Необходимые аспекты развития музыкальных способностей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимые аспекты развития музыкальных способностей.



Известно, что все дети от рождения обладают музыкальными способностями. Родителям важно знать, как правильно развивать данные задатки своего ребёнка. Приниматься за развитие музыкальных способностей ребёнка необходимо уже в период внутриутробного развития малыша, и потом, когда ребенок появится на свет, не забывать наполнять жизнь крохи музыкой.

Доказано, что находясь в утробе матери, малыш особенно восприимчив к родительскому голосу и музыке. Поэтому врачи рекомендуют будущей маме слушать желательно классическую музыку без слов. Можно включать какую-либо плавную веселую или грустную мелодию. Но не стоит слушать музыку, в которой присутствует большое количество низких частот и резких низких или высоких звуков. Это травмирует малыша и впоследствии будет сложно развить у него музыкальный слух. Замечено, что ребенок, находящийся в утробе матери, не просто слышит, но и должным образом реагирует на услышанное. Приятная спокойная музыка малыша успокаивает.

Для того, чтобы во время разглядеть и раскрыть уникальные способности ребёнка необходимо знать некоторые признаки их наличия:

1. Ребенок с удовольствием слушает музыку, может по памяти напеть услышанные мелодии.

2. ребёнок очень чувствителен к тембру голоса окружающих. Визгливый, неприятный голос может запросто вывести его из равновесия.

3. У ребёнка появляются свои музыкальные предпочтения, он просит включить ему определенные музыкальные произведения.

4. ребёнок пытается играть на игрушечных музыкальных инструментах. Он не бесцельно стучит по инструменту, а пытается воспроизвести услышанную ранее мелодию.

Первый год жизни справедливо считают самым важным с точки зрения закладки фундамента основ здоровья и восприятия малышом окружающего мира. Поэтому ребёнку полезно слушать музыку в этот период как можно чаще. Можно включайте ее фоном во время массажа, гимнастики или же просто, когда малыш играет в игрушки, ползает по комнате. Музыка может быть разной – от концертов Вивальди, до детских песенок из советских мультфильмов. Важно, чтобы она была разнообразной и доставляла ребёнку удовольствие. Таким образом, впоследствии ребенок легко сможет определить настроение мелодии. Ему достаточно лишь будет сопоставить настроение мелодии со своим собственным. У ребёнка выработается инстинкт или чувство мелодии

В результате таких регулярный прослушиваний можно заметить, что малыш избирательно относится к звучащим композициям. Под одни, более ритмичные, он весело машет ручками или подпрыгивает в кроватке, под другие, более минорные, увлеченно играет или, что тоже возможно, сидит в течение нескольких секунд задумчивый. Впоследствии ребенок сможет осознанно воспринимать услышанное.

Возраст от одного года до трёх лет - наиболее подходящее время для знакомства ребенка с такими понятиями как высокие и низкие звуки. Если имеется фортепиано или синтезатор, возможно, нажимая на соответствующие клавиши на инструментах, рассказывать ребенку о звуках, непременно сравнивая их звучание с пением птички (для высокого звука) или ревом медведя (для низкого звука).

В этот период хорошо учить ребёнка пению. Для этого необходимо петь вместе с ним песенки с ритмически повторяющимися словами. Это могут быть всем известные «Ладушки» (приложение 6), «Гуси-гуси», «Антошка». Пропевая, хлопайте в ладоши после каждого куплета и произносите протяжное «Да». Спустя несколько занятий малыш начнет повторять это самое «Да», которое и есть первый шажок к освоению пения.

К трем годам можно учить ребёнка сопровождать пение танцами. Сначала это будет просто ритмичная ходьба, бег или хоровод, но ближе к 5 годам можно пробовать осваивать и несложные танцевальные композиции. Также в это время хорошо учить ребенка соотносить музыку с изображением, то есть учить представлять картинку сообразно мелодии. Можно включить какую-нибудь не очень сложную музыку, например, «Весенний вальс» или «Капли дождя» Штрауса, посадить ребёнка себе на колени или рядом с собой и попросить его прикрыть глаза. По завершении прослушивания необходимо спросить ребёнка, что он представил, когда звучала мелодия. Если малыш затрудняется ответить, можно упростить задачу. Для этого предварительно необходимо приготовить разноцветные листы бумаги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый) и попросить ребенка выбрать тот цвет, который, по его мнению, наиболее подходит к прозвучавшей мелодии. Полезно рассказать ребёнку, что вы представили, когда звучала музыка.

Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда он закончится, перестанет рисовать. Когда малыш научится считать, можно при изучении длительности звука считать вслух.

Необходимо рассказывать ребенку о музыкальных инструментах. В этом могут помочь простые игры.
Детям пятилетнего возраста невероятно нравятся ролевые игры, посредством которых они осваивают новые жизненные ситуации и пробуют себя в них. Задача родителей на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать и укрепить в своем чаде интерес к музыке. Хорошо было бы поиграть с ребенком, например, в музыканта-композитора. Для этих целей пригодятся самоучители по музыкальной композиции (например, книга-учебник Ильи Челнокова «Ты композитор (приложение 7).Основы музыкальной композиции»). Сеществует также методика обучения по цветным нотам, где каждому звуку соответствует определённый цвет. Авторами Интегрально-Матричного Метода игры на инструменте были разработаны новые форматы записи нот - детские цветные ноты, где вместо буквенно-цифровой (знаковой) кодировки информации используется цвет. На их основе составлены авторские нотные сборники: «Пиано «Радуга»(приложение 8), «Гитара «Радуга», дающие возможность методически работать с детьми от трёх лет и старше. В контексте применения детских цветных нот в методике Интегрально-Матричного Метода Игры они имеют своё название: «Синхронизационные карты ИММИ (Синхрокарты ИММИ)».

В возрасте пяти лет полезно увлечь ребёнка самостоятельным сочинительством музыкальных произведений. Композитор Карл Орф разработал специальную методику воспитания творческих задатков детей, преимущественно путем коллективной импровизации на специальных инструментах, не требующих значительной затраты труда для элементарного их освоения (ксилофоны, металлофоны и другие). Эта система изучается и осуществляется на практике в специальном «Институте Орфа», находящемся в Зальцбурге. Она находит приверженцев не только в Германии и Австрии, но и в других странах.

Главное во всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.

В возрасте пяти лет ребёнка возможно записать в музыкальную школу, где развитию музыкальных способностей будут помогать педагоги. Весьма благотворно воздействует на учащихся-пианистов сочинение музыки. У них усиливается интерес к искусству, нередко даже вялый ребенок заметно «оживает». Дети начинают иными глазами смотреть и на пьесы, изучаемые с педагогом, лучше в них разбираться и исполняют их с большей свободой.    

Как не учат буквам, когда ребенок учится говорить, так и не учат играть по нотам, пока ребенок не достигнет определенного технического уровня, пока у него не разовьется музыкальная память.

Заниматься сочинением музыки следует не только с талантливыми детьми. Практика показывает, что и рядовые учащиеся ДМШ могут быть втянуты в эту работу. Чем раньше ребенок будет пробовать сочинять, тем лучше. Во всяком случае, уже в первые недели обучения желательно предложить ему придумать самому какую-нибудь попевку, а может быть и маленькую песенку по образцу тех, какие он поет и подбирает. Работая с учеником над техникой, следует поощрять его к поискам собственных вариантов упражнений. Постепенно надо переходить к сочинению маленьких пьесок и этюдов.
На ранних этапах обучения с этими заданиями более или менее успешно могут справиться все учащиеся ДМШ. В дальнейшем склонность сочинять сохраняется лишь у некоторых из них. Таким ученикам можно рекомендовать попробовать свои творческие силы не только в жанрах фортепианной музыки, но и вокальной, написать песню или романс на слова любимого поэта. Это нередко оказывается более увлекательным для подростка, чем сочинение фортепианной музыки, так как писать детские пьески ему неинтересно, а трудные он создавать».не в состоянии.
Важным руслом развития творческих задатков для всех учащихся должен стать подбор к мелодии фортепианного сопровождения. Нельзя мириться с тем, что обучающийся в течение нескольких лет игре на инструменте не в состоянии сыграть по слуху популярную песню, снабдив ее простым аккомпанементом. Этому можно и необходимо учить, предлагая ученику постепенно усложняющиеся задания по подбору и гармонизации различных мелодий.
Творческую работу учащихся надо тактично направлять. Менее инициативным ученикам можно на первых порах давать какие-либо конкретные задания, например, продолжить мелодию по ее начальным попевкам (педагог их играет или поет). После некоторой тренировки многие дети успешно решают такие задачи. Порой, когда ученик пытается сочинить пьесу, полезно подсказать ему образцы произведений, которые он мог бы посмотреть для ориентировки в особенностях соответствующего музыкального жанра. Необходимо давать определённые советы и по самой сочиняемой музыке - в отношении формы, гармонизации, фортепианного изложения. При этом, естественно, надо поощрять творческие поиски ученика. Не следует без нужды приглаживать проявления его индивидуальности, хотя порой они могут быть и наивными и неуклюжими

