Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»



Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как си­нонимы. Имеет смысл уточнить область их применение и смысловые границы.

«Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия»7. Дельная доля отдыха - самая объемная в бюджете времени человека.

ИТУС(ЛЭТ) навык, способность защищать себя. Характер, сформированный под влиянием со альных Условий, традиций, интернационализировавшихся во «вторую натуру». Габитус -нат ^пность установок, полученных в раннем детстве и в последствии становящихся бессоз-7 Оепьной побудительной силой.

Рлов А. Социология рекреации. - М., Наука, 1995, - С. 3.

21

Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняет­ся, если рядом стоит другое слово - «труд». Обычно отдых представ­ляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной зна­чимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вы­вод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в кон­цепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни.

В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значени­ях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил.

Понятие «отдых» малоприменимо к прикладным нуждам. Его чаще используют в качестве фундаментального понятия в ряду таких катего­рий как «деятельность», «труд», «личность», «общность».

Но социология медицины исследует связь отдыха со здоровьем на-селени и делает вывод о том, что любые искажения в его удовлетворе­нии отражаются на физическом, психологическом состоянии, работо­способности и социальной активности человека.

Поэтому социология отдыха также исследует:

- место отдыха в социально-экономической жизни человека;

- влияние на систему социальных ценностей, социальную структу­ру общества;

- формы и содержание отдыха,

- социальные перемены в стиле и качестве жизни (он становится одним из социальных критериев качества жизни);

- социальные противоречия: несоответствие индивидуальных по­требностей в отдыхе и реализации возможностей;

- общественную организацию отдыха (по степени дифференциации его видов).

Труд, отдыхравнозначные структурнообразованные факторы, де­терминирующие социальную организацию общества и формирующие человеческие отношения, определяющие системную целостность об­щества.

«Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и по­этому целесообразно отнести его к категории рекреации. Во многих концепциях зарубежных ученых понятия «свободного времени», «до-

22

суга» и «рекреации»8 практически сливаются. Наше обыденное поня­тие «отдых» не всегда понимается как рекреация.

Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреаци­онного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные пред­метные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.

Атрибутами рекреации являются время и деятельность (проявление социальной активности по отношению к окружающему миру и к са­мому себе).

Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным призна­ком свободу выбора видов деятельности, в том числе и труд. В ее ос­нове лежит мотивация поддержания жизни, сопровождающаяся удо­вольствием и радостью, отсутствием дискомфорта, возможностью ис­пользовать свой потенциал и реализовать способности.

Соотношение понятий «труд», «отдых» и «рекреация» составляет диалектическое единство и противоположность, это основано на пар­ности и ценности значений, причем часто подразумевается негативная оценка другой пары. Характерным является определение Миллера и Робинсона: «рекреация - процесс вовлечения в деятельность на досу­ге», и при этом они подчеркивают значимость ценностных ориента­ции. Но рекреация как явление и понятие шире досуга. Отдых, как и труд, на равных правах выступает равнозначным структурообразую­щим фактором, детерминирующим социальную организацию общест­ва. В социологических концепциях рекреации акцентируются досуго-вые, мотивационные, добровольно выбранные виды активной деятель­ности, и условия восстановления организма связываются с этическими принципами.                                                   

Социологи выделяют три направления в соотношении труда, отды­ха и рекреации.

Это - теория компенсации, утверждающая, что человек в процессе отдыха компенсирует недополученное во время работы (Виленски, Шепард). Сюрбер отстаивает теорию слияния, повторения того, чем человек занимался на работе. При этом мастерство распространяется на объект рекреационной деятельности. В случае неудовлетворения

«Рекреация» (лат. recreate -восстановление) было введено в обиход и медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация - «отдых от службы, учения, праздники, каникулы»/ Толко­вый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль. С.30 рекреация как самостоятельный социальный институт встречается в урбанизированном обще-

стве

с высокоразвитыми организационными структурами.

23

трудом индифферентного отношения к нему переносится и на отдых. Нейтральная теория отрицает какую-либо связь между трудом и от­дыхом. Она подразделяет досуговую деятельность на социальную (се­мья, круг друзей); культурную (посещение театров, выставок, чтение книг); домашнюю (быт, хобби); игровую (спорт).

