Учебный музыкальный материал, используемый в работе с детьми младшего возраста в детской музыкальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный музыкальный материал, используемый в работе с детьми младшего возраста в детской музыкальной школе.



В процессе обучения ребёнка игре на фортепиано важно правильно подобрать учебный материал. Интересно и грамотно составленный учебник поможет активному развитию музыкальных способностей, заинтересовав ученика.

В работе с детьми самого младшего возраста незаменим сборник Н. Соколовой «Ребёнок за роялем» (приложение 16). Это учебное пособие предназначено для детей в возрасте от трёх до шести лет. Также «Ребёнок за роялем» можно использовать для чтения нот с листа в младших и средних классах детской музыкальной школы. Занимаясь по представленной в книге программе, ученик развивает внимание, слух, музыкальную память, творческую инициативу. Сборник также учит ребёнка решать пианистические задачи. Всего в книге представлено 58 небольших пьес, написанных Н. Соколовой, исполняемых в две или в четыре руки с пением. Знакомство ребёнка с музыкой необходимо начинать именно с данного учебного пособия, полезно, когда ученик прослушивает пьесы и стихи в красочном и образном исполнении педагога. Оформлен сборник очень красочно, ярко, неординарно, также он отличается наличием необычных эпитетов.

В младших классах детской музыкальной школы часто используется сборник Н. П. Кончаловской «Нотная азбука» (приложение 17). Данная книга хороша для детей в возрасте шести-восьми лет, помогает ребёнку освоить нотную грамоту.

В сборнике представлены разнообразные стихи, картинки, песенки. Ученик с помощью данного учебного пособия в полной мере может изучить ноты, ритм, регистры, ключи, штрихи, аппликатуру, тональности.    

Музыкальный материал в «Нотной азбуке» доступный, интересный, в основном со словами. В сборнике нет деления на главы и параграфы. Оформление учебника яркое, с множеством картинок, что привлекает внимание ребёнка. Весь материал учебного пособия представлен в игровой форме.

«Музыкальная грамота» Давыдовой Е. В. (в соавторстве с Запорожец С. Ф.) также предназначена для детей в возрасте шести-восьми лет (приложение 18). Данное учебное пособие направлено на развитие у ребёнка музыкальности, художественного вкуса, внимания, слуха, музыкальной памяти, сборник способствует накоплению музыкально – слуховых впечатлений ученика.   

«Музыкальная грамота» позволяет учащемуся изучать отдельные средства музыкальной выразительности и элементы нотной грамоты. Всего в учебнике три главы, освещающие общие понятия о музыке, непосредственно музыкальную грамоту и обобщение, закрепление материала, сольфеджирование в тональности. 

Учебник разделён на параграфы. Музыкальная грамота» характеризуется наличием заданий для ученика. Данный сборник художественно ценен. Оформление яркое, есть картинки. «Сборник составлен по принципу постепенного усложнения материала.

Популярным в работе с детьми в детских музыкальных школах является сборник Николаева А. «Школа игры на фортепиано» (приложение 19). Учебное пособие предназначено для учащихся первого – второго класса в возрасте шести – девяти лет.

Сборник помогает ученику освоить первые приёмы игры на фортепиано. Материал учебника разнообразный, представлен в большом количестве, - это пьесы, этюды, ансамбли, сонатины, вариации, упражнения и теоретические сведения.

Сборник «Школа игры на фортепиано» построен по принципу нарастания сложности. Оформлен учебник достаточно строго, игрового начала нет.    Данное учебное пособие характеризуется научным подходом, - имеются методические пояснения, а также гаммы и упражнения. Учебное пособие «Школа игры на фортепиано» очень полезен в работе с детьми.

«Фортепианная азбука» Гнесиной Е. Ф. (приложение 20) предназначена для подготовленных учеников первого класса в возрасте семи – восьми лет.   

Сборник способствует приобретению фортепианных навыков и знакомит ученика с «азбукой» музыки. В книгу входят пьесы, маленькие этюды и упражнения. «Фортепианная азбука» отличается наличием статьи с советами педагогу по обучению детей.

 Сборник составлен по принципу от простого к сложному. Оформление учебника строгое, что не всегда отвечает интересам детей младшего возраста. Все произведения сборника написаны самим его составителем.

