Значение войны в истории древних цивилизаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение войны в истории древних цивилизаций



Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….4

1. Значение войны в истории древних цивилизаций…………………………………………..7

1.1. Непосредственно общественное значение войны………………………………………...–

1.1.1. Период первобытнообщинного строя……………………………………………………–

1.1.2. Период возникновения рабовладельческого строя……………………………………..9

1.1.3. Период развития рабовладельческого строя от возникновения к расцвету…………12

1.1.4. Период расцвета рабовладельческого строя…………………………………………...15

1.1.5. Период упадка рабовладельческого строя……………………………………………..17

1.2. Значение войны для развития культуры …………………………………………………23

1.2.1. Значение войны для развития материальной культуры………………………………...–

1.2.2. Значение войны для развития общественного сознания………………………………30

1.2.3. Разрушительная роль войны…………………………………………………………….33

2. Значение торговли в истории древних цивилизаций……………………………………...34

2.1. Непосредственно общественное значение торговли……………………………………...–

2.1.1. Возникновение обмена……………………………………………………………………–

2.1.2. Возникновение денег…………………………………………………………………….37

2.1.3. Торговля рабами…………………………………………………………………………39

2.1.4. Торговля землёй………………………………………………………………………….40

2.1.5. Купечество и возникновение капитала…………………………………………………41

2.1.6. Продажа и покупка рабочей силы………………………………………………………45

2.1.7. Торговые пути и их общественное значение.…………………………………………...–

2.2. Значение торговли для развития культуры………………………………………………47

2.2.1. Значение торговли для развития материальной культуры……………………………..–

2.2.2. Значение торговли для развития общественного сознания…………………………...48

3. Роль войны и торговли в развитии древних цивилизаций………………………………..52

3.1. Роль войны и торговли в расширении знаний…………………………………………….–

3.2. Роль войны и торговли в культурном обмене……………………………………………53

Заключение……………………………………………………………………………………...55

Список литературы……………………………………………………………………………..57


 

Введение

Война – это столкновение между двумя политическими образованиями – государствами, племенами, классовыми, этническими, религиозными группировками и т. д. – происходящее в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Торговля – это отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление обмена товаров, взаимообусловленного их движения от одного владельца к другому.

Таким образом, оба рассматриваемых нами явления – война и торговля – это, прежде всего, общий результат действий не менее чем двух различных субъектов. В процессе войны или торговли между этими субъектами возникают своеобразные отношения – соответственно, либо военных противников («противники не являются друг для друга чисто отвлеченными лицами»[1]), либо торговых партнеров («товаровладельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых распоряжается этими вещами: таким образом, один товаровладелец лишь по воле другого, следовательно, каждый из них лишь при посредстве одного общего им обоим волевого акта, может присвоить себе чужой товар, отчуждая свой собственный»[2]) – в которых один субъект противопоставлен другому. Возникновение таких отношений – первое из общего, свойственного как войне, так и торговле, что предстаёт перед глазами исследователя, рассматривающего эти явления.

Другая общая сторона войны и торговли состоит в том, что факторы обоих этих явлений имеют одинаковую природу – это материальные интересы участвующих в них субъектов. Для торговли это очевидно, для войны данное положение было обосновано классиком военного искусства К. фон Клаузевицем[3] и развито исследователями-марксистами: «именно такова была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших как продолжение политики данных, заинтересованных держав – и разных классов внутри них – в данное время»[4].

Отсюда следует, что как в процессе войны, так и в процессе торговли противостоящие друг другу стороны, преследуя свои интересы, тем или иным образом противоположные интересам оппонента, вступают во взаимодействие между собой и в результате этого оказывают друг на друга взаимовлияние. При обоих рассматриваемых нами явлениях такое влияние одной стороны на другую может играть как положительную, так и отрицательную роль для каждой из них.

