Объект и предмет социологии досуга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет социологии досуга



Человеческая деятельность является методологической основой ис­следования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъ­ективным основам деятельности.

Поэтому специфическими, раскрывающими суть и особенности предмета будут следующие понятия:

- субъект досуговой или рекреационной деятельности;

- объект и предмет досуговой или рекреационной деятельности;

- досуговая или рекреационная активность;

- досуговый или рекреационный эффект;

Специфика социологии рекреации и досуга обусловливается ее взаимосвязью с социально-политической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они опре­деляют те внутренние противоречия: финансово-экономические, пси­хологические, организационные как в теории, так и на практике. Сис­тема, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций оп­ределяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духов­но-нравственные представления о добре и ценностные ориентации лю­дей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет

11

 

междисциплинарный характер науки и ее методологическую базу. На­ряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массо­вой информации она опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп.

Таким образом, социология досуга и рекреации - отрасль социоло­гии, изучающая:

- поведение индивидов и групп в свободное время;

- способы удовлетворения потребности в отдыхе (рекреации);

- формы развлечения, общения;

- развитие личности и творчества в процессе деятельности в люби­тельских объединениях;

- функционирование учреждений досуговых услуг,

- «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсион­ные, туристические бюро и спортивныее базы.

В содержательном плане изучаются:

- эволюция и особенности современного досуга (историческая дифференциация досуговой деятельности и её воплощения, в ос­нове которой лежит закон возвышения потребностей и возникно­вения все новых видов и форм деятельности),

- соотношения досуга с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла, способами проживания (городской и сельской жизни), а также роли досуга в формировании образа жизни.

Современный досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как про­дукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры (НТП обусловил рост производительности труда, увеличил объем свободного времени, повысил жизненный уровень населения).

Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей не дели, во время отпусков, что вызвало новое явление - досуговую ми грацию (её в зарубежной социологии изучает специальная дисциплина4 Социология досуга - отрасль социологии, изучающая систему д суговых учреждений и досуговой деятельности как социального инст тута; социальные проблемы взаимодействия и отношений с системо институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социал ными службами.

12

Как отрасль социологии социология досуга является одновремен­но фундаментальной и прикладной, теоретической и эмпирической наукой.

Социология культурно-досуговой деятельности - специальная от­расль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы, и за­кономерности функционирования и развития духовного общения и до­суговой деятельности в рамках микросреды.

Это одна из специальных социологических теорий, находящаяся в сложных причинно-следственных связях и опосредованиях по вертика­ли и горизонтали со всеми уровнями и структурными компонентами социологического знания.

Объектом социологии досуга является природа, функции, педагоги­ческие, образовательные, социально-экономические и творческие про­тиворечия, создающие проблемную ситуацию - избирательность цен­ностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

Предмет социологии досуга - характеристики, свойства объекта, от­ражающие основу противоречия:

-характера формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации в сознании и поведении людей и реальным процессом досуговой деятельности;

- специфика процесса социализации.

Структурными элементами социологии досуга являются:

1) направленность процесса, его цели:

- объект - аудитория, социальная группа, индивид;

- субъект - кадры педагогов, лидеров и руководителей объединений;

2) содержание и уровень культурно-досуговой деятельности;

3) средства воздействия (технологии) на общественную жизнь объе­динений и социокультурной среды и обратное влияние общественно­сти на деятельность досуговых учреждений;

4) состояние материально-технической базы;

5) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности.

Объектом исследования становятся также: специфика процессов культурно-досуговой, рекреационной и туристической деятельности:

13

художественная, реставрационная, поисково-краеведческая, развлека­тельно-оздоровительная, экскурсионная, спортивная и др.

На уровне конкретно-социологических, эмпирических исследова­ний дисциплина изучает указанные выше проблемы в конкретных со­циальных условиях города, района, села, предприятия: -изменение аудитории, различных социально-демографических групп под влиянием рекреационно-досуговой деятельности; -специфику воздействия применяемых технологий, уровень подго­товки кадров: менеджеров, руководителей, организаторов. Место и роль особых видов культурно-досуговой деятельности: по­исково-краеведческой, реставрационной, художественной, развлека-тельно-досуговой, а также антисоциальных ее проявлений в конкрет­ном регионе, городе, микрорайоне, селе. Прикладные исследования призваны:

- обеспечить диагностику состояния социально-культурной сферы;

- выяснить характер зависимости рекреационно-досуговой деятель­ности от тех или иных факторов и условий;

- определить условия и характер управления досуговой деятельно­стью (развитие демократических начал, самоуправления и др.);

- выявить закономерности процесса социального воспитания, разви­тие инициативы, самодеятельности и социальной активности в ду­ховном творчестве;

- совершенствовать теоретические основы управления социально-культурной сферы; определяя сущность и место того или иного эле­мента в системе досуговой деятельности, его назначение, функции и связь с другими элементами.

Социологический подход исследует социальную сущность свобод­ного времени и рекреационно - досуговой деятельности; их структуру и основные функции в процессе всестороннего развития личности. Он включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъектив­ных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени и досугово-рекреационной деятельности, и выясняет типы времяпрепровождения и временное измерение деятельности как наибо­лее важный показатель.

В социально-психологическом исследовании на первый план выдви­гается отношение личности к своей деятельности.

Педагогическая социология изучает социальные процессы внутри системы социально-досуговой деятельности, т.н. интроспективный

14

подход, который предполагает преимущественное изучение целей и ос­новных направлений воспитания, методы и формы воздействия на лич­ность.

Прикладные социологические исследования являются своеобразной формой обратной связи объекта и субъекта культурно-досуговой дея­тельности. Они помогают уточнить возможности различных средств организации деятельности населения, наиболее популярных и эффек­тивных форм, методов клубного общения.

Таким образом, выполняя функцию обратной связи и диагностики, социология рекреационно-досуговой деятельности является средством совершенствования как практики, так и теории на основе анализа самой деятельности. Но социология досуга не только предоставляет система­тизированные данные, но и вооружает принципами и технологиями, обеспечивающими совершенствование деятельности.

Основными проблемами являются: разработка методологии иссле­дования социальной мотивации и потребностей досуговой деятельно­сти; механизмов и средств воздействия на личность и общности; соци­альная эффективность досуговой деятельности. Основными требова­ниями являются: адекватность методов исследования реальным услови­ям; системно-структурная разработка и моделирование видов и форм досуговой деятельности; их сопряжение с социальными процессами в хозяйственном, организационном и морально-этическом плане.

Таким образом, социология досуга как метод получения информа­ции о негативных и позитивных тенденциях и процессах функциониро­вания социокультурной деятельности общественных, региональных и муниципальных организаций, досуговых общностей и личностей явля­ется источником социальной диагностики, ее последующего моделиро­вания и проектирования.

15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.013 с.)