Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия сестринского дела в России
Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии человек. Сестринское дело основано на древней традиции, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды. Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинствам и правам человека. Мы верим в священность дара жизни и в связи с этим рассматриваем каждую отдельную личность как единую целостность с внутренней возможностью к росту и развитию в физическом, философском, социальном, культурном, интеллектуальном и духовном планах. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов. Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса. Сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармонию с обществом и социальными потребностями. Современное сестринское дело является наукой и искусством. Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним. Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие. Сестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья. Обязательства сестер включают в себя уважение к пациентам и право их на самоопределение. В соответствии с этим она действует, исходя из принципа: не причинить вреда, делать добро, уметь сотрудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохраняет конфиденциальность, оберегая информацию в интересах пациента, если она не противоречит его здоровью и здоровью общества. Сестра принимает участие в разрешении экологических проблем. Современные сестры обращаются за вдохновением к опыту прошлого, опыту основоположников сестринского движения, подвижничеству легендарных личностей: Флоренс Найтингейл, Екатерины Бакуниной, Дарьи Севастопольской и других. Сестры оптимистично смотрят в будущее и развивают сестринское дело как науку и искусство для народов России. С новым сестринским делом для новой России в новое столетие! ЭТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭТОЙ ФИЛОСОФИИ: ОБЯЗАННОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ОБЯЗАННОСТИ (Правила, действия, команды) "Как я действую?" Обязательства включают в себя обязанности. Основная обязанность - это быть умелым, компетентным профессионалом. Это учит сестру: уважать пациента уважать право на самоопределение не причинять вреда делать добро уважать обязательства других держать слово сотрудничать быть преданной Эти действия находятся в рамках профессиональной компетенции сестер. ЦЕННОСТИ (Идеалы) "К чему я стремлюсь?" Профессионал изм Здоровье Здоровая окружающая среда Независимость Достоинство Уход Это должно быть положительно отмечено, это то, что я лелею и хочу видеть. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА "Кто я как личность?" Знание Умение Ответственность Милосердие Сотрудничество Забота Эти личные качества должна иметь каждая сестра. НОВЫЕ СЕСТРЫ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ Концептуальные определения терминов. ЗДОРОВЬЕ: динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО: часть медицинского ухода, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды. ЧЕЛОВЕК: целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой. СЕСТРА: специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела, и имеющий право на сестринскую работу. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека. ЛИЧНОСТЬ: общественная сущность человека. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как Вы прокомментируете слова Гиппократа "Все, что имеется в философии - все это есть в медицине"? Каким образом философия человечества влияет на сестринское дело? 2. Должно ли меняться содержание сестринского дела с течением времени? Почему "да" или "нет"? 3. Каковы внешние и внутренние источники перемен в сестринском деле, происходящих в России? 4. Какие возможности перемены в сестринском деле открывают перед Вами лично? 5. Какие изменения в сестринском деле Вы будете считать критериями успеха и продвижения вперед?
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4 МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ МЕДСЕСТРЫ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ: • сущность медицинской этики и ее связь с деонтологией; • этические принципы медицинской деятельности; • возможные нарушения этических норм и их последствия для пациента; • типы медсестер по И. Харди и возможность профессиональной деформации медсестры; • основные принципы сестринской этики. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Медицинская этика как прикладная наука. 2. Краткий исторический очерк этических концепций. 3. Этические категории "Долг" и "Ответственность" 4. Этические нормы. Медицинский этикет. Субординация. 5. Влияние медицинского коллектива на пациента. 6. Влияние пациента на самого себя. 7. Влияние пациентов друг на друга. 8. Изменение морально-нравственных отношений в связи с возрастом. 9. Профессиональная деформация медсестры. Ю.Типы медсестер по Харди. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ "Ethos" - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нормы поведения людей, их моральные отношения. ДЕОНТОЛОГИЯ - deontos - должное, надлежащее - logos -учение, то есть, деонтология изучает профессиональные отношения. Понятия этика и деонтология применимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, агрономической и так далее в том числе и медицинской. То есть, медицинская этика изучает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и его родственниками. Медицинская деонтология рассматривает профессиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, родственники. Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии Можно предположить, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря - из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была основой медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии, каким должно быть поведение медика, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские памятники старины. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".
Понятие «медицинская деонтология» было введено сравнительно недавно - в начале прошлого столетия, английским ученым и философом И. Бентам как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Большое влияние на формирование медицинской этики и деонтологии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этико-деонтологических принципов. Советские ученые и организаторы здравоохранения - Семашко, Данилевский, Кассирский и многие Другие также внесли вклад в развитие этики и деонтологии. Долг и ответственность Долг и ответственность - основные проблемы, как этики, так и Деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения 88 морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (профессиональных) обязанностей. ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ НАВРЕДИ! Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности: 1) моральный - это оказание медицинской помощи нуждающимся вне зависимости от их социального положения, вероисповедания и т.д. 2) профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей. Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются вниманием. В связи с этим имеет место большое количество жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравственный облик обнажается без труда и может получить, к сожаленью, отрицательную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, его этической нормой.
