Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»
Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Имеет смысл уточнить область их применение и смысловые границы. «Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия»7. Дельная доля отдыха - самая объемная в бюджете времени человека. ИТУС(ЛЭТ) навык, способность защищать себя. Характер, сформированный под влиянием со альных Условий, традиций, интернационализировавшихся во «вторую натуру». Габитус -нат ^пность установок, полученных в раннем детстве и в последствии становящихся бессоз-7 Оепьной побудительной силой. Рлов А. Социология рекреации. - М., Наука, 1995, - С. 3. 21 Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово - «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной значимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вывод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в концепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил. Понятие «отдых» малоприменимо к прикладным нуждам. Его чаще используют в качестве фундаментального понятия в ряду таких категорий как «деятельность», «труд», «личность», «общность». Но социология медицины исследует связь отдыха со здоровьем на-селени и делает вывод о том, что любые искажения в его удовлетворении отражаются на физическом, психологическом состоянии, работоспособности и социальной активности человека. Поэтому социология отдыха также исследует: - место отдыха в социально-экономической жизни человека; - влияние на систему социальных ценностей, социальную структуру общества; - формы и содержание отдыха, - социальные перемены в стиле и качестве жизни (он становится одним из социальных критериев качества жизни); - социальные противоречия: несоответствие индивидуальных потребностей в отдыхе и реализации возможностей; - общественную организацию отдыха (по степени дифференциации его видов).
Труд, отдыхравнозначные структурнообразованные факторы, детерминирующие социальную организацию общества и формирующие человеческие отношения, определяющие системную целостность общества. «Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и поэтому целесообразно отнести его к категории рекреации. Во многих концепциях зарубежных ученых понятия «свободного времени», «до- 22 суга» и «рекреации»8 практически сливаются. Наше обыденное понятие «отдых» не всегда понимается как рекреация. Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра. Атрибутами рекреации являются время и деятельность (проявление социальной активности по отношению к окружающему миру и к самому себе). Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным признаком свободу выбора видов деятельности, в том числе и труд. В ее основе лежит мотивация поддержания жизни, сопровождающаяся удовольствием и радостью, отсутствием дискомфорта, возможностью использовать свой потенциал и реализовать способности. Соотношение понятий «труд», «отдых» и «рекреация» составляет диалектическое единство и противоположность, это основано на парности и ценности значений, причем часто подразумевается негативная оценка другой пары. Характерным является определение Миллера и Робинсона: «рекреация - процесс вовлечения в деятельность на досуге», и при этом они подчеркивают значимость ценностных ориентации. Но рекреация как явление и понятие шире досуга. Отдых, как и труд, на равных правах выступает равнозначным структурообразующим фактором, детерминирующим социальную организацию общества. В социологических концепциях рекреации акцентируются досуго-вые, мотивационные, добровольно выбранные виды активной деятельности, и условия восстановления организма связываются с этическими принципами. Социологи выделяют три направления в соотношении труда, отдыха и рекреации.
