Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доброжелательное отношение к людям.
Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента. Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих" Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например: - Что со мной случилось? - Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни? - А не вредно ли принимать это лекарство так долго? - Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим. 2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия ("ушел в себя"). Отсюда и "странные" поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть. Избавьте больного от страха! Страх - это эквивалент боли. 3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Расскажите, что Вы знаете об "эффекте плацебо"? Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью. Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения.
Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда". СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет: "Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения. Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее! Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его. Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим". Как можно чаще спрашивайте больного: - Может быть, Вам что-нибудь нужно? Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется. Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ. Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать - Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле - фотографию старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей".
2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение -единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента. Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та "тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной" и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени. Говорит медсестра: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер). 3) КОНТАКТ ГЛАЗ. Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его -тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил". Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом. НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ. Что означает выражение "слепота зрячих"? • КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "чесотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечения чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, молча вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.
Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента? • БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду. • НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ. Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным. • СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ. • ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ. В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: "Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет". • МОРАЛИЗИРОВАНИЕ. Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь". • КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА. Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!" ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.) Вы можете общаться с ними: • письменно; • посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например ДАТЬ СУДНО? • через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да"). ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Общение: а) социальная коммуникация б) обмен информацией в) обмен эмоциями г) все перечисленное 2. К функциям общения относятся информационная, экспрессивная и 3. К типам общения относятся вербальный и____________. 4. К вербальному типу общения относятся: а) выражение лица б) речь в) манеры г) дистанция 5. Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии длительное время, называется эффектом_________.
6. Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, компромисса и____________. 7. Благоприятное воздействие, оказываемое личностью медицинского работника на психику пациента носит название__________ общения. 8. Терапевтические средства общения: пристальное внимание, терапевтическое прикосновение и______________. 9. Фактор, препятствующий организации терапевтического общения: а) тишина б) изоляция пациента в) громкий высокий голос г) приглушенное освещение 10. Основная цель общения в сестринском деле: а) предоставление информации б) преодоление чувства тревоги в) вселение надежды на улучшение самочувствия г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью 11. К вербальному типу общения относятся: а) мимика б) письменная речь в) жесты г) внешний вид 12. Тон и громкость голоса, интонация, возгласы и паузы носят название _____________эффектов общения. 13. Эффективность общения определяется двумя критериями: деловым (профессиональным) и___________. 14. В основе терапевтического общения в сестринском деле лежит: а) речевая культура б) доброжелательное отношение к людям в) артистические способности г) суггестия (внушение без гипноза) 15. Непосредственное эмоционально-волевое влияние на пациента, умение быть убедительным и настойчивым относится к_______ стилю общения. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Задача 1 К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: "Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет". Заметив выражение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: "Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать". Задание: 1) Прокомментируйте ситуацию. 2) Как бы поступили Вы? Задача 2 Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова: "Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убедить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне. Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко воскликнула: "Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!" Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного". Задание: 1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации? 2) Можно ли было не допустить ее возникновения? Задача 3 Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую "лошадиную" дозу лекарства и задал медсестре вопрос о профессиональной компетенции врача.
