Лабораторно-практическое занятие – 2 ч. Цель занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторно-практическое занятие – 2 ч. Цель занятия.



Цель занятия.

1. Ознакомление с теоретическими основами патологогистологической техники.

2. Знакомство с методикой изготовления патологогистологических препаратов.

Контрольные вопросы

1. Источники патологического материала.

2. Правила отбора и взятия патологического материала.

3. Фиксация патологического материала в формалине и дополнительных фиксаторах.

4. Правила пересылки патологического материала для лабораторного исследования.

5. Методика изготовления целлоидиновых и парафиновых блоков.

6. Техника изготовления срезов на замораживающем микротоме.

7. Техника окраски срезов гематоксилин-эозином и по Ван-Гизону.

Самостоятельная работа

1. Изготовление срезов с парафиновых, целлоидиновых блоков и на замораживающем микротоме.

2. Окраска срезов гематоксилин-эозином и по Ван-Гизо­ну.

 

ТЕМА 3. АТРОФИИ

Лабораторно-практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия — изучить сущность и морфологические проявления атрофии; виды физиологической и патологиче­ской атрофии. Дать понятие и отличие атрофии от гипоплазии (недоразвития). Макро- и микроскопические признаки атрофии. Исходы атрофии и их значение для организма.

Контрольные вопросы

1. Что такое атрофия, гипоплазия и кахексия?

2. Классификация атрофий.

3. Как проявляется атрофия гистологически (цитоплаз­ма, ядра, липофусцин и межуточная ткань)?

4. Что такое бурая атрофия, какая ее морфологическая характеристика, в каких органах и тканях она развивается?

5. Как отражаются атрофии на функциях организма в целом и в пораженных органах?

6. Какие исходы атрофии?

Самостоятельная работа

Препарат 7. Атрофия печени при застойной гиперемии

(окраска гематоксилин-эозином)

При малом увеличении микроскопа поставить централь­ную вену в центре поля зрения, обратить внимание на кровенаполнение сосудов печени, на структуру печеночных балок и форму гепатоцитов.

Центральная вена и внутрибалочные капилляры расши­рены, наполнены кровью, что вызывает атрофию печеночных балок. Они истончены и раздвинуты. Гепатоциты истончены, в их цитоплазме вокруг ядер расположены зернышки желто-коричневого или буро-коричневого цвета — пигмент липо­фусцин.

Макрокартина: печень темно-красного цвета, уменьшена в размере, плотной консистенции, на разрезе имеет мускат­ный вид за счет разрушения центра долек и заполнения их кровью.

Препарат 7 а. Бурая атрофия печени

(окраска гематоксилин-эозином)

При малом увеличении обратите внимание на структуру долек и форму печеночных клеток, найдите в их цитоплазме пигмент липофусцин (большое увеличение). Что происходит с кровенаполненными сосудами долек печени?

Структура печени сохранена. Печеночные балки утонче­ны. В цитоплазме гепатоцитов вокруг ядер видны мельчай­шие зернышки желто-бурого цвета — пигмент липофусцин. Ядра хорошо видны. Печеночные капилляры расширены. Объем печеночных клеток уменьшен, а количество их в поле зрения увеличено.

При изучении макропрепарата обратите внимание на размер, цвет, консистенцию, капсулу и структуру органа. Печень уменьшена в объеме, плотная, темно-коричневого или бурого цвета, на разрезе дольчатая структура выраже­на. В зависимости от степени развития процесса капсула гладкая, несколько утолщена или сморщена.

 

ТЕМА 4. БЕЛКОВЫЕ ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ДИСТРОФИИ

(диспротеинозы): зернистая, гиалиново-капельная, гидропическая и роговая дистрофии

Лабораторно-практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия.

1. Изучить причины, сущность и морфологические прояв­ления белковых паренхиматозных дистрофий (диспротеинозов), связанных с нарушением обмена веществ в высокоспециализированных в функциональном отношении клетках.