Это - теория компенсации, утверждающая, что человек в процессе отдыха компенсирует недополученное во время работы (Виленски, Шепард). Сюрбер отстаивает теорию слияния, повторения того, чем человек занимался на работе. При этом мастерство распространяется на объект рекреационной деятельности. В случае неудовлетворения «Рекреация» (лат. recreate -восстановление) было введено в обиход и медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация - «отдых от службы, учения, праздники, каникулы»/ Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль. С.30 рекреация как самостоятельный социальный институт встречается в урбанизированном обще- стве с высокоразвитыми организационными структурами. 23 трудом индифферентного отношения к нему переносится и на отдых. Нейтральная теория отрицает какую-либо связь между трудом и отдыхом. Она подразделяет досуговую деятельность на социальную (семья, круг друзей); культурную (посещение театров, выставок, чтение книг); домашнюю (быт, хобби); игровую (спорт). В отдельности каждая из теорий абсолютизирует одну из сторон, не признавая другие. Но в жизни можно наблюдать все три типа соотношения труда, рекреации и отдыха людей. В чисто рекреационных теориях выделяется несколько направлений: идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявлением инстинкта «имитации»; реалистическое, требующее в рекреационной деятельности соблюдения традиций и дисциплины; прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения, и экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности. Социопсихологические теории основываются на побудительном инстинкте; доктрине гедонизма; достижении удовольствия, радости и счастья (З.Фрейд, Неймейеры, Торндайк), теории гомеостаза - поддержании организма в состоянии равновесия на психическом и физическом уровне. Диапазон рекреации велик - от биологических рекреационных, порой мгновенных актов (прикрытие век) до ежеквартальных каникул и годовых отпусков. Понятие рекреации формируется на основе междисциплинарного подхода - социологии медицины, геронтологии, социологии труда, спорта и досуга. Социологи не учитывают множество форм и видов рекреационной активности: от микропауз в работе мышц до перекуров. По данным В.Д. Патрушева, человек без учета сна отдыхает около пяти часов в сутки. И микропаузы составляют 15-20% рабочего времени. Рекреация и досуг как биоэнергитические процессы. Опираясь на эксперименты Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова об утомлении нервной системы, философские определения элементов труда (предмет труда, орудие труда и продукт труда), А.С. Орлов разработал модель деятельности, основанной на биоэнергетических законах и концепции жизненного энергообмена: энергозатрат и энергонакоплений (с позиций биоэнергетики, виды деятельности являются видами энергопревращений). Он просматривает проявление функций в трех сферах: энергетической, биологической, социальной и в их взаимодействии. 24 «Те, кто считает трудовую деятельность абсолютным, тоталитарным трудом, а отдых абсолютной рекреацией, принимают за аномалию распространенные ситуации, когда трудом занимаются для отдыха а к отдыху, развлечениям относятся всерьез и профессионально»9.
Периодичность рекреационных процессов соответствуют естественным интервалам в человеческой деятельности и возрастам: периоды труда закономерно сменяются периодами отдыха, но в каждом возрасте - иначе. Молодой организм быстро восстанавливает силы, у него формы отдыха энергозатраты, а периоды короче. У старого сокращаются рекреационные интервалы, а периоды удлиняются. Этим объясняется появление терапевтической досуговой модели, применяемой как средство лечения в геронтологии, психиатрии. В отечественной медицине досуг рассматривается как прикладная методика, наряду с лечебной физкультурой и т.д. Каждому типу рекреационного поведения соответствует несколько устоявшихся форм поведенческих моделей отдыха. Они учитывают: интенсивность, временную смену, степень взаимодействия с природными факторами, изменение условий образа и качества жизни. Энергоемкими видами рекреации - досуга являются все виды спорта, в том числе и экстремального; пешего и конного туризма, спортивно-игровой деятельности; в то время как развлекательно-зрелищные мероприятия энергонакопительны. С точки зрения энергообмена А.С. Орлов считает, что репродуктивная и продуктивная деятельность сосуществуют и совершаются одновременно, но репродуктивная характеризуется сбалансированными процессами энергообмена, а продуктивная - несбалансированными. Труд может быть достаточно энергосберегающим, а отдых чрезмерно активным, энергоемким (любительская игра в футбол, репетиция в хореографическом коллективе). Поэтому энергозатратные виды деятельности относятся к рекреации. Т.е. любой вид деятельности, связанный с физическим, духовным развитием личности и общественной активностью, может быть энергозатратным и энергонакопительным (в обыденном понятии - активным и пассивным). К примеру, чтение - активная духовная и физически пассивная деятельность. А.С. Социология рекреации. -М, Наука-1995 - С. 56. 25 Функции рекреационно-досуговой деятельности. Под функциями рекреационно-досуговой деятельности понимается; ролевой комплекс, через который проявляется рекреационная актив-j ность» 10. Функции рекреационно-досуговой деятельности проявляются в энергетической, биологической и социальной сферах, они тесно переплетены и взаимосвязаны. Одна из них даёт возможность мгновенно) «разряжаться» в стрессовых условиях или при упоминании одного из! видов деятельности (бездеятельности). Спортивный азарт - свидетельство «перезарядки» организма, получение доли адреналина даже в отрешенном состоянии.