В отдельности каждая из теорий абсолютизирует одну из сторон, не признавая другие. Но в жизни можно наблюдать все три типа соотно­шения труда, рекреации и отдыха людей.

В чисто рекреационных теориях выделяется несколько направле­ний: идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявле­нием инстинкта «имитации»; реалистическое, требующее в рекреаци­онной деятельности соблюдения традиций и дисциплины; прагмати­ческое, применяющее психологию к объяснению рекреационного по­ведения, и экспериментальное, обучающее людей рекреационной дея­тельности.

Социопсихологические теории основываются на побудительном инстинкте; доктрине гедонизма; достижении удовольствия, радости и счастья (З.Фрейд, Неймейеры, Торндайк), теории гомеостаза - под­держании организма в состоянии равновесия на психическом и физи­ческом уровне.

Диапазон рекреации велик - от биологических рекреационных, по­рой мгновенных актов (прикрытие век) до ежеквартальных каникул и годовых отпусков. Понятие рекреации формируется на основе меж­дисциплинарного подхода - социологии медицины, геронтологии, со­циологии труда, спорта и досуга.

Социологи не учитывают множество форм и видов рекреационной активности: от микропауз в работе мышц до перекуров. По данным В.Д. Патрушева, человек без учета сна отдыхает около пяти часов в сутки. И микропаузы составляют 15-20% рабочего времени.

Рекреация и досуг как биоэнергитические процессы. Опираясь на эксперименты Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова об утомлении нерв­ной системы, философские определения элементов труда (предмет труда, орудие труда и продукт труда), А.С. Орлов разработал модель деятельности, основанной на биоэнергетических законах и концепции жизненного энергообмена: энергозатрат и энергонакоплений (с пози­ций биоэнергетики, виды деятельности являются видами энергопре­вращений). Он просматривает проявление функций в трех сферах: энергетической, биологической, социальной и в их взаимодействии.

24

«Те, кто считает трудовую деятельность абсолютным, тоталитар­ным трудом, а отдых абсолютной рекреацией, принимают за анома­лию распространенные ситуации, когда трудом занимаются для отды­ха а к отдыху, развлечениям относятся всерьез и профессионально»9.

Периодичность рекреационных процессов соответствуют естест­венным интервалам в человеческой деятельности и возрастам: перио­ды труда закономерно сменяются периодами отдыха, но в каждом воз­расте - иначе. Молодой организм быстро восстанавливает силы, у него формы отдыха энергозатраты, а периоды короче. У старого сокраща­ются рекреационные интервалы, а периоды удлиняются. Этим объяс­няется появление терапевтической досуговой модели, применяемой как средство лечения в геронтологии, психиатрии. В отечественной медицине досуг рассматривается как прикладная методика, наряду с лечебной физкультурой и т.д.

Каждому типу рекреационного поведения соответствует несколько устоявшихся форм поведенческих моделей отдыха. Они учитывают: интенсивность, временную смену, степень взаимодействия с природ­ными факторами, изменение условий образа и качества жизни.

Энергоемкими видами рекреации - досуга являются все виды спор­та, в том числе и экстремального; пешего и конного туризма, спортив­но-игровой деятельности; в то время как развлекательно-зрелищные мероприятия энергонакопительны. С точки зрения энергообмена А.С. Орлов считает, что репродуктивная и продуктивная деятельность сосуществуют и совершаются одновременно, но репродуктивная ха­рактеризуется сбалансированными процессами энергообмена, а про­дуктивная - несбалансированными. Труд может быть достаточно энер­госберегающим, а отдых чрезмерно активным, энергоемким (люби­тельская игра в футбол, репетиция в хореографическом коллективе). Поэтому энергозатратные виды деятельности относятся к рекреации.

Т.е. любой вид деятельности, связанный с физическим, духовным развитием личности и общественной активностью, может быть энерго­затратным и энергонакопительным (в обыденном понятии - активным и пассивным). К примеру, чтение - активная духовная и физически пас­сивная деятельность.

А.С. Социология рекреации. -М, Наука-1995 - С. 56.

25

Функции рекреационно-досуговой деятельности.

Под функциями рекреационно-досуговой деятельности понимается; ролевой комплекс, через который проявляется рекреационная актив-j ность» 10.