«Бирюльки» С. Майкапара (приложение 21) занимают особое место в фортепианном педагогическом репертуаре. Сборник адресован учащимся младших и средних классов ДМШ.
Этот уникальный цикл пьес, обладающих художественной и методической ценностями, знакомит юных музыкантов со всеми 24-мя тональностями. Так, в первой серии (тетради 1 и 2) представлены тональности с тремя диезами; во второй серии (тетради 3 и 4) — движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям с тремя бемолями; наконец, в третьей серии (тетради 5 и 6) представлены пьесы в тональностях, содержащих четыре, пять и шесть знаков. «Бирюльки» переиздавались множество раз, как в России, так и за рубежом. Все пьесы отличаются образностью названий, что легко для восприятия детьми:
1. «В садике».
2. «Сиротка».
3. «Пастушок».
4. «Осень».
5. «Вальс».
6. «Тревожная минута».
7. «Полька».
8. «Мимолётное видение».
9. «Маленький командир».
10. «Сказочка».
11. «Менуэт».
12. «Мотылёк».
13. «Музыкальная шкатулочка».
14. «Похоронный марш».
15. «Колыбельная».
16. «Песнь моряков».
17. «Легенда».
18. «Прелюдия и фугетта».
19. «Эхо в горах».
20. «Гавот».
21. «Весною».
22. «Семимильные сапоги».
23. «На катке».
24. «Облака плывут».
25. «Романс».
26. «Всадник в лесу».
27. «Баллада».

Широко применяется в работе с детьми, начинающими обучаться музыке сборник Баренбойма Л.А. (в соавторстве с Перуновой Н.Н.) «Путь к музыке» (приложение 22). Книга адресована старшему дошкольнику и младшему школьнику в возрасте семи – восьми лет. В ней помещен музыкальный материал и даются советы для развития музыкального слуха и чувства ритма; умения читать нотную запись; элементарной фортепианной техники; умения разбираться в построении простейших музыкальных пьес; навыков музыкального сочинительства.

Учебник разделён на двадцать шесть глав и на параграфы. Для большего удобства ученика в книге предложены схемы и картинки.
Основная задача, которую поставили перед собой авторы - профессор Л.А. Баренбойм и педагог Н.Н. Перунова, - пробудить в ребенке музыканта-художника, развить способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней.

Богатый репертуар издания состоит из одноголосных мелодий, мелодий с аккомпанементом, двухголосных пьес, этюдов и упражнений, пьес и четырехручных ансамблей композиторов-классиков, советских и современных зарубежных композиторов.

 В данном учебном пособии представлено множество народных и популярных детских песенок, к которым подобран стихотворный текст.    

Материал подобран по принципу постепенного усложнения. В заключительном разделе пособия для педагогов даны методические указания.

Полезен в процессе обучения детей игре на фортепиано сборник Милича Б. Е. «Маленькому пианисту». Учебное пособие предназначено для учеников первого – второго класса детской музыкальной школы в возрасте пяти – восьми лет.

Сборник помогает ученику в приобретении навыков игры на инструменте, вводит ребёнка в мир музыки. Материал учебника представлен в доступной для ученика форме, оформлен ярко, красочно, интересно.

 Данный учебно-педагогический репертуар дает возможность снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в течение года по программе, поместив их в одном сборнике. Произведения даны в глубоко продуманной редакции, основанной на многолетнем личном опыте преподавания профессора Милича Б.Е..

 Высокие педагогические качества предлагаемой редакции произведений, вошедших в репертуар, и тонкое понимание интересов преподавателей и учащихся обусловили огромную популярность репертуара. Пособие «Маленькому пианисту» содержит методические указания для преподавателей начинающих пианистов.

Ройзман, Л.И., Натансон, В.А. «Юный пианист» (приложение 23). Данное учебное пособие адресовано ученикам в возрасте шести – восьми лет первого – второго класса детской музыкальной школы.

Книга знакомит ребёнка с музыкой, помогает в приобретении начальных навыков игры на фортепиано. Учебник состоит из трёх разделов, где музыкальный материал делится на песни и пьесы, этюды, ансамбли. Данное учебное пособие достаточно удобно для обучения детей в детской музыкальной школе в сочетании с другими обучающими материалами.

В процессе обучения игре на фортепиано, педагогом должны быть использованы разнообразные учебные материалы. Широко применимы при обучении в детской музыкальной школе такие сборники, как6

- Артоболевская А. Д. «Хрестоматия маленького пианиста»,

- Ляховицкая С. С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре (в младших классах детских музыкальных школ)»,

- Березняк А. Ф.«Первые шаги»,

- Ляховицкая С. С. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»,

- Бах И. С. «Инвенции и симфонии»,

- Григ Э. «Лирические пьесы»,

- Майкапар С. «Двадцать педальных прелюдий»,

- Прокофьев С. С. «Детская музыка»,

- Чайковский П. И. «Детский альбом» и др.

