ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ



Амбулаторно-поликлиническая служба.

1. Медицинская карта амбулаторного больного.

2. Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов.

3. Талон на прием к врачу.

4. Карта учета диспансеризации.

5. Выписка из истории болезни амбулаторного больного.

6. Санаторно-курортная карта.

7. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пи­щевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку.

8. Листок и справка временной нетрудоспособности.

 9. Направление на консультацию.

 10. Направление в процедурный кабинет.

 11. Направление на анализы.

 12. Дневник учета работы среднего медперсонала поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации.

Приемное отделение стационара.

1. Медицинская карта стационарного больного (история болез­ни).

2. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пи­щевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку.

3. Журнал госпитализации.

4. Журнал отказа в госпитализации.

5. Статистическая карта выбывшего из стационара.

Лечебное отделение стационара - пост.

1. Журнал приема и сдачи дежурств.

2. Порционник.

3. Температурный лист.

4. Требование в аптеку.

5. Требование на лекарства старшей медсестры.

6. Сводка движения больных.

7. Тетрадь или журнал врачебных назначений.

Лечебное отделение стационара - процедурный кабинет.

1. Журнал учета наркотических и сильнодействующих ве­ществ.

2. Журнал учета переливаний крови и кровозаменителей.

3. Журнал врачебных назначений.

4. Журнал учета взятия крови на биохимический анализ, RW, ВИЧ, на группу крови и резус-фактор.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Название

документа

Предназначение

документа

Кем

ведется

Примечание

1

2

3

4

Медицинская карта

амбулаторного больного

 

Заполняется на каждого пациента, впервые

обратившегося в поликлинику. В ней отображается весь лечебно-диагностический

процесс, который проходит пациент в поли-

клинике

Паспортную

часть и лист

уточненных

диагнозов заполняет медсестра,

все остальное

заполняет врач.

Находится и

хранится в регистратуре

Статистический талон

для регистрации заключительных (уточненных)

диагнозов

Регистрирует впервые обратившихся в этом

году пациентов по

данному заболевания.

Это основной статистический документ поликлиники, на основании которого составляются отчеты, рассчитывается заболеваемость и обращаемость в поликлинику

Заполняется

медсестрой под

контролем врача

в части «диагноза»

После заполнения сдается в

кабинет мед.

статистики

 

"Талон на прием к врачу

Для регулирования потока пациентов к врачу и напоминания пациенту даты, номера кабинета и время посещения врача

Талоны выписывает медсестра на все время

приема на неделю

Часть талонов выдается м/с на приеме, а остальные выдаются в регистратуре

 
 

Карта учета диспансеризации

Заводится на каждого пациента на участке с целью регистрации и отображения процесса диспансеризации

Медсестра кабинета профилактики, при его

отсутствии -

участковая м/с

Карта находится

в отделении

профилактики

или кабинете уч. врача

 
 

Выписка из истории

болезни амбулаторного

больного

В нее переписываются необходимые данные из амбулаторной карты. Оно выдается на руки пациенту для предъявления по месту требования. Она необходима для преемственности работы поликлиники и других подразделений здравоохранения.

Медсестра кабинета

Выписка обязательно заверяется врачом и

печатью поликлиники

 
 

Санаторно-курортная карта

Является связующим звеном между лечащим врачом и санаторием. Она отображает состояние здоровья пациента в момент направления в санаторий

Оформляется

медсестрой под

руководством врача

 

 
 

Направление на консультацию

Является связующим звеном между врачом, который направляет на консультацию, и консультантом

Врач или медсестра под руководством врача

 

 
 

Направление на анализы

Для извещения лаборатории о том, что и с какой целью направлено

Медсестра

В направлении

необходимо четко

написать: в какую

лабораторию направляется материал и куда направить результат

 
 

Направление в процедурный кабинет

Для извещения проце­дурной медсестры о том, что необходимо ввести пациенту, в какой дозе и концентрации

Медсестра

Если пациенту необходимо срочно сделать инъекции, то на направлении пишут; Cito!