Функции рекреационно-досуговой деятельности проявляются в энергетической, биологической и социальной сферах, они тесно пере­плетены и взаимосвязаны. Одна из них даёт возможность мгновенно) «разряжаться» в стрессовых условиях или при упоминании одного из! видов деятельности (бездеятельности). Спортивный азарт - свидетель­ство «перезарядки» организма, получение доли адреналина даже в от­решенном состоянии.

Компенсаторская функция обширна: от возможности развить отсут­ствующие (по естественной или трагической причине) желаемые спо-| собности, задатки, до удовлетворения самых разнообразных потребно-] стей. Установлено, что спорт уравнивает возможности человеческого' духа. Этим объясняется тяга инвалидов к состязаниям, в результате ко-1 торых достигается особое психологическое состояние - чувство собст­венного достоинства, воля к борьбе в тяжёлых жизненных ситуациях.

Соучастие в процессе естественного отбора. Человек осознанно или! неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусст­венной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через ис­кусственно созданную систему социальной защиты, замедляет рост ес­тественной приспосабливаемости. А.С. Орлов рассматривает рекреа­цию как форму сохранения человеческого генофонда. Энергонасыщен­ные виды рекреации (спорт, туризм, аэробика и др.), служат катализа­тором процесса.

Игровое начало рекреационно-досуговой деятельности увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности.

Социализирующая функция является базисной и охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосозна­ние. Рекреационно-досуговая деятельность постоянно порождает все новые и новые типы, обогащающие их субъектов, способствует лучшей социальной ориентации, усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения, опыта и его социального воспроизводства".

10 Орлов А.С. Социология рекреации. -М, Наука. 1995. - С.72-82. " Орлов А.С. Социология рекреации. -М., Наука, 1995, -С.72.

26

 

Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей.

Функция развития рассматривается как дополняющая экзистенци­альную и социализирующую, поскольку рассматривает досугово-рекреационную деятельность как часть существования человека на про­тяжении всей его жизни.

функция общения осуществляется как процесс в социальном изме­рении - времени, пространстве и среде, и предстаёт как социальное взаимодействие.

А.С. Орлов рассматривает досуг как социальный институт, развитие которого детерминируется первичными социальными институтами (семьей, работой).

Побудительными факторами рекреации являются биологический и социальный. Этим объясняется высокая корреляция между качеством отдыха, здоровьем человека и его активностью в труде и рекреации.

А.С. Орлов подчеркивает и то, что социальная рекреация обладает возможностью компенсировать человеку недоданные ему природой или недоразвитые способности человека, некоторые биологические задатки посредством выработанной человеческой культуры» .

Спектр функциональных возможностей рекреации широк и реализу­ется не только через сферу культуры, но и природы.

Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире и происходит независимо от времени и от работы.

Рекреация - поведение, независимое от времени; это - самопроиз­вольная и доставляющая радость деятельность; способ обогащения времени на работе, досуговой деятельности, а в условиях стресса при­нимающая функцию восстановления сил.

Взаимодействие досуга и рекреации.

Смысловое определение досуга как деятельности подтверждает эти­мология слова «досуг». Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «достигать». Западные научные термины имеют сходное происхождение: zicere (лат.) означает «быть дозволенным, раз­решенным»; zoisir (фр.) - свободное время и zeisure - свобода в выборе.

Schole в переводе с древнегреческого означает «досуг, безделье». Школой считалось не учебное заведение, не место, а время, свободное °т обязательных занятий. И предназначалась оно для поиска себя, са-

°Рлов А.С. Социальная рекреация. -М., Наука., 1995. -С.75.

27

 

мопознания, приобретения опыта. Организатором школы в нашем по нимании считается Я.А. Коменский.

Как видно из этимологии, ни в обыденном употреблении, ни в со­циологии нет единого определения понятия «досуг».

Стенли Паркер считает, что трудно найти объективный подход к понятию и все определения досуга делит на три группы: к первой он относит все время за исключением затрат на сон, работу, еду и физио­логические потребности; вторая рассматривает досуг как деятельность на основе свободного выбора; третья объединяет две первые и форму­лирует досуг как деятельность на основе свободного выбора.

Многие, в том числе российские, социологи разграничивают досуг свободное время.

Так, Де-Гразия отмечает, что досуг полностью не реализуется, а ос тается идеалом.

