Процесс обучения игре на фортепиано. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс обучения игре на фортепиано.



Педагог-пианист занимается не только обучением ребёнка игре на фортепиано, но и  участвует в его эстетическом воспитании. Преподавателю важно заинтересовать ученика музыкой. Пробуждению интереса к музыке способствуют посещения экранизированных опер, слушание радио- и телепередач, чтение книг о композиторах, просмотр фильмов по конкретной теме. Всё это расширяет кругозор учащегося.

Важной стороной работы педагога является трудовое воспитание. Необходимо с детства приучать ребёнка к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда. Важно вызвать у ученика любовь к труду и к процессу упражнения, к ремеслу исполнителя. Труд должен быть радостным, продуктивным.

Преподаватель должен индивидуально подходить к каждому ученику, понимая характер, работоспособность каждого из них.

Педагогу важно развивать практические навыки ученика: чтение с листа, транспонирование, игра в различных ансамблях, аккомпанирование и т.д. Такие навыки потребуются ученику в дальнейшей музыкальной деятельности.

Крайне важны для последующей творческой деятельности ребёнка его первые шаги в музыкальном обучении и воспитании. Этот период занимает один - полтора месяца. Основные задачи данного периода – это накопление музыкально-слуховых впечатлений, введение ребёнка в мир музыки и изучение педагогом ученика.

Первая встреча педагога с учеником происходит на предварительной консультации к поступлению в музыкальную школу. Преподаватель доступно и подробно рассказывает и показывает, как следует выполнять то или иное задание на приёмных экзаменах. Это занятие групповое, где присутствуют будущие ученики и их родители.

На консультации существуют определённые формы работы. Они делятся на простые (доступные всем детям) и сложные (для более способных ребят) виды заданий.

Простые формы работы:

1. Рассказать стихотворение. Этот вид заданий позволяет определить уровень памяти ребёнка, его эмоциональность, дикцию и общее развитие.

2. Спеть знакомую песенку. Такой вид деятельности помогает определить слух ребёнка и владение собственным голосом.

3. Прохлопать или простучать ритм знакомой песенки.

4. находить на клавиатуре услышанные звуки (в пределах первой октавы)

5. Услышать, где мажор, а где минор (проводя ассоциации «весело-грустно»).

6. Определить неправильный звук в знакомой мелодии и хлопнуть в это время.

7. маршировать, прыгать, дирижировать под музыку определённого характера (марш, танец, песня).

Сложные формы работы:

1. Услышать сколько звуков играют на фортепиано, - один, два или три.

2. Из двух взятых вместе или по очереди звуков спеть один, затем второй. Показать рукой, какие звуки выше, а какие ниже.

3. Закончить мелодию, допеть тонику в знакомой мелодии.

4. Определить направление мелодии. Показать рукой плавно ли она движется или скачками.

Процесс работы в начальном периоде обучения игре на фортепиано делится на три части:

1. Показ педагога.

2. Педагог делает показанное вместе с учеником.

3. Ученик выполняет показанное самостоятельно.

Во время приёмных экзаменов преподаватели определяют основные музыкальные данные: музыкальный ритм, слух, память, эмоциональность, физические данные ребёнка.

Первые уроки должны отвечать следующим качествам:

1. Разнообразие материала и форм работы.

2. Игровые элементы.

3. Доступность и яркость объяснений педагога.

4. Ограниченная продолжительность активных занятий.

Существуют определённые формы работы на первых музыкальных уроках:

1. Ознакомление с фортепиано. Необходимо рассказать ученику об устройстве инструмента, заглянуть внутрь его, объяснить различие между роялем и пианино, рассказать об истории названия инструмента.

2. Пение знакомых ученику песен.

3. Разучивание новых коротких и доступных песен (возможно, с аккомпанементом педагога). Важно научить ребёнка бережно относиться к своему голосу, не кричать, а петь. Ученик должен сознательно воспринимать текст песен, знать автора произведения.

4. Написание ритмических и мелодических диктантов. Необходимо учить ученика слушать музыку, определять её характер.

В это время ученик начинает играть на фортепиано. Преподавателю очень важно правильно посадить ребёнка. Начинается изучение приёмов звукоизвлечения. Звук необходимо извлекать мягким нажатием клавиши, «собранной» рукой, одним третьим пальцем.

