 73,8 55,4 70,6
Радио 11,8 39,7 8,1 28,1 8,8 28,3 9,4 32,0
Чтение периодики 12,8 48,3 19,1 58,7 20,1 49,7 17,9 52,5
Чтение книг 40,9 53,0 47,2 54,5 47,3 42,8 45,6 50,3
Доп. занятия, повышение квали­фикации 10,2 7,3 10,3 16,2 8,8 20,0 9,6 14,5
Современная музыка 51,0 50,3 35,8 58,7 27,9 47,6 36,0 52,6
Хобби, увлечения 7,5 5,3 10,1 17,4 8,3 14,5 8,6 12,5
Компьютеры, Интернет, игры 14,0 29,1 11,7 24,6 10,7 19,3 11,9 24,4
Дискотеки, ночные 35,8 54,3 22,4 29,9 7,9 11,0 19,1 32,1

99

клубы                
Кафе, бары, ресто­раны 17,9 27,2 21,3 28,1 14,2 11,7 17,1 22,7
Концерты, театры 13,4 39,1 16,1 23,4 12,1 11,0 13,5 24,6
Музеи, выставки 5,3 11,9 8,1 11,4 4,9 7,6 5,9 10,4
Занятия спортом 13,4 32,5 17,6 17,4 12,4 10,3 14,1 20,1]
Сам одеятел ьность, кружки, объедине­ния по интересам 4,3 0 1,8 1,8 1,3 2,8 2,2 1,5
Клубы, диспуты, ас­социации, общест­венная деятельность 5,1 15,2 5,9 1,2 3,6 0,7 4,6 5,6 1
Религиозное участие 4,1 3,3 3.1 3,6 2,8 4,1 3,2 3,7.
Политическая деятельность 0,2 1,3 0,7 0 0,3 0 0,4 0,4;
Общение, встречи с друзьями 69,1 56,3 61,8 51,5 57,1 44,1 61,5 50,8
Домашняя работа, заботы по хозяйству 29,1 43,7 39,3 52,7 43,2 51,0 38,5 49,2
Просто отдых, ничегонеделание 40,0 32,5 33,8 32,9 34,5 37,9 35,7 34,3

100

Заметные расхождения некоторых внедомашних досуговых пред­почтений не в последнюю очередь связаны с изменениями семейного положения представителей молодежи разных возрастов. Оно сущест­венным образом влияет на характер их досуга, спектр социальных кон­тактов и гораздо чаще младшей когорты ориентируется на простые и общедоступные формы домашнего досуга (например, телевидение), а также больше свободного времени уделяет работе по дому, заботам по хозяйству. Но данные Таблицы 1 демонстрируют, что интересы и при­страстия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени, как чте­ние, хобби, различные дополнительные занятия свидетельствуют о наличии значимой развивающей компоненты в досуговой деятельности современной российской молодежи. Причем за последние годы наблю­дается явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации: по радио, телевиде­нию, из периодической печати.

Опережающими темпами в подгруппах до 25 лет растет популяр­ность компьютера и как средства информации и обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. Если в среднем каждый четвертый молодой россиянин до 30 лет в настоящее время заявляет, что в свобод­ное время увлечен компьютером, программированием, компьютерными играми (что почти в два раза больше, чем в 1997 году), то среди юно­шей и девушек до 21 года это уже практически каждый третий. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, полу­чению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квали­фикации.

Развивающая компонента молодежного досуга проявляет себя в стремлении реализовать свои культурные, рекреационные, гражданские потребности. Это проявляет себя в наличии таких форм проведения свободного времени, как посещение музеев, выставок, спортивных за­нятий, занятий в кружках, самодеятельности, объединений по интере­сам, клубном движении. То есть определенная часть российской моло­дежи нацелена на активное социальное и общественное участие.

Тем не менее пока не стоит переоценивать значимость этой сторо­ны в жизни подавляющего большинства российской молодежи.

Досуг и социальная жизнь молодого поколения отличаются от до­суга и социальной жизни поколения «отцов». В первую очередь это ка­сается развлекательного, рекреационного, культурного времяпровож-

101

 

 

дения вне дома. Существенно реже старшее поколение посещает теат­ры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан (всего 4,2% представителей старшего поколения по сравнению с 22,7% моло­дежи до 30 лет), разделяет такие модные увлечения, как современная музыка или компьютер (см. таблицу 3).

Существенные возрастные расхождения коснулись, пожалуй, толь­ко одного значимого «водораздела»: любви ко всему отечественному или, напротив, зарубежному в современной масс-культуре. В этом во­просе между молодым и старшим поколением действительно наблюда­ется некая диаметральность интересов, и это находит отражение в том, что молодежи гораздо чаще нравятся зарубежные фильмы, рок-музыка, современная зарубежная литература, а поколению «отцов», напротив, советская эстрада, старое советское кино, мемуары и русская классика.