То есть, этическая норма медсестры - сопереживание и милосердие. Существуют и определенные правила общей культуры поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения, например медицинский этикет, который состоит из соблюдения правил поведения в обществе и внутренней культуры медработника: а) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь); б) соблюдение внешних приличий: тон, умение вести беседу, манеры; в) отношение к труду; г) соблюдение дисциплины; д) дружелюбие, соблюдение субординации. Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что интриги, грубость, ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что в конечном итоге значительно ухудшает работу лечебного учреждения. Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не помочь пациенту и даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные Обязанности, достигнет автоматизма в работе, прекрасно делает инъекции и т.д., но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо для восстановления своего здоровья. В -противном случае у него возникают сомнения относительно лечащего персонала, находя свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых исследований и т.д. Состояния, вызванные тяжелыми переживаниями пациентов вследствие неблагоприятной деятельности и общения медперсонала, наблюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают: 1) поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе; 2) неверное толкование лечебных и диагностических процедур; 3) депрессия от бездействия или невнимания персонала. Как следствие всего вышеперечисленного у пациента может возникнуть боязнь какого-либо заболевания (рака - концерофобия, болезни сердца - кардиофобия и т.д.). Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент дома и в палате. Взаимное влияние пациентов может быть положительным и отрицательным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим диагнозом борется за жизнь и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате таким образом, чтобы они подходили друг другу по характеру. И совсем идеально, если им общение принесет удовлетворение.
Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики пациента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов болезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, может быть короткое, а может быть длительное, время ждет: вдруг пройдет и он ошибся. Но подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами заболевания. Появляется чувство страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что будет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет, в чем же виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самообвинения. Больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осторожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с большим смирением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболели впервые или у которых от их физического здоровья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, - подвержены весьма серьезным проявлениям страха. То есть, очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания, в том числе и возможное отрицание болезни. У хронических больных могут наблюдаться более глубокие изменения психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистником, а может быть инфантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Медсестра постоянно близко общается с больным (тогда как врач видит его только на обходе) и должна своим заботливым, уважительным отношением, беседами ориентировать его на выздоровление. Это особенно трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней с неблагоприятным исходом. Профессиональная тайна Профессиональная тайна - это понятие упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа, - а именно неразглашение сведений о больном. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сообщаются самому пациенту и его родственникам только самим врачом (это его компетенция) или с его разрешения медсестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Но это не значит, что пациент совершенно не имеет права получить информацию о своем состоянии от медсестры. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить, как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и т.д.). Медсестра должна объяснить цель назначенных процедур, подготовить к ним пациента, в случае отказа от них предупредить о негативных последствиях такого шага. Кроме того, медсестра должна ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо использовать жизненные ценности пациента. Медсестра самостоятельна в уходе за пациентом (независимые манипуляции) и должна обучить самого пациента, его родственников некоторым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом, круг деятельности медсестры очень широк. ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СВЯЗИ С ВОЗРАСТОМ Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это дети, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обстановки, не осознают боль, не умеют формулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: если ребенок капризный, то кричит и капризничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый постоянно всего боится и т.д. В этих условиях матери должно быть разрешено посещение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре! У подростка происходит самоутверждение личности, отсюда бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болезни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержка, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение как ко взрослому. С пациентами работоспособного возраста все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу, тут особенно важны доверие и контакт. Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно чувство одиночества: "жизнь уже прошла" - это доминанта их мыслей. Нарастает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней, ухудшается память, усиливается обидчивость, ранимость. С потерей возможности самообслуживания происходит ослабление мотивации к лечению и выздоровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра должна согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что его еще интересует в жизни (жизненные ценности), и на этом строить мотивацию на выздоровление.
