Значение войны для развития общественного сознания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение войны для развития общественного сознания



Как было показано выше, развитие рабовладельческого общества сделало войну одним из важнейших социальных явлений. В качестве такового она оказала огромное влияние на общественное сознание.

Этнографические источники говорят о том, что уже в период первобытнообщинного строя общественное сознание вырабатывает определённые правила, связанные с войной. К ним относятся как «неписанные, но строго соблюдавшиеся правовые нормы»[181], регулировавшие военные действия при конфликтах между племенами, так и обычаи, касавшиеся набора отряда с целью грабительского нападения (например, в виде военного танца[182]). Необходимо отметить, что эти правила носили сакральный характер.

У народов, переживающих период, предшествующий возникновению государств, мы наблюдаем организацию войска «по родам и племенам, возглавляемые племенными и родовыми вождями»[183]. Они применяют строй, охранение, разведку, засаду, выбор места удара[184]. Это – начало военного искусства. Средством его закрепления и передачи в дописьменную эпоху является, без всякого сомнения, устная традиция.

Выделение войны как особого рода занятий и воинов как особой категории людей находит своё отражение в общественном сознании в возникновении культов божеств, связанных с войной. Интересно, что у многих народов божества войны были не только мужского, но и женского пола: в рассматриваемом нами регионе среди таковых можно назвать египетскую Сохмет, шумерскую Иштар, греческую Афину, римскую Беллону и других. По-видимому, это – следы высокого статуса женщины в первобытных обществах, например, положение греческой богини войны Афины среди олимпийских богов исследователи характеризуют как «матриархальную независимость»[185].

Наряду с другими сюжетами война получает отражение в искусстве. Один из наиболее ярких памятников древней литературы, посвященных войне, «Илиада», был создан на основе преданий периода разложения первобытнообщинного строя[186]. Имеются также произведения изобразительного искусства, относящиеся к эпохе первобытнообщинного строя, которые показывают войну[187].

С возникновением государств и появлением письменности «в результате обобщения опыта войн зарождалась военно-теоретическая мысль, сначала в форме отдельных статей о правах и обязанностях воинов, включавшихся в своды законов (в Египте и Вавилоне)»[188]. Также записываются военные хроники[189].

«По сравнению со старой родовой организацией государство отличается […] разделением подданных государства по территориальным делениям»[190]. В соответствии с этим и войско организуется уже не по родам и племенам, а по отрядам, возглавляемым назначенными военачальниками, десятниками и сотниками[191]. Вводятся боевой и походный порядок, обеспечение флангов, служба войсковой разведки[192], специальные органы, ведающие снабжением[193]. Наряду с этими изменениями, в которых выражается совершенствование тактики, мы наблюдаем зарождение стратегии: «Тутмос III – первый известный в истории полководец, который осуществлял планомерное наступление»[194]. Значительный подъём военного искусства мы видим в Ассирии. Там появляется большое постоянное войско, имеющее сложную структуру и организационные формы, новый род войск – конница, развитая сеть военных дорог и связи, централизованное снабжение войска оружием и снаряжением[195].

В искусстве цивилизаций древнего Востока тема войны тесно связывается с темой почитания царской власти. Эти сюжеты мы наблюдаем как в литературе (например, известна победная песня возвращающегося из похода войска, включённая в надгробную надпись древнеегипетского государственного деятеля Уны)[196], так и в изобразительном искусстве[197].

Новый уровень осмысления военного искусства был достигнут в античную эпоху. В армиях греческих полисов, эллинистических государств и Рима существовали четкая организационная структура, полное единообразие вооружения и снаряжения, единые основы дисциплины, установленные боевые порядки. В них были приняты системы регулярного обучения и воспитания воинов[198]. Во время Пунических[199] и Парфянских[200] войн противниками Рима были практически разработаны вопросы тактики конницы. Следует также отметить развитие связи, в частности, засекречивание донесений[201]. «Особый интерес представляет стратегия македонской армии, осуществившей грандиозный для того времени по организации, подготовке и стратегическому размаху поход»[202].

Как результат письменной фиксации военного опыта в эпоху античности возникает военная теория. Вопросы философии войны изучали Платон и Аристотель[203]. «В древней Греции зародилась и военная история»[204], представленная произведениями Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Первым известным нам военным теоретиком, писавшим работы, свободные от формы исторического повествования, был Эней Тактик[205].

В соответствии с политическим устройством античных государств военные сюжеты в искусстве связываются с мотивами гражданственности, патриотизма[206] и свободолюбия[207]. Также получают распространение и отражаются в искусстве антивоенные идеи[208].

 

Разрушительная роль войны.

Вместе с тем, наряду с прогрессивной ролью для развития мировой культуры, которую в ряде случаев играла война, ярко проявлялась и её отрицательные стороны, заключавшиеся в разрушительном влиянии на культуру многих племён и народов, иногда вплоть до полного уничтожения. В качестве примеров можно привести разрушение Трои и падение Хеттской державы[209], уничтожение Микенской цивилизации[210], разрушение Карфагена[211].

 

***

Как мы видели, война оказывала значительное влияние на развитие цивилизаций древности. Удовлетворяя нужды тех или иных социальных групп в древних обществах, войны вместе с тем способствовали изменению соотношения политических сил в них, а кроме того, приводили к прогрессу материальной культуры и общественного сознания. Все эти явления выступали как важные, а в некоторых случаях как решающие факторы общественного развития.


 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.197.23 (0.012 с.)