Интеллектуальные способности и интересы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальные способности и интересы.



Разница в достижениях разных людей проявляется за счёт неравного развития их способностей. Для того, чтобы выявить способности и достичь определённого результата необходим труд.

Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования и общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.     

Одаренность проявляется через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. В процессе этой деятельности выражаются  внутренние данные и возможности человека.

Существует и такое понятие, как специальная одаренность. Она определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклонностями к отдельным видам деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

Первые признаки таланта могут проявиться уже в детском возрасте в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и в других видах деятельности. Талант может проявиться и более позднем возрасте. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности.

О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Талант человека определяется потребностью в творчестве.

Гениальность – есть высочайший уровень одаренности личности. Она воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и, вместе с тем, решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Гений шире таланта. Талант порождает новое только в сфере особенного, тогда как гений создает новый род. Однако, и талант, и гений должны совершенствоваться согласно общепринятым способам. Лишь совершенствуясь, задатки подтверждают факт своего существования, свою силу и свой объём.

В философии гений сам по себе ведёт недалеко; здесь он должен подчиниться строгой дисциплине логического мышления; только через это подчинение гений достигает своей полной свободы.

Многообразные виды таланта и гения различаются друг от друга различием сфер духа, в которых они проявляют свое действие. Различие темпераментов, напротив, не выражается в таком внешнем отношении».

В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.

Не всякая деятельность развивает способности личности. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностями существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности.

В 1970-е годы американский психолог Артур Дженсен определил, что с помощью труда возможно развивать способности, но их развитие будет проходить до определённого предела, указанного природой.

Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого двух-трёхлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней, в отличие от обычного ребенка того же возраста.

Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, те, что являются вспомогательными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма; сенсомоторные качества руки художника; высокоразвитая образная память и т.д. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т.д. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако не следует считать структуру способностей жестким, негибким образованием. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое качество является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее, результат. Даже в рамках одной и той же деятельности человек может обладать различным сочетанием особенностей, которые позволят ему выполнять ее успешно, компенсируя недостатки.

Возможность компенсации одних способностей при помощи развития других существенно развивает внутренний потенциал каждого человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней. Однако, несмотря на возможности компенсации, проблема точного определения сферы трудовой деятельности, в наибольшей степени соответствующей задаткам человека, остается чрезвычайно актуальной.

Способности развиваются из задатков, - природных предрасположенностей. Они могут находиться до определённого времени в скрытом виде, пока человек не начнёт раскрывать данные способности определённым видом деятельности. В связи с этим для личности крайне важен аспект правильного выбора профессии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.007 с.)