 
 

Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной

 реакции на прививку

Для извещения СЭС о выявлении инфекции и педикулеза с целью проведения сан. эпид. мероприятий в очаге

Медсестра или врач

Необходимо так же сообщить в СЭС по телефону и записать в извещение

 
 

Листок и справка о временной нетрудоспособности

Для освобождения пациента от работы и учебы в связи с болезнью

Врач, медсестра

под руководством врача

Справка выдается учащимся и студентам, а больничный лист работающим

 
 

Дневник учета работы

среднего мед. персонала

Для контроля объема выполненной работы и учета рабочего времени медсестры

Медсестра

Дневник хранится в кабинет статистики или в регистратуре

 
 

Медицинская карта

стационарного больного

(история болезни)

Для регистрации лечебно-диагностического процесса, который проходит пациент в стационаре

Паспортная часть заполняется медсестрой приемного отделения

Заводится на

каждого пациента, поступившего в стационар

 
 

Журнал госпитализации

Для регистрации поступивших в стационар пациентов

Медсестра приемного отделения

Иногда в приемном отделении ведется алфавитный журнал поступивших пациентов для справочного стола

 
 

Журнал отказа в госпитализации

Для регистрации пациентов, которые не госпитализированы по разным причинам

Медсестра приемного отделения

В журнале обязательно указывают причину отказа в госпитализации

 
 

Статистическая карта

выбывшего из стационара

Для регистрации госпитализирован- ных пациентов с различными заболеваниями. Это основной статистический документ стационара, на основании которого составляются отчеты

Паспортная

часть заполняется медсестрой

приемного отделения, другую часть – врач отделения

Статистическая карта сдается в кабинет мед.

статистики

 
 

Журнал приема и сдачи

дежурств

Журнал позволяет четко проводить передачу и прием дежурств медсестре в отделении. В нем указывается общее число пациентов и их перемещение, записываются тяжелобольные пациенты, отражается состояние мед. оборудования, отмечаются нарушения режима в отделении

Заполняется

медсестрой,

которая сдает

дежурство и

медсестрой,

которая принимает дежурство

Необходимо

четко заполнять

графы журнала и

отчетливо ставить свою подпись

 
 

Порционное требование

(порционник)

Это требование на пищеблок о приготовлении для отделения необходимого количества порций с указанием диет

Составляет палатная м/с, затем старшая м/с

суммирует сведения палатных м/с и передает их на пищеблок

Порционник заверяется

зав.отделением

 
 

Температурный лист

Для изображения динамики показателей пульса, АД, ЧДД, температуры. Также в него записывают при необходимости показатели водного баланса, вес пациента, физиологические отправления. Ведется ежедневно.

Ведется медсестрой отделения

Для наглядности

графического

изображения для

каждого показателя принят соответствующий цвет карандаша

 
 

Требование на лекарства давшей медсестре

 

Для извещения старшей медсестры о том, какие лекарства необходимо заказать в аптеке

Составляет палатная м/с ежедневно, делая

выборку из листов назначений

Требование составляется на русском языке

 
 

Требование в аптеку

Это заказ в аптеку на получение необходимых для отделения медикаментов. Составляется в дух экземплярах на обычные препараты, в трех - на наркотики и спирты

Составляет

старшая медсестра по требованиям палатных медсестер. Заверяет у зав. отделением, а наркотики и спирты - у главного врача

Требование составляется на латинском языке

с указанием формы лекарственного вещества, дозы и концентрации

 
 

Журнал движения больных

Составляется ежедневно. Отражает движение больных в отделении. В ней отмечается общее количество, сколько выписано, сколько поступило, сколько умерло, переведено из других отделений или в другие отделения

Медсестра отделения

Составляется утром и передается в сан. пропускник

 
 

Журнал назначений постовой медсестры

В нем отображается все назначения, кото­рые выписаны из листа назначений для данно­го пациента

Палатная медсестра

Инструменталь­ные и лабора­торные назначе­ния, консульта­ции, а также медикаментоз­ные назначения на ночь

 
 

Журнал учета наркоти­ческих и сильнодейст­вующих веществ

Учитывается каждая таблетка или инъекция наркотика(сильнодей­ствующего в-ва) с обязательным указани­ем остатка. НЕОБХОДИМО ЧЕТ­КО И ГРАМОТНО ЗАПОЛНЯТЬ ВСЕ ГРАФЫ!