Вместе с тем, война и торговля – явления принципиально различные. К. фон Клаузевиц определяет войну как «акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю»[5]. Оппонент на войне является, прежде всего и главным образом, врагом, объектом насилия. Достижение одной из сторон, участвующих в войне, своей цели связано с нанесением ущерба противнику. Наоборот, торговля предполагает обоюдную выгоду для оппонентов.

Отсюда следуют различия отношений юридического характера между воюющими и торгующими субъектами. Какие-либо права, которые одна из сторон, участвующих в войне, вообще говоря, признаёт за другой, оттесняются на второй план, а то и вовсе игнорируются. «Незаметные, едва достойные упоминания ограничения, которые оно [насилие] само на себя налагает в виде обычаев международного права, сопровождают насилие, не ослабляя в действительности его эффекта»[6]. Напротив, при торговле стороны «должны признавать друг в друге частных собственников. Это юридическое отношение, формой которого является договор, – всё равно закреплен ли он законом или нет, – есть волевое отношение, в котором отражается экономическое отношение. Содержание этого юридического, или волевого, отношения дано самим экономическим отношением»[7]. Т. е. отношениям войны соответствует непризнание сторонами прав друг друга, а отношениям торговли – наоборот, признание таковых. Обратная картина встречается как исключение, а не как правило, например, при войне с «благородным противником» или при неэквивалентной торговле.

Изложенные черты сходства и различия между войной и торговлей обуславливают возможность и целесообразность совместного рассмотрения этих двух явлений.

В данной работе мы ставим цель изложить основные аспекты значения войны и торговли в истории древних цивилизаций. Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

· выяснить, какую роль в развитии древних обществ играла война;

· установить, какое влияние оказывала на них торговля;

· сопоставить полученные результаты и выделить наиболее важные стороны значения войны и торговли в истории древних цивилизаций.

В данной работе мы ограничиваемся рассмотрением явлений войны и торговли в определённых хронологических и территориальных рамках. В качестве верхней границы рассматриваемого нами временного периода мы берем V в. н. э. – время падения Западной Римской империи, согласно традиционной периодизации являющееся границей между древностью и средневековьем. Нижняя граница определяется самыми ранними дошедшими до нас историческими источниками, позволяющими делать выводы относительно рассматриваемого вопроса, и точно установлена быть не может. Территориально данная работа охватывает регионы Средиземноморья и Ближнего Востока.


 

Разрушительная роль войны.

Вместе с тем, наряду с прогрессивной ролью для развития мировой культуры, которую в ряде случаев играла война, ярко проявлялась и её отрицательные стороны, заключавшиеся в разрушительном влиянии на культуру многих племён и народов, иногда вплоть до полного уничтожения. В качестве примеров можно привести разрушение Трои и падение Хеттской державы[209], уничтожение Микенской цивилизации[210], разрушение Карфагена[211].

 

***

Как мы видели, война оказывала значительное влияние на развитие цивилизаций древности. Удовлетворяя нужды тех или иных социальных групп в древних обществах, войны вместе с тем способствовали изменению соотношения политических сил в них, а кроме того, приводили к прогрессу материальной культуры и общественного сознания. Все эти явления выступали как важные, а в некоторых случаях как решающие факторы общественного развития.


 

Возникновение обмена

Поскольку торговля – это форма обмена товарами, а товары – вещи, с одной стороны, удовлетворяющие человеческие потребности[212], причём эти потребности качественно различны[213], а с другой – являющиеся продуктом труда[214] и имеющие стоимость, определяющуюся количеством этого труда[215], постольку предпосылки для возникновения торговли состоят, во-первых, в производстве разными субъектами разных продуктов, а во-вторых, в том, что эти продукты производятся в количестве, превышающим собственное потребление. Отсюда следует, что сколько-нибудь регулярная торговля могла появиться не ранее перехода общества от охоты и собирательства к  скотоводству и земледелию, т. е. в странах Ближнего Востока около 9 – 10 тыс. лет назад[216]. «Пастушеские племена производили не только больше, чем остальные варвары, но и производимые ими средства к жизни были другие. Они имели, сравнительно с теми, не только молоко, молочные продукты и мясо в гораздо больших количествах, но также шкуры, шерсть, козий пух и все возраставшее с увеличением массы сырья количество пряжи и тканей. Это впервые сделало возможным регулярный обмен. На более ранних ступенях развития мог происходить лишь случайный обмен; особое искусство в изготовлении оружия и орудий могло вести к временному разделению труда»[217]. Таким образом, только после перехода от присваивающего хозяйства к производящему, «после выделения пастушеских племен, мы находим готовыми все условия для обмена между членами различных племен, для его развития и упрочения как постоянного института»[218].