Таблица 3.

Свободное время и досуг молодёжи до 30 лет и

поколения «отцов» 40-50 лет, в %

Вид досуга Отцы Дети
Телевидение 80,3 70,6
Современная музыка 34,3 52,6
Чтение периодики 62,9 50,3
Общение 48,2 50,8
Чтение книг 54,3 50,3
Домашние дела 65,1 49,2
Просто отдых 41,3 34,3
Дискотеки 0,5 32,1
Радио 28,5 32
Концерты, театры 5,4 24,6
Компьютер 5,5 24,4
Кафе, бары 4,2 22,7
Спорт 2,2 20,1

102

Дополнительные занятия 9,7 14,5
Хобби, увлечения 15,8 12,5
Музеи 4,3 10,4
Клубы, ассоциации 0,7 5,6
Религия 8,9 3,7
Кружки по интересам 0,8 1,6
Политика 1,4 0,4

Особенно ярко это различие проявляется при сопоставлении вку­сов старшего поколения и молодёжи до 21 года.

Таблица 4. Сравнение предпочтений в сфере духовной жизни поколений: молодёжь до 21 года и поколение «отцов» 40-50 лет

 

 

Позиция «нравится» в%

РАНГ

Молодёжь до 21 года Поколе­ние «отцов» 40-50 лет Молодёжь до 21 года Поколение «отцов» 40-50 лет
Туризм, путешествия 88,7 73,7 1 2
Зарубежные фильмы 78,1 32,9 2 15
Театр 64,9 67,5 3 4
Рок-музыка 62,3 17,3 4 18
Старое советское кино 62,0 89,4 5 1
Российские фильмы 57,6 46,4 6 11
Развлекательные телепередачи 56,3 58,8 7 6

103

 

Современная русская литература 55,6 42,1 8 14
Детективы, фантастика 53,5 50,6 9 10
Художественные выставки 513 57,9 10 7
Зарубежная классиче­ская литература 49,1 43,5 11 13
Русская классическая литература 49,0 61,7 12 5
Современная за рубеж­ная литература 45,6 25,5 13 17
Самообразование 43,3 573 14 8
Проблемные телепередачи 41,3 52,4 15 9
Советская эстрада 30,0 71,6 16 3
Религия 23,2 30,4 17 16
Научно-популярный жанр, мемуары 20,5 44,6 18 12

Как видим, многие духовные интересы в равной мере присущи и совсем молодым людям, и их родителям. Особенно важно то, что ак­тивная социальная жизнь (интерес к театру, художественным выстав­кам, туризму, путешествиям) одинаково привлекательна для многих россиян независимо от возраста.

Проводя типологизацию досуговой активности молодежи, иссле­дователи строят ее по принципу своеобразной "пирамиды", т.е. расши­рения видов и форм практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. Простейшим типом досуговой активности условно можно назвать "домашний" (его представителями выступает 16,4 % всей молодежи). Но он расширяется, включая занятия компьютером, самообразованием, другими занятиями или хобби, несущими в себе ярко выраженную раз-

104

вивающую компоненту. Это позволяет назвать подобный тип досуговой активности "развивающим" (он характерен для 25,1 % молодых росси­ян).

Расширяется спектр досуговых предпочтений за счет внедомаш-них видов рекреационной, развлекательной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ка­фе и т.п., включенность в деятельность различных культурных, образо­вательных общественно-политических или гражданских институтов, требующих заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана), придает социальной жизни наибольшую полноту и характеризует "социально активный" тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу досуговой активности. Этот тип досуга свойственен 58,5 % российской молодежи. Сопоставление типов досуга в целом между поколением "отцов" и "детей" представлено в таблице 5.

Таблица 5. Тип досуга: молодежь разных возрастов

и поколение "отцов" 40-50 лет, в %

    Тип досуга  
Возраст Домашний Развиваю­щий Социаль­ный
До 21 года 11,9 11,3 76,8
22-26 лет 13,8 22,8 63,4
27-30 лет 24,1 42,1 33,8
41-50 лет 443 38,5 17,2

Анализ показывает смену духовных ориентации с течением вре­мени. Чем люди моложе (и соответственно меньше обременены раз­личными житейскими заботами), тем богаче и полноценнее их досуг. Круг общения, помимо традиционных для населения в целом контактов с родственниками, друзьями и знакомыми, формируется и расширяется за счет других социальных связей. Так, каждый четвертый представи­тель молодого поколения повседневно общается с теми, с кем вместе

105

 

развлекается, ходит на дискотеки, в кафе, бары (этот показатель у «от­цов» практически стремится к нулю); еще 16,6% молодежи (при 3,3% у старшего поколения) регулярно общается с людьми, с которыми вместе посещает спортивные занятия, кружки, клубы, молодежные ассоциации и т.д. Причем, чем моложе россиянин, тем больше у него уверенности в том, что в его ближайшем окружении есть человек, на чью помощь он может рассчитывать в трудную минутув этом абсолютно убеждены почти 95% молодежи до 21 года. Однако с возрастом эта уверенность несколько слабеет, достигая 75% в группе, приближающейся к 30-летнему рубежу.