Преподавателю детской музыкальной школы в вопросах обучения помогут такие методические пособия, как книги А. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» (приложение 24) и  Н. Любомудровой «Методика обучения игре на фортепиано». В процессе работы над музыкальным произведением пригодятся книги, где представлен разбор данных сочинений: Мильштейн Я. "Хорошо темперированный клавир" И.С.Баха и особенности его исполнения», Ю. Кремлёв «Фортепианные сонаты Бетховена» и др. В вопросах исполнения произведений И. С. Баха могут помочь такие книги И. Браудо «Артикуляция» и «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».

Также педагогам и ученикам старшего возраста полезна для изучения книга Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры». Интерес читателя вызывают такие книги, как Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов», Перельман Н. «В классе рояля» (приложение 25) и И. Гофман «Фортепианная игра».

Учебник – это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.

Обучающий материал даёт возможность получать знания не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Педагогу – музыканту не следует пренебрегать различным учебным материалом, проверенным временем. Следует изучать также и учебники нового поколения.    

Преподавателю - музыканту необходимо иметь знания не только в сфере своей специальности, но и в других областях педагогики и психологии. Важно изучать литературу, касающуюся возрастных особенностей школьников, вопросов физического воспитания детей, диагностики и последующего развития способностей ребёнка, общения с учениками и т.д.

 

Заключение

Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

В настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Поэтому вопрос о сензитивных периодах решается всякий раз в зависимости от общей позиции педагога или исследователя.

Феномен музыкальной одаренности представляет собой системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, очень рано. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами.      С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два - три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху.    

Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Исследователи отмечают, что к девяти - десяти годам одаренные дети начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным. Их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Согласно исследованиям, общая закономерность музыкального развития такова: более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее. В психологическом плане музыкальное развитие определяется скоростью прохождения трех этапов:

1. Этапа двигательно-слухового синкрезиса,.

2. Этапа дифференциации психических функций и структур, соответствующих элементарным музыкальным способностям.

3. Этапа специфического синтеза, заключающихся во все более тонких и многозначных связях между этими функциями и структурами.

 При этом каждый последующий этап вызревает внутри предыдущего. Дети с выдающимися музыкальными способностями как бы «минуют» первые два этапа, их способности обнаруживаются на переходе от второго к третьему этапу или даже сразу на третьем этапе.

Способность существует только в движении, только в развитии. Надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

По завершению исследования сделаны выводы, которые полностью подтвердили целесообразность использования декламационного метода в работе по развитию музыкальной памяти и ритма учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. В процессе исследования все эти способы работы дали значительный результат. Значит, декламационный метод обучения на начальном этапе игры на фортепиано является эффективным, результативным. Об этом подробно и доказательно рассказано во второй, практической части исследования. Помимо основного, в исследовании проявились и дополнительные эффекты. Оказалось, что, благодаря использованию декламации, на занятиях у начинающих пианистов появилась особая комфортность и уверенность в игре. Никакой скованности и волнения, которая зачастую проявляется у ученика на начальном этапе обучения игре на фортепиано, не наблюдалось.

Кроме того, это работа настолько интересна, а тема неисчерпаема, что хотелось ее продолжать в будущем по мере появления новых методически полезных декламационных материалов.

Процесс обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки. Первые впечатления от знакомства с искусством оказывают сильное влияние на последующие музыкально развитие ребёнка.

Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, необходимо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.

Для решения задач художественного воспитания учащегося на начальном этапе обучения используются различные средства. Это, прежде всего, рассказ, пояснение, иллюстрация. Особое впечатление на ученика производит чтение стихов, иллюстрирующих учебный материал. Наряду с учебными задачами на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. В процессе обучения ребёнка игре на фортепиано следует обращаться к различным учебным материалам, методическим книгам и т.д.    

Учебники дают возможность получать знания не только в стенах школы, но и за ее пределами. Занимаясь самостоятельно, ребенок много читает, что позволяет узнать ему не только много нового, но и развивать свою память. Развитая память гарантированно поможет успешному дальнейшему обучению.

Личность педагога играет немаловажную роль в развитии личностных качеств ученика, его способностей. Кроме того преподаватель участвует в процессе воспитания ребёнка.

Особенностью работы педагога дополнительного образования является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Психологический образ педагога детской музыкальной школы дополняет черты помощника, родителя и друга. Образ преподавателя дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Помимо воспитания мировоззрения, эстетических вкусов и ряда личных качеств ученика, педагогу необходимо уделить самое серьезное внимание развитию его музыкальных способностей.

Обучение фортепианной игре требует целого комплекса различных способностей. Важна также и предрасположенность к занятию искусством — склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области, необходимо обладать музыкальными способностями — так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью.   Для успеха обучения именно игре на фортепиано важны специально исполнительские пианистические способности.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры человека. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогическогомастерства, условий, методов воспитания, внимания родителей и воспитателей.