В древнем Египте периода I династии почти все продукты, находившие применение, добывались и изготавливались на территории страны, и потребность в торговле была минимальной. В основном покупались за пределами Египта предметы роскоши, приобретаемые, конечно, дворами фараона и вельмож, например, «редкий камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами»[219], также «чёрное дерево […] было, несомненно, привозным»[220], наконец, имелась «посуда, привозившаяся, как полагают, с островов Эгейского моря»[221]. Совсем иная ситуация была в Шумере. Здесь практически все общины остро нуждались во ввозе металлов и строительных материалов. «Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью отсутствовали, то наличие там золота, серебра, меди и свинца уже в первой половине III тысячелетия до н. э. указывают на значительную роль обмена в шумерском обществе того времени. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу шумеры получали также камень и дерево»[222].

Несмотря на резкое различие положения Египта и Двуречья в этом отношении, и в той, и в другой стране мы наблюдаем в развитии их торговли проявления одной и той же тенденции: «процесс обмена товаров возникает первоначально не внутри первобытных общин, а там, где они кончаются, на их границах, в тех немногих пунктах, где они соприкасаются с другими общинами. Здесь начинается меновая торговля и отсюда она проникает во внутрь общины, на которую она действует разлагающим образом»[223]. С ростом разделения труда в общине и её хозяйственного дробления, с переходом собственности в частные руки «все больше стал преобладать и, наконец, сделался единственной формой обмена – обмен между отдельными лицами»[224]. Мелкие хозяйства, отказываясь от производства всего перечня продукции, производимой в общине, в пользу нескольких сравнительно немногих видов продукта (или даже какого-то одного вида), с одной стороны, совершенствуют уровень своего искусства в своём деле и уменьшают количество и разнообразие необходимых им орудий труда. Но с другой стороны, они, во-первых, уже тем самым выделяют себя из общины в качестве частных собственников своих изделий, а во-вторых, начинают нуждаться в тех продуктах, которые перестали производить. «На высшей ступени варварства происходит дальнейшее разделение труда между земледелием и ремеслом, следовательно, производство все возрастающей части продуктов труда непосредственно для обмена, тем самым превращение обмена между отдельными производителями в жизненную необходимость для общества»[225]. В результате хозяйственные отношения их с прочими членами общины приобретают форму обмена. «Раз вещи превратились в товары во внешних отношениях, то путем обратного действия они становятся товарами и внутри общины»[226]. Уже «в гробницах вельмож Древнего царства неоднократно встречаются изображения происходящего обмена между людьми – картины своеобразных рынков»[227]. Уровень разделения труда отражён в разнообразии товаров, которые предлагаются на этих рынках. «Обмениваются съестные припасы – зерно, овощи, хлеб, рыба и ремесленные изделия – на предметы обстановки, обувь, бусы, зеркала, веера, палки, рыболовные крючки и, кроме того, умащения»[228].

Имея предпосылкой наличие избыточного продукта, в то же время «торговля способствует созданию избыточного продукта, предназначенного войти в обмен, для того чтобы увеличить потребление или сокровища производителей (под которыми здесь следует понимать собственников продуктов); следовательно, она все более придает производству характер производства ради меновой стоимости»[229] и потому ведёт к его развитию как в количественном, так и в качественном отношении.

