ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ



Философия сестринского дела является частью общей филосо­фии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В цен­тре этой философии человек.

Сестринское дело основано на древней традиции, целью кото­рой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.

Основными принципами философии сестринского дела явля­ются уважение к жизни, достоинствам и правам человека. Мы ве­рим в священность дара жизни и в связи с этим рассматриваем каж­дую отдельную личность как единую целостность с внутренней возможностью к росту и развитию в физическом, философском, социальном, культурном, интеллектуальном и духовном планах. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохране­ния, регламентирует и поощряет его посредством издания законо­дательных актов.

Целью сестринского дела является осуществление сестринско­го процесса.

Сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармо­нию с обществом и социальными потребностями.

Современное сестринское дело является наукой и искусством. Успешное применение философии сестринского дела в России, раз­витие творческого потенциала сестер возможно только в том слу­чае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним. Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет ми­лосердие. Сестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту опти­мальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудни­честве с другими профессиональными работниками сферы здраво­охранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и от­дельных пациентов в защите здоровья.

Обязательства сестер включают в себя уважение к пациентам и право их на самоопределение. В соответствии с этим она действует, исходя из принципа: не причинить вреда, делать добро, уметь со­трудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Сест­ринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеж­дениям, социальному положению.

Потребность в сестринском уходе универсальна, она необхо­дима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь пациен­ту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохра­няет конфиденциальность, оберегая информацию в интересах па­циента, если она не противоречит его здоровью и здоровью обще­ства.

Сестра принимает участие в разрешении экологических про­блем.

Современные сестры обращаются за вдохновением к опыту прошлого, опыту основоположников сестринского движения, под­вижничеству легендарных личностей: Флоренс Найтингейл, Екате­рины Бакуниной, Дарьи Севастопольской и других.

Сестры оптимистично смотрят в будущее и развивают сестрин­ское дело как науку и искусство для народов России.

С новым сестринским делом для новой России в новое столе­тие!

ЭТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭТОЙ ФИЛОСОФИИ: ОБЯЗАННОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

ОБЯЗАННОСТИ

(Правила, действия, команды) "Как я действую?"

Обязательства включают в себя обязанности. Основная обязан­ность - это быть умелым, компетентным профессионалом. Это учит сестру:

уважать пациента

уважать право на самоопределение

не причинять вреда

делать добро

уважать обязательства других

держать слово

сотрудничать

быть преданной

Эти действия находятся в рамках профессиональной компетен­ции сестер.

ЦЕННОСТИ (Идеалы) "К чему я стремлюсь?" Профессионал изм Здоровье

Здоровая окружающая среда Независимость Достоинство Уход

Это должно быть положительно отмечено, это то, что я лелею и хочу видеть.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА "Кто я как личность?"

Знание

Умение

Ответственность

Милосердие

Сотрудничество

Забота

Эти личные качества должна иметь каждая сестра.

НОВЫЕ СЕСТРЫ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

Концептуальные определения терминов.

ЗДОРОВЬЕ: динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО: часть медицинского ухода, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциаль­ных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей сре­ды.

ЧЕЛОВЕК: целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосо­циальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

СЕСТРА: специалист с профессиональным образованием, раз­деляющий философию сестринского дела, и имеющий право на се­стринскую работу.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: совокупность природных, социаль­ных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.

ЛИЧНОСТЬ: общественная сущность человека.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как Вы прокомментируете слова Гиппократа "Все, что име­ется в философии - все это есть в медицине"?

Каким образом философия человечества влияет на сестринское дело?

2. Должно ли меняться содержание сестринского дела с тече­нием времени?

Почему "да" или "нет"?

3. Каковы внешние и внутренние источники перемен в сест­ринском деле, происходящих в России?

4. Какие возможности перемены в сестринском деле открыва­ют перед Вами лично?

5. Какие изменения в сестринском деле Вы будете считать кри­териями успеха и продвижения вперед?

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ МЕДСЕСТРЫ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

• сущность медицинской этики и ее связь с деонтологией;

• этические принципы медицинской деятельности;

• возможные нарушения этических норм и их послед­ствия для пациента;

• типы медсестер по И. Харди и возможность профес­сиональной деформации медсестры;

• основные принципы сестринской этики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Медицинская этика как прикладная наука.

2. Краткий исторический очерк этических концепций.

3. Этические категории "Долг" и "Ответственность"

4. Этические нормы. Медицинский этикет. Субординация.

5. Влияние медицинского коллектива на пациента.

6. Влияние пациента на самого себя.