Не удивительно, что степень удовлетворенности качеством сво­его свободного времени, возможностями отдыхать и общаться у моло­дого поколения заметно выше, чем у их «отцов» (не удовлетворены проведением собственного досуга 40,6% респондентов 41-50 лет и только четвертая часть молодых респондентов в возрасте до 30 лет).

Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влия­ют на мировосприятие, формируют ощущение выигрыша или проиг­рыша от происходящих в стране реформ.

Однако более активный стиль социальной жизни, практикуемый молодым поколением, часто оказывается сопряжен с рядом сопутст­вующих (не всегда благоприятных) аспектов. Такой образ жизни почти неизбежно влечет за собой большую толерантность молодого поколе­ния россиян к некоторым вредным привычкам, подчас являющимся ор­ганичной частью молодежных субкультур.

Сравним следующие цифры: среди «отцов» убежденных против­ников курения 36,0%в поколении «детей» всего 14,4%; противников наркотиков -96,1 и 76,5% соответственно. И хотя мнения молодых лю­дей и их родителей по поводу употребления крепких алкогольных на­питков сближаются, молодежь по степени терпимости к этому «злу» все же опередила своих родителейпротивников пьянства всего 5,9% среди молодежи и 12,7% в группе 41-50 лет. Часто употребляют креп­кие алкогольные напитки 37,5% молодежи (45,6% - пробовали), в старшем поколении31,9 и 42,9% соответственно. Самым тревожным является тот факт, что пристрастие к алкоголю, сигаретам, и особенно наркотикам смещается в сторону самых молодых россиян. Например, 5,3% представителей самой младшей молодежной подгруппы заявили, что регулярно употребляют наркотики, и 21,1% пробовали их. В других

106

возрастных подгруппах молодежи этот показатель в сумме не превыша­ет 7-8%, а в поколении «отцов» знакомых с наркотиками не набирается и 1%).

Расширение и обогащение форм социальной жизни оказывается напрямую связано с наличием средств, чтобы достойно проводить свое свободное время. Поэтому материальная обеспеченность молодого по­коления не может не влиять на тип и качество досуга, на доступность тех или иных его форм.

Уровень обеспеченности молодежи является важнейшим факто­ром выбора того или иного типа проведения свободного времени. Пол­ноценная социальная жизнь становится доступной и избирается абсо­лютным большинством только при наличии достаточно высоких душе­вых доходов, а недостаточность средств явно ведет к тому, что молодые люди ограничивают спектр своей социальной жизни домашними, не требующими затрат видами досуга.

Многим не доступны театры, выставки, путешествия, круизы, по­ездки за рубеж, многие виды спорта, занятия художественным, при­кладным и научно-техническим творчеством. Но у обеспеченных граж­дан чаще проявляется тяга к азартным формам досуга (казино, тотали­затор).

Но нельзя не отметить, что мировоззрение социально активной части молодежи формируется в русле ценностной системы, отвечаю­щей стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества. Это озна­чает, что молодые люди, нацеленные на богатый внедомашний досуг, гораздо чаще ориентируются на постиндустриальные ценности: инте­ресную работу, свободу, яркую индивидуальность. У них более четко выражены либерально-демократические установки, выше уровень ин­дивидуальной ответственности за собственное благополучие, реже про­являет себя привычка к патернализму, более скептично воспринимается уравнительность.

Социально активный досуг как черта определенного стиля жизни стирает поколенческие различия в мировоззрениях "отцов" и "детей", по сути становясь неотъемлемой чертой принадлежности к определен­ному социальному слою.

Тем самым тип досуга, помимо других признаков, становится значимой стратифицирующей характеристикой, одним из главных кри­териев социального статуса.

107

 

Образ жизни, мировосприятие, ценностные приоритеты россий­ской молодежи с полноценным богатым досугом показывают, что в со­временной России происходит становление и укрепление новой соци­альной группы, по большинству критериев соответствующей среднему классу западных стран. Тип и качество досуговой активности становит­ся важнейшим критерием. Однако относительно низкий уровень жизни большинства молодежи сдерживает этот позитивный процесс, препят­ствует становлению в молодежной среде массового среднего класса как опоры осуществляемых рыночных реформ.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.042 с.)