Международная торговля была весьма существенным фактором развития общества в тех странах, где сельскохозяйственное производство играло второстепенную роль, но которые располагали ресурсами другого рода, например, в Финикии, где такими ресурсами стали ценные породы дерева и пурпур[230]. Внутренняя же торговля стала предпосылкой к выделению в качестве самостоятельной отрасли хозяйства ремесленного производства и развитию городов как центров ремесленной промышленности, ярчайшим примером которых являются греческие торгово-ремесленные полисы: «по самой природе вещей получается так, что как только городская промышленность как таковая отделяется от земледелия, ее продукты с самого начала становятся товарами и, следовательно, для их продажи требуется посредничество торговли. Связь торговли с развитием городов и, с другой стороны, обусловленность последнего торговлей понятны таким образом сами собой»[231].

 

Возникновение денег

С развитием товарного обмена, с возрастанием числа и многообразия товаров из всей их массы выделяется такой товар, с которым сравниваются стоимости всех остальных, и который, таким образом, приобретает форму денег[232]. «Кочевые народы первые развивают у себя форму денег, так как все их имущество находится в подвижной, следовательно непосредственно отчуждаемой, форме и так как образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов»[233]. Этим обстоятельством было определено то, какой именно товар стал первым денежным товаром: «главный предмет, которым обменивались пастушеские племена со своими соседями, был скот; скот сделался товаром, посредством которого оценивались все другие товары и который повсюду охотно принимался и в обмен на них, – одним словом, скот приобрел функцию денег и служил деньгами уже на этой ступени. С такой необходимостью и быстротой развивалась уже при самом возникновении товарообмена потребность в особом товаре – деньгах»[234].

По этим же причинам в земледельческих цивилизациях денежным товаром становится зерно, но вместе с тем «форма денег переходит к тем товарам, которые по самой своей природе особенно пригодны для выполнения общественной функции всеобщего эквивалента, а именно к благородным металлам»[235]. Так, например, в Египте в период Древнего царства «хотя предметы меняют один на другой, однако оценивают их обычно в зерне, служившем, повидимому, наряду с металлическими деньгами (не имевшими, однако, ещё монетной формы) мерилом стоимости; поэтому на рынок частенько брали с собой четверик зерна вместо кошелька»[236]. В Шумере «форма денег срастается […] с наиболее важными из предметов, которые получаются путем обмена извне и действительно представляют собой естественно выросшую форму проявления меновой стоимости местных продуктов»[237]: в III тысячелетии до н. э. «медь выступала в качестве меры стоимости, а впоследствии эту роль играло серебро»[238].

Увеличение объёмов торговли и её территориальное расширение приводит к возрастанию потребности участвующих в ней обществ в удобном денежном товаре, которым становятся золото и серебро[239]: «благородные металлы начинают становиться преобладающим и всеобщим товаром – деньгами, но их еще не чеканят, а только обменивают просто по весу»[240]. Дальнейшее развитие этого процесса приводит к появлению монеты: «из функции денег как средства обращения возникает их монетная форма»[241]. Впервые монета возникает в VII в. до н. э. в бассейне Эгейского моря[242], греческая историческая традиция приписывает её изобретение лидийцам[243], «потом она с необычайной быстротой распространилась по всей Греции»[244]. Обращение денег в виде монет превращает их в символ стоимости[245]. Так, например, П. К. Тацит говорит, что хотя германцы и не используют драгоценных металлов, но, тем не менее, «знают цену золоту и серебру из-за применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах»[246].

Здесь следует указать на одно явление, корни которого – возникновение купеческого капитала – будут рассмотрены ниже[247], а именно, на меняльное дело: «торговля деньгами, торговля денежным товаром развивается прежде всего из международных сношений. При существовании особых монет в различных странах купцы, производящие закупки в чужих странах, должны обменивать монеты своей страны на местные монеты и обратно, или же обменивать различные монеты на слитки чистого серебра или золота как мировые деньги. Отсюда возникает меняльное дело»[248], которое в дальнейшем стало одной из основ банковского дела.