7. Влияние пациентов друг на друга.

8. Изменение морально-нравственных отношений в связи с возрастом.

9. Профессиональная деформация медсестры. Ю.Типы медсестер по Харди.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Ethos" - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нормы поведения людей, их моральные отношения.

ДЕОНТОЛОГИЯ - deontos - должное, надлежащее - logos -учение, то есть, деонтология изучает профессиональные отноше­ния. Понятия этика и деонтология применимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, агрономической и так далее в том числе и медицинской. То есть, медицинская этика изу­чает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и его родственниками. Медицинская деонтология рассматривает профес­сиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, род­ственники.

Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии

Можно предположить, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства со­страдания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря - из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была основой медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии, каким должно быть поведение меди­ка, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и на­родов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, ин­дийские, китайские, русские памятники старины. Но только мысли­тель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сфор­мулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знаменательно, что участники I Международного кон­гресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Понятие «медицинская деонтология» было введено сравни­тельно недавно - в начале прошлого столетия, английским ученым и философом И. Бентам как обозначение науки о профессиональ­ном поведении человека. Большое влияние на формирование меди­цинской этики и деонтологии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этико-деонтологических принципов. Советские ученые и организаторы здравоохранения - Семашко, Данилевский, Кассирский и многие Другие также внесли вклад в развитие этики и деонтологии.

Долг и ответственность

Долг и ответственность - основные проблемы, как этики, так и Деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения 88

морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте долж­ностных (профессиональных) обязанностей.

ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ НАВРЕДИ!

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами мо­рально-этического и правового регулирования медицинской дея­тельности:

1) моральный - это оказание медицинской помощи нуждаю­щимся вне зависимости от их социального положения, вероисповедания и т.д.

2) профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.

Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются вниманием. В связи с этим имеет место большое количество жалоб от населения на нарушение медицин­ской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квали­фикация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравственный облик обнажается без труда и может получить, к сожаленью, отрицательную оценку у на­селения. Это значит, что такие нравственные качества, как сопере­живание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать мо­ральным стержнем медицинского работника, его этической нормой.

То есть, этическая норма медсестры - сопереживание и мило­сердие.

Существуют и определенные правила общей культуры поведе­ния медицинского работника в коллективе лечебного учреждения, например медицинский этикет, который состоит из соблюдения правил поведения в обществе и внутренней культуры медработника:

а) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь);

б) соблюдение внешних приличий: тон, умение вести беседу, манеры;

в) отношение к труду;

г) соблюдение дисциплины;

д) дружелюбие, соблюдение субординации. Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что интриги, грубость, ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что в конечном итоге значительно ухудша­ет работу лечебного учреждения.

Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, скорейшему выздо­ровлению больных. В противном случае госпитализация может не помочь пациенту и даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные Обязанности, достигнет автоматизма в работе, прекрасно делает инъекции и т.д., но за всем этим нет пациента. А она должна нахо­диться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что полу­чит все, что необходимо для восстановления своего здоровья. В -противном случае у него возникают сомнения относительно леча­щего персонала, находя свое выражение в самых различных требо­ваниях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых исследований и т.д. Состояния, вызванные тяжелыми пережива­ниями пациентов вследствие неблагоприятной деятельности и об­щения медперсонала, наблюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают:

1) поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе;

2) неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

3) депрессия от бездействия или невнимания персонала.

Как следствие всего вышеперечисленного у пациента может возникнуть боязнь какого-либо заболевания (рака - концерофобия, болезни сердца - кардиофобия и т.д.).

Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент до­ма и в палате. Взаимное влияние пациентов может быть положи­тельным и отрицательным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим диагнозом борется за жизнь и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате таким образом, чтобы они подходили друг другу по характеру. И совсем идеально, если им общение принесет удовлетворение.

Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики па­циента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов бо­лезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, может быть короткое, а может быть дли­тельное, время ждет: вдруг пройдет и он ошибся. Но подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами заболевания. Появляется чувст­во страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что будет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет, в чем же виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самообвине­ния. Больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осто­рожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с боль­шим смирением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболели впервые или у которых от их физического здоро­вья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, - подвержены весьма серьезным проявлениям страха. То есть, очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания, в том числе и возможное отрицание болезни.

У хронических больных могут наблюдаться более глубокие изменения психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистни­ком, а может быть инфантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Медсестра постоянно близко обща­ется с больным (тогда как врач видит его только на обходе) и должна своим заботливым, уважительным отношением, беседами ориенти­ровать его на выздоровление. Это особенно трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней с неблагоприятным ис­ходом.

