Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели и аспекты, характеризующие продовольственную безопасность на международном уровне
Одним из важнейших видов безопасности является продовольственная безопасность, выступающая как составная часть национальной безопасности и находящаяся в тесной взаимосвязи с другими видами безопасности и ее аспектами. Действительно, при определении сущности, места и роли ее в реальном мире в различных литературных источниках (как зарубежных, так и отечественных) понятие безопасности достаточно четко трактуется как определенное состояние защищенности конкретных объектов, процессов и т.п. от каких-либо «поражающих факторов» или их совокупности, защищенности жизненных интересов страны, общества, государства, личности, семьи, этноса от внутренних и внешних угроз1). В этой связи возникает закономерный вопрос в отношении сути самого продовольствия, процессов его производства, распределения, обмена и потребления. Исторически и логически они являются основой процессов как таковых, входящих и определяющих жизненно важные интересы страны, общества и государства, обеспечивая первейшие потребности их граждан. В современном политически и экономически разобщенном мире национальные производители и внутренние рынки продовольствия являются сутью объекта защиты со стороны государства. При формулировании основных угроз в одобренных Президентом РФ указом № 608 от 29 апреля 1996г. «Основных положениях государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», а также уточнении их в 2000г. в рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации2), в составе основных угроз отмечались: рост имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; деформированность структуры российской экономики и завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; усиление неравномерности социально-экономического развития регионов. Ясно, что перечисленные угрозы национальной безопасности страны существенно связаны с ее продовольственной безопасностью. Так, увеличение имущественной дифференциации влечет за собой снижение платежеспособного спроса на продовольствие и соответствующее сокращение его потребления значительными слоями населения. Гипертрофированный импорт продовольствия и сырья для его производства наносит ущерб отечественным производителям. Перекосы в региональном социально-экономическом развитии России нарушают единство продовольственного рынка страны, провоцируют нелегитимные запреты и ограничения на перемещение продуктов питания, снижают надежность продовольственного снабжения промышленно развитых традиционно ввозящими продовольствие регионами.
Как показывают результаты анализа функционирования отраслей экономики страны, их взаимной связи и обусловленности в период становления и развития рыночных отношений, теснейшая сопряженность продовольственной безопасности с национальными интересами в социальной сфере, равно как и во внешнеэкономических отношениях, вполне очевидна. Понятно также, что финансовый кризис в продовольственном комплексе (несостоятельность большинства предприятий, организаций, хозяйств) порождают «цепочку» неплатежей во всей экономике страны, подрывая финансовую устойчивость ее. Налицо прямая связь продовольственной безопасности с состоянием экологии. Все это является определенным аргументом в пользу разработки, принятия и последующего развития специальных нормативных правовых актов в области продовольственной безопасности, создания соответствующих особых организационных структур и механизмов, а значит, в конечном счете – в формировании и реализации национальной модели продовольственной безопасности. Исходная методолого-теоретическая задача по формированию понятийного аппарата в области продовольственной безопасности может и должна быть решена. При этом следует иметь ввиду, что именно на основе концепции продовольственной безопасности и соответствующих программ на различных уровнях иерархии по реализации ее в кратко-, средне- и долгосрочном периодах должна строится современная политика большинства стран в области продовольственного обеспечения и в этой связи развития продовольственного комплекса и смежных с ним отраслей экономики страны. Как известно, термин «продовольственная безопасность» введен в международную практику в 70-х годах после глубокого зернового кризиса в 1972-1973 гг. Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) был создан постоянно действующий Комитет продовольственной безопасности при ФАО. Официально принятый в мировой практике термин сейчас используется для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрированных стран, а также мирового рынка продовольствия1). Проблемы стабильного продовольственного обеспечения населения были предметом пристального внимания правительств на протяжении всей истории человечества. Но в 90-х годах вопросы международной, национальной, экономической, продовольственной безопасности постепенно стали занимать одно из центральных мест в политике многих государств мира. В 1996 г. были начаты многолетние переговоры в рамках ГАТТ (состоялся Уругвайский раунд). Эти меры были вызваны неудовлетворительным состоянием дел в области международной сельскохозяйственной торговли. Было принято специальное решение «Большой семерки», состоялся доклад трехсторонней комиссии, посвященный этим проблемам. Вопросы по продовольственному обеспечению населения постоянно входили в повестку дня в двухсторонних отношениях США с Европейским союзом, Японией и Россией.
