Лабораторно – практические занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторно – практические занятия



Рабочая тетрадь

 

Студент(ка) __________________________

Группа __________________________

 

 

Москва

Издательство РГАУ-МСХА

 2016

 

Физиология животных: Рабочая тетрадь / Составители: О.А. Войнова, Д.А. Ксенофонтов, А.А. Ксенофонтова, Е.П. Полякова: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. - 82 с.

 

    В рабочей тетради представлены основные лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по курсу «Физиология животных». Также отражены вопросы для подготовки к контрольным работам.

 

 

     Предназначено для студентов очного отделения факультета зоотехнии и биологии, обучающихся по направлению 36.03.02 «Зоотехния» (все профили).

 

 

    Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 53 от 25 февраля 2016 г.).

 

                                

 

© Войнова О.А., Ксенофонтов Д.А.,

Ксенофонтова А.А., Полякова Е.П., 2016

© ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА

имени К.А.Тимирязева, 2016

 

© Издательство РГАУ-МСХА, 2016

1. Цели освоения дисциплины

    Целью освоения дисциплины «Физиология животных» является формирование у будущих бакалавров фундаментальных знаний о физиологических процессах и функциях животных органов, функциональных системах и целостного организма, о их качественном своеобразии у продуктивных сельскохозяйственных, домашних, лабораторных и экзотических животных, что необходимо для научно-биологических исследований, квалифицированного обоснования мероприятий, связанных с обеспечением оптимальных условий содержания, кормления и рациональной эксплуатации животных.

2. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зач. ед. (216 часов), их распределение по видам работ и семестрам представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач.

 ед.

Час.

В т.ч. по

Семестрам

№3 № 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 6 216 90 126
Аудиторные занятия 3,5 126 72 54
Лекции (Л) 1,5 54 36 18
Лабораторно-практические занятия (ПЗ) 1,7 62 32 30
Семинары 0,1 4 0 4
Коллоквиумы 0,2 6 4 2
Самостоятельная работа (СРС) 1,5 54 18 36
в том числе:        
консультации 0,15 5 2 3
реферат 0,25 9 4 5
контрольные работы, коллоквиумы 0,55 20 6 14
самоподготовка к текущему контролю знаний 0,55 20 6 14
Вид контроля:   зачет 0,25 9 9 0
                           экзамен 0,75 27 0 27

Общие требования к выполнению студентами лабораторно-практических занятий.

 

1.  Студенты должны быть ознакомлены с техникой безопас­ности при работе в физиологической лаборатории и виварии, бережно обра­щаться с приборами и оборудованием для занятий, немедленно сообщать преподавателю обо всех случаях их неисправности.

2. Студенту необходимо ознакомиться с календарным планом лекций и лабораторно-практических занятий на семестр (вывешенном на стенде кафедры).

3. Студент должен быть теоретически подготовлен к предстоящему лабораторно-практическому занятию. В домашних условиях он прорабатывает материал по учебнику и лекции, заполняет в рабочей тетради вводную часть к данному занятию.

4. Степень теоретической подготовки студентов к каждому занятию проверяется путем текущего (письменного или машинного) контроля, в течение 15 минут.

5. В рабочей тетради приводятся узловые контрольные вопросы по изучаемой теме с указанием соответствующих литературных источников. Конкретные вопросы к дан­ному занятию предлагаются студентам в начале занятия.

6. Результаты текущего контролязакаждое полугодие (как и результаты  коллоквиумов и семинаров) учитываются при зачетах и экзаменах. Студенты, имеющие по результатам текущего и рубежного контроля 90% и выше от максимального числа баллов, освобождаются от зачетов и вместо экзамена проходят собеседование.

7. Каждое практическое задание (кроме демонстрационных) выполняется студентами индивидуально или по два человека на одном комплекте оборудования. Проверка выполненных лабораторных работ осуществляется преподавателем в конце занятия (за 10-15 минут до окончания), по мере их заверше­ния студентами.