Медсестры отделения

Журнал обяза­тельно прошива­ется, пронумеро­вывается и заве­ряется печатью стационара

 
 

Журнал учета перелива­ний крови и кровезаме-

Для регистрации пере­ливания крови и кро­везаменителей

Медсестра про­цедурного кабинета

 

 
 

Направления на биохи­мию крови, на RW, ВИЧ, на группу крови и резус-фактор

Для извещения лабора­тории о том, для чего направлена кровь

Медсестра про­цедурного каби­нета

Необходимо четко написать, из какого отде­ления поступила кровь на иссле­дование

 
 

Журнал назначений процедурного кабинета

В этот журнал записы­ваются назначения из листков назначений каждого пациента

Запись из листов назначений де­лает палатная медсестра, ведет журнал медсест­ра процедурного кабинета

Имеются ввиду назначения, связанные с парентеральным вмешательством

 
                 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. В состав приемного отделения входит:

а) физиотерапевтический кабинет

б)санпропускник

в) буфетная

г) палаты

2. Многопрофильные ЛПУ, специализирующиеся на оказании спе­циализированной помощи населению в амбулаторных условиях и на дому, называются_______________.

3. Установите соответствие.

Вид ЛПУ:          Места оказания помощи:

1) больница     А. Оказание помощи на дому и в

                               амбулаторных условиях

2) поликлиника Б. Оказание помощи в условиях стационара

В. Оказание специализированной помощи               больным  с определенным заболеванием

4. В лечебном отделении больницы производится оказание экс­тренной медицинской помощи, проведение лечения и_________.

5. Три направления в системе здравоохранения России: страховая и коммерческая медицина.

6. Непосредственный контроль за работой старшей медсестры от­деления осуществляет:

а) медсестра отделения

б) главная медсестра больницы

в) ассоциация медсестер

г) Министерство здравоохранения

7. Оказание экстренной медицинской помощи, диагностика заболе­ваний, проведение лечения, которое невозможно в амбулатор­ных условиях - это функции____________отделения.

8. Титульный лист медицинской карты стационарного больного за­полняет:

а) медсестра приемного отделения

б) палатная медсестра

в) врач

г) процедурная медсестра

9. Установите соответствие.

Подразделение ЛПУ:     Медицинская документация:

1) пост                            А. Журнал учета переливаний крови

                                           и    кровезаменителей

2) приемное отделение  Б. Журнал госпитализации

3) процедурный кабинет В. Порционное требование

                                          Г. Талон на прием к врачу

10. ЛПУ, расположенное в сельской местности, оказывающее по­мощь в амбулаторных условиях и на дому:

а) амбулатория

б) диспансер

в) медсанчасть

г) станция скорой медицинской помощи

11. Установите соответствие.

Место деятельности:    Должностные инструкции:

1) палатная м/с              А. Измеряет температуру

                                         Б. Проводит первичную санобработку

2) процедурная м/с        В. Осуществляет в/в вливания

12. Ассоциация медицинских сестер России официально зарегист­рирована в_____году.

13. Палатная медсестра находится в непосредственном подчинении:

а) главноговрача

б) старшей медсестры отделения

в) главной медсестры больницы

г) зав. отделением

14. Больницы (стационары) бывают многопрофильные и__________.

15. Основной принцип работы поликлиники________.