 

Торговля рабами

Развитие, с одной стороны, обмена и торговли, а с другой – института рабства приводит к возникновению торговли рабами. «Мы видели, как на сравнительно ранней ступени развития производства рабочая сила человека становится способной давать значительно больше продуктов, чем это необходимо для существования производителя, и что эта ступень развития в основном есть та самая ступень, на которой возникает разделение труда и обмен между отдельными лицами. И немного потребовалось теперь времени для того, чтобы открыть великую «истину», что человек также может быть товаром, что силу человека можно обменивать и потреблять, если превратить человека в раба. Едва люди начали менять, как уже они сами стали предметами обмена»[249]. В древнем Египте «при IV династии или в начале V династии […] людей можно было продавать и покупать и […] существовал рабский рынок»[250]. Работорговля, безусловно, являлась одной из главных предпосылок к возникновению крупных хозяйств в античный период.

 

Торговля землёй

Дома и другие строения, с одной стороны, удовлетворяя человеческие потребности, а с другой, являясь продуктами труда, также превращаются в товар. Но, поскольку они неотделимы от участков земли, на которых они построены, то вместе с ними, а затем и сама по себе поступает в продажу земля. «К первой половине III тысячелетия до н. э. относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель»[251]. Предпосылкой для этого стало право частной собственности на землю. «Право отдельных лиц на владение земельными парцеллами, предоставленными им первоначально родом или племенем, упрочилось теперь настолько, что эти парцеллы стали принадлежать им на правах наследственной собственности. Ведь за последнее время они более всего стремились именно к тому, чтобы освободить парцеллу от прав на нее со стороны родовой общины, прав, которые стали для них оковами. От этих оков они избавились, но вскоре после того избавились также и от своей новой земельной собственности. Полная, свободная собственность на землю означала не только возможность беспрепятственно и неограниченно владеть ею, но также и возможность отчуждать ее. Пока земля была собственностью рода, этой возможности не существовало»[252]. Ограниченность земельной территории, в особенности – пригодной для ведения сельского хозяйства, приводит к тому, что частные, выделившиеся из общины собственники совершенно лишаются этого главнейшего в древности средства производства. «Когда новый землевладелец окончательно сбросил с себя оковы верховной собственности рода и племени, он порвал также узы, до сих пор неразрывно связывавшие его с землей. Что это означало, разъяснили ему деньги, изобретенные одновременно с частной собственностью на землю. Земля могла теперь стать товаром, который продают и закладывают. Едва была установлена собственность на землю, как была уже изобретена и ипотека (см. Афины)»[253].

С другой стороны, земельные участки концентрируются в руках богатых рабовладельцев и образуют основу их крупных хозяйств. Эта тенденция возникает очень рано, например в Египте «нам известен случай, относящийся ещё к рубежу III и IV династий, когда мелкие землевладельцы вынуждены были продать свои пашни одному из сановников»[254].

 

Заключение.

Подводя итог данной работе, мы констатируем, что значение войны и торговли в истории древних цивилизаций было огромно, а именно, роль этих двух явлений в процессах развития древних обществ состояла в том, что именно через их посредство рост производительных сил оказывал своё влияние на общественный прогресс.

В результате совершенствования средств производства и развития приёмов хозяйственной деятельности, которые привели к качественному переходу от присваивающего хозяйства к производящему, возникли предпосылки к разложению первобытной общины, к имущественному и социальному её расслоению, а также к войне и торговле как к постоянным общественным институтам. Эти общественные институты и стали теми механизмами, посредством которых в первобытных племенах военная и имущественная аристократия выделилась в противовес прежней, родовой, и одержала над ней победу: там, где родовая знать сохраняла своё господство, она была вынуждена изменить основания этого господства и превратиться из родовой в военную и имущественную. Благодаря войне и торговле в древнем обществе оформилось классовое деление и возник тот инструмент, при помощи которого господствующий класс сохранял и укреплял своё господство над остальными – государственная власть. Но трансформируя общество, превращая его из первобытнообщинного в рабовладельческое, война и торговля сделали его, вместе с тем, неспособным успешно ни воевать, ни торговать[312], и, таким образом, подвели его к новому качественному переходу – от рабовладельческого к феодальному. Мы подчёркиваем, что, будучи главнейшими факторами социальных изменений, война и торговля отнюдь не являлись их первопричиной, а напротив, сами были следствием роста производительных сил общества, и, следовательно, выступали как звенья в той цепи причинно-следственных связей, которая составляет процесс общественного развития.

