Этический кодекс медицинской сестры России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этический кодекс медицинской сестры России



Принимая во внимание важнейшую роль в современном обще­стве самой массовой из медицинских профессий - профессии меди­цинской сестры; учитывая традиционно большое значение этиче­ского начала в медицине и здравоохранении; руководствуясь доку­ментами по медицинской этике Международного совета медицин­ских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Ассоциа­ция медицинских сестер России принимает настоящий Этический кодекс.

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являют­ся: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждения заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры про­фессиональной деятельности медицинской сестры, призван способ­ствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сест­ринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в Рос­сии.

ЧАСТЬ II. МЕДСЕСТРА И ПАЦИЕНТ

Статья 1. Медсестра и право пациента на качественную медицинскую помощь.

Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права ка­ждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья и получение адекватной медицинской помощи. Медицин­ская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицин­скую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессио­нальным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответ­ственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицин­ской сестры - оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Статья 2. Основное условие сестринской деятельности -профессиональная компетентность.

Медицинская сестра должна соблюдать и поддерживать про­фессиональные стандарты деятельности, определяемые Министер­ством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное со­вершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицин­ской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в от­ношении моральных и юридических прав пациента.

Статья 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострада­ние и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в ка­кой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Меди­цинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.

Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетен­ции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохране­ния и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента.

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принад­лежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на уча­стие в планировании и проведении лечения. Проявления высокоме­рия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязы­вать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеж­дения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руково­дствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничить свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

Статья 5. Прежде всего - не навреди.

Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!" Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу, любые другие медицинские вмешательства, со­пряженные с болевыми ощущениями и иными временными нега­тивными явлениями, допустимы лишь в его интересах. "Лекарство не должно быть горше болезни!" Произведя медицинские вмеша­тельства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмот­реть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоро­вью пациента осложнений.

Статья 6. Медицинская сестра и право пациента на ин­формацию.

Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Мо­ральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение инфор­мации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимущест­вах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказаться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его, близких по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данно­го пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

Статья 7. Медицинская сестра и право пациента соглашать­ся на медицинское вмешательство или отказываться от него.

Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицин­ское вмешательство или отказаться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ данным пациентом доб­ровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг меди­цинской сестры - в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отно­шении к нему медицинской сестры и других медицинских работни­ков.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетент­ного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевно­больного) только в строгом соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпе­тентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позво­ляет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу приня­тия решения.

Статья 8. Обязанность хранить профессиональную тайну.

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения про­фессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Ме­дицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть кон­фиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей сто­роне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсе­строй информации другим специалистам и медицинским работни­кам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать кон­фиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случа­ях, предусмотренным законом. При этом пациента следует поста­вить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную, моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Статья 9. Медицинская сестра и умирающий больной.

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть. Меди­цинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и уме­ниями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально дости­жимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности меди­цинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть пред­намеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима.

Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать рели­гиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве Российской Федерации права граждан относительно патолого-анатомических вскрытий.

Статья 10. Медицинская сестра как участник научных ис­следований и учебного процесса.

Медицинская сестра должна стремиться участвовать в иссле­довательской деятельности, в преумножении знаний в своей про­фессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинк­ская декларация и другие) и законодательству Российской Феде­рации. Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в медицинских исследованиях, медицинская сестра обязана осо­бенно строго обеспечить защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелейшими пси­хическими расстройствами). Участие пациента в учебном процес­се допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав.

ЧАСТЬ III. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ЕЕ ПРОФЕССИЯ

Статья 11. Уважение к своей профессии.

Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репу­тацию своей профессии. Опрятность и соблюдение правил личной гигиены - неотъемлемое качество личности медицинской сестры. Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского де­ла. Она не должна претендовать на ту степень компетенции, кото­рой не обладает. Право и долг медицинской сестры отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независи­мость. Медицинская сестра должна отказываться от подарков и ле­стных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благо­дарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Ин­тимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой. Поведение медицинской сестры не должно быть примером отрица­тельного отношения к здоровью.

Статья 12. Медицинская сестра и коллеги.

Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного ува­жения своим учителям. Во взаимоотношениях с коллегами меди­цинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный про­цесс. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта по­могать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам ле­чебного процесса, включая добровольных помощников. Медицин­ская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии -оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры помогать пациенту выполнять назначенную врачом программу ле­чения. Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший мораль­ный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений меди­цинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и сестры при исполнении ими профессио­нальных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если мед­сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с выше­стоящим руководством.

Статья 13. Медицинская сестра и сомнительная медицин­ская практика.

Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента и общества. Медицинская сестра обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традици­онной медицины (целительства) в частности. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здра­воохранения, Ассоциацию медсестер, предпринимая меры по защи­те интересов пациента от сомнительной медицинской практики.

ЧАСТЬ IV. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ОБЩЕСТВО

Статья 14. Ответственность перед обществом.

Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества - заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам де­лать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицин­ская сестра, в меру своей компетенции, должна участвовать в раз­работке и осуществлении коллективных мер, направленных на со­вершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать па­циентов, органы власти и общество в целом об экологической опас­ности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб. Ассоциация медицинских сестер, медицинское сообщество в целом по должны способствовать привлечению медицинских сестер в рай­оны страны, где медицинская помощь наименее развита, преду­сматривая стимулы для работы в таких районах.

Статья 15. Поддержание автономии и целостности сест­ринского дела.

Моральный долг медицинской сестры - способствовать разви­тию реформы сестринского дела в России. Медицинская сестра должна поддерживать, развивать автономию, независимость и це­лостность сестринского дела. Долг медицинской сестры привлекать внимание общества и средств массовой информации к нуждам, дос­тижениям и недостаткам сестринского дела. Медицинская сестра должна защищать общество от дезинформации или неправильной интерпретации сестринского дела. Самореклама несовместима с медицинской этикой. Если медицинская сестра участвует в органи­зованном коллективном отказе от работы, она не освобождается от обязанности оказывать неотложную медицинскую помощь, а также от этических обязательств по отношению к тем пациентам, кто в данный момент проходит у нее курс лечения.

Статья 16. Гарантии и защита законных прав медицин­ской сестры.

Гуманная роль медицинской сестры в обществе создает основу требований законной защиты личного достоинства сестры, физиче­ской неприкосновенности и права на помощь при исполнении ею профессиональных обязанностей, как в мирное, так и в военное время. Уровень жизни медицинской сестры должен соответствовать статусу ее профессии. Размер гонорара, определяемого частнопрак­тикующей сестрой, должен быть соизмерим с объемом и качеством оказываемой медицинской помощи, степенью ее компетентности, особыми обстоятельствами в каждом конкретном случае. Безвоз­мездная помощь бедным пациентам этически одобряется. Ни меди­цинских работников вообще, ни кого-либо из медицинских сестер в частности нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях. Обеспечение условий профессиональной деятельности медицинской сестры должно соответствовать требованиям охраны труда. Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что Межре­гиональная Ассоциация медицинских сестер России окажет ей пол­ноценную помощь: по защите чести и достоинства (если ее доброе имя будет кем-либо необоснованно опорочено); своевременному получению квалификационной категории в соответствии с достиг­нутым уровнем профессиональной подготовки; созданию и приме­нению процедур страхования профессиональных ошибок, не свя­занных с небрежным или халатным исполнением профессиональ­ных обязанностей; профессиональной переподготовки при невоз­можности выполнения профессиональных обязанностей по состоя­нию здоровья; своевременном получении льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для медицинских работ­ников.

ЧАСТЬ V. ДЕЙСТВИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ И ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА

Статья 17. Действие Этического кодекса.

Требования настоящего Кодекса обязательны для всех меди­цинских сестер России.

Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание на фа­культетах сестринского дела, в медицинских колледжах и учили­щах, должны ознакомить студентов с Этическим кодексом меди­цинской сестры России. Студенты, по мере включения в профес­сиональную медицинскую деятельность, обязаны усваивать и со­блюдать принципы и нормы, содержащиеся в Кодексе. Врачи и ме­дицинские сестры, ведущие преподавание, должны своим поведе­нием показывать пример студентам.