 

 

Приложение 1

Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников, Санкт-Петербург,

3-5.11.1998

ПРОЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пояснительная записка к проекту Программы

I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИ­МОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.

 Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Мин­здрава РФ от 31 декабря 1997 года N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в России"

В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политиче­ских и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, кране негативно сказался на состоянии здоровья населения. Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех Уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не могут обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.

В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляют самую многочисленную категорию работников здравоохране­ния и предоставляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.

Проводимая в стране под руководством Минздрава России ре­форма сестринского образования дала конкретные результаты, вы­разившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышения качества профессионального образова­ния, впервые в России осуществлена подготовка специалистов с высшим сестринским образованием.

В то же время отсутствие правовой основы деятельности спе­циалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифициро­ванных кадров оставляют декларированной, но до настоящего вре­мени так и не реализованной, потребность практического здраво­охранения в использовании имеющегося сестринского потенциала. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс в соот­ношении между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных учреждений здравоохранения, возрастают нагрузки, неудовлетво­ренность персонала и социальная напряженность.

В этой связи в стране назрела крайняя необходимость в проду­манной государственной программе реформирования и развития сестринского дела. Программа должна основываться на реальных условиях и возможностях государственного и муниципального здравоохранения. Основные направления, подходы и принципы, заложенные в Программу, должны послужить ориентиром для про­граммных и иных управленческих действий на региональном и ме­стном уровнях.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ:

Сестринское дело - это составная часть организационной тех­нологии системы здравоохранения, направленная на решение про­блем индивидуального и общественного здоровья населения в ме­няющихся условиях окружающей среды.

Сестринское дело включает в себя деятельность по укрепле­нию здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психо­социальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрас­тных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллекту­альные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персона­лом в учреждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Сестринский персонал - это работники, имеющие медицинское образование по специальностям Сестринское, Акушерское, Лечеб­ное дело (квалификация фельдшер) и допущенные к профессио­нальной деятельности в установленном порядке.

Разнообразие функций, которые выполняет сестринский пер­сонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологиче­ских, социальных и политических условий, в которых осуществля­ется медицинская помощь и функционирует система здравоохране­ния.

II. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для обеспечения последовательности в выполнении основных направлений Программы работа по ее реализации будет выполнять­ся поэтапно в 1998 -2005 годы.

Первый этап - 1998 - 2000 гг. включает подготовку первооче­редных, неотложных мероприятий (создание нормативно-правовой, материально-технической и организационной базы) по реализацию Программы.

Второй этап - 2001 - 2005 гг. включает реализацию экономиче­ски эффективных форм и методов работы сестринских служб в сис­теме здравоохранения Российской Федерации.

III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекае­мых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоре­чащих существующему законодательству.

Финансовое обеспечение решения вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, осуще­ствляется в основном за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОН­ТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Управление и контроль за реализацией Программы осуществ­ляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Основные направления и положения Программы ежегодно уточня­ются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффектив­ности использования средств.

V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Медико-социальная и экономическая эффективность Програм­мы будет оцениваться, исходя из показателей эффективности и ка­чества работы сестринских служб/сестринского персонала учреж­дений здравоохранения, образования и социальной защиты населе­ния, а также их структурных подразделений, в ходе реализации ос­новных направлений, положений и мероприятий Программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохра­нения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмот­рено осуществление в отрасли реформы, направленной на повыше­ние качества, доступности, и экономической эффективности меди­цинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступ­ности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим многочисленную категорию работников здравоохранения.

Для рационального и эффективного использования имеющего­ся кадрового сестринского потенциала важное значение в сложив­шейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.