Задание: Тактика медсестры? Задача 4 Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь домой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца. Задание: Как поступить? Задача 5 Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания в различных больницах, а молодая медсестра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него. Задание: 1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным? 2) Почему? 3) Охарактеризуйте свою стратегию общения1 с таким пациентом. Задача 6 Н.А. Магазаник в своей книге "Искусство общения с больными" приводит пример своего пациента - известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не меньше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем настроении. Задание: Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения? Задача 7 Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского работника: "Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!", он с негодованием восклицает: "Какой вздор, другой моей ноге тоже 80 лет, но она не болит!" Задание: Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки. Задача 8 У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсестру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку. Задание: Нельзя ли найти другой выход из ситуации? Задача 9 Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа со вновь поступившим пациентом. Задание: 1) С каких слов Вы начнете? 2) Назовите факторы, способствующие формированию благоприятного и эффективного "эффекта ореола" и подробно охарактеризуйте каждый из них. Задача 10 Когда человек попадает в больницу, его родственники, озабоченные положением дел в здравоохранении и представляя все в самых черных красках, нередко раздражаются и жалуются на всех и на все. Задание: Как Вы можете избавить их от отрицательных эмоций? Задача 11 Ознакомьтесь с нижеприведенным отрывком из книги: "В медсестринской: - Богданов! Что Вам здесь нужно? - Здравствуйте, девочки! Оленька, Вы сегодня дежурите? Я попросить Вас хотел... - Садитесь. Что у Вас? - Плохо я чувствую себя. Слабость и суставы ломит. Это все из-за лекарства этого, которое решили отменить. - Что решили отменить? - Ну, таблетки же мне дают в меньших количествах. Медсестра берет лист назначений: - Преднизолон? - Вот-вот. И как мне выдачу уменьшили, я себя хуже чувствовать стал. Медсестра пожимает плечами (равнодушно): - Врачу скажите. Во время обхода. - Так он же и распорядился мне таблетки ограничить. Какой толк ему жаловаться? Скажет - так надо, - и весь разговор. - Он врач - ему виднее. - Ну, пожалуйста... - Мы ведь не можем сами давать Вам лекарства. Только по предписанию врача, как он сказал - так и будет. - Да ведь я не против! Но дайте мне хоть передышку. Пару дней выдавайте таблетки, как прежде, я отдохну немного от этой ломоты, приду в себя, а потом пусть все будет, как надо. - Вы слышали, Богданов? Нельзя! Русским языком Вам сказано. Идите в палату, я тороплюсь. Прошло две недели. Разговор на улице: - Здравствуйте! Вы помните меня? Я медсестра из терапевтического. У нас Ваш муж лежал. Как он? - Никак. Похоронила Пашу своего... - Все так неожиданно получилось. Его уже выписывать хотели. - Да. Не помогло ему лекарство-то! Преднизолон. Так просил принести... Он и умер сразу после этого. Не помогло ему. - Постойте! Да Вы же убили его! Он умер от передозировки преднизолона, который он тайком продолжал принимать! Ему же нельзя было! Это вы виноваты! - Что!? (Теряет сознание)". Задание: 1) Назовите вид общения и аргументируйте свою точку зрения. 2) Как бы в подобной ситуации поступили Вы сами? Задача 12 Ознакомьтесь с приведенным ниже отрывком из книги: "Пациенту было всего 36 лет, а у него уже был богатый список всевозможных перенесенных операций и осложнений. К нам его перевели из другой больницы, где ему сделали операцию на поджелудочной железе. Кончилось все очередной операцией, в результате которой он практически лишился поджелудочной железы, а приобрел огромную рану на животе, всяческие трубки, капельницы и т.п. Человек был независимый, привык к полной самостоятельности и ему очень тяжело было свыкнуться с тем, что он теперь беспомощный и больной. Послеоперационный период затянулся, и в конце концов он так разозлился на судьбу, настолько расстроился, что отказался от всякого дальнейшего лечения, процедур и уколов. Отказался даже лечиться и выполнять предписания по режиму. У нас с ним к тому времени сложились весьма близкие отношения и я решила с ним поговорить. Он мне сказал: "Я так устал, что со мной без конца что-то делают, а я даже слова сказать не могу. Я беспомощен. Со мной что хотят, то и делают!" А я ему ответила, что нельзя изменить обстоятельства (учитывая, что его состояние требует стационарного лечения), остается изменить свое к ним отношение. Объяснила, что выбор у него есть (и он его уже сделал, попросившись в нашу больницу, которая в этой области лучшая). И смотреть на происходящее лучше не в том плане, что С НИМ что-то делают, а в том, что делают это ДЛЯ НЕГО, чтобы помочь ему поправиться. Я сказала ему, что вместо того, чтобы горевать из-за своего бессилия по поводу того, что мы делаем с его телом, не лучше ли помочь самому себе морально, взглянув на происходящее со стороны. Ведь в моральном плане мы как раз и бессильны ему помочь. Сказала, что ему не надо забывать, что он человек, что он больше и сильнее всякой болезни, которая с ним приключилась... Пока я говорила, он только молчал, и мне трудно было определить, доходят мои слова или нет. Мне порой казалось, что я слишком много от него хочу, но я сказала ему все как другу, поскольку дружба меня к этому обязывала". Задание: 1) Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом. 2) Аргументируйте свою точку зрения. Задача 13 Прочтите отрывок: "Опытная медсестра рассказала эпизод, героем которого явилась немолодая пациентка, перенесшая инсульт. Ее - а по профессии она была пианист-концентмейстер, - сильно тревожила плохо слушающаяся правая рука. Эпизод связан с отказом пациентки заниматься лечебной гимнастикой. Медсестра: Я с ней посидела, поговорила. Я ей не стала в лоб говорить, чтобы она шла на гимнастику. Вместо этого я сказала, что, мол, смотрите какой прогресс. Вы вспомните, как пальцы позавчера двигались, и посмотрите, как сегодня. Тут, - говорю, - не иначе, как упражнения помогли. Главное, не бросать. Тогда, наверняка, рука рано или поздно окончательно разработается, - подбадривала я ее. Тут важно было обратить ее внимание на положительные сдвиги, потому что сама она было просто зациклена на отрицательных явлениях и на том, чего она теперь не может. А я ей напомнила, что когда она только поступила, то с рукой было так плохо, что она даже есть без посторонней помощи не могла. А теперь уже и ложку, и чашку держать может. И пальцы понемногу зашевелились, и рука стала подниматься. Вот, - говорю, - даже