Период первобытнообщинного строя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период первобытнообщинного строя



В период древней истории, предшествовавший возникновению цивилизаций, при господстве первобытнообщинного строя главное значение войны состояло в том, что она была способом разрешения всевозможных конфликтов между отдельными племенами и племенными союзами, если их нельзя было решить мирным путем. «Хищническое уничтожение птиц и зверей и численный рост общины приводили к необходимости ее перемещения или расширения территории, становившейся недостаточной для обеспечения существования данной общины. Указанные обстоятельства иногда служили причиной столкновения общин. Но эти вооруженные столкновения людей не были закономерным явлением, происходили они случайно и редко. Кровная месть, расширение территории племени, месть за нападение – вот из-за чего происходили вооруженные столкновения того времени. Эти столкновения еще не преследовали цели порабощения человека»[8]. На этом этапе развития человечества война «может кончиться уничтожением племени, но никак не порабощением его»[9]. «Захваченных в межплеменных войнах чужаков […] либо принимали в род, либо убивали»[10], или же отпускали[11]. Историки отмечают, что по данным этнографических источников племена, находящиеся на этой ступени развития, как правило, старались уладить столкновения мирным путём. Борьба, если до неё доходило дело, не носила ожесточённого характера и подчинялась определённым правилам[12], например, при подобных конфликтах заранее обговаривалось или было установлено традицией время и место боя, а женщины, дети и имущество противника считалось неприкосновенными.

С развитием орудий труда, введением скотоводства и земледелия появляются запасы, с возникновением искусственного орошения[13] они возрастают. В результате создаётся возможность присвоения их военным путём. Таким образом, около 9 – 10 тыс. лет назад[14] на Ближнем Востоке – первоначально, видимо, в странах «Плодородного полумесяца» – возникают предпосылки для грабительских войн. Этнографические источники говорят о том, что на этом этапе развития общественного производства появляются отряды, уже не включающие всё взрослое мужское население племени, а состоящие из добровольцев, которые ведут такие войны. Эти отряды уже не подчиняются прежним правилам вооруженной борьбы, в частности, предпринимают внезапные нападения на противника[15]. Важно отметить, что на этапе разложения родового строя войны, в т. ч. грабительские, по-прежнему ведутся в интересах всего рода или племени, несмотря на то, что воины, занимающиеся ими, уже выделяются из остального племенного коллектива. «Дисциплина была основана на подчинении общественным интересам, общественному мнению, в административном принуждении не было надобности. Общественные основы дисциплины составляли прочный ее фундамент. Родовые связи и общественные интересы объединяли, сплачивали воинов»[16].

В этот период, предшествующий выраженному имущественному расслоению в древних обществах, участие в военных походах – рискованных предприятиях, направленных на улучшение благосостояния всего племени – становится престижным: «воины […] пользовались большим почетом»[17]. Высокий престиж роли воина не только сохраняется на всю эпоху древности, но и возрастает в средние века. Вместе с тем, в ходе развития общества роль военной организации в нём меняется, и в дальнейшем высокое положение воинов приобретает иные основания.

В результате того, что «война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни»[18] общество претерпевает изменения: «военный вождь народа – rex, basileus, thiudans – становится необходимым, постоянным должностным лицом»[19], а в дальнейшем «грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, равно как и подчиненных ему военачальников»[20]. Это приводит к тому, что «органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается […] в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа»[21].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.003 с.)