С более способными учениками можно подбирать по слуху и транспонировать простые короткие мелодии.

Ученик на начальном этапе обучения играет «с рук педагога». Во время игры важно предотвращать вредные привычки, такие, как торопливость, зажатость, скованность и т.д. Педагог должен держать руку ребёнка в своей руке, помогая ученику делать правильные движения. Существует ряд подготовительных упражнений, которые выполняются на столе или на крышке инструмента. Например, для того, чтобы у ученика сформировалась правильная округлая форма кисти необходимо выполнять упражнения «Домик для гномика», «Зонтик». Чтобы помочь ребёнку обрести свободу и гибкость запястья полезно выполнять упражнения «Бусинки» и «До свидания». Наработать свободу кисти возможно с помощью упражнения «Радуга». Полезно тренироваться, ставив палец на не заточенный карандаш.    

Важно научить ребёнка считать собственные пальцы, для этого можно использовать азбуку (приложение 11). Цепкость и чуткость пальцев помогут развить такие упражнения, как «Здороваться каждым пальцем», «Подними пёрышко», также полезно катать мелкие шарики на пальцах и играть в мяч. Отработать толчковое staccato поможет упражнение «Кузнечик». Упражнений на развитие тех или иных навыков много, важно заинтересовать ученика выполнять данные задания.

Преподаватель должен учитывая все индивидуальные особенности ученика, планировать следующие этапы работы с ним. Если ученик имеет некоторую музыкальную подготовку или более старший возраст, можно составить более насыщенный план занятий.

С первых уроков важно объяснять ученику основы грамотности, работать над освоением приёмов игры на фортепиано.

В начальный период обучения, когда учащийся приобретает первые навыки владения фортепиано и изучает нотную грамоту, преподавателю важно не упустить ряд деталей. Это касается посадки ученика, извлечения звука на инструменте, организации игровых движений, аппликатурных принципов, выразительности звучания, теоретических знаний, общей музыкальной грамотности.

Посадка ученика имеет большое значение. Необходимо приучить учащегося сидеть правильно: напротив первой октавы, опора должна приходиться на ноги, ученик должен чувствовать устойчивость; туловище и плечевой пояс должны быть подвижны, спина – прямая и собранная. Следует помнить об индивидуальных физических особенностях ученика. Расстояние от инструмента определяется вытянутой рукой до передней стенки фортепиано. Высота стула должна быть ориентирована по положению локтя, который в идеале находится на уровне клавиатуры или чуть выше. Маленьким детям можно ставить под ноги подставку, в случае невысокого роста, но её лучше как можно быстрее убирать и играть почти стоя.

Начинать обучение игре на фортепиано следует с несвязной игры (non legato) одним третьим пальцем простых упражнений, коротких песен, затем более сложных мелодий.

В это время особое внимание следует уделять организации игровых движений. Педагог должен сидеть со стороны играющей руки ученика. Необходимо помогать учащемуся выполнять указанные движения. Рука должна подниматься от локтя, важно следить за гибкостью запястья и пальца.

Закрепив третий палец, можно переходить к игре вторым и четвёртым пальцами, затем – первым и пятым. Полезно поиграть двузвучия: терции исполнять первым и третьим пальцами, квинты – первым и пятым.

Ученик должен играть не связно, но выразительно, объединяя ряд звуков в мелодическую фразу. Педагог должен следить за дыханием (цезурой) между фразами. В этом ученику поможет пение.

На уроке необходимо использовать различные по характеру мелодии: песенно-протяжные, танцевальные, маршевые. Во всех мелодиях должна быть подтекстовка.

Важно рассказать ученику о звукообразовании на инструменте и обратить его внимание на качество звука.

Освоив игру штрихом non legato, можно переходить к игре legato. Первые навыки поможет наработать упражнение «Сели-встали» (связывание двух – трёх звуков вторым – третьим и вторым – третьим – четвёртым пальцами). Пальцы должны быть активными, запястье - гибким, движение кисти –объединяющим. Необходимо объяснить ученику, что легатный звук похож на пение и связан с микродинамикой.