Дюмазадье считает, что досуг - это определенные занятия, которь индивид осуществляет по своей воле - отдых, развлечение, совершен ствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общее венной жизни - после того, как он выполнит свои профессиональные общественные обязанности.

А. Маркузе, напротив, идеалом считает свободное время, а досуг, п его мнению, не свободен, поскольку он администрируется бизнесом политикой.

Свободное время и досуг выступают формой жизнедеятельност конкретного социального субъекта: общества, социальной группы, лич ности. Сущность, структура и функции досуга имеют сквозной харак-1 тер, т.е. присущи всем социальным субъектам.

Различие выражается в опережении или отставании характеристик свободного времени субъекта от потребностей общества. Оно может быть сдвинутым от более «возвышенной деятельности» и связанной с ней функцией развития в сторону потребительского отношения и раз­влекательности.

Следует отметить не только совпадение функций досуга и рекреа­ции, их понятийную двойственность, но и парадоксы досуга: отрезок свободного времени и, одновременно, период отдыха и желаемой дея­тельности человека.

Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен вос-становлению физического и психического нормального состояния (ре-

28

лаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазви­тие личности.

Взаимосвязь рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложно­сти. Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают вы­сококвалифицированные работники и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и досуговой деятельности.

Но в такой взаимосвязи наблюдаются и противоречия: запросы вы­сококвалифицированных работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга.

Намечается и другая досуговая тенденция - отставание содержания и форм досуговой деятельности от содержания и степени сложности труда в рабочее время.

Наибольшую тревогу вызывает несбалансированное соотношение телесных и духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которое соответствует существующему эта­лону маскулинности и топ-моделей для самоутверждения среди ровес­ников. Внимание этой потребности сказывается на предпочитаемых формах самореализации в свободное время. Основным оказывается подражание социально-культурным нормативам взрослых. Стремление преодолеть зависимое от родителей положение, в лучшем случае ими­тирует формы поведения взрослых в кафе, на улице, стремление к шику под воздействием рекламных клипов, в худшем - проявляется как фарс, перерастающий в хулиганские действия под влиянием спиртного.

2.4. Игра как феномен, функция и исток досуга

Игра как уникальный феномен общечеловеческой культуры и досуга издревле занимала философов. Платон обожествлял игры и считал их привилегией богов; Франциск Ассизский отмечал антиподы их резуль­татов: робость (при отсутствии навыков) и жертву в случае поражения; В. Кайюа представлял игру как насилие.

29

Многие исследователи, в том числе П. Лавров, Н. Бахтин, Э. Соко­лов указывают на прямую связь забав с религиозностью, а их возникно­вение с языческими религиозными культами. А в феномене игры они видели первоисточник досуга и человеческой культуры в целом.

Наиболее остро феномен игры изучался в XX веке. Наметился пере­ход от биологических и индивидуально-психологических подходов к культурологическим и социологическим в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ч. Гессе и И. Хейзинги.

Альтернативой концепциям Э. Дюркгейма, К. Маркса, и М. Вебера о приоритете труда как формирующего начала человеческой культуры, идеалом «экономического», «созидающего» человека стала концепция И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морело «человека играющего». Игра в ней теоретически обоснована и эмпирически доказана и предстаёт как фак­тор социально человека и культуры. Свобода выбора, инициатива, от­ветственность и их реализация в праздничном и спортивном состяза­нии, искусстве, науке, праве и предпринимательстве (как игры в игре), их связь с социокультурными условиями формирования индивидов и их образом жизни делают игру как потребность проживания в вымышлен­ном мире, обусловливают не только игровое, но и социальное начало.

Выдающийся нидерландский мыслитель столетия Йохан Хейзинга утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же суще­ственную функцию, как «человек созидающий». С самых начал циви­лизации игра стала конкретным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстри­рует такого самозабвения, обнажения своих психологических, интел­лектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети в таких игровых моделях как футбол, хоккей, регби и др. действуют так, как действова­ли бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе своих сил, пре­одолевая трудности. Многие отрасли человеческой деятельности дости­гают своего пика только в игре. А. Пушкин в уста своего героя вложил формулу: «Что наша жизнь? -Игра!».

Хейзинга установил, что в древнегреческом языке были разные по­нятия игры: «пэдия» (детская игра), «атиро» (игра-забава, пустое раз­влечение), «агон» (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделил пять значений игры: игра детей, игра-представление; игра -шутка; фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; иг­ра как притворство.