8. Пропущенные или незачтенные занятия должны отрабаты­ваться студентами в обязательном порядке индивидуально в течение последующей недели (как исключение, не более двух недель). К коллоквиумам, семина­рам и зачетам допускаются студенты: не имеющие текущих задолжностей, при наличии рабочей тетради и конспектов лекций (или рефератов самостоятельной проработки материала по пропущенной лекции).

9. Лекции, как правило, предшествуют практикуму.

10. Специальные задания при подготовке к семинарам выполняются в течение предшествующей семинару недели, согласно плану занятий, или в дополнительно согласованное время.

11. Разделы, выделенные для самостоятельной проработки студентами, на лекциях не освещаются, но включаются в перечень вопросов для коллоквиумов, семинаров, зачетов и экзаменов.

Основная литература

1. Иванов А.А. и др. Сравнительная физиология животных, С.-Петербург,  

Лань, 2010. - 416 с.

2. Лысов В. Ф., Ипполитова Т.В. Физиология животных и этология - М.:  

КолосС,  2012. - 608 с.

3. Скопичев В.Г. Частная физиология в 2ч. Ч. 1, 2, 3. Уч.пос.д/вузов Колосс   

2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Георгиевский, В.И. Физиология сельскохозяйственных животных. /         В.И Георгиевский - М.: Агропромиздат, 1990. - 511 с. 

2. Голиков А.П. Физиология сельскохозяйственных животных. /                       

А.П. Голиков, В.Г. Паршутин - М.: Агропромиздат, 1991. - 480 с.

3. Иванов  А.А. Физиология рыб. / А.А. Иванов - М.: Мир, 2003. -120 с. 

4. Ипполитова Т.В. Типы высшей нервной деятельности, их связь с реактивно 

стью и продуктивностью с.- х. животных. / Т.В. Ипполитова. - Лекция. -  

М.: ИГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 1999. -18 с.

5. Ноздрачев А.Д. Начала физиологии. / А.Д. Ноздрачев, Ю.А. Баженов,     

А.С. Бутаев и др. СПб.: «Лань», 2001.- 468 с.

6. Судаков К.В. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных   

систем. / К.В. Судаков. – М.: Мед. информ. агенство, 1999. - 258 с.

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№п/п Виды работ Продолжительность (мин.)
1. Текущий контроль теоретической подготовки     студента к занятию                                                   10 - 15
2. Пояснения преподавателя, касающиеся порядка выполнения заданий                                    15
3. Выполнение лабораторно-практических работ студентами                             50-60
4. Проверка выполненных студентами работ, приведение студентами рабочих мест в должный порядок                      за 10 мин до конца занятия

Итого

90

              

Результаты эргографии

    Ф.И.О.   Масса груза, кг Средняяа высота подъема, см Число сокращений   Общая высота подъема груза, см Выполненная работа, кг/см
           
           
           
           
           
           

а – полусумма высот максимального и минимального зубцов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения:______________ Подпись преподавателя:______________

Рефлекс и рефлекторная дуга

 

                         Вопросы для подготовки к занятию

1. Строение и функции нейронов. Типы нейронов

2. Понятие о рефлексе. Рефлекс - основная форма прояв­ления нервной 

деятельности животных

3. Классификация рефлексов.

4. Рефлекторная дуга - морфологическая основа рефлекса Составные части

рефлекторной дуги. Виды рефлекторных дуг.

5. Время рефлекса, факторы, на него влияющие.

 

Оценка_____________            Подпись преподавателя___________________

Работа 1. Рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля

 

Для выполнения дома. Дайте определение понятиям "рефлекс" и "рецептивное поле рефлекса".

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1. Выполните опыт.

2. Зарисуйте контуры тела лягушки, обозначьте рецептив­ные поля сгиба-

тельного, разгибательного и обтирательного рефлексов.

3. Объясните, как возникает перекре­стный рефлекс (если при­держать лапку 

раздража­емой стороны).

