Раздел 1. Теоретические сведения по вопросу о музыкальных способностях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические сведения по вопросу о музыкальных способностях.



Оглавление

                                                                                                                         Стр.

Введение                                                                                                           3

Разд. 1. Теоретические сведения по вопросу о музыкальных способностях.

Гл. 1. Сущность музыкальных способностей, их диагностика и развитие. 

§1 Составляющие музыкальных способностей.                                           5     

 §1. 1) Способный. Талантливый. Гениальный.                                            14

 §1. 2) Способности и концертная деятельность.                                         20

§2. Предпосылки музыкальных способностей.

§2. 1) Природные задатки.                                                                              23

§2. 2) Необходимые аспекты развития музыкальных способностей.       31

Гл. 2. Развитие музыкальных способностей в процессе обучения игре на фортепиано.

§3. Процесс обучения игре на фортепиано.                                                  39

§3. 1) Организация урока и методика его проведения.                                47

§3. 2) Педагог-пианист как воспитатель. Влияние творческой личности педагога на развитие способностей учащихся.                                             51

§4. Практическое применение изученного материала на практике.           57

§4. 1) Учебный музыкальный материал, используемый в работе с детьми младшего возраста в детской музыкальной школе.                                     61

Заключение                                                                                                       68

Библиографический список                                                                            74

Приложения                                                                                                      77

 

 

Введение

Занятия музыкой имеют большое значение для формирования личности ребенка, развития эмоциональных и творческих задатков у детей. Обучение фортепианной игре включает в себя не только пианистическое, но и общее музыкальное развитие ученика.

Музыкальный педагог воспитывает моральные качества, такие как культура поведения, воля, характер, эстетические взгляды и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать. Учитель заботиться также о здоровье и физическом развитии ученика.

Актуальность темы данной дипломной работы состоит в том, что помимо воспитания эстетических вкусов и личных качеств ребенка, педагог должен выявлять и развивать его индивидуальные музыкальные данные.

Музыкальные данные - это музыкальность, музыкальный слух, ритм, музыкальная память, исполнительские данные. В своем труде «Психология музыкальных способностей» советский психолог Борис Михайлович Теплов доказывает возможность развития всех музыкальных способностей в процессе активной целеустремленной деятельности.

Объектом исследования являются музыкальные способности, заложенные в детях от рождения. Предмет исследования – средства развития музыкальных способностей.

Цель данной дипломной работы – понять сущность музыкальных способностей, изучить средства их развития с последующим применением полученных знаний на практике.

Гипотеза в данной дипломной работе заключена в следующем: определение музыкальных способностей относительно. Многие из них раскрываются и развиваются в процессе обучения. Задача педагога – работать над раскрытием и последующим развитием способностей ученика, при условии обязательной обратной связи со стороны обучаемого.

Задачи работы:

1. Изучить составляющие музыкальных способностей.

2. Ознакомиться с литературой, раскрывающей вопрос о музыкальных способностях

3. Определить средства, пути развития музыкальных способностей.

4. Установить различия между понятиями «способный», «талантливый», «гениальный».

5. Раскрыть проблему диагностики музыкальных способностей.

6. Определить целесообразность и возможность применения полученного материала на практике.

7. Сделать выводы по исследуемой теме.                                                          Методика обучения музыке должна основываться на таких принципах обучения, когда особое внимание уделяется художественной стороне воспитания. Слуховое воспитание обучаемого должно осуществляться на ярком, художественно ценном, доступном и интересном материале.. Музыкальность развивается под влиянием разнообразных ярких впечатлений. Развивать музыкальные способности – означает образно раскрывать музыкальное содержание произведения. Необходимо как можно больше слушать музыку в хорошем, качественном исполнении.

 

 

Раздел 1. Теоретические сведения по вопросу о музыкальных способностях.

Внимание.

Вдохновение.

Природные задатки.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.
Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности.
Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой - хорошим исполнителем, третий - дирижером, четвертый - музыкальным критиком и т. д.
Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

Ученый Теплов считал, что способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей. Ученый Рубинштейн указывал, что задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.
Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий.

А. Анастази писала:  «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга.    

Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Задатки - только как бы «дремлющие» силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся «пробудить», выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. д. В. Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество. Способности развиваются в деятельности. Академик В. А. Обручев говорил, что способности, как и мускулы, растут при тренировке.
Поэтому первое условие для развития способностей - это воспитание потребности в деятельности. У людей ленивых, не любящих работать, избегающих усилий как в умственном, так и в физическом труде, способности не развиваются.

Для развития отдельных способностей решающую роль играет высокий уровень соответствующих познавательных процессов. Так, для музыканта большое значение имеют слуховые, для художника - зрительные восприятия. Очень сильное развитие большинства процессов и свойств личности обусловливает общую всестороннюю одаренность человека.
Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств

Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью

О значении напряженного труда для развития способностей говорят все выдающиеся люди, добившиеся больших успехов в своей деятельности.    

Способности тесно связаны с другими качествами личности. Талантливость человека в значительной степени зависит от уровня развития его психических процессов (восприятий, памяти, мышления, речи, воображения, внимания), а также от многих психических свойств (интересов, склонностей).
Задатки - только как бы "дремлющие" силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим.

Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и пр.) оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.

Врожденные особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделял две типологии людей:

1. в зависимости от типа высшей нервной деятельности,

2. в зависимости от соотношения сигнальных систем.

Значение задатков для различных способностей неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата - это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова - это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности.

Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития данных задатков. Насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития нельзя сказать, каков был "вклад" задатка.

Развитие задатков - социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности.

В настоящее время сущность продуктивных проявлений задатков исследована недостаточно, здесь наука идет как бы от противного, изучая их дефекты. Так, например, при некоторых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалиях мозга задатки способностей к любому виду деятельности утрачиваются.

Любая человеческая деятельность имеет сложную структуру и для ее успешного выполнения недостаточно одного какого-либо качества, даже если оно достигло очень высокого уровня развития.

Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психических качеств, также имеющих сложную структуру. Она определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных ее видов. Так, в результате своих исследований Б.М. Теплов пришел к выводу, что для занятия любым видом музыкальной деятельности, в отличие от всякой другой, необходимо такое сложное психологическое образование - как музыкальность. Музыкальность состоит из следующих способностей: музыкального слуха, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каждый человек имеет только присущие ему способности, как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.

Становление и развитие способностей - это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Для успешного развития творческих задатков, в известной мере свойственных каждому ребенку, необходимы определенные условия. Важнейшее значение имеют факторы, благоприятствующие музыкальному обучению в целом, - умение заинтересовывать ученика музыкой, воспитывать у него слуховые представления, способность осознавать и эмоционально переживать содержание произведения.

Одна из самых больших радостей для педагога - проявление учеником творческого начала во время работы над произведением и его исполнения. Наиболее часто это имеет место у одаренных учащихся. Порой, однако, и у самых средних по музыкальным данным детей вспыхивает творческая искорка, озаряя живым огнем искусства их скромную, малоприметную индивидуальность.

 

 

Заключение

Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

В настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Поэтому вопрос о сензитивных периодах решается всякий раз в зависимости от общей позиции педагога или исследователя.

Феномен музыкальной одаренности представляет собой системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, очень рано. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами.      С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два - три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху.    

Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Исследователи отмечают, что к девяти - десяти годам одаренные дети начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным. Их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Согласно исследованиям, общая закономерность музыкального развития такова: более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее. В психологическом плане музыкальное развитие определяется скоростью прохождения трех этапов:

1. Этапа двигательно-слухового синкрезиса,.

2. Этапа дифференциации психических функций и структур, соответствующих элементарным музыкальным способностям.

3. Этапа специфического синтеза, заключающихся во все более тонких и многозначных связях между этими функциями и структурами.

 При этом каждый последующий этап вызревает внутри предыдущего. Дети с выдающимися музыкальными способностями как бы «минуют» первые два этапа, их способности обнаруживаются на переходе от второго к третьему этапу или даже сразу на третьем этапе.