Статья 18. Ответственность за нарушение Этического кодекса.

Ответственность за нарушение Этического кодекса медицин­ской сестры России определяется Уставом Межрегиональной Ас­социации медицинских сестер России. За нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыска­ния: 1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональ­ном соответствии; 3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов Ассоциации с обяза­тельным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.

Статья 19. Пересмотр и толкование Этического кодекса.

Право пересмотра Этического кодекса медицинской сестры России и толкования его отдельных положений принадлежит Межрегио­нальной Ассоциации медицинских сестер России. Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей Кодекса принимаются к рассмотрению Президиумом на­званной Ассоциации и приобретают законную силу после утвер­ждения этим органом Ассоциации.

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 5

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

• определение общения,

• уровни общения,

• функции общения,

• цели общения,

• типы общения,

• виды общения,

• средства общения,

• факторы, способствующие и препятствующие общению.

УМЕТЬ:

 организовать терапевтическое общение с пациентом

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дайте определение понятия "общение".

2. Назовите уровни общения.

3. Перечислите функции общения.

4. Охарактеризуйте вербальный и невербальный типы обще­ния, паралингвистические эффекты общения.

5. Опишите эффект "ореола".

6. Выделите пять стилей общения.

7. Определите критерии эффективности общения.

8. Назовите виды и средства общения.

9. Охарактеризуйте цели общения в сестринском деле.

10. Опишите способы поддержания связи с пациентами, неспо­собными к вербальному общению.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искус­ством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания.

М.Я. Мудрое

МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Общение - все способы поведения, которые один человек ис­пользует сознательно или бессознательно для воздействия на дру­гого.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

- внутриличностный

- межличностный (между двумя и более людьми)

- общественный (между большими группами)

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ.

Получение и сообщение необходимой информации. Медсест­ре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою оче­редь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, со­чувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка посто­янно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости

и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую оче­редь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интере­сы, эмоциональный фон и другие "рычаги управления" людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациен­тов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую рабо­тают в условиях хронического стресса.

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - наиболее распространен­ное средство общения между людьми с помощью речи.

Беседа с пациентом - целая наука и настоящее искусство. Ов­ладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры про­фессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания но специальности, но и хорошо владеть литературным языком,.уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформу­лированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевоз­можного словесного мусора, профессионального жаргона, развяз­ности.

Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:

"Таблетки, микстура и теплое слово, Горчичники, банки и нежное слово, -Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова - не лечат больного!"

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Данный тип общения представляет более достоверное выра­жение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливает­ся ребенком.

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты лич­ности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппо­крат указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкно­венно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки - все это на­поминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная за­висть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

Почему для медсестры недопустима малейшая неопрятность? Почему, например, нельзя не вымыть демонстративно руки перед инъекцией?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, ко­торого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспо­койстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фра­зу он повторял многократно в дни перед кончиной".

Почему искусство медсестры часто сравнивают с мастерством актера? 

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕ­НИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

- интимное - менее 40 см,

- личное - 40см -2 м,

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м.

Если предпринималась попытка установить психологиче­ский контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимаю­щего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайте" над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую паци­енту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и от­вращения на лице медсестры, даже если она профессионально ока­жет ему необходимую помощь.

К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

* пауза

* интонация

* возгласы и восклицания

* тон, звучность, тембр голоса

* дикция

* скорость речи

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮ­ЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

* тишина

* конфиденциальнсть

* адекватное освещение, отопление и вентиляция

* удобная поза

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербаль­ного) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

* степень знакомства

* предшествующая информация о человеке

*личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников

* эмоциональный фон

Важную роль играет "эффект ореола" - первый образ воспри­ятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитарный);

2) уступки;

3) компромисса;

4)сотрудничества;

5) избегания.

Приведите пример, иллюстрирующий каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя крите­риями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздейст­вие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько пла­чет. Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поце­луй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувст­вительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

Приведите свой пример терапевтического общения.

ЗАПОМНИТЕ!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.104 с.)