 

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 2. Зависимость времени рефлекса от силы раздра­жителя  

 

Для выполнения дома. Напишите, что называется временем рефлекса и от каких факторов оно зависит.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________1. Определите время рефлекса по Тюрку.

            

2. Запишите результаты своего опыта в одну из колонок таблицы 4.

В остальные колонки (2-6) запишите ре­зультаты, полученные другими груп-пами студентов. Рассчитайте средний показатель, сделайте выводы.

Таблица 4

Таблица 5

Раздел 3. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ

 

ЗАНЯТИЕ 9

 

Схема опыта

 

Реактивы

Номер пробирки

1 2 3 4 5 6
Физиологический раствор (0,9%), мл 5     4 4  
Дистиллированная вода, мл   5        
Раствор глюкозы (5%), мл     5      
Хлороформ, мл       1    
Нашатырный спирт, мл         1  
Раствор NaCl, (3%), мл           5
Кровь, количество капель 5 5 5 5 5 5
Результат: наличие (+) отсутствие (-) гемолиза            

 

Укажите наблюдаемый в каждой отдельной пробирке вид гемолиза:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 2   Определение осмотической резистентности эритроцитов

 

1. Определите резистентность эритроцитов крови согласно схеме приведенной в таблице 7.

Таблица 7

Схема опыта

 

Содержимое пробирок

Номера пробирок

1

2

3 4 5 6
 Раствор NаС1, 1%, мл 9

7

5 4 3 2
Дистиллированная вода, мл 1 3

5

6 7 8
Всего, мл 10 10

10

10 10 10
Итоговая концентрация NаС1, % 0,9 0,7

0,5

0,4 0,3 0,2
 Наличие гемолиза  

 

       
               

2. Сделайте выводы, сравнив полученный результат с физиологической нормой.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения___________       Подпись преподавателя________________

 

ЗАНЯТИЕ 11

 

Схема опыта

 

Реагенты

Номер пробирки

1 (контроль) 2 (опыт)
Вода дистиллированная, мл   10   10  
Сыворотка крови, мл   -   1  
Фенолфталеин, кап.   1-2   1-2  
Титровать 0,1н раствором NaOH, кап. до слабо-розового окрашивания (1-2 капли) до слабо-розового окрашивания

 

Расчет:                               Кб = (n - m) x 10, где

 

n – число капель 0,1н раствора NaOH, пошедшее на титрование рабочей

пробы;

m – число капель 0,1н раствора NaOH, пошедшее на титрование контроль

  ной пробы (10 мл дистиллированной воды);

10 – приведение V сыворотки крови к V дист. воды в контрольной пробе.

 

 

Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды (в норме в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде).

 

 

Кб/ m =

 

3. Определите щелочной буфер крови по схеме, представленной в таблице 9 и сравните его с щелочным буфером воды:

Таблица 9

Схема опыта

Реагенты

Номер пробирки

1 (контроль) 2 (опыт)
Вода дистиллированная, мл 10 10
Сыворотка крови, мл - 1
Метилоранж, кап. 2-3 2-3
Титровать 0,1н раствором HCl, кап. 1-2 (красно-золотистое окрашивание) до красно-золотистого окрашивания

Расчет:                                 

 

Щб = (n - m) x 10, где

 

n – число капель 0,1н раствора HCl, пошедшее на титрование рабочей про

бы;

m – число капель 0,1н раствора HCl, пошедшее на титрование контрольной 

  пробы (10 мл дистиллированной воды);

10 – приведение V сыворотки крови к V дист. воды в контрольной пробе.

 

Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды (в норме в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде):

 

Кб/ m =

 

4. Сравните величины щелочного и кислотного буферов сыворотки крови. Укажите, какой из них преобладает и почему?

