Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение торговли для развития общественного сознания
Явление торговли сыграло чрезвычайно значительную роль в развитии общественного сознания. Нужды торговли настоятельно требовали введения системы мер и весов, а затем и законодательного её закрепления. Жёстко установленные единицы меры и веса различных товаров – серебра, зерна, земли – мы находим уже в законах Хаммурапи[278]. В них устанавливаются, кроме того, соотношения цен[279] и наказания за их нарушения, а также за обвес и обмер[280]. В позднейшем законодательстве мы можем наблюдать, в зависимости от сложившегося соотношения сил между правящей верхушкой и купеческими кругами, различные степени вмешательства государства в торговлю. Наиболее ярким примером такого вмешательства являются законы Ликурга в Спарте[281]. Расширение и усложнение торговли требовало усовершенствования письменности и счётных операций, первоначально использовавшихся для учёта и контроля в больших хозяйствах и государственном делопроизводстве[282]. «Бурное развитие торговли как сухопутной, так и морской постепенно привело финикиян к одному из величайших открытий в культурной истории человечества. Они создали линейное письмо, послужившее прототипом позднейших алфавитов, развившихся на его основе»[283]. В Греции по крайней мере с первой половины VI вв. до н. э. употреблялась аттическая система числовых знаков, называемая также геродиановыми знаками[284], ставшая значительным шагом в развитии математики. Уже в период древности, безусловно, в результате возрастания значения торговли получают распространение трактаты по экономике. Однако собственно о торговле в них говорится достаточно глухо: так, например, Ксенофонт мимоходом упоминает о возможности извлечь пользу из ненужной владельцу вещи, продав её[285], а М. П. Катон лишь указывает на опасность и бедственность жизни купца[286]. Отношения меновой торговли стали материальной предпосылкой юридического принципа талиона, а развитие денег повлекло за собой введение в юридическую практику денежных возмещений и штрафов. Борьбу между этими двумя тенденциями мы наблюдаем в целом ряде законодательных актов и сборников, она ярко выражена, например, в законах Хаммурапи[287]. Мистические и религиозные формы отражения явления торговли в общественном сознании чрезвычайно многообразны.
К. Маркс, рассматривая товар, указывает, что он предстаёт перед человеком как «вещь, полная причуд, метафизических тонкостей и теологических ухищрений»[288]. Товарные отношения, являющиеся отношениями производителей между собой, выглядят для них как отношения между их товарами[289]. Отсюда возникает товарный фетишизм – наделение в общественном сознании вещей стоимостью как их имманентным свойством. Развитие торговли и возникновение денег превратило его в денежный фетишизм, придав магический характер золоту и серебру[290]. Проявления такого отношения к денежным металлам в виде использования их без практической необходимости, а лишь для достижения внешнего великолепия мы наблюдаем уже в Шумере[291]. С развитием купеческого капитала богатство, выраженное в деньгах, становясь ощутимой, вполне материальной силой, приобретает вместе с тем и мистическое содержание. «Был открыт товар товаров, который в скрытом виде содержит в себе все другие товары, волшебное средство, способное, если это угодно, превращаться в любую заманчивую и желанную вещь. Кто обладал им, тот властвовал над миром производства. А кто прежде всего обладал им? Купец. Культ денег был в его надежных руках. Он взял на себя заботу возвестить, что все товары, а с ними и все товаропроизводители должны с благоговением повергнуться в прах перед деньгами. Он доказал на практике, что все другие формы богатства всего лишь тень перед этим воплощением богатства как такового»[292]. Специфика торговли как деятельности, связанной с собственностью и её движением в обществе, а также то обстоятельство, что это движение подвержено случайностям и выглядит зависящим от удачи, вызвало возникновение культов божеств, связанных с торговлей, наиболее известен из которых греческий культ Гермеса. Также явление торговли повлекло за собой возникновение предпосылки к появлению христианской религии: представляется, что идея бога-творца, создавшего мир из ничего, в противоположность богу-демиургу, создавшему его из того или иного материала[293], не могла возникнуть прежде, чем товарное производство и, следовательно, торговля получили определённый уровень развития. Идея акта творения какого либо нечто из ничего возможна только как отражение в сознании акта изготовления некоего товара из такого сырья, которое товаром не является, как товар представляет собой ничто. Это возможно постольку, поскольку оно не имеет одного из двух факторов товара – потребительной стоимости или стоимости[294]. Очевидно, таким сырьём может быть лишь сырьё, не имеющее стоимости, либо такое, стоимость которого пренебрежимо мала.
*** Влияние торговли на древнее общество, как и влияние войны, чрезвычайно значительно. «Развитие торговли и торгового капитала повсюду развивает производство в направлении меновой стоимости, увеличивает его размеры, делает его более разнообразным, придает ему космополитический характер, развивает деньги в мировые деньги. Поэтому торговля повсюду влияет более или менее разлагающим образом на те организации производства, которые она застает и которые во всех своих различных формах направлены главным образом на производство потребительной стоимости»[295]. Вместе с тем, как мы можем видеть, явления войны и торговли по своей роли в развитии древнего общества, с одной стороны, качественно различны, а с другой – неотделимы друг от друга.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.005 с.) |