В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Госу­дарственная программа развития сестринского дела с целью кон­кретизации и реализации ее направлений и положений, связанных со всеми аспектами сестринского дела.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

- оказание содействия на федеральном уровне и в субъектах Федерации органам и учреждениям здравоохранения, обра­зования и науки по созданию оптимальных условий для развития сестринского дела;

- повышение эффективности использования ресурсов в здра­воохранении;

- развитие новых организационных форм и технологий сест­ринской помощи;

- совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;

- обеспечение качества сестринской помощи населению;

- совершенствование системы управления сестринскими службами;

- совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении;

- повышение профессионального и социального статуса сест­ринской профессии;

- обеспечение социальной защищенности сестринского пер­сонала;

- содействие развитию профессиональных сестринских, аку­шерских, фельдшерских ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:

 -всеобщность, социальная справедливость и доступность ме­дицинской помощи населению;

- профилактическая направленность, укрепление здоровья и качество жизни;

- эффективное использование трудовых, материальных и эко­номических ресурсов;

- обеспечение качества сестринской помощи населению;

- активное участие населения в решении вопросов здравоохра­нения.

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИН­СКОГО ПЕРСОНАЛА.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и ме­дицинской науки в Российской Федерации (далее Концепцией) ос­новными направлениями в совершенствовании организации оказа­ния медицинской помощи, ориентированными на переход к менее затратным технологиям, являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения и перераспределение части объемов помощи из дорогостоящего ста­ционарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль при этом отводится развитию общей практики/семейной медицины.

Реорганизация стационарного сектора, ориентированная на со­кращение длительности госпитального этапа, предусматривает рас­пределение коечной мощности в зависимости от интенсивности ле­чебно-диагностического процесса и уровня сестринского ухода следующим образом:

- интенсивное лечение - до 20%;

- восстановительное лечение - до 45%;

- длительное лечение больных хроническими заболеваниями -до 20%;

- медико-социальная помощь - до 15%.

Деятельность сестринского персонала характеризуется боль­шим разнообразием и включает как проведение высокотехнологич­ных клинических вмешательств, так и оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи. Значитель­ны также и колебания в степени самостоятельности медсестер приоказании медицинской помощи, принятии решений и выборе так­тики действий.

В соответствии с установленными Концепцией приоритетами необходимо обеспечить развитие и совершенствование деятельно­сти сестринского персонала в следующих направлениях:

- первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профи­лактическую работу;

- лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;

- реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хро­нически больным, старикам и инвалидам;

 - медико-социальная помощь инкурабельным больным и уми­рающим (обеспечение паллиативной и хосписной помощи). Особая роль сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи и семейной медицины заключается в ис­пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения. Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просве­щении населения, по таким его важнейшим направлениям как фор­мирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.

На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить Обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысит эффективность деятельно­сти специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

- Требуется расширить участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной консультативно диагностических службах и службах ухода на дому.

Обеспечение доступности медицинской помощи сельскому "Делению требует сохранения и в дальнейшем расширения сети Необходимо принятие мер по улучшению материально-технического обеспечения ФАПов и здравпунктов, развитию пере­движных форм лечебно-диагностической и консультативной помо­щи с широким привлечением сестринского персонала.

В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значе­ние приобретает профилизация деятельности и рациональное ис­пользование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппарату­ре, обеспечивающих мониторинг состояния пациента, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.

Сокращение длительности госпитального этапа предусматри­вает интенсификацию сестринского процесса в стационаре.

Следует распространить практику ведения планов сестринско­го ухода и документирования деятельности сестринского персона­ла.

Подлежит перепрофилированию часть дорогостоящих стацио­нарных коек в сестринские (отделения и дома сестринского ухода) для оказания долговременной помощи хронически больным, стари­кам и инвалидам. Эти меры позволят сократить затраты при сохра­нении объемов и качества предоставляемой населению медико-социальной помощи.

Требует дальнейшего развития и совершенствования служба патронажной помощи, разнообразных видов помощи на дому.

Необходимо принятие действенных мер по развитию паллиа­тивной и хосписной помощи, являющихся по своему содержанию новым этапом гуманистической медико-социальной помощи инкурабельным больным.