Щб/Кб =

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения:______________ Подпись преподавателя:_________________

 

ЗАНЯТИЕ 12

 

Содержание Нв в крови разных видов животных

Вид животного КРС Лошадь Свинья Курица Рыбы
  Нв, %          

5. Ознакомьтесь с фотоэлектроколориметрическим методом определения содержания гемоглобина в крови. Определите содержание гемоглобина в исследуемой крови. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 2. Получение кристаллов гемоглобина

1. Нанесите на предметное стекло каплю канадского бальзама и рядом - малую каплю крови морской свинки (лошади). Тщательно сме­шайте капли стеклянной палочкой, накройте покровным стеклом и положите в теплое место (термостат, нагревательный столик, отопительная батарея) на 7-10 мин.

 

2.Рассмотрите образовавшиеся кристаллы под микроскопом: сначала при малом, а затем при среднем увеличении. Зарисуйте форму и цветовой оттенок кристаллов Нв морской свинки и лошади.  Укажите: у каких животных гемоглобин легче кристаллизуется. С чем это связано?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 3. Определение скорости свертывания крови

 

1.Ознакомьтесь с методом определения свертываемости крови. Обозначьте схематично механизм свертывания крови.

 

2.Определите скорость свертывания крови у представителей класса птиц и млекопитающих. Результаты занесите в таблицу 12.

Таблица 12

Скорость свертывания крови

Вид животного Время свертывания крови, мин.
   
   
   
   

 

3. Сравните скорость свертывания крови у исследованных животных. Объясните, с чем связана разница.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата выполнения:_____________ Подпись преподавателя:________________

 

ЗАНЯТИЕ 13

Содержание форменных элементов крови

Показатели

Вид животного

 

 

 

Норма Факт. Норма Факт. Норма Факт.
Эритроциты, млн./мм3              
Лейкоциты,    тыс./мм3              

5. Полученные показатели сравните с нормативными, сделайте выводы о состоянии животных.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения ________           Подпись преподавателя _______________

ЗАНЯТИЕ 14

 

Показатель гематокрита

Гематокрит, %

Вид животного

     
Фактический результат      
Норма      

 

4. По результатам опыта сделайте заключение.

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата выполнения _____________ Подпись преподавателя ________________

 

 

ЗАНЯТИЕ 15

 

Коллоквиум по разделу "ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ"

 

1. Кровь как внутренняя среда организма. Гомеостаз, механизмы его поддержа-           

ния, жесткие и мягкие константы гомеостаза.

2. Основные функции крови.

3. Общее количество и распределение крови в животном организме. Методы 

определения количества крови у с.-х. животных

4. Получение плазмы и сыворотки крови. Гематокрит. Хи­мический состав     

плазмы.

5. Буферные системы крови – гемоглобиновая, карбонатная, фосфатная, бел

ковоплазменная. Щелочной резерв крови

 6. Строение и функции эритроцитов. Количество эритро­цитов в крови с.-х. жи-

вотных. Методы определения количества эрит­роцитов.

7. Реакция оседания эритроцитов (РОЭ). Ее механизм и значение.

8. Гемоглобин, его структура и свойства. Количество ге­моглобина у животных

разных видов, пола и возраста. Методы определения количества гемоглоби-

на в крови.

9. Гемолиз, причины его вызывающие. Осмотическая устой­чивость эритроци-

тов.

10. Миоглобин, его структура, роль и количество у разных видов животных.

11. Лейкоциты. Количество лейкоцитов. Подсчет количества лейкоцитов.

12. Виды лейкоцитов. Лейкоцитарная формула. Основные функции отдельных

форм лейкоцитов.

13. Тромбоциты, их количество, строение и функции.

14. Современные представления о механизме свертывания крови. Три основных

этапа свертывания крови.

15. Факторы, способствующие и препятствующие свертыванию крови в орга-

низме. Скорость свертывания крови у разных ви­дов животных.

16. Современные представления об иммунных свойствах крови. Виды иммуни-

тета. Тканевый и клеточный иммунитет.           

 17. Специфический и неспецифический иммунитет. Роль лимфоцитов в образо-

вании антител. Механизм иммунного ответа.