ТИПЫ МЕДСЕСТЕР ПО И. ХАРДИ В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, -следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными человеческими качествами и профессиональными навыками. Однако, несмотря на это каждой сестре необходимо тщательно изучать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Обратимся к характеристике отдельных типов. 1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. 2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, приближаться к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным. 3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонность к невротическим реакциям может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных. 4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными. 5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание. 6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики. Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно услышать от медсестры "я очень устала". Действительно: работа трудна не только физически, но и несет с собой тяжелые эмоциональные и психические нагрузки. Вследствие этого у медсестры может возникнуть профессиональная деформация личности, основными проявлениями которой могут быть холодность и равнодушие; грубость и раздражительность; подавленность от бессилия, так как не всегда можно предотвратить тяжелые последствия болезни или смерть больного. Необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры: сохранение душевного равновесия больного; активизация его ориентации на здоровье; профилактика собственной профессиональной деформации. Таким образом, круг проблем, которыми занимается медицинская этика и деонтология, чрезвычайно широк. Знания необходимы, и в процессе обучения к ним придется возвращаться не раз: разбор каждой темы начинается с вопросов этики и деонтологии. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Проблемный вопрос: Внимательно изучите приложения 1, 2 (обязательство Флоренс Найтингейл, клятва Гипократа и этический кодекс медсестры России). Какие общие положения характерны для всех трех документов? ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Наука, изучающая моральные, нравственные отношения людей называется______________. 2. Наука, изучающая профессиональные отношения людей называется _______. 3. Впервые сформулировал морально-этические нормы профессии врача: а) Гиппократ б) Аристотель в) Авиценна г) Парацельс 4. Главный этический принцип_________. 5. Понятия этики и деонтологии не применимы в любой сфере профессиональной деятельности а) да б) нет 6. "Нервная медсестра" - эмоционально лабильная личность, склонная к невротическим реакциям а) да б) нет 7. Неразглашение сведений о пациенте называется врачебной тайной а) да б) нет 8. Соблюдение правил____________культуры: отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности. 9. Наиболее характерная черта сестры-рутинера - _____________выполнение своих обязанностей. 10. Соблюдение правил культуры поведения: благопристойность, приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям. 11. В случае, если выполнить желание или просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму_________. 12. Забота о пациентах - жизненное призвание сестры_________типа. 13. Установленный порядок поведения называется____________. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Задача 1 Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился и ночью у него поднялось артериальное давление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем был срочно госпитализирован. Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки результаты лабораторных исследований? Задача 2 Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состояние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций. Как должна была поступить медсестра? Задача 3 Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования. Как должна поступить медсестра в данном случае? Задача 4 В беседе с пациенткой медсестра сообщила о новом методе лечения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном учреждении, в связи с чем возникла конфликтная ситуация. Правильно ли поступила медсестра? Задача 5 Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отделении, во время обхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции. Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении. Какие ошибки были допущены медработниками? Задача 6 Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попросил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликтная ситуация. Является ли решение медсестры правильным? Задача 7 У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделении обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента. Правильно ли поступила медсестра? Задача 8 У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе. Говоривший представился братом пациента. Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону? Задача 9 К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы. Как должна поступить медсестра? Задача 10 Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно прислать на дообследование пациента К., у которого обнаружены какие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся в палате, побледнел и попросил у врача нитроглицерин. В чем ошибка медсестры? Задача 11 Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении стационара по поводу гипертонической болезни. Вечером он обратился к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и попросил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство. Как должна поступить медсестра? Задача 12 Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологическом отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препараты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очередном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентки симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препараты не принимать. Правильно ли поступила медсестра? Задача 13 К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны. Как Вы поступите? Задача 14 Пациентка М, обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с острыми болями в животе, слабостью. Однако регистратор отказала пациентке по причине отсутствия у нее документа, удостоверяющего личность. Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию? Задача 15 Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому согласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста. Медсестра отказалась. Верна ли тактика медсестры? ГЛОССАРИЙ АГРЕССИВНОСТЬ от латинского aggressio - приступ, нападение -враждебное, воинственно угрожающее поведение. АСПЕКТ от латинского aspectus - вид - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие. БИОЭТИКА междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на медицину и здравоохранение и имеющая в качестве объекта изучения этические проблемы взаимоотношения врача и пациента, социальной политики в области здравоохранения, а также трансплантации органов. ГЛОССАРИЙ от латинского glossarium - собрание непонятных слов или выражений с толкованием или переводом на другой язык (Большой энциклопедический словарь). ДЕОНТОЛОГИЯ от греческого dejn, deontos - должное, надлежащее - и logos - учение - учение о должном поведении. КАТЕГОРИЯ 1) наиболее общее понятие, выражающее существенные свойства и отношения явлений действительности; 2) группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-либо признаков
КОМПЕТЕНЦИЯ 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2)круг чьих-то полномочий, прав КУЛЬТУРА уровень развития чего-нибудь, степень соответствия образцам. ОБЩЕНИЕ сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя взаимодействие, восприятие и понимание другого человека. ПРИНЦИП основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, руководящее положение, установка в какой-нибудь деятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ особенности восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, характера и темперамента убеждение, взгляд на вещи. ЭНДОСКОПИЯ метод исследования внутренних полых органов, полостей тела непосредственным осмотром их при помощи специальных приборов - эндоскопов. Разновидность эндоскопии: бронхоскопия - осмотр бронхов и гастроскопия - осмотр желудочно-кишечного тракта. ЭТИКА от греческого ethika - обычай, нрав, характер -философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности
Приложение 1 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ "Я, торжественно, перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе". КЛЯТВА ГИППОКРАТА (V-IV вв. до н.э.) "Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также без лечения - я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена: преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому". Приложение 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.1 с.) |