Важно объяснить учащемуся простейшие аппликатурные принципы:

1. Позиционные последования.

2. Пропущена клавиша – пропущен палец.

3. Повторение одного и того же звука выполняется разными пальцамию

4. Перенос руки на широкий интервал производится разными пальцами при раскрытой ладони.

5. На чёрных клавишах используются второй, третий и четвёртый пальцы, а первый и пятый пальцы применяются на белых клавишах.

Для закрепления правильной формы руки полезно использовать «шопеновскую» формулу. Её необходимо повторять как постоянное упражнение, играя разной динамикой, в разных направлениях и т.д.

Педагогу надо постоянно следить за положением первого пальца ученика, воспитывать пальцевую гибкость и подвижность. Также важно не забывать об устойчивости пятого пальца. Важно знать, что аппликатура выбирается, исходя из конкретных музыкальных задач и с учётом особенностей каждого пальца, а также строения руки ученика.

Постепенно необходимо переходить к исполнению лёгких мелодий. Играть их надо выразительно, хорошо интонируя. Первые пьесы – одноголосные, переложенные для исполнения попеременно двумя руками. Хорошо если в пьесе присутствуют слова. Педагог должен учить ученика исполнять линеарно, певучим звуком. Важно делить мелодию на фразы. В каждой фразе необходимо выделять три фазы развития: начало, логическое ударение и конец. Полезно проводить аналогию с речью.

Надо объяснить ученику значение длинной фразировочной лиги. Педагог должен обратить внимание на моменты перехода мелодии из одной руки в другую.

На данном этапе музыкального развития ученика начинается обучение нотной грамоте: клавиатуры, регистры, октавы, нотная строчка(стан), пять линеек, скрипичный и басовый ключи, ноты на линейках и между ними, ноты под линейками и над ними, добавочные линейки (приложение 9).Полезно применять наглядные пособия.

В этот же период даются основные понятия о метроритме. За основу необходимо брать четвертную длительность, затем переходить к объяснению остальных длительностей. Также следует объяснить ученику ритмическое деление целой длительности, можно нарисовать схему (приложение 10).

При работе над ритмом необходимо использовать счёт, простукивание, проговаривание, дирижирование. Надо рассказать ученику о размере, такте, тактовой черте.

Развитие правой и левой рук происходит неравномерно. Поэтому необходимо делить мелодии между руками, повторять упражнения, попевки и простые мелодии каждой рукой.

Постепенно ученик осваивает простейшие сочетания мелодии с басом. Такое усложнение должно происходить постепенно.

С самого начала занятий важно научить ученика точности и грамотности.

Для развития общих музыкальных способностей очень полезна игра в ансамбле. Изначально – это игра в четыре руки с педагогом, затем с товарищем. Также с более способными детьми можно вводить первые опыты импровизации и сочинения.

Преподавателю необходимо определить восприимчивость ученика, вычислить уровень его музыкального и общего развития. Хорошо, если учитель ознакомится с домашними условиями учащегося.

Начальный период обучения игре на фортепиано крайне важен для дальнейшего развития и обучения ребёнка, так как является базой музыкального образования вцелом.

В младших и средних классах детской музыкальной школы репертуар постепенно усложняется. Произведения становятся более сложными по форме, фактуре, исполнительским средствам. Совершенствуются навыки, полученные ранее.

При обучении учащихся в старших классах детской музыкальной школы преподавателю необходимо учитывать психологические особенности возраста. У подростков развивается интеллект, зарождается критическое отношение к окружающим и к самому себе, часто наблюдается повышанное самолюбие.

В зависимости от выявляющихся в старших классах музыкальных перспектив учащимся надо дифференцировать программу. Для основной части учеников – это широкое ознакомление с разнообразной музыкой, игра популярных произведений, участие в различных ансамблях, чтение с листа, повтор репертуара. К учащимся, проявляющим профессиональные данные, следует повысить требования.

Педагог в процессе обучения игре на фортепиано должен иметь индивидуальный подход к каждому из своих учеников и грамотно подходить к вопросу воспитания подрастающего поколения. Углубляясь в стремление дать ученику как можно больше знаний, педагогу не следует забывать о важности наличия у ученика любви к своему делу, интереса и стремления заниматься данным ремеслом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)