18. Антитела и антигены. Механизмы элиминации антигенов.

19. Группы крови. Факторы, обусловливающие их наличие.

20. Особенности факторов групп крови у с.-х. животных. Их определение и ис-

  пользование в животно­водческой практике. Физиолого-биохимические ос-

  новы иммуногенетики.

21. Роль крови в переносе газов. Механизм транспорта кислорода и углекислого

газа. Роль фермента карбоангидразы в транспорте углекислого газа.

22. Особенности морфологии и химического состава крови птиц.

23. Особенности состава и функции крови рыб.

24. Гемопоэз. Образование плазмы и форменных элементов. Длительность жи-

зни клеток крови. Регуляция гемопоэза.

 

      

ЗАНЯТИЕ 20

 

Вопросы, которые должны быть отражены в каждом реферате (один из     

четырех):

1. Саморегуляция функций – основной механизм поддержания нормальной жизнедеятельности животного организма. Уровни саморегуляции. Организм как биокибернетическая система.

2. Понятие о функциональной системе организма по П.К. Анохину. Компоненты функциональной системы.

3. Разновидности функциональных систем. Общая схема функциональной системы.

4. Функциональная система как механизм поддержания гомеостаза.

 

Разделы и вопросы по выбору

Характер выделения слюны

Вид и количество потребленного животным корма, г Количество выделенной слюны, мл
   
   
   

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 2. Определение ферментативных свойств слюны

1. Ознакомьтесь с содержанием опыта.

2. Определите наличие (или отсутствие) амилолитических ферментов в слюне

собаки, жвачных и человека, согласно описанию.

3. Результаты запишите в  таблицу 21.

Таблица 21

Схема опыта

№ про- бирки     Реактивы   Условия опыта Результат (наличие белка или продуктов гидролиза белка)
1 Желуд. сок 2 мл + белок молока 1 мл

t° C=38-

40 °

t* = 45-60

 мин.

 
2 Желуд. сок 2 мл + белок яйца 1 мл  
3 Желуд. сок 2 мл + белок мышцы 0,5-1 г  
4 Пепсин в соде 2 мл + белок яйца 1 мл  
5 0,2% р-р HCl 2 мл + белок яйца 1 мл  
6 Желудочный сок 2 мл + белок яйца 1 мл t° C=0 ° t* = 45-60 мин.  

 

4. Сделайте выводы.

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Работа 3. Определение кислотности желудочного сока

 

1. Ознакомьтесь с методикой анализа.

2. Выполните  анализ желудочного сока.

3. Запишите результаты титрования и расчетов свободной НС1, общей кис-        

лотности и общей суммы кислых эквивалентов желудочного сока в таб-                   

лицу 25.

Таблица 25

Для выполнения дома

1. Перечислите основные группы симбиотических микроорганиз­мов преджелудков и опишите их физиологическую роль в рубцовом пищеварении. ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

2. Зарисуйте несколько видов простейших, населяющих рубца КРС.

 

 

Дата выполнения ___________ Подпись преподавателя______________

                                                    

 

ЗАНЯТИЕ 26

Содержание минерального элемента в образцах

Образец

% абс. сухого в-ва

% золы в абс. сух.

в-ве

Навеска золы, мг

Объем раствора золы, мл

Показания прибо-ра

Содержание элемента

В золе, мг% В абс. сух. в-ве, мг%
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

6. Рассчитайте содержание элемента в тканях:

    а) в золе, по формуле

С = (а х Vх100х1000): mх100=          мг в 100г, где

С - содержание элемента в золе, мг%;

а – показания прибора, мкг/мл;

V – объем раствора золы;

m - навеска золы.

    б) в абсолютно сухом веществе по формуле

Х = СхВ:100, где

Х – содержание элемента в абсолютно сухом веществе органа;

С – содержание элемента в золе;

В - % золы в абсолютно-сухом веществе органа.

