Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство и потребление информационных продуктов и услуг

Поиск

На современном уровне развития общества научно-технический прогресс в области материального производства и систем управления обеспечивает возможность концентрации и централизации значительных финансовых, материальных и других ресурсов. Эти возможности реализуются в индустриально развитых странах в виде создания межнациональных объединений (например, Европейский союз, объединяющий ряд европейских стран; дочерние фирмы, филиалы и предприятия крупных концернов во многих странах мира и т.д.).

Преимуществом централизации является возможность направлять на реализацию решений крупные ресурсы, что позволяет решать сложные проблемы, требующие больших капиталовложений. В централизованной системе сравнительно легко обеспечить скоординированную, согласованную деятельность подсистем,   направленную на достижение единых целей. Потери в отдельных частях системы компенсируются результатами работы других ее частей. Многоуровневая централизованная система обладает боль­шой живучестью за счет оперативного перераспределения функ­ций и ресурсов.

Вместе с тем централизация в системах большой размерности имеет свои недостатки. Многоуровневость и связанная с этим мно­гократная передача информации с уровня на уровень вызывает задержки, снижающие оперативность оценки обстановки и реали­зации управленческих решений, приводит к искажениям как в про­цессе передачи информации, так и при ее обработке на проме­жуточных уровнях. В ряде случаев стремление подсистем к само­стоятельности входит в противоречие с принципом централизации. В многоуровневых централизованных организационно-админист­ративных системах управления, как правило, присутствуют элементы децентрализации.

При рациональном сочетании элементов централизации и де­централизации информационные потоки в системе должны быть организованы таким образом, чтобы информация использовалась в основном на том уровне, где она возникает, т.е. надо стремиться к минимальной передаче данных между уровнями системы. В де­централизованных одноуровневых системах всегда выше уровень оперативности как при сборе информации о состоянии управляе­мой системы, оценке ситуации, так и при реализации принятых решений. Благодаря оперативному контролю за реакцией на уп­равляющие воздействия снижаются отклонения от выбранной тра­ектории движения к цели.

Степень централизации системы, которая определяется на ос­нове установления соотношения взвешенных объемов задач, ре­шаемых на смежных уровнях, служит в известном смысле мерой разделения полномочий между уровнями. Смешение основной мас­сы решений в сторону вышестоящего уровня, т.е. повышение сте­пени централизации, отождествляют обычно с повышением уп­равляемости подсистем. Оно требует, как правило, улучшения пе­реработки информации на верхних уровнях иерархии управления. Повышение степени децентрализации соответствует увеличению самостоятельности подсистем и уменьшению объема информации, перерабатываемой верхними уровнями.

В отличие от администратора, который получает и передает ин­формацию в виде различных документов, в ходе переговоров с другими людьми, через телекоммуникационные средства и т.д., оператор, как правило, получает сведения о состоянии управля­емой системы в форме, представленной различными технически­ми средствами отображения информации — цифровыми и графи­ческими табло, пультами со стрелочными, цифровыми и индика­торными приборами, средствами звуковой сигнализации.

Принятые решения оператор реализует, воздействуя на про­изводственный процесс, используя технические средства управ­ления. Процесс принятия решений для оператора гораздо легче формализуем, чем для администратора. Наборы возможных ситу­аций и применяемых решений для оператора обычно четко очер­чены: во всяком случае, они значительно уже, чем у админист­ратора.

При разработке обеспечивающих подсистем и их объединении в единую систему управления используют сочетания аналитичес­ких и неформальных методов. Аналитическими методами опреде­ляют функциональную структуру синтезируемой системы, поста­новку задач и методы их решения. Неформальные методы исполь­зуют при распределении функций между человеком и технически­ми средствами, определении роли и функциональных обязаннос­тей человека. Задачи эти взаимосвязаны, поэтому их решают па­раллельно или путем последовательных приближений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.007 с.)