Способность существует только в движении, только в развитии. Надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

По завершению исследования сделаны выводы, которые полностью подтвердили целесообразность использования декламационного метода в работе по развитию музыкальной памяти и ритма учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. В процессе исследования все эти способы работы дали значительный результат. Значит, декламационный метод обучения на начальном этапе игры на фортепиано является эффективным, результативным. Об этом подробно и доказательно рассказано во второй, практической части исследования. Помимо основного, в исследовании проявились и дополнительные эффекты. Оказалось, что, благодаря использованию декламации, на занятиях у начинающих пианистов появилась особая комфортность и уверенность в игре. Никакой скованности и волнения, которая зачастую проявляется у ученика на начальном этапе обучения игре на фортепиано, не наблюдалось.

Кроме того, это работа настолько интересна, а тема неисчерпаема, что хотелось ее продолжать в будущем по мере появления новых методически полезных декламационных материалов.

Процесс обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки. Первые впечатления от знакомства с искусством оказывают сильное влияние на последующие музыкально развитие ребёнка.

Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, необходимо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.

Для решения задач художественного воспитания учащегося на начальном этапе обучения используются различные средства. Это, прежде всего, рассказ, пояснение, иллюстрация. Особое впечатление на ученика производит чтение стихов, иллюстрирующих учебный материал. Наряду с учебными задачами на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. В процессе обучения ребёнка игре на фортепиано следует обращаться к различным учебным материалам, методическим книгам и т.д.    

Учебники дают возможность получать знания не только в стенах школы, но и за ее пределами. Занимаясь самостоятельно, ребенок много читает, что позволяет узнать ему не только много нового, но и развивать свою память. Развитая память гарантированно поможет успешному дальнейшему обучению.

Личность педагога играет немаловажную роль в развитии личностных качеств ученика, его способностей. Кроме того преподаватель участвует в процессе воспитания ребёнка.

Особенностью работы педагога дополнительного образования является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Психологический образ педагога детской музыкальной школы дополняет черты помощника, родителя и друга. Образ преподавателя дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Помимо воспитания мировоззрения, эстетических вкусов и ряда личных качеств ученика, педагогу необходимо уделить самое серьезное внимание развитию его музыкальных способностей.

Обучение фортепианной игре требует целого комплекса различных способностей. Важна также и предрасположенность к занятию искусством — склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области, необходимо обладать музыкальными способностями — так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью.   Для успеха обучения именно игре на фортепиано важны специально исполнительские пианистические способности.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры человека. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогическогомастерства, условий, методов воспитания, внимания родителей и воспитателей.

 

Библиографический список

М.К. Акимова, Е.М. Борисова (ред. И.В. Дубровина) «Одаренные дети. Психологическая служба школы» - М.,1995 г.

Анастази А. «Дифференциальная психология» - изд. «Эксмо-Пресс», «Апрель-Пресс», 2001 г.

Бочкарев Л. Л. «Психология музыкальной деятельности» - М., ИП РАН, 1997 г..

Гегель Г. «Энциклопедия философских наук в 3-х томах. Том 3 «Философия духа» - М., изд. «Мысль», 1977 г.,

Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность» -  М., 1993 г.

Гоноболин Ф. Н. «Психология» - М.,  изд. "Просвещение», 1973 г.

Готсдинер А. Л. «Музыкальная психология. Том 1» - М., 1993.

Гофман Й. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» - изд. «Классика-XXI», 2010 г.

М.И. Еникеев «Общая и социальная психология» - М., изд. «Норма», «Инфра-М», 1999 г.

Карасёва М. «Сольфеджио. Психотехника развития музыкального слуха» - М., 1999 г.      

Каузова А. Г., А. И. Николаева «Теория иметодика обучения игре на фортепиано» - изд. «Владос», 2001 г.

Кирнарская Д. К. «Музыкальные способности» - М., изд. «Таланты-XXI век», 2004 г.

Куберский И.Ю. «Энциклопедия для юного музыканта» - Санкт - Петербург, 1997г  Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - изд. «Музыка», 1988 г.Петрушин В. И. «Музыкальная психология» - изд. «Академический Проект», 2009 г.Петрушин В.И.«Психология и педагогика художественного творчества» - изд. «Академический Проект», 2008 г.

Сластенин В.А. «Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений» - М., изд. центр "Академия", 2002 г.

Старчеус М. С. «Слух музыканта» -  М., МГК им. П. И. Чайковского, 2003 г.

Теплов Б.М «Избранные труды. Том 1 – 2» - изд. «Педагогика» 1985 г.