Компенсаторская функция обширна: от возможности развить отсутствующие (по естественной или трагической причине) желаемые спо-| собности, задатки, до удовлетворения самых разнообразных потребно-] стей. Установлено, что спорт уравнивает возможности человеческого' духа. Этим объясняется тяга инвалидов к состязаниям, в результате ко-1 торых достигается особое психологическое состояние - чувство собственного достоинства, воля к борьбе в тяжёлых жизненных ситуациях. Соучастие в процессе естественного отбора. Человек осознанно или! неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусственно созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости. А.С. Орлов рассматривает рекреацию как форму сохранения человеческого генофонда. Энергонасыщенные виды рекреации (спорт, туризм, аэробика и др.), служат катализатором процесса. Игровое начало рекреационно-досуговой деятельности увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности. Социализирующая функция является базисной и охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание. Рекреационно-досуговая деятельность постоянно порождает все новые и новые типы, обогащающие их субъектов, способствует лучшей социальной ориентации, усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения, опыта и его социального воспроизводства". 10 Орлов А.С. Социология рекреации. -М, Наука. 1995. - С.72-82. " Орлов А.С. Социология рекреации. -М., Наука, 1995, -С.72. 26
Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей. Функция развития рассматривается как дополняющая экзистенциальную и социализирующую, поскольку рассматривает досугово-рекреационную деятельность как часть существования человека на протяжении всей его жизни. функция общения осуществляется как процесс в социальном измерении - времени, пространстве и среде, и предстаёт как социальное взаимодействие. А.С. Орлов рассматривает досуг как социальный институт, развитие которого детерминируется первичными социальными институтами (семьей, работой). Побудительными факторами рекреации являются биологический и социальный. Этим объясняется высокая корреляция между качеством отдыха, здоровьем человека и его активностью в труде и рекреации. А.С. Орлов подчеркивает и то, что социальная рекреация обладает возможностью компенсировать человеку недоданные ему природой или недоразвитые способности человека, некоторые биологические задатки посредством выработанной человеческой культуры».
Спектр функциональных возможностей рекреации широк и реализуется не только через сферу культуры, но и природы. Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире и происходит независимо от времени и от работы. Рекреация - поведение, независимое от времени; это - самопроизвольная и доставляющая радость деятельность; способ обогащения времени на работе, досуговой деятельности, а в условиях стресса принимающая функцию восстановления сил. Взаимодействие досуга и рекреации. Смысловое определение досуга как деятельности подтверждает этимология слова «досуг». Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «достигать». Западные научные термины имеют сходное происхождение: zicere (лат.) означает «быть дозволенным, разрешенным»; zoisir (фр.) - свободное время и zeisure - свобода в выборе. Schole в переводе с древнегреческого означает «досуг, безделье». Школой считалось не учебное заведение, не место, а время, свободное °т обязательных занятий. И предназначалась оно для поиска себя, са- °Рлов А.С. Социальная рекреация. -М., Наука., 1995. -С.75. 27
мопознания, приобретения опыта. Организатором школы в нашем по нимании считается Я.А. Коменский. Как видно из этимологии, ни в обыденном употреблении, ни в социологии нет единого определения понятия «досуг». Стенли Паркер считает, что трудно найти объективный подход к понятию и все определения досуга делит на три группы: к первой он относит все время за исключением затрат на сон, работу, еду и физиологические потребности; вторая рассматривает досуг как деятельность на основе свободного выбора; третья объединяет две первые и формулирует досуг как деятельность на основе свободного выбора. Многие, в том числе российские, социологи разграничивают досуг свободное время. Так, Де-Гразия отмечает, что досуг полностью не реализуется, а ос тается идеалом. Дюмазадье считает, что досуг - это определенные занятия, которь индивид осуществляет по своей воле - отдых, развлечение, совершен ствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общее венной жизни - после того, как он выполнит свои профессиональные общественные обязанности. А. Маркузе, напротив, идеалом считает свободное время, а досуг, п его мнению, не свободен, поскольку он администрируется бизнесом политикой. Свободное время и досуг выступают формой жизнедеятельност конкретного социального субъекта: общества, социальной группы, лич ности. Сущность, структура и функции досуга имеют сквозной харак-1 тер, т.