Доброжелательное отношение к людям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доброжелательное отношение к людям.



Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих"

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:

- Что со мной случилось?

- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умираю­щим.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обыч­ная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенно­сти. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощуще­ний (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оце­пенения и кажущегося безразличия ("ушел в себя"). Отсюда и "странные" поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работни­ка заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

Избавьте больного от страха! Страх - это эквивалент боли.

3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Расскажите, что Вы знаете об "эффекте плацебо"?

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапев­тического общения.

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит паци­ентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От го­ловной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтиче­ские и нетерапевтические.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

"Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внима­нии. Больные, как и старики, и дети - особенно. Для многих несча­стных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаи­вайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уве­ренно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим".

Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую га­зету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшеве­лить его, развеселить, порадовать - Вы уже мастер своего дела. По­пробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, про­жившей всю жизнь в Туле - фотографию старой Тулы, и Вы пойме­те цену мелочей".

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение -единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. При­косновения могут не только сообщать о моральной и личной под­держке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом про­фессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та "тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной" и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так про­сто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, вы­слушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том де­ло, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патри­ция Беннер).

3) КОНТАКТ ГЛАЗ.

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его -тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаме­нитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским свети­лам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сей­час я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я пове­рил".

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решаю­щий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с челове­ком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Кон­такт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравят­ся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преиму­щественно низким голосом.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИ­ВАНИЕ.

Что означает выражение "слепота зрячих"?

• КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "че­сотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач по­вернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это означало, что больному следует прописать специаль­ное лекарственное средство для лечения чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, молча вышел из кабинета, а придя домой, напи­сал жалобу.

Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента?

• БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негатив­ную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубо­сти, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в опреде­ленные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забыва­ет об этом и лечение становится неэффективным.

• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

• ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумыва­ясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: "Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет".

• МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.

Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь".

• КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемо­глобином, интересно мне знать!"

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.)

Вы можете общаться с ними:

• письменно;

•   посредством карточек с рисунками, на которых изображе­ны: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например ДАТЬ СУДНО?

• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Общение:

а) социальная коммуникация

б) обмен информацией

в) обмен эмоциями

г) все перечисленное

2. К функциям общения относятся информационная, экспрессивная и

3. К типам общения относятся вербальный и____________.

4. К вербальному типу общения относятся:

а) выражение лица

б) речь

в) манеры

г) дистанция

5. Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии дли­тельное время, называется эффектом_________.

6. Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, компромисса и____________.

7. Благоприятное воздействие, оказываемое личностью медицин­ского работника на психику пациента носит название__________

общения.

8. Терапевтические средства общения: пристальное внимание, те­рапевтическое прикосновение и______________.

9. Фактор, препятствующий организации терапевтического обще­ния:

а) тишина

б) изоляция пациента

в) громкий высокий голос

г) приглушенное освещение

10. Основная цель общения в сестринском деле:

а) предоставление информации

б) преодоление чувства тревоги

в) вселение надежды на улучшение самочувствия

г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью

11. К вербальному типу общения относятся:

а) мимика

б) письменная речь

в) жесты

г) внешний вид

12. Тон и громкость голоса, интонация, возгласы и паузы носят на­звание _____________эффектов общения.

13. Эффективность общения определяется двумя критериями: дело­вым (профессиональным) и___________.

14. В основе терапевтического общения в сестринском деле лежит:

а) речевая культура

б) доброжелательное отношение к людям

в) артистические способности

г) суггестия (внушение без гипноза)

15. Непосредственное эмоционально-волевое влияние на пациента,

умение быть убедительным и настойчивым относится к_______

стилю общения.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: "Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет". Заметив выра­жение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: "Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать".

Задание:

1) Прокомментируйте ситуацию.

2) Как бы поступили Вы?

Задача 2

Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова: "Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сде­лать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убе­дить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне.

Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко вос­кликнула: "Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!"

Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного". Задание:

1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации?

2) Можно ли было не допустить ее возникновения?

Задача 3

Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую "лошадиную" дозу лекарства и задал медсе­стре вопрос о профессиональной компетенции врача.

Задание:

Тактика медсестры?

Задача 4

Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь до­мой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.

Задание:

Как поступить?

Задача 5

Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания в различных больницах, а молодая медсе­стра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.

Задание:

1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным?

2) Почему?

3) Охарактеризуйте свою стратегию общения1 с таким пациен­том.

Задача 6

Н.А. Магазаник в своей книге "Искусство общения с больны­ми" приводит пример своего пациента - известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не меньше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем настроении.