30

Хейзинга так определяет игру: «Игра есть добровольное действие яибо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и вре­мени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемое чувством напря­жения и радости, а также сознанием «иного бытия, нежели обыденная жизнь».

Рассматривая игровые действия в разные исторические эпохи, Хей­зинга приходит к важнейшему обобщению: игра - необходимый способ социальной жизни. Если люди древних культур «играют порядок при­роды», каким он заключен в их сознании, то люди цивилизованного времени играют порядок современной социальной жизни.

Раскрывая социокультурный смысл национальной игры, он показы­вает, как она формирует навыки социального поведения, специфиче­скую систему ценностей, ориентацию на групповые или индивидуаль­ные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие эт­нические характеры. Англичане, изолированные островным характером страны, изобрели коллективные игры - баскетбол, футбол, регби, т.е. игровые командные характеры модели, спортивный успех которых тре­бует максимальных коллективных усилий.

Экспансивные итальянцы реализуют национальные черты в маска­радах, карнавалах, открытом театре. Испанцы, живущие замкнутой, од­нообразной жизнью придумали корриду как клапан выхода энергии и чувств.

Русские предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирую­щие удаль (протест против традиций принуждения и запретов).

Ученый считает, что традиционная игровая культура - народные гу­лянья, свадебные обряды, массовые уличные забавы и развлечения пре­терпели «свертывание», серьезные изменения. Отождествляя досуг с культурой, он обвиняет современную культуру в фальшивости игры и постоянном вытеснении игрового элемента. Психологи отмечают пара­докс игры как деятельности свободной и одновременно основанной на правилах («внутреннего самоограничения и самоопределения»).

Природа нравственного воздействия игры заложена в самой двупла-новости игрового поведения: действия в игре условны, а сопровож­дающие их чувства и мысли реальны. Это и позволяет играющему при­обрести определенный социальный опыт, пережить жизненно важные ситуации.

31

Концептуальная разработка игры как социального начала в развитии человека обусловлена, с одной стороны, перемещением сферы досуга с зависимой от сферы труда позиции на равноправную или даже приори­тетную в развитии человека и культуры, утвердившуюся в концепциях И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морено и в массовом сознании. С другой -необходимостью социально-педагогического управления культурно-досуговой сферы специалистами, призванными развивать и удовлетво­рять постоянно возрастающие запросы и потребности различных соци­ально-демографических групп, вводя игровое начало в деятельност учреждений культуры. Игра, будучи специфической моделью социаль ных отношений, становится важной.

Р. Гессе и другие деятели культуры связывают игру с общественны разумом, с культурой в целом, представленной как система игр, в вид вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм ценностей, символов, т.е. языка культуры.

Именно поэтому игра взята на вооружение в образовании и систем профессиональной подготовки людей. Игры учат людей философи осмысления сложностей, противоречий, учат подниматься над неуря дицами, жить с пользой и празднично, «играючи».

Социология рекреации и досуга исследует:

- игру как форму досуга,

- историю игры,

-игру как фактор нравственного и эстетического восприятия и пове дения, психологической разгрузки, -как сложный вид межличностного общения, -этику игры, -игру как фактор самореализации.

TV-игры: КВН, «Что, где, когда?» и им подобные, в отличие о развлекательных, включают участников в ситуации, где нужны н только знания, но и логика, ассоциативное мышление, юмор, умени найти выход, сделав правильный выбор. Это - интеллектуальные игры и занимаются ими те, кому доставляет удовольствие гимнастика ума.

Как и любой вид досуга, игра предстает в нескольких ипостасях развивающем, развлекающем и разлагающем (азартные игры).

Толкиен, создавший самое интересное и эпохальное произведени стиля фэнтези на основе саксонских и скандинавских мифов, Библии эпосов древних народов, дал начало одноименному движению.

32

Знакомство с его книгами или их вариантами, а иногда и явным плагиатом в Интернете пробудили фантазию огромного числа любите­лей, называющих себя «толкиенистами».