2. Изучить виды белковых паренхиматозных дистрофий (диспротеинозов) в зависимости от характера изменений физико-химических и морфологических свойств белков кле­ток (зернистая, гиалиново-капельная, гидропическая и рого­вая дистрофии).

3. Изучить макро- и микроскопические, гистохимические и ультраструктурные изменения в органах и тканях при белковых паренхиматозных дистрофиях.

Контрольные вопросы

1. Определение дистрофий, причины, классификация, ме­ханизмы развития.

2. Виды белковых паренхиматозных дистрофий (диспро­теинозов) и последовательность их развития.

3. Зернистая дистрофия, причины, сущность, механизм развития, морфологические признаки.

4. Гиалиново-капельная дистрофия, этиология и патоге­нез, морфологические признаки.

5. Гидропическая дистрофия, причины, механизм разви­тия, микроскопические изменения.

6. Роговая дистрофия, причины, варианты и сущность дистрофии, морфологические признаки.

7. Клиническое (функциональное) значение белковых паренхиматозных дистрофий для организма. Исход.

Самостоятельная работа

Препарат 9а. Зернистая дистрофия печени

(окраска гематоксилин-эозином)

При малом увеличении микроскопа определить орган, обратить внимание на выраженное в разной степени увели­чение размера – набухание гепатоцитов, нечеткость их гра­ниц, сужение просвета внутридольковых синусоидных капилляров. Ядра различаются не во всех гепатоцитах.

При большом увеличении определите характер изменения цитоплазмы и ядер гепатоцитов. Цитоплазма их непрозрач­ная, тусклая, богата белковыми зернами, или гранулами. В наиболее пораженных клетках ядра не видны или находя­тся в состоянии пикноза и лизиса.

Описать и зарисовать препарат и обозначить детали ри­сунка.

Изучить и описать макропрепарат. Пораженные паренхиматозные органы (печень, почки, миокард) набухшие, уве­личены в объеме, дряблой консистенции, паренхима тусклая, рисунок органа сглажен, бледно-серого цвета, по цвету напоминает ошпаренное кипятком мясо.

Препарат 8. Гидропическая дистрофия ганглиозных клеток

(окраска тионином по Нисслю)

Определить орган, обратить внимание на увеличенные в размере ганглиозные клетки с мелкой пылевидной, частично растворенной нисслевской зернистостью (полирибосомами) в нейроплазме и образование светлых, оптически пустых пространств по периферии клеток (перицеллюлярный отек) вокруг ядра (перинуклеарный отек) или частичный хромато­лиз цитоплазмы с отделением цитоплазматической жид­кости в виде «вакуолей».

Необходимо учитывать, что в препаратах, окрашенных гематоксилин-эозином или по Нисслю, когда срезы проводят через спирты, сходную картину дает жировая дистрофия, так же как и в препаратах, обработанных в водных раство­рах фиксаторов, из органов, содержавших большое количе­ство гликогена.

Описать и зарисовать препарат и обозначить детали ри­сунка.

Изучить и описать макропрепарат. Пораженный орган бледный, увеличен в объеме, мягкой или тестовидной консистенции, на разрезе несколько прозрачный, с поверхности разреза его стекает жидкость.

Препарат 14. Гиперкератоз кожи

(окраска гематоксилин-эозином)

Определить орган. Обратить внимание на утолщение эпидермиса в результате гиперплазии клеток мальпигиевого слоя и избыточного накопления рогового вещества или кера­тина. Кератин хорошо окрашивается эозином в ярко-розо­вый цвет.

Описать и зарисовать препарат и обозначить детали ри­сунка.

Макрокартина: ороговевшая ткань становится утолщен­ной плотной или твердой.

Задание на дом. Проработать тему «Белковые мезенхимальные дистрофии (диспротеинозы)».

 

ТЕМА 5. БЕЛКОВЫЕ МЕЗЕНХИМАЛЬНЫЕ ДИСТРОФИИ

(диспротеинозы): мукоидное и фибриноидное набухание,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.007 с.)