Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составляющие музыкальных способностей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Способности – это степень соответствия качеств человека с видом деятельности, которой он занимается. Существуют способности общие и специальные (приложение 1).К общим способностям относят слух, зрение, память, осязание. К способностям специальным относят способности, направленные на конкретный вид деятельности. Музыкальные способности – есть способности, относящиеся к разряду специальных, характеризующие степень овладения музыкальной деятельностью. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида. Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам деятельности, проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к определенным видам деятельности. Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности. От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки – задатки для последующего их развития в определенных условиях. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом: 1. Способности - это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII — XIX веков и является употребимым и в настоящее время. 3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех. Для музыканта особо важен такой аспект, как музыкальность, т.е. отзывчивость на музыку, способность к её переживанию. Музыкальным называют человека, чувствующего красоту и выразительность музыки, способного в звуках воспринимать и воспроизводить художественное содержание. Развивается музыкальность под влиянием разнообразных ярких впечатлений. В процессе обучения музыке формируется органическое единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил доктор психологических наук Л.Л. Бочкарев. К. Спинор рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп: 1.Музыкальные ощущения и восприятие. 2. Музыкальное действование. 3. Музыкальная память и музыкальное воображение. 4. Музыкальный интеллект. 5. Музыкальное чувствование. В основе музыкальных склонностей, по мнению К. Спинора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов. Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир; позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Музыкальный слух является неотъемлемой частью музыкальных способностей.Он необходим для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков, так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении. Музыкальный слух бывает звуковысотный, ладовый (мелодический и гармонический), тембровый и динамический, внутренний и интонационный. Слух звуковысотный подразделяется на слух абсолютный и относительный. Абсолютный слух бывает активным и пассивным. При абсолютном слухе человек слышит все музыкальные составляющие и может их воспроизвести. Человек с пассивным слухом способен услышать звуки, но воспроизвести их правильно сам не в силах. Ладовый слух бывает мелодическим и гармоническим. Мелодический слух характеризуется умением вести мелодию по горизонтали. Развитию такого слуха способствует пение, слушание вокальной музыки и музыки для струнных инструментов. Слух гармонический подразумевает умение слышать гармонии и их сопряжение. Такой слух можно развить при помощи пения в хоре, слушания гармонических последовательностей. Тембровый слух – это умение различать звуковые тембры. Полезно слушать музыку в исполнении оркестра, играть в различных по своему составу ансамблях. Пианисту в процессе работы над произведением очень полезно представлять данную музыку в звучании оркестра. Очень важна слуховая чуткость к разным динамическим градациям, - от ppp до ffff. Такое умение называют динамическим слухом. Для музыканта важным качеством является умение «предслышать», что называют внутренним слухом. В развитии такого вида слуха помогут такие виды работы, как транспозиция, импровизация, игра по слуху, внутреннее проигрывание начальных тактов произведения перед его исполнением, исполнение аккомпанемента с представлением мелодии, разучивание произведения по нотам без инструмента. Интонационный слух — это способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации. Развивать такой слух можно через движение, дыхательные практики и танец. Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний. Существуют несколько компьютерных программ, предназначенных для развития музыкального слуха, например, «EarMaster Pro»(приложение 2), «Музыкальный Экзаменатор», «Музыкальные Аркады», «Ухогрыз» (приложение 3) и другие. Распространенный недостаток в работе учащегося – слабое участие в ней слуха. Музыкальную ткань необходимо слышать дифференцированно, то есть, различая голоса, мелодические и гармонические обороты и другие компоненты музыкальной ткани. С детских лет человек накапливает разнообразные ритмические представления. Так формируется важное для музыканта качество – музыкальный ритм. Ритм – это соотношение длительностей звуков в их последовательности; временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В музыке применяются длительности основные, - четного деления (целые, половинные, четверти, восьмые и т.д.) и длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. Научить ученика понимать своеобразие ритмического облика каждого музыкального произведения – основная задача преподавателя. Часто ритмический облик музыкального произведения можно узнать по его названию: марш, вальс, мазурка, баркарола и т.