Автоматизированные системы управления нашли широкое применение во всех отраслях экономики. Создано и функционирует несколько тысяч асу различного класса и назначения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизированные системы управления нашли широкое применение во всех отраслях экономики. Создано и функционирует несколько тысяч асу различного класса и назначения.



Создание АСУ связано с анализом объекта управления, выбо­ром критериев управления, определением структуры и функций системы. Параметры функций управления определяются особен­ностями объекта. Отдельные функции подлежат автоматизации на базе комплекса технических средств (КТС).

Множественность трактовок определения АСУ, существующая в настоящее время, может быть сложна для обучаемого.

В ряде литературных источников термин АСУ заменяется более модным термином «логистика», который обозначает одну из част­ных задач АСУ на автомобильном транспорте, а именно комплек­сный подход к организации товародвижения.

Еще одним современным термином, заменяющим АСУ и отражающим управление автотранспортом с использованием навига­ционных систем, является «телематика». Авторы никоим образом не оспаривают правомерность использования различных обозначений, но в настоящем учебнике придерживаются в основном клас­сической терминологии, используя в качестве объекта рассмотре­ния автоматизированные системы обработки информации и уп­равления (АСОИУ) на автомобильном транспорте.

Определение АСОИУ, сохраняя преемственность проверенно­го временем общепринятого определения АСУ, удачно отражает существо различных процессов управления, в основе которых ле­жат процессы обработки информации в любой предметной обла­сти и в том числе на автомобильном транспорте.

АСОИУ создается для удовлетворения информационных потреб­ностей конкретного пользователя, и он принимает непосредствен­ное участие в ее работе. Под функционированием АСОИУ в данном случае подразумевается решение задач пользователем на основе информационного и программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на разли­чных этапах автоматизации обработки информации.

Первые разработки АСУ не содержали принципиально новой методологии, а лишь использовали дорогостоящую вычислитель­ную технику в качестве большого арифмометра для снижения тру­доемкости операций в традиционной технологии решения задач управления. Недостатком, причем весьма распространенным, ав­томатизированных систем организационного управления был низкий уровень постановки задач. Одна из причин этого — недостаточное участие специалистов отделов и служб управления в иссле­довании потоков информации, описании экономико-организаци­онной сущности задач, проектировании выходной информации. Кроме того, в автоматизированном режиме обрабатывался не весь комплекс задач, решаемых тем иди иным специалистом.

Опыт создания АСОИУ показывает, что только специалист может наиболее полно и квалифицированно описать особенно­сти выполняемой работы, входной и выходной информации. Уча­стие пользователя не следует ограничивать лишь постановкой за­дач, он должен проводить и пробную эксплуатацию системы. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недо­статки в постановке задач, корректировать при необходимости входную и выходную информацию, формы выдачи результатов. Участие в пробной эксплуатации дает возможность активного обучения пользователя работе на компьютере, знакомства с программными средствами, адаптации к новым условиям работы, новой технологии, к новой, все более усложняющейся технике. Опыт показывает, что у специалиста должно складываться совер­шенно иное отношение к работе в условиях АСОИУ, если ее со­здание предусматривает максимально возможный охват автомати­зацией функции, непосредственно выполняемых им.

Участие пользователя в создании АСОИУ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение сроков внедрения новых технологий. При этом про­исходит активное обучение пользователя, повышается уровень его квалификации как постановщика, разработчика. Все необходимые потребителю навыки работы в новой технологической среде со­вершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуата­ции АСОИУ и последующей работы. Однако для этого пользова­тель должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов. Это поможет ему определить подлежащие автоматизированной обра­ботке задачи, квалифицированно произвести их постановку.

Постановка задачи — это описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущ­ности, последовательности преобразования информации для по­лучения результата. На основе постановки задачи программист дол­жен представить логику ее решения и рекомендовать стандартные программные средства, пригодные для ее реализации.

Регламентация постановки задачи устраняет трудности взаимо­действия «пользователь — прикладной программист», делает это взаимодействие более эффективным. Для постановки задачи ис­пользуются необходимые исходные данные.

Такими сведениями располагает сотрудник соответствующей службы, осуществляющий решение задачи в условиях старой технологии (ручной обработки или с использованием компьютерной техники).

Постановка задачи требует от пользователя не только профес­сиональных знаний той предметной области, для которой делает­ся постановка, но и знаний компьютерных информационных тех­нологий.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, ориентированные на определенные виды деятельности (бухгалтерскую, финансовую, плановую и т.д.). Та­кое направление является на сегодня ведущим в сфере компьюте­ризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ. Однако в любом случае постановка задачи требуется.

При постановке задачи необходимо обратить внимание на объем­но-временные характеристики. Они отражают объемы входной и выходной информации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности по­ступления, обработки и выдачи информации.

В процессе описания постановки задачи важно выверить точность и полноту названий всех информационных единиц и их совокуп­ностей. Четкость наименований информационных единиц, одно­значность их идентификации, устранение синонимов и омонимов в названиях экономических показателей обеспечивают более вы­сокое качество результатов обработки.

Жизнь современного общества немыслима без современных информационных технологий. Совершенствование производствен­ного процесса невозможно без постоянного поиска наиболее ре­зультативного варианта соотношения количества затраченных ре­сурсов (входа производственной системы) и количества полу­ченных товаров и услуг (выхода системы). Таким образом, говоря о интенсификации работы производственной системы, нельзя не­дооценивать управляющие воздействия, которые формируются на основании обработки информации о состоянии системы. От своевременности и точности решений, которую могут обеспе­чить современные информационные технологии, напрямую за­висит эффективность, а как следствие - выживаемость любой производственной системы.

Появление персонального компьютера произвело информаци­онную революцию. За дисплей ЭВМ сел непрограммист. Инфор­мация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капита­лом. Появилась новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов при­вело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научных знаний. Затраты на получение профессио­нальных знаний, используемых в производстве наукоемких изде­лий на базе персональных компьютеров, составляют приблизительно - 70% себестоимости продукции, а число занятых в сфере обработки информации - 60-90% экономически активного населения индустриально развитых стран.

Роль автомобильного транспорта весьма важна как для перевозок пассажиров и грузов, так и для всей совокупности сопутствующих мощностей в производстве и ремонте подвижного состава. В настоящее время сложились два направления автоматизации управленческой деятельности, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем. Они различаются характером объектов управления. В одном случае объектами управления являются технологические процессы, в частности работа оборудования, и человек принимает участие в процессе управления косвенно, а в другом — коллективы, занятые в сфере материального производства и обслу­живания, где роль человека остается определяющей.

ГЛАВА 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.99.5 (0.006 с.)