 

Библиографический список

М.К. Акимова, Е.М. Борисова (ред. И.В. Дубровина) «Одаренные дети. Психологическая служба школы» - М.,1995 г.

Анастази А. «Дифференциальная психология» - изд. «Эксмо-Пресс», «Апрель-Пресс», 2001 г.

Бочкарев Л. Л. «Психология музыкальной деятельности» - М., ИП РАН, 1997 г..

Гегель Г. «Энциклопедия философских наук в 3-х томах. Том 3 «Философия духа» - М., изд. «Мысль», 1977 г.,

Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность» -  М., 1993 г.

Гоноболин Ф. Н. «Психология» - М.,  изд. "Просвещение», 1973 г.

Готсдинер А. Л. «Музыкальная психология. Том 1» - М., 1993.

Гофман Й. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» - изд. «Классика-XXI», 2010 г.

М.И. Еникеев «Общая и социальная психология» - М., изд. «Норма», «Инфра-М», 1999 г.

Карасёва М. «Сольфеджио. Психотехника развития музыкального слуха» - М., 1999 г.      

Каузова А. Г., А. И. Николаева «Теория иметодика обучения игре на фортепиано» - изд. «Владос», 2001 г.

Кирнарская Д. К. «Музыкальные способности» - М., изд. «Таланты-XXI век», 2004 г.

Куберский И.Ю. «Энциклопедия для юного музыканта» - Санкт - Петербург, 1997г  Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - изд. «Музыка», 1988 г.Петрушин В. И. «Музыкальная психология» - изд. «Академический Проект», 2009 г.Петрушин В.И.«Психология и педагогика художественного творчества» - изд. «Академический Проект», 2008 г.

Сластенин В.А. «Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений» - М., изд. центр "Академия", 2002 г.

Старчеус М. С. «Слух музыканта» -  М., МГК им. П. И. Чайковского, 2003 г.

Теплов Б.М «Избранные труды. Том 1 – 2» - изд. «Педагогика» 1985 г.

Теплов Б.М «Психология музыкальных способностей» - М. - Л., изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1947 г.

Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения» - М., изд. «Интерпракс»,1994 г.

Холопова В. «Музыкальный ритм» - М., 1980 г.

Холопова В.Н. «Проблемы музыкального ритма» - М., 2003 г.

Эфроимсон В.П. «Загадка гениальности» - М., изд. «Знание», 1991 г.
http://www.neuch.ru/referat/12242.html

http://works.tarefer.ru/59/100090/index.html

http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=ED5A14013A634B758AAE1155E8BEBDB9

http://www.bestreferat.ru/referat-20674.html

http://www.ref.by/refs/57/12952/1.html

http://www.2mm.ru/razvitie/121

http://festival.1september.ru/articles/310549/

http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/165-muzika/2354-razvitie-muzikalnih-sposobnostey-sredstvami-muzikalnogo-folklora.html

http://www.2099.ru/rannee-razvitie-muzykalnykh-sposobnostejj/

http://slovari.yandex.ru

http://www.intellectrate.ru/zadatki.htm

http://psylist.net/difpsi/l.htm

http://www.i-u.ru/biblio/archive/nemov_obchie/08.aspx

http://yamuzykant.ru/muzykal-sposobnosti-ih-razvitie-/razvitie-tvorchesk-zadatkov-

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2065/

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25949/

http://www.baby.com.ua/st/?371

http://www.child-land.com/kidmusic.html

http://mosmama.ru/977-kak-razvivat-muzykalnye-sposobnosti-u-detej-v-rannem-vozraste.html

http://www.maykapar.ru/bkscd/book04.shtml

http://www.immigrad.na.by/immi_20.htm

http://www.google.ru/imghp

 

Приложения

Приложение 1: «Система способностей»

 

 

 

Приложение 2: компьютерная программа для развития музыкального слуха «Ear M aster Pro»

 

 

 

 

Приложение 3: компьютерная программа для развития музыкального слуха «Ухогрыз»

 

 

 

Приложение 4: таблица «Память»

 

 

Приложение 5: таблица «Темперамент»

 

 

 

Приложение 6: потешка «Ладушки - ладушки»

 

- Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки.

ДАААА!

- Что ели? – Кашку.

- Что пили? – Брашку.

ДАААА!

- Кашка масленька, брашка сладенька, бабушка добренька.

ДАААА!

- Попили, поели, домой полетели, на головку сели.

ДАААА!

 

Приложение 7: «Илья Челноков «Ты композитор. Основы музыкальной композиции»

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

 

Приложение 8: «Пианино Радуга». Детские цветные ноты.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.106 с.)