Помимо того влияния, которые война и торговля оказывали на общество непосредственно, они вели к расширению межплеменных и международных связей, во многом способствовали развитию и распространению культуры в самых различных её проявлениях, и, таким образом, опосредствованно содействовали дальнейшему развитию производительных сил и, следовательно, общественному прогрессу. Вместе с тем, войны, а также ряд явлений, связанных с отношениями торговли, таких, как, например, долговая кабала, влияли на развитие производительных сил негативно или даже разрушительно, что нередко приводило к затормаживанию общественного прогресса, а в некоторых случаях даже к временному регрессу.

В целом мы заключаем, что явления войны и торговли явились неотъемлемыми моментами возникновения и развития рабовладельческого и – шире – вообще классового общества.


 

Список литературы.

1. Андроникос М. Царские гробницы в Вергине (из истории раскопок) // Вестник древней истории. 1990. № 1.

2. Аристотель. Афинская полития. М.: Соцэкгиз, 1937.

3. Аристофан. Ахарняне // Аристофан. Комедии; Фрагменты. М.: Ладомир, Наука, 2008.

4. Афина // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. / Под ред. С. А. Токарева. М.: «Советская Энциклопедия», 1987. Т. 1.

5. Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1.

6. Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2.

7. Вулли Ч. Л. Ур халдеев. М.: Издательство восточной литературы. 1961.

8. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. В 4-х т. СПб.: «Наука» «Ювента», 1999. Т. 2.

9. Демиург // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. / Под ред. С. А. Токарева. М.: «Советская Энциклопедия», 1987. Т. 1.

10. Депман И. Я. История арифметики. М.: Просвещение, 1965.

11. Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). М.: Лабиринт, 2000.

12. Законы вавилонского царя Хаммурапи // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения: 19.04.2017).

13. Зограф А. Н. Античные монеты // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 16. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

14. Зорич А. В. Греческий флот. Конструкция и типы кораблей (2001) // X Legio [Электронный ресурс]. http://xlegio.ru/navy/ancient-ships/greek-navy/#ris05 (дата обращения: 19.04.2017).

15. История и культура чукчей / Под ред. А. И. Крушанова. Л.: «Наука», 1987.

16. Катон М. П. Земледелие. М.-Л.: Издательство АН. 1950.

17. Конноли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М.: «Эксмо», 2001. [Электронный ресурс]. http://www.libros.am/book/read/id/296171/slug/greciya-i-rim-ehnciklopediya-voennojj-istorii (дата обращения: 19.04.2017).

18. Клаузевиц К. О войне. М.: Госвоениздат, 1934.

19. Ксенофонт. Анабасис. М.-Л.: Издательство АН. 1951.

20. [Ксенофонт]. Афинская полития // Аристотель. Афинская полития. М.: Соцэкгиз, 1937.

21. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2003.

22. Ленин В. И. Крах II Интернационала // Ленин В. И. Собр. соч. в 55-ти т. / Под ред. В. Я. Зевина. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1969. Т. 26.

23. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. Н. Б. Тер-Акопяна. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1959. Т. 13.

24. Маркс К. Капитал. В 3 т. Т. 1. // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. Я. Б. Турчинса. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1960. Т. 23.

25. Маркс К. Капитал. В 3 т. Т. 3. // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. А. И. Малыша. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 25, ч. I.

26. Маркс К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. Н. Б. Тер-Акопяна. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 19.

