Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение войны для развития общественного сознания
Как было показано выше, развитие рабовладельческого общества сделало войну одним из важнейших социальных явлений. В качестве такового она оказала огромное влияние на общественное сознание. Этнографические источники говорят о том, что уже в период первобытнообщинного строя общественное сознание вырабатывает определённые правила, связанные с войной. К ним относятся как «неписанные, но строго соблюдавшиеся правовые нормы»[181], регулировавшие военные действия при конфликтах между племенами, так и обычаи, касавшиеся набора отряда с целью грабительского нападения (например, в виде военного танца[182]). Необходимо отметить, что эти правила носили сакральный характер. У народов, переживающих период, предшествующий возникновению государств, мы наблюдаем организацию войска «по родам и племенам, возглавляемые племенными и родовыми вождями»[183]. Они применяют строй, охранение, разведку, засаду, выбор места удара[184]. Это – начало военного искусства. Средством его закрепления и передачи в дописьменную эпоху является, без всякого сомнения, устная традиция. Выделение войны как особого рода занятий и воинов как особой категории людей находит своё отражение в общественном сознании в возникновении культов божеств, связанных с войной. Интересно, что у многих народов божества войны были не только мужского, но и женского пола: в рассматриваемом нами регионе среди таковых можно назвать египетскую Сохмет, шумерскую Иштар, греческую Афину, римскую Беллону и других. По-видимому, это – следы высокого статуса женщины в первобытных обществах, например, положение греческой богини войны Афины среди олимпийских богов исследователи характеризуют как «матриархальную независимость»[185]. Наряду с другими сюжетами война получает отражение в искусстве. Один из наиболее ярких памятников древней литературы, посвященных войне, «Илиада», был создан на основе преданий периода разложения первобытнообщинного строя[186]. Имеются также произведения изобразительного искусства, относящиеся к эпохе первобытнообщинного строя, которые показывают войну[187]. С возникновением государств и появлением письменности «в результате обобщения опыта войн зарождалась военно-теоретическая мысль, сначала в форме отдельных статей о правах и обязанностях воинов, включавшихся в своды законов (в Египте и Вавилоне)»[188]. Также записываются военные хроники[189].
«По сравнению со старой родовой организацией государство отличается […] разделением подданных государства по территориальным делениям»[190]. В соответствии с этим и войско организуется уже не по родам и племенам, а по отрядам, возглавляемым назначенными военачальниками, десятниками и сотниками[191]. Вводятся боевой и походный порядок, обеспечение флангов, служба войсковой разведки[192], специальные органы, ведающие снабжением[193]. Наряду с этими изменениями, в которых выражается совершенствование тактики, мы наблюдаем зарождение стратегии: «Тутмос III – первый известный в истории полководец, который осуществлял планомерное наступление»[194]. Значительный подъём военного искусства мы видим в Ассирии. Там появляется большое постоянное войско, имеющее сложную структуру и организационные формы, новый род войск – конница, развитая сеть военных дорог и связи, централизованное снабжение войска оружием и снаряжением[195]. В искусстве цивилизаций древнего Востока тема войны тесно связывается с темой почитания царской власти. Эти сюжеты мы наблюдаем как в литературе (например, известна победная песня возвращающегося из похода войска, включённая в надгробную надпись древнеегипетского государственного деятеля Уны)[196], так и в изобразительном искусстве[197]. Новый уровень осмысления военного искусства был достигнут в античную эпоху. В армиях греческих полисов, эллинистических государств и Рима существовали четкая организационная структура, полное единообразие вооружения и снаряжения, единые основы дисциплины, установленные боевые порядки. В них были приняты системы регулярного обучения и воспитания воинов[198]. Во время Пунических[199] и Парфянских[200] войн противниками Рима были практически разработаны вопросы тактики конницы. Следует также отметить развитие связи, в частности, засекречивание донесений[201]. «Особый интерес представляет стратегия македонской армии, осуществившей грандиозный для того времени по организации, подготовке и стратегическому размаху поход»[202].
Как результат письменной фиксации военного опыта в эпоху античности возникает военная теория. Вопросы философии войны изучали Платон и Аристотель[203]. «В древней Греции зародилась и военная история»[204], представленная произведениями Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Первым известным нам военным теоретиком, писавшим работы, свободные от формы исторического повествования, был Эней Тактик[205]. В соответствии с политическим устройством античных государств военные сюжеты в искусстве связываются с мотивами гражданственности, патриотизма[206] и свободолюбия[207]. Также получают распространение и отражаются в искусстве антивоенные идеи[208].
Разрушительная роль войны. Вместе с тем, наряду с прогрессивной ролью для развития мировой культуры, которую в ряде случаев играла война, ярко проявлялась и её отрицательные стороны, заключавшиеся в разрушительном влиянии на культуру многих племён и народов, иногда вплоть до полного уничтожения. В качестве примеров можно привести разрушение Трои и падение Хеттской державы[209], уничтожение Микенской цивилизации[210], разрушение Карфагена[211].
*** Как мы видели, война оказывала значительное влияние на развитие цивилизаций древности. Удовлетворяя нужды тех или иных социальных групп в древних обществах, войны вместе с тем способствовали изменению соотношения политических сил в них, а кроме того, приводили к прогрессу материальной культуры и общественного сознания. Все эти явления выступали как важные, а в некоторых случаях как решающие факторы общественного развития.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.005 с.) |