Профессиональная тайна

Профессиональная тайна - это понятие упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа, - а именно неразглашение сведений о больном. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сооб­щаются самому пациенту и его родственникам только самим вра­чом (это его компетенция) или с его разрешения медсестрой. Осо­бенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении ин­формации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больни­цу и поговорить с врачом лично. Но это не значит, что пациент со­вершенно не имеет права получить информацию о своем состоянии от медсестры. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить, как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и т.д.). Медсестра должна объяснить цель назначенных процедур, подгото­вить к ним пациента, в случае отказа от них предупредить о нега­тивных последствиях такого шага. Кроме того, медсестра должна ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо ис­пользовать жизненные ценности пациента. Медсестра самостоя­тельна в уходе за пациентом (независимые манипуляции) и должна обучить самого пациента, его родственников некоторым манипуля­циям и элементам ухода. Таким образом, круг деятельности медсе­стры очень широк.

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СВЯЗИ С ВОЗРАСТОМ

Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это дети, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от при­вычной обстановки, не осознают боль, не умеют формулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Про­являются очень четко дефекты характера и воспитания: если ребе­нок капризный, то кричит и капризничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый постоянно всего боится и т.д. В этих условиях матери должно быть разрешено посещение. После ее ухо­да нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре!

У подростка происходит самоутверждение личности, отсюда бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болезни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержка, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение как ко взрослому.

С пациентами работоспособного возраста все зависит от лич­ностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу, тут особенно важны доверие и контакт.

Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно чувство одиночества: "жизнь уже прошла" - это доминанта их мыс­лей. Нарастает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней, ухудшается память, усиливается обидчивость, рани­мость. С потерей возможности самообслуживания происходит ос­лабление мотивации к лечению и выздоровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра должна согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, най­ти то, что его еще интересует в жизни (жизненные ценности), и на этом строить мотивацию на выздоровление.

 

ТИПЫ МЕДСЕСТЕР ПО И. ХАРДИ

В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, -следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседнев­ной практике можно встретить много отличных сестер, обладаю­щих прекрасными человеческими качествами и профессиональны­ми навыками. Однако, несмотря на это каждой сестре необходимо тщательно изучать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.

Обратимся к характеристике отдельных типов.

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры ра­ботают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, приближаться к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.

3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонность к невротическим реакциям может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напря­женности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образо­ванности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.

5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с прояв­лением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Рабо­та для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание.

6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры работа­ют в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно ус­лышать от медсестры "я очень устала". Действительно: работа трудна не только физически, но и несет с собой тяжелые эмоцио­нальные и психические нагрузки.

Вследствие этого у медсестры может возникнуть профессио­нальная деформация личности, основными проявлениями которой могут быть холодность и равнодушие; грубость и раздражитель­ность; подавленность от бессилия, так как не всегда можно предот­вратить тяжелые последствия болезни или смерть больного.

Необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегу­ляции медсестры: сохранение душевного равновесия больного; активизация его ориентации на здоровье; профилактика собственной профессиональной деформации.

Таким образом, круг проблем, которыми занимается медицин­ская этика и деонтология, чрезвычайно широк. Знания необходимы, и в процессе обучения к ним придется возвращаться не раз: разбор каждой темы начинается с вопросов этики и деонтологии.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Проблемный вопрос:

Внимательно изучите приложения 1, 2 (обязательство Флоренс Найтингейл, клятва Гипократа и этический кодекс медсестры Рос­сии). Какие общие положения характерны для всех трех докумен­тов?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Наука, изучающая моральные, нравственные отношения лю­дей называется______________.

2. Наука, изучающая профессиональные отношения людей на­зывается _______.

3. Впервые сформулировал морально-этические нормы про­фессии врача:

а) Гиппократ

б) Аристотель

в) Авиценна

г) Парацельс

4. Главный этический принцип_________.

5. Понятия этики и деонтологии не применимы в любой сфере профессиональной деятельности

а) да

б) нет

6. "Нервная медсестра" - эмоционально лабильная личность, склонная к невротическим реакциям

а) да

б) нет

7. Неразглашение сведений о пациенте называется врачебной тайной

а) да

б) нет

8. Соблюдение правил____________культуры: отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к обществен­ному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности.

9. Наиболее характерная черта сестры-рутинера - _____________выполнение своих обязанностей.

10. Соблюдение правил культуры поведения:

благопристойность, приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, умение держать себя среди коллег и пациентов, уме­ние вести беседу соответственно обстановке и условиям.