д. При работе над ритмом полезно использовать такие виды деятельности, как дирижирование, прохлопывание, проговаривание, простукивание, пение вслух и про себя. В музыкальном произведении ритм часто связан с метром. Метр - это рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Метр задаёт координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Нельзя играть метроритмически ровно,- необходима ритмическая гибкость. Воспитание «живого», художественного, исполнительского ритма является главной задачей педагога. Преподавателю необходимо знать о наиболее распространённых ученических ошибках во время игры на инструменте, чтобы во время принять меры по их устранению. Такими ошибками являются: 1. Однообразное выделение сильных долей (тактирование). Бороться с такой ошибкой ученика возможно, приучая его исполнять произведение не по тактам, а по фразам. 2. Укорачивание долгих нот и пауз. 3. Ускорение при усилении звука. 4. Неточность пунктирного ритма (зачастую ученики превращают пунктирный ритм в триольный). Музыкальная память - это понятие синтетическое (приложение 4). Она бывает слуховая, зрительная, двигательная, логическая и т.д. Музыкальная память - способность запоминать музыку, узнавать ее и исполнять без нот. Часто ученики запоминают произведение непроизвольно. Такое двигательное запоминание, где не участвуют голова и уши, а только играют пальцы, очень непрочно. Запоминать нужно, опираясь на выслушивание и осмысление произведения. Произвольное запоминание — это результат осознанной работы над музыкальным произведением с применением приемов стимуляции памяти. В условиях исполнительской деятельности музыканту необходимо обладать хорошо развитой музыкальной памятью. Запоминание и удерживание в памяти различных музыкальных построений требует специального навыка. Активная работа, заинтересованность и эмоциональность способствуют усвоению материала. Существуют определённые пути развития музыкальной памяти. Очень важна активность слуховая: необходимо учить отдельные элементы музыкальной ткани (голоса – в полифонии, партии сопровождения – в этюдах, ноктюрнах). Важно уметь начинать произведение с разных мест, выбирая опорные точки. Необходимо добиваться автоматизации движений, особенно это касается аппликатуры. Надо обязательно учить произведение на память, а не ждать, пока оно само запомнится. В процессе запоминания можно выделить три условия: разбивка музыкального текста на отдельные элементы; выявление опорных ориентиров для организации соответствующих исполнительских действий; сопоставление взаимодействия выявленных ориентиров между собой (тонального и гармонического планов, особенностей мелодической линии, элементов фактуры и формы, художественной выразительности и т. п.). Для динамики запоминания характерно осмысленное движение от частного к целому. Память необходимо упражнять. В этом помогут такие действия, как воссоздание в памяти произведения без нот и игра в очень замедленном темпе. Педагог должен знать индивидуальные особенности памяти каждого ученика. Мешает развитию памяти привычка к игре с поправками и запинками. Запоминать текст надо со всеми указаниями. Не следует допускать приблизительного выучивания, когда упускаются многие детали. Нужно воспитывать произвольное запоминание. Оно бывает устойчивым и гибким. Устойчивое произвольное запоминание характеризуется умением концентрироваться, гибкое запоминание определяется умением переключаться. Особое место среди музыкальных способностей человека занимают исполнительские данные. Исполнительские данные – это любовь к публичным выступлениям. Поведение человека на сцене во время игры на инструменте, реакция на отношение аудитории всегда индивидуальны. Со стороны педагога необходимо прививать ученику чувство ответственности, не выпускать на сцену «сырых» произведений. Важно тщательно готовиться к каждому выступлению. В период подготовки к выступлениям необходимо проигрывать произведения целиком. Перед выступлением нельзязагружать внимание ученика многими замечаниями. Последнее указание педагога должно быть связано с трактовкой целого. Важно внушать ученику уверенность в себе. Вредно играть непосредственно перед выступлением много, так как это ведёт к творческой и физической усталости. Неблаготворное действие оказывает и смена привычного режима перед выступлением. Часто на эстраде появляется волнение. Иногда оно способствует яркости исполнения, но зачастую действует отрицательно, - одни ученики играют сухо, скованно и формально, другие впадают в преувеличение, страдает у них и техническая сторона исполнения. Преодолеть страх перед сценой помогут частые выступления. У ученика необходимо воспитывать яркое воображение, которое зависит от жизненного опыта ученика, от его наблюдательности и эмоциональной отзывчивости. Детское воображение всегда конкретно; особенность воображения музыканта, в особенности пианиста, - опора на слухомоторные представления При обучении игре на фортепиано важно воспитание воли, целеустремлённости, настойчивости, готовности к преодолению трудностей. Преподавателю обязательно надо выявлять причины пассивности, безразличия и лени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.014 с.) |