Общая характеристика ситуации , складывающейся в рыбохозяйственном комплексе на современном этапе развития экономики страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика ситуации , складывающейся в рыбохозяйственном комплексе на современном этапе развития экономики страны



В последние годы руководство страны приняло ориентацию на активное включение России в различные международные организации. Вступление во Всемирную торговую организацию, которая объединяет 148 стран мира и регулирует более 96% общемирового товарооборота, президент России провозгласил приоритетной задачей экономического развития.

В современном мире активно развиваются процессы глобализации, характеризующиеся массовым перемещением товаров, услуг, капитала и быстрым распространением достижений научно-технического прогресса. В результате растёт зависимость стран и регионов друг от друга, складывается целостная система мировой экономики. С середины прошлого века возникла и сегодня активно совершенствуется система управления мировым хозяйством. Были созданы международные органы: ООН - политический аспект; ГАТТ/ВТО – внешнеторговый; ЮНЕСКО - культурный, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) - валютно-финансовый и другие многочисленные специализированные организации (ВОЗ, ФАО и др.). Широкое распространение получили региональные объединения разного уровня интеграции.

Россия - одна из крупнейших стран мира, но её участие в мировых связях незначительно: удельный вес в мировом экспорте товаров составляет 1,7%, услуг - 0,7%, в импорте товаров - 0,8% и услуг - 1,2%. В накопленных объёмах прямых иностранных инвестиций доля России -0,3%1)2). Структура производства ВВП и экспорта существенно смещена в область производства сырьевых товаров и товаров традиционных технологий в ущерб высокотехнологичным отраслям. То есть Россия не использует в достаточной мере внешнеэкономические связи и выгоды от участия в международном разделении труда. Кроме того, не являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), страна не принимает участия в регулировании международных правил внешнеторговой деятельности3).

На рубеже XXI в. стало очевидным, что дальнейшее развитие России на базе унаследованной от СССР экономической и внешнеторговой структуры с использованием методов административно-командного управления может завести страну в тупик. Руководство страны начало решительнее проводить курс на отказ от инерционной модели как несостоятельной в новых внутренних и международных условиях. Растет осознание того, что ситуация может ухудшиться из-за противоречий, связанных с глобализацией. Правда, в свою очередь, все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.

В то же время они констатируют затянувшееся отставание многих стран от передовых государств, во многом создавших постиндустриальные общества, что чревато угрозой выталкивания отстающих на "обочину" цивилизации, закрепления их подчиненного положения4).

В результате объективного процесса глобализации меняется вся система мирохозяйственных связей: значительно усиливаются тенденции к взаимодей-ствию высокоразвитых и развивающихся стран, характер правящих режимов все в меньшей степени влияет на эти отношения. На первый план выходят экономические интересы. Однако слишком быстрое следование экономическим моделям глобализации без должного учета собственного весьма непродол-жительного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках. Россия, следовательно, лишится одного из важнейших преимуществ страны, располагающей крупными запасами углеводородного сырья. Ведь именно данный фактор можно было бы и должен быть использован для поддержки отечественных производителей, особенно занятых в продовольственном комплексе.

Рост цен на нефтепродукты существенно ограничивает возможности последних применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного территориального размещения сельскохозяйственного и рыбохозяйственного производств, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях.

Сказанное выше свидетельствует о важности роли государства в эпоху глобализации. Осуществляя либерализацию своих функций в области управления экономикой, оно не может полностью устраниться от выполнения стоящих перед ним задач в данной сфере. Напротив, как показывает мировой опыт, его регулирующая роль должна возрастать для предотвращения неизбежного хаоса из-за стихийного развития рыночных процессов. Государственная поддержка должна проявляться в проведении протекционистской политики в области производственного комплекса, в том числе по отношению к сельскохозяйственным и рыбохозяйственным товаропроизводителям, а также к только встающим «на ноги» перерабатывающим отраслям. Она будет требоваться до тех пор, пока их продукция не будет соответствовать определенным стандартам качества и не окажется конкурентоспособной на внешних рынках. В этих целях весьма эффективно применение таможенных барьеров. Разумеется, речь не должна идти о немедленном отказе от импорта продовольствия, а также сельскохозяйственного и рыбного сырья, полуфабрикатов. Здесь необходим пересмотр импортной политики в области тех видов товаров, спрос на которые при сложившихся ценах может удовлетворяться за счет отечественного производства.

