Значение торговли для развития общественного сознания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение торговли для развития общественного сознания



Явление торговли сыграло чрезвычайно значительную роль в развитии общественного сознания.

Нужды торговли настоятельно требовали введения системы мер и весов, а затем и законодательного её закрепления. Жёстко установленные единицы меры и веса различных товаров – серебра, зерна, земли – мы находим уже в законах Хаммурапи[278]. В них устанавливаются, кроме того, соотношения цен[279] и наказания за их нарушения, а также за обвес и обмер[280]. В позднейшем законодательстве мы можем наблюдать, в зависимости от сложившегося соотношения сил между правящей верхушкой и купеческими кругами, различные степени вмешательства государства в торговлю. Наиболее ярким примером такого вмешательства являются законы Ликурга в Спарте[281].

Расширение и усложнение торговли требовало усовершенствования письменности и счётных операций, первоначально использовавшихся для учёта и контроля в больших хозяйствах и государственном делопроизводстве[282]. «Бурное развитие торговли как сухопутной, так и морской постепенно привело финикиян к одному из величайших открытий в культурной истории человечества. Они создали линейное письмо, послужившее прототипом позднейших алфавитов, развившихся на его основе»[283]. В Греции по крайней мере с первой половины VI вв. до н. э. употреблялась аттическая система числовых знаков, называемая также геродиановыми знаками[284], ставшая значительным шагом в развитии математики.

Уже в период древности, безусловно, в результате возрастания значения торговли получают распространение трактаты по экономике. Однако собственно о торговле в них говорится достаточно глухо: так, например, Ксенофонт мимоходом упоминает о возможности извлечь пользу из ненужной владельцу вещи, продав её[285], а М. П. Катон лишь указывает на опасность и бедственность жизни купца[286].

Отношения меновой торговли стали материальной предпосылкой юридического принципа талиона, а развитие денег повлекло за собой введение в юридическую практику денежных возмещений и штрафов. Борьбу между этими двумя тенденциями мы наблюдаем в целом ряде законодательных актов и сборников, она ярко выражена, например, в законах Хаммурапи[287].

Мистические и религиозные формы отражения явления торговли в общественном сознании чрезвычайно многообразны.

К. Маркс, рассматривая товар, указывает, что он предстаёт перед человеком как «вещь, полная причуд, метафизических тонкостей и теологических ухищрений»[288]. Товарные отношения, являющиеся отношениями производителей между собой, выглядят для них как отношения между их товарами[289]. Отсюда возникает товарный фетишизм – наделение в общественном сознании вещей стоимостью как их имманентным свойством. Развитие торговли и возникновение денег превратило его в денежный фетишизм, придав магический характер золоту и серебру[290]. Проявления такого отношения к денежным металлам в виде использования их без практической необходимости, а лишь для достижения внешнего великолепия мы наблюдаем уже в Шумере[291]. С развитием купеческого капитала богатство, выраженное в деньгах, становясь ощутимой, вполне материальной силой, приобретает вместе с тем и мистическое содержание. «Был открыт товар товаров, который в скрытом виде содержит в себе все другие товары, волшебное средство, способное, если это угодно, превращаться в любую заманчивую и желанную вещь. Кто обладал им, тот властвовал над миром производства. А кто прежде всего обладал им? Купец. Культ денег был в его надежных руках. Он взял на себя заботу возвестить, что все товары, а с ними и все товаропроизводители должны с благоговением повергнуться в прах перед деньгами. Он доказал на практике, что все другие формы богатства всего лишь тень перед этим воплощением богатства как такового»[292].

Специфика торговли как деятельности, связанной с собственностью и её движением в обществе, а также то обстоятельство, что это движение подвержено случайностям и выглядит зависящим от удачи, вызвало возникновение культов божеств, связанных с торговлей, наиболее известен из которых греческий культ Гермеса.

Также явление торговли повлекло за собой возникновение предпосылки к появлению христианской религии: представляется, что идея бога-творца, создавшего мир из ничего, в противоположность богу-демиургу, создавшему его из того или иного материала[293], не могла возникнуть прежде, чем товарное производство и, следовательно, торговля получили определённый уровень развития. Идея акта творения какого либо нечто из ничего возможна только как отражение в сознании акта изготовления некоего товара из такого сырья, которое товаром не является, как товар представляет собой ничто.  Это возможно постольку, поскольку оно не имеет одного из двух факторов товара – потребительной стоимости или стоимости[294]. Очевидно, таким сырьём может быть лишь сырьё, не имеющее стоимости, либо такое, стоимость которого пренебрежимо мала.

 

***

Влияние торговли на древнее общество, как и влияние войны, чрезвычайно значительно. «Развитие торговли и торгового капитала повсюду развивает производство в направлении меновой стоимости, увеличивает его размеры, делает его более разнообразным, придает ему космополитический характер, развивает деньги в мировые деньги. Поэтому торговля повсюду влияет более или менее разлагающим образом на те организации производства, которые она застает и которые во всех своих различных формах направлены главным образом на производство потребительной стоимости»[295]. Вместе с тем, как мы можем видеть, явления войны и торговли по своей роли в развитии древнего общества, с одной стороны, качественно различны, а с другой – неотделимы друг от друга.


 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.022 с.)