Особенности и черты современного досуга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и черты современного досуга



Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обшир­ными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизацион-ных факторов: деидеологизацией и гуманизацией межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм по­литического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и теле­радиоканалы.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального об­щества и пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммер­циализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, флани­рующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская культура модерна оказалась неразрывно связанной с при­родой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распро­страненными, они усложнились «дифференцировались и «отстрани­лись» от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выво­ды теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами бур­жуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населе­ния. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценно­стного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

Введение новых способов художественного производства, доступ­ность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного

7

искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлага­ются развлечения в широком контексте публицистического, информа­ционного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массо­вость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчу­ждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и инте­ресны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребите­лем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не дея­тельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего.

И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольст­вий для человека, но их реальная цена»1.

Становление нового опыта проведения досуга связано с появлением ростков постмодернизма: «изменением образа чувств» и «новой струк­туры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

Появление постмодернистской структуры сознания Фаулер2 связы­вает со следующими взаимосвязанными факторами: - глобальной реструктуризацией капитала и новым международным

разделением труда; -------------------------------------

'«Иностранная литература», 1996, № 1. -С.231-232.

2 Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ/УСоциальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. РИС/Ран ИНИОН. Центр науч.информ. Исслед. -М.,1999. -№3.

8

- обострением борьбы за образовательный капитал;

- обострением конкуренции во всех сферах жизни капиталистиче­ского общества, в том числе и в европейских культурных столи­цах;

- разрушением анклавов докапиталистического образа жизни, до самого недавнего времени вкраплявшихся в структуру капитали­стического общества;

- становлением нового опыта досуга под влиянием идеологии «при­нудительного потребления»;

- распространением туризма, привычки проводить отпуск за грани­цей и многими другими;

Мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду в стиле «ретро». Пространство и время сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснацио­нального класса капиталистов.

Научно-техническая революция придала новую роль средствам мас­совой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, обще­доступность досуговой инфраструктуры, которая дала возможность осознать необходимость не только взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, но и физического, духовно-нравственного выжива­ния человечества. На наших глазах формируется международно-ориентированная личность, мыслящая в духе планетарного сознания и общечеловеческих ценностей.

Помимо указанного просматриваются следующие тенденции:

- растет свободное время трудящихся, и при этом происходят его качественные изменения;

- формируются социально-культурные функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений;

- появляются новые виды и формы социального творчества в куль-турно-досуговой деятельности.

Это социальные инициативы проявляются в экологических, миро­воззренческих, феминистических движениях, конфессиональных мис­сиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают позна­вательные международные национальные радио- и телевизионные вик­торины.

9

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.3.33 (0.006 с.)