He будучи членом ВТО, Россия не может в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка. Очевидно, пока они не так велики, поскольку сегодня до 80% российского экспорта приходится на сырьевые товары, в которых заинтересованы многие наши торговые партнеры. Однако, когда Россия пытается поставлять на мировой рынок высокотехнологичную продукцию, конкуренты тут же начинают применять к ней дискриминационные меры. Так, по оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, ежегодные потери нашей страны от действия дискриминационных мер достигают 2,5 млрд. долл. США1). Добавим, что США до сих пор не предоставили России статуса страны наибольшего благоприятствования в торговле. Находясь вне рамок ВТО, Россия не может участвовать и в выработке условий внешнеэкономической деятельности.

Вопрос о том, какие преимущества получит Россия, став членом ВТО, сегодня является предметом многочисленных дискуссий. Из них следует, что вступление в ВТО необходимо, так как принесет выгоды, прежде всего населению: цены на импортные товары и услуги уменьшатся за счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт; станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов; усилится конкурентная борьба за потребителя; как результат повысится качество товаров и услуг. В итоге выиграет и производитель, поскольку по мере улучшения потребительских качеств выпускаемых товаров возрастет и спрос на них на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, вступление России в ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению ее экономической безопасности.

Вместе с тем нельзя не отметить возникновение новых угроз экономической безопасности России. Как известно, каждая страна заключает с ВТО собственное соглашение. Видимо, Россия должна действовать не менее осмотрительно, чтобы в результате вхождения в эту организацию не произошло сокращения объемов отечественного производства. Членство в ВТО не дает полной гарантии от антидемпинговых мер, которые, например, применяют США по отношению к российскому экспорту металлопродукции1).

Сегодняшнюю структуру российского экспорта в страны ЕС нельзя признать рациональной, поскольку 1/3 его составляет минеральное сырье и еще 1/3 приходится на металлы и древесину. Столь же неэффективна и структура импорта России из ЕС -1/3 его представлена продовольствием и товарами широкого потребления. Соотношение поставок техники находится на уровне 30:1 в пользу Евросоюза. Можно предположить, что и в перспективе большинство российских товаров будет пользоваться в ЕС ограниченным спросом в связи со снижением ресурсоемкого местного производства.

Кроме того, необходимо заметить, что в настоящее время Россия практически не представлена на европейских рынках инжиниринга, финансовых услуг и телекоммуникаций, которые развиваются высокими темпами. Однако главная же угроза экономической безопасности нашей страны при вступлении в ВТО состоит в открытости отечественного рынка для импорта.

Последнее из-за низкой конкурентоспособности может привести к свертыванию многих востребованных в России производств. Пока данная угроза в известной степени смягчается принятием протекционистских мер, связанных с установлением высоких пошлин на импорт, его количественных ограничений и пр. Однако и в этом случае российский внутренний рынок все равно испытывает сильное давление импорта. Как результат - сокращается производство отечественных товаров. После присоединения к ВТО России придется отказаться от подобных мер защиты, что несомненно, может привести к усилению негативного влияния импорта. Для относительно отсталых отраслей, где еще не сложилась нормальная конкуренция, пока не произошла консолидация активов, снижение импортных тарифов сыграет отрицательную роль - замедлит их рост. В невыгодном положении могут оказаться те отрасли отечественного машиностроения, которые характеризуются неустойчивым развитием, ограниченными возможностями выхода на внешний рынок, неудовлетворительными финансовыми показателями. К тому же падение производства в отдельных отраслях приведет к росту безработицы.

К нежелательным последствием могут привести и сокращение или даже полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и различного рода сырья из России. Государство при этом лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы являются источником значительных поступлений в государственный бюджет.

Безусловно, к числу весьма серьезных проблем, связанных со вступлением в ВТО России, следует отнести и проблемы в области возрождения и развития отраслей, входящих в продовольственный комплекс, в первую очередь агропромышленного (АПК) и рыбохозяйственного (РХК) комплексов.