7. Результаты расчетов внесите в таблицу, сравните их и сделайте выводы о распределении элемента (или элементов) в разных органах.

9. Сделайте выводы.

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата выполнения_________    Подпись преподавателя_______________

 

 

ЗАНЯТИЕ 30

Содержание семинара

Система рейтинговой оценки

Группа рейтинга Годовая сумма баллов, % от мах. Условия аттестации
1 90-100 Оценка «отлично» без собеседования или экзамена
2 85-89 Оценка «хорошо» без собеседования. Оценка «отлично» по итогам собеседования по 1 теме, из 10-и.
3         80 -84 Оценка «хорошо» по итогам собеседования по 3 темам, из 10-и.
4 51-79     Допущен (а) к экзамену
5 50 и ниже Не допущен к экзамену

Примечание:  

1. Студенты, набравшие за два семестра сумму баллов менее 51%, к экзамену

не допускаются как не справившиеся с учебной программой.

2. Любой студент, выполнивший учебную программу курса, может претендо-

вать на более высокую оценку при сдаче экзамена.

Результаты итоговой аттестации студента:

Рейтинг за 1 семестр:________________ Рейтинг за 2 семестр:_______

Годовой рейтинг:___________________ % от максимума:______

 

 

Итоговая оценка (курсовая) _________

 

Дата аттестации:______ Подпись преподавателя:________

Учебное издание

Составители:

 

 

Войнова Ольга Александровна

Полякова Елена Павловна

 

 

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ  

 

Рабочая тетрадь

 

Издано в редакции составителей

Корректура составителей

Отпечатано с оригинала,

представленного составителями

 

                       

 

 

 

Рабочая тетрадь

 

Студент(ка) __________________________

Группа __________________________

 

 

Москва

Издательство РГАУ-МСХА

 2016

 

Физиология животных: Рабочая тетрадь / Составители: О.А. Войнова, Д.А. Ксенофонтов, А.А. Ксенофонтова, Е.П. Полякова: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. - 82 с.

 

    В рабочей тетради представлены основные лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по курсу «Физиология животных». Также отражены вопросы для подготовки к контрольным работам.

 

 

     Предназначено для студентов очного отделения факультета зоотехнии и биологии, обучающихся по направлению 36.03.02 «Зоотехния» (все профили).

 

 

    Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 53 от 25 февраля 2016 г.).

 

                                

 

© Войнова О.А., Ксенофонтов Д.А.,

Ксенофонтова А.А., Полякова Е.П., 2016

© ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА

имени К.А.Тимирязева, 2016

 

© Издательство РГАУ-МСХА, 2016

1. Цели освоения дисциплины

    Целью освоения дисциплины «Физиология животных» является формирование у будущих бакалавров фундаментальных знаний о физиологических процессах и функциях животных органов, функциональных системах и целостного организма, о их качественном своеобразии у продуктивных сельскохозяйственных, домашних, лабораторных и экзотических животных, что необходимо для научно-биологических исследований, квалифицированного обоснования мероприятий, связанных с обеспечением оптимальных условий содержания, кормления и рациональной эксплуатации животных.

2. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зач. ед. (216 часов), их распределение по видам работ и семестрам представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач.

 ед.

Час.

В т.ч. по

Семестрам

№3 № 4 Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 6 216 90 126 Аудиторные занятия 3,5 126 72 54 Лекции (Л) 1,5 54 36 18 Лабораторно-практические занятия (ПЗ) 1,7 62 32 30 Семинары 0,1 4 0 4 Коллоквиумы 0,2 6 4 2 Самостоятельная работа (СРС) 1,5 54 18 36 в том числе:         консультации 0,15 5 2 3 реферат 0,25 9 4 5 контрольные работы, коллоквиумы 0,55 20 6 14 самоподготовка к текущему контролю знаний 0,55 20 6 14 Вид контроля:   зачет 0,25 9 9 0                            экзамен 0,75 27 0 27

Общие требования к выполнению студентами лабораторно-практических занятий.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.301 с.)