Задание:

Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?

Задача 7

Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского ра­ботника:

"Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!", он с негодованием восклицает: "Какой вздор, дру­гой моей ноге тоже 80 лет, но она не болит!"

Задание:

Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.

Задача 8

У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсе­стру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.

Задание:

Нельзя ли найти другой выход из ситуации?

Задача 9

Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа со вновь поступившим пациентом. Задание:

1) С каких слов Вы начнете?

2) Назовите факторы, способствующие формированию благо­приятного и эффективного "эффекта ореола" и подробно охаракте­ризуйте каждый из них.

Задача 10

Когда человек попадает в больницу, его родственники, озабо­ченные положением дел в здравоохранении и представляя все в са­мых черных красках, нередко раздражаются и жалуются на всех и на все.

Задание:

Как Вы можете избавить их от отрицательных эмоций?

Задача 11

Ознакомьтесь с нижеприведенным отрывком из книги: "В медсестринской:

- Богданов! Что Вам здесь нужно?

- Здравствуйте, девочки! Оленька, Вы сегодня дежурите? Я по­просить Вас хотел...

- Садитесь. Что у Вас?

- Плохо я чувствую себя. Слабость и суставы ломит. Это все из-за лекарства этого, которое решили отменить.

- Что решили отменить?

- Ну, таблетки же мне дают в меньших количествах. Медсестра берет лист назначений:

- Преднизолон?

- Вот-вот. И как мне выдачу уменьшили, я себя хуже чувство­вать стал.

Медсестра пожимает плечами (равнодушно):

- Врачу скажите. Во время обхода.

- Так он же и распорядился мне таблетки ограничить. Какой толк ему жаловаться? Скажет - так надо, - и весь разговор.

- Он врач - ему виднее.

- Ну, пожалуйста...

- Мы ведь не можем сами давать Вам лекарства. Только по предписанию врача, как он сказал - так и будет.

- Да ведь я не против! Но дайте мне хоть передышку. Пару дней выдавайте таблетки, как прежде, я отдохну немного от этой ломоты, приду в себя, а потом пусть все будет, как надо.

- Вы слышали, Богданов? Нельзя! Русским языком Вам сказа­но. Идите в палату, я тороплюсь.

Прошло две недели. Разговор на улице:

- Здравствуйте! Вы помните меня? Я медсестра из терапевтиче­ского. У нас Ваш муж лежал. Как он?

- Никак. Похоронила Пашу своего...

- Все так неожиданно получилось. Его уже выписывать хотели.

- Да. Не помогло ему лекарство-то! Преднизолон. Так просил принести...

Он и умер сразу после этого. Не помогло ему.

- Постойте! Да Вы же убили его! Он умер от передозировки преднизолона, который он тайком продолжал принимать! Ему же нельзя было! Это вы виноваты!

- Что!? (Теряет сознание)". Задание:

1) Назовите вид общения и аргументируйте свою точку зрения.

2) Как бы в подобной ситуации поступили Вы сами?

Задача 12

Ознакомьтесь с приведенным ниже отрывком из книги:

"Пациенту было всего 36 лет, а у него уже был богатый список всевозможных перенесенных операций и осложнений.

К нам его перевели из другой больницы, где ему сделали опе­рацию на поджелудочной железе. Кончилось все очередной опера­цией, в результате которой он практически лишился поджелудоч­ной железы, а приобрел огромную рану на животе, всяческие труб­ки, капельницы и т.п. Человек был независимый, привык к полной самостоятельности и ему очень тяжело было свыкнуться с тем, что он теперь беспомощный и больной. Послеоперационный период затянулся, и в конце концов он так разозлился на судьбу, настолько расстроился, что отказался от всякого дальнейшего лечения, проце­дур и уколов. Отказался даже лечиться и выполнять предписания по режиму.