е. присущи всем социальным субъектам. Различие выражается в опережении или отставании характеристик свободного времени субъекта от потребностей общества. Оно может быть сдвинутым от более «возвышенной деятельности» и связанной с ней функцией развития в сторону потребительского отношения и развлекательности. Следует отметить не только совпадение функций досуга и рекреации, их понятийную двойственность, но и парадоксы досуга: отрезок свободного времени и, одновременно, период отдыха и желаемой деятельности человека. Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен вос-становлению физического и психического нормального состояния (ре- 28 лаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности. Взаимосвязь рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложности. Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают высококвалифицированные работники и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и досуговой деятельности. Но в такой взаимосвязи наблюдаются и противоречия: запросы высококвалифицированных работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга. Намечается и другая досуговая тенденция - отставание содержания и форм досуговой деятельности от содержания и степени сложности труда в рабочее время. Наибольшую тревогу вызывает несбалансированное соотношение телесных и духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которое соответствует существующему эталону маскулинности и топ-моделей для самоутверждения среди ровесников. Внимание этой потребности сказывается на предпочитаемых формах самореализации в свободное время. Основным оказывается подражание социально-культурным нормативам взрослых. Стремление преодолеть зависимое от родителей положение, в лучшем случае имитирует формы поведения взрослых в кафе, на улице, стремление к шику под воздействием рекламных клипов, в худшем - проявляется как фарс, перерастающий в хулиганские действия под влиянием спиртного. 2.4. Игра как феномен, функция и исток досуга Игра как уникальный феномен общечеловеческой культуры и досуга издревле занимала философов. Платон обожествлял игры и считал их привилегией богов; Франциск Ассизский отмечал антиподы их результатов: робость (при отсутствии навыков) и жертву в случае поражения; В. Кайюа представлял игру как насилие. 29 Многие исследователи, в том числе П. Лавров, Н. Бахтин, Э. Соколов указывают на прямую связь забав с религиозностью, а их возникновение с языческими религиозными культами. А в феномене игры они видели первоисточник досуга и человеческой культуры в целом. Наиболее остро феномен игры изучался в XX веке. Наметился переход от биологических и индивидуально-психологических подходов к культурологическим и социологическим в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ч. Гессе и И. Хейзинги. Альтернативой концепциям Э. Дюркгейма, К. Маркса, и М. Вебера о приоритете труда как формирующего начала человеческой культуры, идеалом «экономического», «созидающего» человека стала концепция И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морело «человека играющего». Игра в ней теоретически обоснована и эмпирически доказана и предстаёт как фактор социально человека и культуры. Свобода выбора, инициатива, ответственность и их реализация в праздничном и спортивном состязании, искусстве, науке, праве и предпринимательстве (как игры в игре), их связь с социокультурными условиями формирования индивидов и их образом жизни делают игру как потребность проживания в вымышленном мире, обусловливают не только игровое, но и социальное начало. Выдающийся нидерландский мыслитель столетия Йохан Хейзинга утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий». С самых начал цивилизации игра стала конкретным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети в таких игровых моделях как футбол, хоккей, регби и др. действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе своих сил, преодолевая трудности. Многие отрасли человеческой деятельности достигают своего пика только в игре. А. Пушкин в уста своего героя вложил формулу: «Что наша жизнь? -Игра!». Хейзинга установил, что в древнегреческом языке были разные понятия игры: «пэдия» (детская игра), «атиро» (игра-забава, пустое развлечение), «агон» (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделил пять значений игры: игра детей, игра-представление; игра -шутка; фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство. 30 Хейзинга так определяет игру: «Игра есть добровольное действие яибо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия, нежели обыденная жизнь». Рассматривая игровые действия в разные исторические эпохи, Хейзинга приходит к важнейшему обобщению: игра - необходимый способ социальной жизни. Если люди древних культур «играют порядок природы», каким он заключен в их сознании, то люди цивилизованного времени играют порядок современной социальной жизни. Раскрывая социокультурный смысл национальной игры, он показывает, как она формирует навыки социального поведения, специфическую систему ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры. Англичане, изолированные островным характером страны, изобрели коллективные игры - баскетбол, футбол, регби, т.е. игровые командные характеры модели, спортивный успех которых требует максимальных коллективных усилий. Экспансивные итальянцы реализуют национальные черты в маскарадах, карнавалах, открытом театре. Испанцы, живущие замкнутой, однообразной жизнью придумали корриду как клапан выхода энергии и чувств. Русские предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирующие удаль (протест против традиций принуждения и запретов). Ученый считает, что традиционная игровая культура - народные гулянья, свадебные обряды, массовые уличные забавы и развлечения претерпели «свертывание», серьезные изменения. Отождествляя досуг с культурой, он обвиняет современную культуру в фальшивости игры и постоянном вытеснении игрового элемента. Психологи отмечают парадокс игры как деятельности свободной и одновременно основанной на правилах («внутреннего самоограничения и самоопределения»). Природа нравственного воздействия игры заложена в самой двупла-новости игрового поведения: действия в игре условны, а сопровождающие их чувства и мысли реальны. Это и позволяет играющему приобрести определенный социальный опыт, пережить жизненно важные ситуации. 31 Концептуальная разработка игры как социального начала в развитии человека обусловлена, с одной стороны, перемещением сферы досуга с зависимой от сферы труда позиции на равноправную или даже приоритетную в развитии человека и культуры, утвердившуюся в концепциях И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морено и в массовом сознании. С другой -необходимостью социально-педагогического управления культурно-досуговой сферы специалистами, призванными развивать и удовлетворять постоянно возрастающие запросы и потребности различных социально-демографических групп, вводя игровое начало в деятельност учреждений культуры. Игра, будучи специфической моделью социаль ных отношений, становится важной. Р. Гессе и другие деятели культуры связывают игру с общественны разумом, с культурой в целом, представленной как система игр, в вид вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм ценностей, символов, т.е. языка культуры. Именно поэтому игра взята на вооружение в образовании и систем профессиональной подготовки людей. Игры учат людей философи осмысления сложностей, противоречий, учат подниматься над неуря дицами, жить с пользой и празднично, «играючи». Социология рекреации и досуга исследует: - игру как форму досуга, - историю игры, -игру как фактор нравственного и эстетического восприятия и пове дения, психологической разгрузки, -как сложный вид межличностного общения, -этику игры, -игру как фактор самореализации. TV-игры: КВН, «Что, где, когда?» и им подобные, в отличие о развлекательных, включают участников в ситуации, где нужны н только знания, но и логика, ассоциативное мышление, юмор, умени найти выход, сделав правильный выбор. Это - интеллектуальные игры и занимаются ими те, кому доставляет удовольствие гимнастика ума. Как и любой вид досуга, игра предстает в нескольких ипостасях развивающем, развлекающем и разлагающем (азартные игры). Толкиен, создавший самое интересное и эпохальное произведени стиля фэнтези на основе саксонских и скандинавских мифов, Библии эпосов древних народов, дал начало одноименному движению. 32 Знакомство с его книгами или их вариантами, а иногда и явным плагиатом в Интернете пробудили фантазию огромного числа любителей, называющих себя «толкиенистами». Среди последних не только любители-фанаты в майках любимой команды или рыцарей, не пропускающих ни одного турнира, но и те, кто делает древние доспехи, кует мечи, а потом на ристалище сражается, воплощая сюжеты древних мифов и саг. Тут не только элементы режиссуры, актерской игры, но и культуры и этики турниров, основанных на мировоззренческих взглядах тех времен. Это свидетельствует о стремлении к аутентичности воспроизведения обстановки Средних веков: от героев требуется внимательное прочтение и восприятие книг не только Толкиена, но и исторических. А так же умения в изготовлении доспехов, воспроизведении характеров и норм поведения. Теория Л.