27. Металлургия и время: энциклопедия. В 4 т. / Ю. С. Карабасов, П. И. Черноусов, Н. А. Коротченко, О. В. Голубев. М.: Изд. Дом МИСиС, 2011. Т. 1.

28. Плутарх. Сравнительные жизнеописания // История Древнего Рима [Электронный ресурс]. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439002300 (дата обращения: 19.04.2017).

29. Политическая экономия / Под ред. К. В. Островитянова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954.

30. Разин Е. А. История военного искусства. В 3-х т. СПб.: Полигон, 1999. Т. 1.

31. Тацит П. К. О происхождении германцев и местоположении Германии // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm (дата обращения: 19.04.2017).

32. Тиртей. Война с Мессенией // Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999. [Электронный ресурс]. http://lib.ru/POEEAST/TIRTEJ/tirtey1_2.txt (дата обращения: 19.04.2017).

33. Тиртей. К согражданам // Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999. [Электронный ресурс]. http://lib.ru/POEEAST/TIRTEJ/tirtey1_2.txt (дата обращения: 19.04.2017).

34. Чередниченко Н. Н., Пустовалов С. Ж. Боевые колесницы и колесничие в обществе катакомбной культуры (по материалам раскопок в нижнем Поднепровье) // Советская археология. 1991. № 4.

35. Шифман И. Ш. Карфаген. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

36. Шпаковский В. О. Доспехи Троянской войны (часть вторая) (2015) // Военное обозрение [Электронный ресурс]. https://topwar.ru/83055-dospehi-troyanskoy-voyny-chast-vtoraya.html (дата обращения: 19.04.2017).

37. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. Н. Б. Тер-Акопяна. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 19.

38. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. В. Г. Тартаковского. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 21.

39. Энгельс Ф. Фортификация // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. И. А. Арманда и Л. И. Гольмана. 1959. Т. 14.

40. Эней Тактик. О перенесении осады // X Legio [Электронный ресурс]. http://xlegio.ru/sources/aeneas-tacticus/de-obsidione-toleranda.html (дата обращения: 19.04.2017).

41. Эсхил. Персы // Эсхил. Трагедии. М.: «Наука», 1989.

42. Diamond J., Bellwood P. Farmers and Their Languages: The First Expansions // Science. 25 Apr 2003. Vol. 300, Issue 5619.


[1] Клаузевиц К. О войне. М.: Госвоениздат, 1934. С. 5

[2] Маркс К. Капитал // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. Я. Б. Турчинса. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1960. Т. 23. С. 94.

[3] См.: Клаузевиц К. Указ. соч. С. 14 – 15.

[4] Ленин В. И. Крах II Интернационала // Ленин В. И. Собр. соч. в 55-ти т. / Под ред. В. Я. Зевина. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1969. Т. 26. С. 224.

[5] Клаузевиц К. Указ. соч. С. 1.

[6] Там же.

[7] Маркс К. Указ. соч. С. 94.

[8] Разин Е. А. История военного искусства. В 3-х т. СПб.: Полигон, 1999. Т. 1. С. 22.

[9] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. В. Г. Тартаковского. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 21. С. 159.

[10] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 139.

[11] См.: Разин Е. А. Указ. соч. С. 22.

[12] См.: Там же. С. 22 – 23.

[13] См: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 128.

[14] См.: Diamond J., Bellwood P. Farmers and Their Languages: The First Expansions // Science. 25 Apr 2003. Vol. 300, Issue 5619. P. 597 – 603.

[15] См.: Разин Е. А. Указ. соч. С. 24.

[16] Там же. С. 25.

[17] Там же.

[18] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. В. Г. Тартаковского. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 21. С. 164.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же. С. 164 – 165.

[22] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 139.

[23] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. В. Г. Тартаковского. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 21. С. 161.

[24] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 195.

[25] Там же. С. 152.

[26] См.: Там же.

[27] Там же.

[28] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 140.

[29] Там же.

[30] См.: Там же. С. 156.