Определяющая роль в организации всех направлений деятель­ности сестринского персонала принадлежит руководителям сест­ринских служб различных уровней, начиная со старших сестер от­делений лечебно-профилактических учреждений и кончая главны­ми специалистами по сестринскому делу органов управления здра­воохранением субъектов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела.

Развитие и совершенствование основных направлений дея­тельности сестринского персонала должно сопровождаться науч­ным обеспечением. Кроме того, для успешной реализации наме­ченных направлений должна быть четко продумана и обеспечена система взаимодействия и сотрудничества сестринского персонала с врачами, другими специалистами и службами.

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕСТ­РИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.

В условиях децентрализации системы здравоохранения, разви­тия рыночных отношений и перехода к бюджетно-страховой меди­цине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению ме­дицинских услуг в значительной степени зависят от организации и системы управления медицинской помощью.

Серьезным ограничением существующей системы оказания на­селению медицинской помощи является отсутствие общих принци­пов и подходов к организации работы сестринского персонала. В настоящее время отсутствует единая система управления сестрин­скими службами на всех уровнях, что негативным образом сказыва­ется на качестве и эффективности работы сестринского персонала.

Необходимо создание многоуровневой системы управления се­стринскими службами с рациональным распределением задач и полномочий сестер-руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управления здраво­охранением субъектов Российской Федерации и кончая старшей сестрой отделения учреждения здравоохранения.

Повышению качества сестринской помощи будет способство­вать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, аккредитации, лицензированию и сертификации.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной дея­тельности сестринского персонала как амбулаторно-поликлинических, так и в больничных условиях, должны обеспечить четкую организацию работы сестринских служб.

Требуется создание информационных систем, позволяющих использование сопоставимых данных о повышении качества помо­щи населению.

С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой сестринским персоналом помощи потребуется компь­ютеризация учреждений здравоохранения и создание соответст­вующих информационно-аналитических систем.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, ува­жение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех организационных формах.

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ.

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изме­нений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходи­мо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости, сертификации и аттестации сестринского персонала.

При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов заня­тости в здравоохранении и распределению ресурсов с учетом по­требности населения и новых принципов организации медицинской помощи.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кад­рами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и се­стринским персоналом требует существенной корректировки кад­ровой политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

В этой связи необходима реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения по­следнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, вы­полняемых в настоящее время врачами.

Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование научно обоснованных подходов к расчету потребно­сти, планированию, подготовке и использованию сестринского пер­сонала, обеспечения рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического стимулирования кадров.

Особое внимание следует уделить созданию эффективной сис­темы сертификации и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалифика­ции специалистов, гарантирующие качество предоставляемых на­селению медицинских услуг.

Следует формировать банк унифицированных тестовых зада­ний для совершенствования сертификации и аттестации в соответ­ствии с номенклатурой специальностей.

Совершенствованию кадровой политики будут также способ­ствовать:

- повышение гарантий социальной защиты;

- обеспечение перспектив профессионального роста, развития и карьеры;

-  регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказы­ваемой помощи;

- широкое использование контрактной системы найма;

   - установление и индексирование заработной платы сестрин­ского персонала в размере не ниже прожиточного минимума;

- разработка тарифов на сестринские услуги;

- обеспечение безопасных и благоприятных условий труда. Система оплаты труда сестринского персонала должна быть реформирована с целью достижения максимально возможного со­ответствия размера вознаграждения объему и качеству выполнен­ной работы, создание экономических стимулов к повышению эф­фективности труда и рационального использования ресурсов, необ­ходимых для производства услуг.

В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необ­ходимо:

- разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;

- организовать обучение по вопросам охраны труда руководи­телей и сотрудников учреждений здравоохранения, учащихся профессионально-образовательных учреждений;

- проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРА­ЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕ­СТРИНСКОМ ДЕЛЕ.

В основе формирования качественно нового уровня сестрин­ской помощи населению лежит с



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.016 с.)