Как известно, вступление в ВТО обязывает обеспечить:

1) либерализацию и открытость внутреннего продовольственного рынка на основе введения максимально допустимого уровня связанных тарифных пошлин и последующего его снижения;

2) минимизацию государственной поддержки отраслей продовольственного комплекса;

3) крайне ограниченное (вплоть до полной отмены) применение экспортных субсидий. При этом нельзя не учитывать, что Россия в принятой страновой классификации не относится ни к категории развивающихся стран, для которых установлены сравнительно щадящие количественные и качественные параметры по регулированию продовольственного производства и торговли продуктами питания, ни к группе, так называемых «старых» стран (вступивших в ВТО до Уругвайского раунда), где также допускается более свободный, дифференцированный режим по всему сектору инструментов регулирования продовольственного комплекса и торговли его продукции1).

Как подчеркивается многими специалистами и политиками, действительно, от ВТО никуда не деться, и с этим уже никто не спорит. Нельзя быть вне организации, которая определяет правила поведения на мировых рынках (95% торговли оборачивается среди членов именно этого международного клуба). Однако стоит ли так торопиться с присоединением? На каких условиях следует это делать, какие отрасли защищать любой ценой, а в чем ради маневра можно уступить?

В целом переговорный процесс можно рассматривать как многосторонний и достаточно гибкий механизм, обеспечивающий либерализацию международных торговых отношений как путем выработки общих правил, так и индивидуальных исключений для отдельных стран на переходный период их адаптации. Нельзя не учитывать и тот факт, что в процессе переговоров будет происходить столкновение различных интересов, согласование которых и определит условия присоединения страны к ВТО.

Подготовка к вступлению Российской Федерации в ВТО не сводится к адаптации российского торгового законодательства к требованиям этой организации. Россия испытывает сильный нажим со стороны ВТО, стремящейся добиться выравнивания внутренних российских и международных цен на энергоносители. Тем самым страны - члены ВТО - пытаются защитить своих товаропроизводителей от конкуренции со стороны российских товаров, в стоимость которых закладываются меньшие расходы на энергию, что позволяет продавать их по более низким ценам. К сожалению, Россия до сих пор не имеет четко выработанной позиции по проблемам в области развития продовольственного комплекса и ряду других, жизненно важных для экономики страны.

Предстоящее присоединение России к ВТО требует от Минсельхоза России и, в частности Федерального органа управления рыбной промышленностью и хозяйством, соответствующей активизации проведения промышленной и внешнеторговой политики в области развития рыбной промышленности и хозяйства России в перспективе, в том числе расширения и углубления нормативной правовой деятельности в направлении освоения водных биоресурсов, их переработки и реализации рыбных товаров на внутреннем и внешних рынках, а также повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Активизация промышленной и внешнеторговой политики, нацеленной на модернизацию экономики отечественного рыбохозяйственного комплекса, переход к инновационным формам хозяйствования, расширение государственной поддержки российских товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, в условиях участия России в ВТО являются обязательной и решающей предпосылкой преодоления возможных последствий от присоединения России к ВТО в рыбной промышленности и хозяйстве в перспективе.

Итоги внешней торговли России рыбными товарами показывают недостаточную эффективность внешнеторговой деятельности. Масштабный экспорт носит преимущественно сырьевой характер. Около 60% рыбных товаров поставляется непосредственно из районов промысла без должного оформления таможенных документов в российских портах. Отмечается возрастание импортных поставок рыбных товаров.