Раньше, как известно, зерно было орудием политики в отношениях между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. На состоявшемся в ноябре 1996 г. всемирном форуме по проблемам продовольствия в Риме была разработана и принята «Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности». ФАО надеялось, что в рамках принятых решений в рамках достигнутых договоренностей по механизмам обеспечения продовольственной безопасности удастся к 2015 г. вдвое снизить численность регулярно недоедающих людей, которая в мире в середине 90-х годов составляла более 800 млн. человек1). В целях обеспечения современного мониторинга проблем, связанных с всемирной продовольственной безопасностью, при штабе ФАО в Риме постоянно действует Комитет по Всемирной продовольственной безопасности (GPS). На сессиях, проходящих примерно раз в месяц, обсуждаются вопросы по: улучшению обеспечения продовольствием среднего класса и неимущих; состоянию выполнения специальных программ по продовольственной безопасности для стран-участниц; мониторингу мировой ситуации с запасами зерна и возможному воздействию цен мирового рынка на всемирную (глобальную) и национальную продовольственную безопасность. Существенно то, что в настоящее время проблема в области обеспечения продовольственной безопасности все больше начинает привлекать внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Сложились различные подходы к проблеме в области международной продовольственной безопасности. По мнению американских специалистов, многие государства в целях самообеспечения продовольствием платят слишком высокую цену в виде субсидий сельскому хозяйству, импортных ограничений, создают весьма большие резервы продуктов, в то время, как международная продовольственная безопасность должна строится на таких принципах, как: отказ от аграрных субсидий; свободная торговля сельскохозяйственными продуктами. Специалисты США считают, что потенциал США, Канады и Австралии достаточен для гарантированного обеспечения продовольствием всего мира.
С ними не соглашаются специалисты стран Западной Европы и Японии. ЕС, Япония и, особенно Швейцария, Швеция и Финляндия, придерживаются иной концепции национальной продовольственной безопасности, предусматривающей поддержание определенного уровня продовольственной самообеспеченности с использованием государственных программ поддержки. Именно эти меры позволили странам ЕС к началу 80-х годов добиться самообеспеченности зерном. Это было достигнуто за счет значительных вложений, поддержания внутренних цен на уровне, в 2-3 раза превышающим мировой. На первый взгляд это – экономически неэффективно. Однако если эту проблему рассматривать шире и не только по содержанию, но и по времени, а также учитывать, что такие меры отвечают интересам национальной безопасности, позволяют не опасаться эмбарго, прекращения поставок, то оценка эффективности кардинально изменяется. Европейцы и японцы испытали это в 1973г. при неурожае сои. Несмотря на существенные различия в подходах к определению продовольственной безопасности, общим для всех стран требованием является поддержание на необходимом уровне таких показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе. Подход ФАО к международной продовольственной безопасности строится на разработке четких критериев порогов стабильности, способов уменьшения напряженности, предотвращения кризисов в области производства, распределения и торговли продовольствием в мире. В настоящее время оценка состояния международной продовольственной безопасности экспертами ФАО осуществляется с помощью двух количественных показателей (рис.10).
Рис.10. Подход ФАО к оценке международной продовольственной безопасности
Результаты обобщения и систематизации зарубежных и отечественных материалов исследований в области национальной безопасности позволяют выделить общие критерии и показатели оценки продовольственной безопасности. При этом национальная продовольственная безопасность рассматривается прежде всего как важная составляющая национальной безопасности. Она предполагает способность государства обеспечивать экономическую устойчивость и политическую независимость своих граждан без ущерба национальным интересам. В такой трактовке понятия продовольственной безопасности рассматриваются два аспекта1 ).
Первый аспект – социально-экономический – характеризует способность государства обеспечивать своих граждан основными продуктами питания в соответствии с принятыми стандартами и нормами. Этот аспект трактуется Римской декларацией по всемирной продовольственной безопасности как необходимость обеспечивать «право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом на жизнь»2). Второй аспект – политико-экономический – определяет способность государства мобилизовать внутренние ресурсы и агроэкономический потенциал страны для организации снабжения населения продовольствием преимущественно за счет собственного производства и тем самым гарантировать экономическую безопасность и политический суверенитет. Условия продовольственной безопасности предлагается классифицировать в четырех направлениях (рис.11).
Рис. 11. Классификация условий продовольственной безопасности
Национальную продовольственную безопасность следует рассматривать также и как элемент международной продовольственной безопасности. При этом благополучные в отношении продовольственного обеспечения страны являются стабилизаторами мирового продовольственного рынка и источниками поддержания продовольственной безопасности государств с неблагоприятными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства. В Римской декларации основные направления обеспечения продовольственной безопасности с помощью национальных систем регулирования аграрного производства выражены двумя главными тезисами: 1) следование устойчивой политике и практике продовольственного, сельскохозяйственного, рыболовного, лесоводческого и сельского развития на территориях с высоким или низким потенциалом возможностей, то есть мобилизация и максимальное использование ресурсов и национального агроэкономического потенциала каждого государства, что в конечном счете ведет к увеличению общемировых ресурсов продовольствия; 2) создание условий для того, чтобы продовольственная, сельскохозяй-ственная и общеторговая политика вела к установлению продовольственной безопасности для всех путем честной и ориентированной на рынок мировой торговой системы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.01 с.) |