Среди последних не только любители-фанаты в майках любимой команды или рыцарей, не пропускающих ни одного турнира, но и те, кто делает древние доспехи, кует мечи, а потом на ристалище сражает­ся, воплощая сюжеты древних мифов и саг. Тут не только элементы режиссуры, актерской игры, но и культуры и этики турниров, основан­ных на мировоззренческих взглядах тех времен. Это свидетельствует о стремлении к аутентичности воспроизведения обстановки Средних ве­ков: от героев требуется внимательное прочтение и восприятие книг не только Толкиена, но и исторических. А так же умения в изготовлении доспехов, воспроизведении характеров и норм поведения. Теория Л.Г. Ионина о театрализации жизни еще раз подтверждает эту тенден­цию.

Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, аг­рессивное соперничество за лидерство, «война» за контроль над терри­торией, ведут к сращиванию уличных компаний с организованной пре­ступностью и контролю вожака за поведением каждого из сообщества.

Юношеский конформизм, принадлежность компании деформиру­ют потребности молодых. Неординарность, экстравагантность, необы­чайность - важный социально-психологический фактор поведения мо­лодежи.

Экстремальные виды досуговой деятельности становятся все бо­лее распростронение среди обеспеченных людей.

2.5. Тенденции «одомашнивания» досуга

В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изу­чающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перерас­пределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи.

Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома.

Чем же вызваны эти перемены? Интенсивная нуклеаризация семьи и 8°зникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими

33

Концептуальная разработка игры как социального начала в развитии человека обусловлена, с одной стороны, перемещением сферы досуга с зависимой от сферы труда позиции на равноправную или даже приори­тетную в развитии человека и культуры, утвердившуюся в концепциях И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морено и в массовом сознании. С другой -необходимостью социально-педагогического управления культурно-досуговой сферы специалистами, призванными развивать и удовлетво­рять постоянно возрастающие запросы и потребности различных соци­ально-демографических групп, вводя игровое начало в деятельност учреждений культуры. Игра, будучи специфической моделью социаль ных отношений, становится важной.

Р. Гессе и другие деятели культуры связывают игру с общественны разумом, с культурой в целом, представленной как система игр, в вид вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм ценностей, символов, т.е. языка культуры.

Именно поэтому игра взята на вооружение в образовании и систем профессиональной подготовки людей. Игры учат людей философи осмысления сложностей, противоречий, учат подниматься над неуря дицами, жить с пользой и празднично, «играючи».

Социология рекреации и досуга исследует:

- игру как форму досуга,

- историю игры,

-игру как фактор нравственного и эстетического восприятия и пове дения, психологической разгрузки, -как сложный вид межличностного общения, -этику игры, -игру как фактор самореализации.

TV-игры: КВН, «Что, где, когда?» и им подобные, в отличие о развлекательных, включают участников в ситуации, где нужны н только знания, но и логика, ассоциативное мышление, юмор, умени найти выход, сделав правильный выбор. Это - интеллектуальные игры и занимаются ими те, кому доставляет удовольствие гимнастика ума.

Как и любой вид досуга, игра предстает в нескольких ипостасях развивающем, развлекающем и разлагающем (азартные игры).

Толкиен, создавший самое интересное и эпохальное произведени стиля фэнтези на основе саксонских и скандинавских мифов, Библии эпосов древних народов, дал начало одноименному движению.

32

Знакомство с его книгами или их вариантами, а иногда и явным плагиатом в Интернете пробудили фантазию огромного числа любите­лей, называющих себя «толкиенистами».

Среди последних не только любители-фанаты в майках любимой команды или рыцарей, не пропускающих ни одного турнира, но и те, кто делает древние доспехи, кует мечи, а потом на ристалище сражает­ся, воплощая сюжеты древних мифов и саг. Тут не только элементы режиссуры, актерской игры, но и культуры и этики турниров, основан­ных на мировоззренческих взглядах тех времен. Это свидетельствует о стремлении к аутентичности воспроизведения обстановки Средних ве­ков: от героев требуется внимательное прочтение и восприятие книг не только Толкиена, но и исторических. А так же умения в изготовлении доспехов, воспроизведении характеров и норм поведения. Теория Л.Г. Ионина о театрализации жизни еще раз подтверждает эту тенден­цию.

Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, аг­рессивное соперничество за лидерство, «война» за контроль над терри­торией, ведут к сращиванию уличных компаний с организованной пре­ступностью и контролю вожака за поведением каждого из сообщества.