У нас с ним к тому времени сложились весьма близкие отно­шения и я решила с ним поговорить. Он мне сказал: "Я так устал, что со мной без конца что-то делают, а я даже слова сказать не мо­гу. Я беспомощен. Со мной что хотят, то и делают!" А я ему отве­тила, что нельзя изменить обстоятельства (учитывая, что его со­стояние требует стационарного лечения), остается изменить свое к ним отношение. Объяснила, что выбор у него есть (и он его уже сделал, попросившись в нашу больницу, которая в этой области лучшая). И смотреть на происходящее лучше не в том плане, что С НИМ что-то делают, а в том, что делают это ДЛЯ НЕГО, чтобы помочь ему поправиться. Я сказала ему, что вместо того, чтобы го­ревать из-за своего бессилия по поводу того, что мы делаем с его телом, не лучше ли помочь самому себе морально, взглянув на про­исходящее со стороны. Ведь в моральном плане мы как раз и бес­сильны ему помочь. Сказала, что ему не надо забывать, что он че­ловек, что он больше и сильнее всякой болезни, которая с ним при­ключилась... Пока я говорила, он только молчал, и мне трудно было определить, доходят мои слова или нет. Мне порой казалось, что я слишком много от него хочу, но я сказала ему все как другу, по­скольку дружба меня к этому обязывала". Задание:

1) Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом.

2) Аргументируйте свою точку зрения.

Задача 13

Прочтите отрывок:

"Опытная медсестра рассказала эпизод, героем которого явилась немолодая пациентка, перенесшая инсульт. Ее - а по профессии она была пианист-концентмейстер, - сильно тревожила плохо слушающая­ся правая рука. Эпизод связан с отказом пациентки заниматься лечеб­ной гимнастикой.

Медсестра: Я с ней посидела, поговорила. Я ей не стала в лоб говорить, чтобы она шла на гимнастику. Вместо этого я сказала, что, мол, смотрите какой прогресс. Вы вспомните, как пальцы по­завчера двигались, и посмотрите, как сегодня. Тут, - говорю, - не иначе, как упражнения помогли. Главное, не бросать. Тогда, навер­няка, рука рано или поздно окончательно разработается, - подбад­ривала я ее. Тут важно было обратить ее внимание на положитель­ные сдвиги, потому что сама она было просто зациклена на отрица­тельных явлениях и на том, чего она теперь не может. А я ей на­помнила, что когда она только поступила, то с рукой было так пло­хо, что она даже есть без посторонней помощи не могла. А теперь уже и ложку, и чашку держать может. И пальцы понемногу зашевелились, и рука стала подниматься. Вот, - говорю, - даже над голо­вой уже поднимаете. Вчера еще не могли, а сегодня выходит. И сходу еще кучу всего перечислила, что она раньше не могла, а те­перь уже может. Так немного еще поговорили - она встала и отпра­вилась на лечебную гимнастику". Задание:

1) Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом.

2) Аргументируйте свою точку зрения.

Задача 14

Прочтите отрывок:

Медсестра: У меня было четверо пациентов. Они все время требовали каждый свое, и я ничего не успевала. Пациент скажет - я бегу! Одного надо было учить, как ему вставать после операции, другим тоже было многое надо. Вхожу в палату, и начинается: у одного капельница не идет, я с ней вожусь; тут же выясняется, что другому таблетки забыла дать - бегу за таблетками; третьего вдруг тошнить начинает - судорожно придумываю, как сделать, чтобы его рвало не на себя; четвертый пить хочет... И тут выясняется, что время к обеду, а я их даже не помыла".

Задание:

1) Охарактеризуйте стиль и вид общения.

2) Назовите основные ошибки медсестры?

3) Предложите свой вариант общения.

Задача 15

Пациент жалуется медсестре: "Прощаясь со мной, зав. отделе­нием сказала: "До свидания. Выздоравливайте! " Значит, я еще бо­лен? Если бы я был здоров, она сказала бы: "Больше не болейте".

Задание:

Что должна ответить медсестра?

ГЛОССАРИЙ

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - процесс передачи информации от од­ной личности к другой (или группе) посредством разговорной речи.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - общение с использованием мимиче­ских выражений, жестов, осанки и положения тела вместо слов.

ОБЩЕНИЕ - непрестанные, динамические серии событий, которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю.

 

 

Приложение 1

ШЕСТЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациен­та. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предло­жите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. По­просите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­делает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет нераз­говорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разго­вор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов бе­седа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПА­ЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ.

Найдите как можно больше информации из доступных источ­ников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ.

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувство­вать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важ­ную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому? что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторе­ние его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы вы­глядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА.

Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследова­нию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние боль­ного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полу­ченную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ва­ши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - воз­вратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите про­сто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким обра­зом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ.

Попробуйте задавать вопросы, требующие ббльших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. При­слушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он от­ветит: "Иногда в глазах меркнет свет", продолжайте задавать во­просы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ.

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получи­ли от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключе­вые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить за­писи.

 

 

Приложение 2

10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Ваше­му пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психоло­гической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственно­стью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, на­званий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возмож­ность большого выбора - это можно!