Г. Ионина о театрализации жизни еще раз подтверждает эту тенденцию. Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, агрессивное соперничество за лидерство, «война» за контроль над территорией, ведут к сращиванию уличных компаний с организованной преступностью и контролю вожака за поведением каждого из сообщества. Юношеский конформизм, принадлежность компании деформируют потребности молодых. Неординарность, экстравагантность, необычайность - важный социально-психологический фактор поведения молодежи. Экстремальные виды досуговой деятельности становятся все более распростронение среди обеспеченных людей. 2.5. Тенденции «одомашнивания» досуга В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перераспределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи. Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома. Чем же вызваны эти перемены? Интенсивная нуклеаризация семьи и 8°зникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими 33 Концептуальная разработка игры как социального начала в развитии человека обусловлена, с одной стороны, перемещением сферы досуга с зависимой от сферы труда позиции на равноправную или даже приоритетную в развитии человека и культуры, утвердившуюся в концепциях И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морено и в массовом сознании. С другой -необходимостью социально-педагогического управления культурно-досуговой сферы специалистами, призванными развивать и удовлетворять постоянно возрастающие запросы и потребности различных социально-демографических групп, вводя игровое начало в деятельност учреждений культуры. Игра, будучи специфической моделью социаль ных отношений, становится важной. Р. Гессе и другие деятели культуры связывают игру с общественны разумом, с культурой в целом, представленной как система игр, в вид вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм ценностей, символов, т.е. языка культуры. Именно поэтому игра взята на вооружение в образовании и систем профессиональной подготовки людей. Игры учат людей философи осмысления сложностей, противоречий, учат подниматься над неуря дицами, жить с пользой и празднично, «играючи». Социология рекреации и досуга исследует: - игру как форму досуга, - историю игры, -игру как фактор нравственного и эстетического восприятия и пове дения, психологической разгрузки, -как сложный вид межличностного общения, -этику игры, -игру как фактор самореализации. TV-игры: КВН, «Что, где, когда?» и им подобные, в отличие о развлекательных, включают участников в ситуации, где нужны н только знания, но и логика, ассоциативное мышление, юмор, умени найти выход, сделав правильный выбор. Это - интеллектуальные игры и занимаются ими те, кому доставляет удовольствие гимнастика ума. Как и любой вид досуга, игра предстает в нескольких ипостасях развивающем, развлекающем и разлагающем (азартные игры). Толкиен, создавший самое интересное и эпохальное произведени стиля фэнтези на основе саксонских и скандинавских мифов, Библии эпосов древних народов, дал начало одноименному движению. 32 Знакомство с его книгами или их вариантами, а иногда и явным плагиатом в Интернете пробудили фантазию огромного числа любителей, называющих себя «толкиенистами». Среди последних не только любители-фанаты в майках любимой команды или рыцарей, не пропускающих ни одного турнира, но и те, кто делает древние доспехи, кует мечи, а потом на ристалище сражается, воплощая сюжеты древних мифов и саг. Тут не только элементы режиссуры, актерской игры, но и культуры и этики турниров, основанных на мировоззренческих взглядах тех времен. Это свидетельствует о стремлении к аутентичности воспроизведения обстановки Средних веков: от героев требуется внимательное прочтение и восприятие книг не только Толкиена, но и исторических. А так же умения в изготовлении доспехов, воспроизведении характеров и норм поведения. Теория Л.Г. Ионина о театрализации жизни еще раз подтверждает эту тенденцию. Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, агрессивное соперничество за лидерство, «война» за контроль над территорией, ведут к сращиванию уличных компаний с организованной преступностью и контролю вожака за поведением каждого из сообщества. Юношеский конформизм, принадлежность компании деформируют потребности молодых. Неординарность, экстравагантность, необычайность - важный социально-психологический фактор поведения молодежи. Экстремальные виды досуговой деятельности становятся все более распростронение среди обеспеченных людей. 2.5. Тенденции «одомашнивания» досуга В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перераспределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи. Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома. Чем же вызваны эти перемены? Интенсивная нуклеаризация семьи и 8°зникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими 33 родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клу бов. В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с с~ мейным бытом и воспитанием детей. Возросло время общения с TV. Оно не требует специальной подго, товки, интеллектуальной инициативы и обладает свойством «заворажи вания». Срабатывает механизм воздействия парадоксальной социально психологической установки: не нравится, но смотрю с удовольствием. В социологии появился термин «фонового» просмотра TV, слуша ния радио, совмещенного с работой на кухне, домашней трапезой другими бытовыми делами. Кроме того, это время увеличивается и за счёт просмотра видео фильмов (не будем рассматривать их содержание, оно целиком опреде ляется вкусами и ценностными ориентирами субъектов, престижем, ко гда неприлично говорить о том, что не видел, не слышал, не читал). Ширится веер любительских увлечений (коллекционирования, заня тиями прикладным творчеством и т.д.), т.е. жилая среда становится по лем творческой деятельности для одних, тоскливого безделья для дру гих, притоном для третьих. Можно констатировать фундаментальные изменения самого меха низма взаимодействия человека с культурой. Изменился складываю щийся веками принцип избирательного отношения к искусству. Квартира становится центром хозяйственной деятельности. Это многопрофильный склад, заготовительный цех, творческая мастерская офис фирмы, мини-спортплощадка, где сочетается труд, досуг и отдых. Интересы людей изменились в сторону потребительских. Постоянно меняющаяся мода и набор благ побуждают непрерывно им следовать, Сократилась регулярность и теснота общения по интересам в культурных центрах, во многом потеряны навыки самоорганизации и caмо управления, они уступают по масштабности стихийным досуговым сообществам (массовым аудиториям поп-звезд и фанатов спортивных команд). Но наряду с этим ширится движение самодеятельных инициатив; обогащающих содержание культурной активности, которая выходит за профессиональные и отраслевые пределы. На самом низшем уровнеэто садово-огородные кооперативы. Изучение мотивов деятельности их владельцев показывает реализацию по- 13 Дондурей ДБ. Квартира: новый тип учреждения культуры. Социальные факторы поведения людей в сфере культуры // Социализм и проблемы культуры. -М., 1983. -вып. 1. с. 142. -С. 55. 34 требности в активном (энергозатратном) отдыхе, испытание радости от физического напряжения, соединенного с непосредственным общением с природой и чисто потребительскими мотивами пополнения бюджета за счет урожая. МЖК развивают новые формы быта, обслуживания, воспитания детей, организацию досуговых центров, гостиных и своего кабельного телевидения. С распространением персональных компьютеров, имеющих выход в Интернет, увеличивается число трудящихся «надомников». К ученым, работникам культуры и искусства, литераторам, преподавателям, осуществляющим часть профессиональных функций дома, присоединяются студенты, работники фирм. Основной функцией семейного образа жизни в наше нестабильное и неспокойное время становится функция уже не только психологической защиты, покоя и уюта, но даже защиты физической. Тенденции одомашнивания культурной деятельности изменяют характер коммуникации между производителем и потребителем ценностей культуры. Технологии лично-культурной деятельности обновляются быстрее публичных и меньше нуждаются в посредниках. Повышается роль второго жилища семьи: дача, дом в деревне, садовый участок, жилище родителей, воспринимается как второй дом. Это порождает дополнительные функции не только отдыха, но и самообразования, творчества, обретения новых навыков. Возделывание участка по существу побуждает человека овладеть агрономическими знаниями, а «передвижной» дом (машина) расширяет возможности путешествий. А все вместе взятое способствует развитию способностей и самовыражения человека.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.085 с.) |