над головой уже поднимаете. Вчера еще не могли, а сегодня выходит. И сходу еще кучу всего перечислила, что она раньше не могла, а теперь уже может. Так немного еще поговорили - она встала и отправилась на лечебную гимнастику". Задание: 1) Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом. 2) Аргументируйте свою точку зрения. Задача 14 Прочтите отрывок: Медсестра: У меня было четверо пациентов. Они все время требовали каждый свое, и я ничего не успевала. Пациент скажет - я бегу! Одного надо было учить, как ему вставать после операции, другим тоже было многое надо. Вхожу в палату, и начинается: у одного капельница не идет, я с ней вожусь; тут же выясняется, что другому таблетки забыла дать - бегу за таблетками; третьего вдруг тошнить начинает - судорожно придумываю, как сделать, чтобы его рвало не на себя; четвертый пить хочет... И тут выясняется, что время к обеду, а я их даже не помыла". Задание: 1) Охарактеризуйте стиль и вид общения. 2) Назовите основные ошибки медсестры? 3) Предложите свой вариант общения. Задача 15 Пациент жалуется медсестре: "Прощаясь со мной, зав. отделением сказала: "До свидания. Выздоравливайте! " Значит, я еще болен? Если бы я был здоров, она сказала бы: "Больше не болейте". Задание: Что должна ответить медсестра? ГЛОССАРИЙ ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - процесс передачи информации от одной личности к другой (или группе) посредством разговорной речи. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - общение с использованием мимических выражений, жестов, осанки и положения тела вместо слов. ОБЩЕНИЕ - непрестанные, динамические серии событий, которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю.
Приложение 1 ШЕСТЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ. Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого поделает. Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете. 2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ. Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее. 3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ. Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому? что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход. 4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА. Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем. 5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ. Попробуйте задавать вопросы, требующие ббльших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он ответит: "Иногда в глазах меркнет свет", продолжайте задавать вопросы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?" 6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ. Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.
Приложение 2 10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы". 2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли. 3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно! 4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке. 5. Поощряйте вопросы Вашего пациента. 6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы. 7. Внимательно слушайте. 8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны. 9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы. 10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить. 10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос. 2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос. 3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после Ваших инструкций. 4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью. 5. Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств. 6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам. 7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами. 8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора - это можно! 9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены. 10. Не повышайте голоса!
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 6 МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ: • содержание термина, • значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности, • основные положения модели сестринского дела, • концептуальные положения модели В. Хендерсон. УМЕТЬ: а применить модель В. Хендерсон при анализе конкретной ситуации. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Дать определение понятия «модель сестринского дела». 2. Перечислить основные положения модели сестринского дела. 3. Дать сравнительные характеристики врачебной модели сестринского дела и модели В. Хендерсон. 4. Охарактеризовать значение моделей для дальнейшего прогресса теории и практики сестринского дела. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Основное содержание современной концепции российского сестринского дела соответствует пониманию сестринской специальности Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу: "...По своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний и умений. Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком, и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента..." Другими словами, в основе должна лежать модель. Модель - общая схема, образец, по которому что-то должно быть сделано, некая вспомогательная конструкция для достижения оптимальных результатов сестринской работы; базовые знания (представления) о сестринском деле. Если сестринский процесс - организационная форма сестринской работы, то модель - её непосредственное содержание. Первым теоретиком в области сестринского дела, автором первой в мировой практике модели сестринского дела, является „английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. На сегодняшний день существуют десятки моделей сестринского дела, которые существенно отличаются друг от друга - например, врачебная модель сестринского дела, модель Вирджинии Хендерсон, модель Доротеи Орем, Каллисты Рой, Доротеи Джонсон. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. В каждой из этих моделей авторы по-разному видят 6 основных характеристик ухода: • Пациент • Источник проблем пациента • Цель ухода • Способы и направленность сестринских действий • Оценка качества и результатов ухода • Роль сестры. Из всех моделей сестринского дела наиболее приемлемой для нашей страны признана одна из первых моделей, созданная в 1953 году на основе учения об основных человеческих потребностях американского психолога А. Маслоу - модель Вирджинии Хендерсон (В.Х.). Для большей наглядности целесообразно представить эту модель в сопоставлении с врачебной моделью сестринского дела, то есть с тем, что мы имеем сегодня в наших больницах.
|