11. В случае, если выполнить желание или просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму_________.

12. Забота о пациентах - жизненное призвание сестры_________типа.

13. Установленный порядок поведения называется____________.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился и ночью у него поднялось артериальное дав­ление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем был срочно госпитализирован.

Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки резуль­таты лабораторных исследований?

Задача 2

Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состоя­ние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций.

Как должна была поступить медсестра?

Задача 3

Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электро­кардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования.

Как должна поступить медсестра в данном случае?

Задача 4

В беседе с пациенткой медсестра сообщила о новом методе ле­чения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном уч­реждении, в связи с чем возникла конфликтная ситуация.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 5

Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отде­лении, во время обхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции. Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении.

Какие ошибки были допущены медработниками?

Задача 6

Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попро­сил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликт­ная ситуация.

Является ли решение медсестры правильным?

Задача 7

У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделе­нии обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 8

У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе. Говоривший представился братом пациента.

Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону?

Задача 9

К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы.

Как должна поступить медсестра?

Задача 10

Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно при­слать на дообследование пациента К., у которого обнаружены ка­кие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся в палате, по­бледнел и попросил у врача нитроглицерин.

В чем ошибка медсестры?

Задача 11

Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении ста­ционара по поводу гипертонической болезни. Вечером он обратил­ся к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и по­просил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство.

Как должна поступить медсестра?

Задача 12

Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологиче­ском отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препа­раты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очеред­ном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентки симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препа­раты не принимать.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 13

К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны.

Как Вы поступите?

Задача 14

Пациентка М, обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с острыми болями в животе, слабо­стью.

Однако регистратор отказала пациентке по причине отсутствия у нее документа, удостоверяющего личность.

Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

Задача 15

Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому со­гласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста.

Медсестра отказалась.

Верна ли тактика медсестры?

ГЛОССАРИЙ

АГРЕССИВНОСТЬ  от латинского aggressio - приступ, нападение -враждебное, воинственно угрожающее поведе­ние.

АСПЕКТ от латинского aspectus - вид - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, по­нятие.

БИОЭТИКА междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на медицину и здраво­охранение и имеющая в качестве объекта изу­чения этические проблемы взаимоотношения врача и пациента, социальной политики в об­ласти здравоохранения, а также трансплантации органов.

ГЛОССАРИЙ от латинского glossarium - собрание непонят­ных слов или выражений с толкованием или переводом на другой язык (Большой энцик­лопедический словарь).

ДЕОНТОЛОГИЯ от греческого dejn, deontos - должное, надле­жащее - и logos - учение - учение о должном поведении.

КАТЕГОРИЯ 1) наиболее общее понятие, выражающее су­щественные свойства и отношения явле­ний действительности;

2) группа лиц, предметов, явлений, объеди­ненных общностью каких-либо признаков

 

КОМПЕТЕНЦИЯ

1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хо­рошо осведомлен;

2)круг чьих-то полномочий, прав

КУЛЬТУРА уровень развития чего-нибудь, степень соот­ветствия  образцам.

ОБЩЕНИЕ сложный, многоплановый процесс установле­ния и развития контактов между людьми, ко­торый порождается потребностью в совмест­ной деятельности и включает в себя взаимо­действие, восприятие и понимание другого человека.

ПРИНЦИП основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, руководящее положе­ние, установка в какой-нибудь деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ особенности восприятия, ощущения, внима­ния, памяти, мышления, интеллекта, эмоцио­нально-волевой сферы, характера и темпера­мента убеждение, взгляд на вещи.

ЭНДОСКОПИЯ метод исследования внутренних полых орга­нов, полостей тела непосредственным осмот­ром их при помощи специальных приборов - эндоскопов. Разновидность эндоскопии: бронхоскопия - осмотр бронхов и гастроско­пия - осмотр желудочно-кишечного тракта.

ЭТИКА от греческого ethika - обычай, нрав, характер -философская дисциплина, изучающая вопро­сы морали и нравственности

 

 

Приложение 1

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ

"Я, торжественно, перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии.

Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и ги­бель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарст­во.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все лич­ные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоя­тельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практи­ки.

С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе".

КЛЯТВА ГИППОКРАТА (V-IV вв. до н.э.)

"Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соот­ветственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному ис­кусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достат­ками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сы­новьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимаю­щимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и па­губного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, сво­бодными и рабами.

Что бы при лечении - а также без лечения - я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена: пре­ступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное это­му".

Приложение 2



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.029 с.)