К 5 годам у ребенка уже вполне сформирован музыкальный вкус. Он отчетливо осознает какие композиции ему нравятся, а какие не очень.

Для развития у ребёнка музыкальных способностей очень важно играть с ним; родителям необходимо учить детей слушать и слышать музыку. Во многом от родителей зависит, вырастет ли малыш чутким, отзывчивым, добрым, счастливым человеком. Ребёнку полезно рассказывать сказки, стихи или петь песенки. Делать это необходимо образно и с выражением. В голосе рассказчика ребёнок должен слышать разные звуки: громкие и тихие, ритмичные и беспорядочные, плавные и отрывистые.

Если ребенок выучил новую песенку или подобрал какую-то мелодию на музыкальном инструменте, можно предложить ему исполнить это перед бабушкой или папой. Но нельзя заставлять ребёнка выступать, если он стесняется.

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.

1. Слушание музыки. Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Песенка куклы”. Взрослый держит в руках куклу и поет за нее, синхронизируя пение с движением игрушки. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять - семь раз. Между повторениями необходимо делать музыкальные паузы, во время которых, отложив куклу, полезно проиграть эту же песенку на инструментах.. На одном занятии желательно выучивать одну песенку (максимум - две).

2. Работа над ритмикой. Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Родитель берёт малыша под мышки, ставит его на большой надувной мяч и шагает вместе с ним под веселую песенку. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех - шести минут. Главный ориентир при этом -настроение и состояние малыша. Ритмичную ходьбу необходимо чередовать с отдыхом.

3. Развитие слуха. Музыкальный слух - это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка абсолютного слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики, любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами.

Когда малыш станет постарше, необходимо рассказывать ему сказки, петь песни.

4. Развитие способностей к музицированию. В этом поможет занятная игра под названием “Ансамбль”. Взрослый играет мелодию на каком-нибудь музыкальном инструменте, а малышу предлагает играть на бубне или барабане (при этом не обязательно петь). Играя, важно подбирать темп, удобный для ребенка.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детсаду и в школе. Развивая с рождения музыкальные способности ребенка, родители не только закладывают фундамент для того, чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создают малышу отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе.

Существуют несколько полезных советов для родителей, которые стремятся к развитию музыкальных способностей у своих детей:

1. Важно как можно чаще хвалить своего ребёнка - музыканта и певца.

2.  Многие дети любят играть “в школу”. Родителям полезно включаться в эту игру. Став учеником, родители должны помнить, что они должны петь, играть и танцевать.

3. Иногда можно говорить, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте - попросите ребенка вас научить этому.

4. После разучивания новой песенки можно играть и петь ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.

5. Полезно записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.

6. Важно стараться заниматься с ребёнком в определенное время.

Замечено, что наиболее яркие музыкальные способности проявляются у детей в возрасте трех лет. Чтобы развить их, необходимо с самого рождения погрузить младенца в музыкальную среду.

Для поддержания и развития музыкальных способностей ребенка полезно водить его на концерты и театральные представления. Дома родителям необходимо слушать музыку вместе с ребенком. Хорошо если малыш видит интерес доброжелательный настрой взрослых к музыке. Для полноценного музыкального развития ребенку необходимо слушать произведения, звучащие по-разному. Это обогащает его слуховой опыт.

Обязательно надо поощрять в ребенке желание узнавать что-то новое. Не менее важно учить его завершать начатое дело и преодолевать трудности. Если родители будут создавать ребенку благоприятные условия для его развития, то малыш обязательно преуспеет в жизни.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.034 с.)