В период 2000-2006 гг. Россия при общем объеме уловов и производстве товарной продукции в аквахозяйствах на уровне 4,04-3,30 млн. т. и выпуске рыбной продукции в объеме 3,40-3,05 млн. т экспортировала в данный период 1,2-1,3 млн. т пищевых рыбных товаров и импортировала их – 0,47-0,85 млн. т. При этом, как показывают результаты анализа, отмечалась четкая тенденция в период 2000-2006 гг. последовательное повышение средних экспортных цен на пищевые рыбные товары, включая консервы (с 1,27 в 2000 г. до 1,56 тыс. долл. США за тонну в 2006 г.), и повышение средних импортных цен на них (с 0,48 в 2000 г. до 1,57 в 2006 г.) при соответствующем увеличении валютной выручки за рассматриваемый период на 29,9% и объемов импортных поставок их в стоимостном выражении в 7,8 раза. Несмотря на отмечаемый в 2006 г. по сравнению с 2000 г. рост средней экспортной цены на пищевые рыбные товары, включая консервы (с 1,41 до 1,56 тыс. долл. США за тонну, или 110,6%), ситуация на внешнем рынке рыбных товаров оставалась тревожной: если средняя экспортная цена за период 2000-2006 гг. увеличилась только на 10,6,%, то средняя импортная цена – 33%, если валютная выручка от экспорта возросла на 2,1%, то стоимость импортных поставок – на 10,4%. Все это являлось признаком снижения эффективности внешнеторговой деятельности рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь в результате низкого уровня конкурентоспособности рыбных товаров и организации внешней торговли ими.

Среди других негативных моментов можно выделить снижение в период 2000-2006 гг. соотношения экспорта и импорта пищевых рыбных товаров, включая консервы (в натуральном выражении с 2,60 в 2000 г. до 1,49 в 2005 г.; в стоимостном – с 8,9 до 1,48 соответственно). Это означало появление четкой тенденции к увеличению продовольственной зависимости России от импортных поставок данного вида рыбных товаров1).

Как показывают результаты анализа системы сертификации продукции, к реализации рыбных товаров на внешнем рынке в условиях присоединения к ВТО готовы лишь около 10% приморских предприятий, которые могут успешно конкурировать на рынке дальнего зарубежья.

Кроме внешнего рынка рыбных товаров, в России формируются и развиваются рынки рыбопромысловых судов, рыбообрабатывающего оборудования, материалов и комплектующих изделий, рыбохозяйственных услуг в области судоремонта, связи и др., производственные сегменты которых также чувствительны к нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг.

На состоянии внешней торговли продолжает сказываться нерешенность многих проблем, связанных с организацией промысла, обновлением производственных фондов отрасли, и в первую очередь флота, вывозом рыбной продукции из районов промысла и доставкой ее в отечественные порты и др.

Участие России в деятельности ВТО, несомненно, потребует существенного совершенствования системы государственного управления внешнеторговой деятельностью в рыбохозяйственном комплексе России. При этом должна возрасти значимость расширения форм и объемов субсидирования рыбохозяйственных предприятий с учетом соответствующих структурных изменений в экономике в условиях присоединения России к ВТО.

Федеральному органу управления рыбной промышленностью и хозяйством России необходимо уделить особое внимание реализации «прорывных» экономических, научно-технических, внешнеторговых и социальных решений.

Отмечая важность вступления России в ВТО, следует учитывать, что рыбная промышленность и хозяйство сегодня пока не готовы к полноценному эффективному участию в международных программах и проектах, реализуемых в рамках данной организации.

В условиях вступления России в ВТО требуется существенное повышение уровня внешнеэкономической и внешнеторговой активности ведущих рыбохозяйственных предприятий.

Необходимость формирования единой государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса России в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, адаптированной к условиям участия России в ВТО, и усиления конкурентоспособности рыбных товаров и отраслевых услуг на внутреннем и внешнем рынках и определяют актуальность расширения исследований в области участия рыбной промышленности и хозяйства страны на современном этапе и в долгосрочной перспективе в обеспечении продовольственной безопасности России.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Понятия рыбной промышленности и хозяйства.

2. Рыбная промышленность: понятие, классификация по экономическому назначению и использованию продукции, сходство и различия с другими отраслями добывающей промышленности.

3. Сходство и различие рыбной промышленности и сельского хозяйства.

4. Структура рыбной промышленности и хозяйства: понятие и содержание составляющих.

5. Направления производственной и хозяйственной деятельности рыбохо-зяйственного комплекса.

6. Участие в обеспечении продовольственной безопасности России.

7. Взаимообусловленность рыбной промышленности и хозяйства с другими отраслями экономики страны.

8. Социальная значимость рыбохозяйственного комплекса.

9. Общая характеристика складывающейся ситуации в рыбохозяйственном комплексе на современном этапе вступления России в ВТО.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.025 с.)