Теплов Б.М «Психология музыкальных способностей» - М. - Л., изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1947 г.

Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения» - М., изд. «Интерпракс»,1994 г.

Холопова В. «Музыкальный ритм» - М., 1980 г.

Холопова В.Н. «Проблемы музыкального ритма» - М., 2003 г.

Эфроимсон В.П. «Загадка гениальности» - М., изд. «Знание», 1991 г.
http://www.neuch.ru/referat/12242.html

http://works.tarefer.ru/59/100090/index.html

http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=ED5A14013A634B758AAE1155E8BEBDB9

http://www.bestreferat.ru/referat-20674.html

http://www.ref.by/refs/57/12952/1.html

http://www.2mm.ru/razvitie/121

http://festival.1september.ru/articles/310549/

http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/165-muzika/2354-razvitie-muzikalnih-sposobnostey-sredstvami-muzikalnogo-folklora.html

http://www.2099.ru/rannee-razvitie-muzykalnykh-sposobnostejj/

http://slovari.yandex.ru

http://www.intellectrate.ru/zadatki.htm

http://psylist.net/difpsi/l.htm

http://www.i-u.ru/biblio/archive/nemov_obchie/08.aspx

http://yamuzykant.ru/muzykal-sposobnosti-ih-razvitie-/razvitie-tvorchesk-zadatkov-

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2065/

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25949/

http://www.baby.com.ua/st/?371

http://www.child-land.com/kidmusic.html

http://mosmama.ru/977-kak-razvivat-muzykalnye-sposobnosti-u-detej-v-rannem-vozraste.html

http://www.maykapar.ru/bkscd/book04.shtml

http://www.immigrad.na.by/immi_20.htm

http://www.google.ru/imghp

 

Приложения

Приложение 1: «Система способностей»

 

 

 

Приложение 2: компьютерная программа для развития музыкального слуха «Ear M aster Pro»

 

 

 

 

Приложение 3: компьютерная программа для развития музыкального слуха «Ухогрыз»

 

 

 

Приложение 4: таблица «Память»

 

 

Приложение 5: таблица «Темперамент»

 

 

 

Приложение 6: потешка «Ладушки - ладушки»

 

- Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки.

ДАААА!

- Что ели? – Кашку.

- Что пили? – Брашку.

ДАААА!

- Кашка масленька, брашка сладенька, бабушка добренька.

ДАААА!

- Попили, поели, домой полетели, на головку сели.

ДАААА!

 

Приложение 7: «Илья Челноков «Ты композитор. Основы музыкальной композиции»

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

 

Приложение 9: Знаокмство с фортепиано

 

 

 

Приложение 10: Схема «Ритм»

 

 

Приложение 11: Фортепианная аппликатура

 

 

Приложение 12: «Маленькая ёлочка» (муз. М. Красева, сл. З. Александровой)

 

Приложение 13: «Ехали мы в гости»

 

Приложение 14: детская песенка «На морозе девочка»

   

Приложение 15: «Василёк»

 

 

Приложение 16: Соколова «Ребёнок за роялем»

Приложение 17: Кончаловская «Нотная азбука»

Приложение 18: Давыдова, Запорожец «Музыкальная грамота»

 

 

Приложение 19: Николаев «Школа игры на фортепиано»

 

 

 

Приложение 20: Гнесина «Фортепианная азбука»

 

 

 

Приложение 21: Майкапар «Бирюльки»

 

  

 

Приложение 22: Баренбойм, Перунова «Путь к музыке»

 

\

 

 

 

Приложение 23: Ройзман, Натансон «Юный пианист»

 

 


Приложение 24: А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

 

Приложение 25: Перельман «В классе рояля»

 

 

 


[1]Пушкин А. С. «Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 2» - Л., 1977 г.

 

[2] Коменский Я.А. «Избранные педагогические сочинения». - М., 1995 г.

[3] Дистервег А. «Избранные педагогические сочинения» - М., 1956 г.

 

 

[4] Толстой Л.Н. «Педагогические сочинения» - М., 1956 г.

Оглавление

                                                                                                                         Стр.

Введение                                                                                                           3

Разд. 1. Теоретические сведения по воп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.231 с.)