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

 

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 6

МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

 • содержание термина,

• значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности,

• основные положения модели сестринского дела,

• концептуальные положения модели В. Хендерсон.

УМЕТЬ:

а применить модель

В. Хендерсон при анализе конкретной ситуации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дать определение понятия «модель сестринского дела».

2. Перечислить основные положения модели сестринского де­ла.

3. Дать сравнительные характеристики врачебной модели се­стринского дела и модели В. Хендерсон.

4. Охарактеризовать значение моделей для дальнейшего про­гресса теории и практики сестринского дела.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основное содержание современной концепции российского се­стринского дела соответствует пониманию сестринской специаль­ности Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому де­лу:

"...По своей сути сестринское дело как профессия отлича­ется от врачебной деятельности и требует специальных, отлич­ных от врачебных, знаний и умений.

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком, и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход.

В основе этой работы должна лежать не интуиция, а про­думанный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента..."

Другими словами, в основе должна лежать модель. Модель - общая схема, образец, по которому что-то должно быть сделано, некая вспомогательная конструкция для достижения оптимальных результатов сестринской работы; базовые знания  (представления) о сестринском деле. Если сестринский процесс - организационная форма сестринской работы, то модель - её непо­средственное содержание.

Первым теоретиком в области сестринского дела, автором первой в мировой практике модели сестринского дела, является „английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. На сегодняш­ний день существуют десятки моделей сестринского дела, которые существенно отличаются друг от друга - например, врачебная мо­дель сестринского дела, модель Вирджинии Хендерсон, модель До­ротеи Орем, Каллисты Рой, Доротеи Джонсон. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. В каждой из этих моделей авторы по-разному видят 6 основных харак­теристик ухода:

• Пациент

• Источник проблем пациента

• Цель ухода

• Способы и направленность сестринских действий

• Оценка качества и результатов ухода

• Роль сестры.

Из всех моделей сестринского дела наиболее приемлемой для нашей страны признана одна из первых моделей, созданная в 1953 году на основе учения об основных человеческих потребностях американского психолога А. Маслоу - модель Вирджинии Хендерсон (В.Х.).

Для большей наглядности целесообразно представить эту мо­дель в сопоставлении с врачебной моделью сестринского дела, то есть с тем, что мы имеем сегодня в наших больницах.

Врачебная модель Модель В. Хендерсон

♦ ПАЦИЕНТ

Набор анатомических органов и физиологических систем; человек как пассивный носитель болезни. Авторитарный стиль поведения с пациентами. Биологическое существо, физиче­ская, духовная и социальная сущ­ность которого неразделимы. Необходимое условие для примене­ния модели В.Х. - самое тесное со­трудничество сестры с пациентом и его семьёй.

♦ ИСТОЧНИК ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА

Нарушения функций различных органов и систем. В качестве при­мера могут служить названия глав некоторых учебников по сестрин­скому делу - «Уход при нарушении функции дыхательной системы», «Уход при нарушении функции сер­дечно-сосудистой системы» и так далее. Понятия сестринского диагноза (проблемы) не существует, все про­блемы - это проблемы пациента и врача. Уход носит общий, доста­точно бессистемный, ненаучный, чисто симптоматический характер и касается узкого круга физиологиче­ских проблем (пролежни, недержа­ние). Любой человек имеет ряд фундамен­тальных потребностей, как физио­логических, так и психосоциальных. Человек здоров, если он способен «функционировать независимо», спо­собен самостоятельно удовлетво­рять свои потребности в дыхании, приёме пищи и жидкости, физиоло­гических отправлениях, движении и др. Если пациент не может удовлетво­рить какие-либо из потребностей или у него возникают объективные трудности в их удовлетворении, имеет место дефицит самоухода: в активности повседневной жизни пациент нуждается в физической помощи другого лица. Например, пациент не может обслуживать себя из-за ухудшения зрения. При этом источниками проблем пациента могут являться не только заболевание или травма, но и лече­ние, окружающая среда, в том числе обстановка ЛПУ, возраст, семейные' или профессиональные обстоятель­ства.

♦ ЦЕЛЬ УХОДА

 

Цель ухода определяется врача­ми и чаще сводится к выполне­нию врачебных назначений.   Помощь пациенту в преодолении пре­пятствий для осуществления самоухо­да, восстановление максимально воз­можной независимости пациента в ак­тивности повседневной жизни.  

♦ СПОСОБЫ и направленность СЕСТРИНСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 3648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.191 с.)