Юношеский конформизм, принадлежность компании деформиру­ют потребности молодых. Неординарность, экстравагантность, необы­чайность - важный социально-психологический фактор поведения мо­лодежи.

Экстремальные виды досуговой деятельности становятся все бо­лее распростронение среди обеспеченных людей.

2.5. Тенденции «одомашнивания» досуга

В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изу­чающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перерас­пределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи.

Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома.

Чем же вызваны эти перемены? Интенсивная нуклеаризация семьи и 8°зникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими

33

родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клу бов. В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с с~ мейным бытом и воспитанием детей.

Возросло время общения с TV. Оно не требует специальной подго, товки, интеллектуальной инициативы и обладает свойством «заворажи вания». Срабатывает механизм воздействия парадоксальной социально психологической установки: не нравится, но смотрю с удовольствием.

В социологии появился термин «фонового» просмотра TV, слуша ния радио, совмещенного с работой на кухне, домашней трапезой другими бытовыми делами.

Кроме того, это время увеличивается и за счёт просмотра видео фильмов (не будем рассматривать их содержание, оно целиком опреде ляется вкусами и ценностными ориентирами субъектов, престижем, ко гда неприлично говорить о том, что не видел, не слышал, не читал).

Ширится веер любительских увлечений (коллекционирования, заня тиями прикладным творчеством и т.д.), т.е. жилая среда становится по лем творческой деятельности для одних, тоскливого безделья для дру гих, притоном для третьих.

Можно констатировать фундаментальные изменения самого меха низма взаимодействия человека с культурой. Изменился складываю щийся веками принцип избирательного отношения к искусству.

Квартира становится центром хозяйственной деятельности. Это многопрофильный склад, заготовительный цех, творческая мастерская офис фирмы, мини-спортплощадка, где сочетается труд, досуг и отдых.

Интересы людей изменились в сторону потребительских. Постоянно меняющаяся мода и набор благ побуждают непрерывно им следовать, Сократилась регулярность и теснота общения по интересам в культур­ных центрах, во многом потеряны навыки самоорганизации и caмо управления, они уступают по масштабности стихийным досуговым со­обществам (массовым аудиториям поп-звезд и фанатов спортивных ко­манд).

Но наряду с этим ширится движение самодеятельных инициатив; обогащающих содержание культурной активности, которая выходит за профессиональные и отраслевые пределы.

На самом низшем уровнеэто садово-огородные кооперативы. Изуче­ние мотивов деятельности их владельцев показывает реализацию по-

13 Дондурей ДБ. Квартира: новый тип учреждения культуры. Социальные факторы поведения людей в сфере культуры // Социализм и проблемы культуры. -М., 1983. -вып. 1. с. 142. -С. 55.

34

требности в активном (энергозатратном) отдыхе, испытание радости от физического напряжения, соединенного с непосредственным общением с природой и чисто потребительскими мотивами пополнения бюджета за счет урожая.

МЖК развивают новые формы быта, обслуживания, воспитания де­тей, организацию досуговых центров, гостиных и своего кабельного те­левидения.

С распространением персональных компьютеров, имеющих выход в Интернет, увеличивается число трудящихся «надомников». К ученым, работникам культуры и искусства, литераторам, преподавателям, осу­ществляющим часть профессиональных функций дома, присоединяют­ся студенты, работники фирм.

Основной функцией семейного образа жизни в наше нестабильное и неспокойное время становится функция уже не только психологической защиты, покоя и уюта, но даже защиты физической.

Тенденции одомашнивания культурной деятельности изменяют ха­рактер коммуникации между производителем и потребителем ценно­стей культуры. Технологии лично-культурной деятельности обновля­ются быстрее публичных и меньше нуждаются в посредниках.

Повышается роль второго жилища семьи: дача, дом в деревне, садо­вый участок, жилище родителей, воспринимается как второй дом.

Это порождает дополнительные функции не только отдыха, но и са­мообразования, творчества, обретения новых навыков. Возделывание участка по существу побуждает человека овладеть агрономическими знаниями, а «передвижной» дом (машина) расширяет возможности пу­тешествий. А все вместе взятое способствует развитию способностей и самовыражения человека.

В этом плане важна роль СМИ в умелом и тонком руководстве такой Д



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.029 с.)