[31] Там же. С. 203.

[32] См.: Там же. С. 154 – 155.

[33] Там же. С. 154.

[34] См.: Там же. С. 180, 200.

[35] См.: Там же. С. 208.

[36] Разин Е. А. Указ. соч. С. 33.

[37] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 154.

[38] См.: Там же. С. 193, 204.

[39] См.: Там же. С. 205.

[40] См.: Разин Е. А. Указ. соч. С. 40 – 41.

[41] Там же. С. 42.

[42] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 299.

[43] Там же. С. 321.

[44] См.: Там же. С. 314.

[45] См.: Разин Е. А. Указ. соч. С. 39.

[46] См.: Разин Е. А. Указ. соч. С. 64.

[47] Тиртей. Война с Мессенией // Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999. [Электронный ресурс]. http://lib.ru/POEEAST/TIRTEJ/tirtey1_2.txt (дата обращения: 19.04.2017).

[48] [Ксенофонт]. Афинская полития // Аристотель. Афинская полития. М.: Соцэкгиз, 1937. II, 3.

[49] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 565.

[50] Разин Е. А. Указ. соч. С. 43.

[51] Там же.

[52] См.: Законы вавилонского царя Хаммурапи // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения: 19.04.2017). Ст. 26 – 41.

[53] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 314 – 315.

[54] Разин Е. А. Указ. соч. С. 142.

[55] См.: Там же. С. 139.

[56] Там же. С. 50.

[57] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 565.

[58] См.: Там же. С. 343.

[59] См.: Там же. С. 593.

[60] См.: Там же. С. 284 – 285.

[61] См.: Аристотель. Афинская полития. М.-Л.: Соцэкгиз, 1937. 5, 1 – 2.

[62] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. В. Г. Тартаковского. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 21. С. 162.

[63] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. С. 382 – 383.

[64] См.: Там же. С. 421.

[65] См.: Там же. С. 286.

[66] Там же. С. 539.

[67] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 31 – 32.

[68] См.: Там же. С. 80 – 81, 221.

[69] См.: Там же. С. 350 – 351, 376 – 377, 381 – 382.

[70] См.: Там же. С. 231 – 232.

[71] См.: Там же. С. 345.

[72] Разин Е. А. Указ. соч. С. 148.

[73] Там же. С. 360.

[74] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 74

[75] См.: Там же. С. 358 – 359.

[76] См.: Там же. С. 434.

[77] Разин Е. А. Указ. соч. С. 350.

[78] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 383 – 386.

[79] Там же. С. 354.

[80] Там же. С. 358.

[81] См.: Разин Е. А. Указ. соч. С. 346.

[82] Там же.

[83] См.: Там же. С. 358.

[84] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 49.

[85] См.: Там же. С. 368 – 371.

[86] См.: Там же. С. 598.

[87] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. в 50-ти т. / Под ред. Н. Б. Тер-Акопяна. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 19. С. 310.

[88] Разин Е. А. Указ. соч. С. 412.

[89] См.: Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 602.

[90] Там же. С. 728.

[91] Разин Е. А. Указ. соч. С. 443.

[92] Там же. С. 408 – 409.

[93] Политическая экономия / Под ред. К. В. Островитянова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. С. 33.

[94] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 728.

[95] Разин Е. А. Указ. соч. С. 444.

[96] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 795.

[97] Разин Е. А. Указ. соч. С. 458.

[98] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 795.

[99] Разин Е. А. Указ. соч. С. 437.

[100] Там же. С. 452.

[101] Всемирная история. В 10-ти т. / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1956. Т. 2. С. 795.

[102] Разин Е. А. Указ. соч. С. 411.

[103] Там же. С. 436.

[104] Там же. С. 440.

[105] Там же. С. 411.

[106] Там же. С. 425.

[107] Там же. С. 439.

[108] Там же. С. 443.

[109] Там же. С. 442.

[110] Там же. С. 411.

[111] Там же. С. 444.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.037 с.)