Виды и аспекты безопасности России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и аспекты безопасности России



Вообще безопасность - это философская категория. Она не является чём-то предметным, материальным. Она выступает в виде некой абстрактной формы выражения жизнеспособности объектов конкретного мира. Представ­ления о безопасности развивались от поверхностного к более глубокому, по­строенному на научной основе. На сегодня существует множество определе­ний безопасности. Каждое из них по-своему раскрывает природу этого явле­ния.

Результаты анализа существующей терминологии в области безопасно­сти позволяют вполне оправданно рассматривать понятие «безопасность» как главным образом защищенность систем, объектов, существ, изделий, то­варов и т.п. от какого - либо «поражающего фактора» или их совокупности2). Однако, несомненно, данное определение - это лишь один из вари­антов (хотя и наиболее частый) реагирования на какую-либо угрозу, опас­ность, которые можно избежать, предотвратить, или локализовать, сохраняя при этом способность защищаться в активной или пассивной формах. Так, безопасность может выступать и как свойство любой системы, условие ее существования и развития, и как процесс, и как результат самой деятельно­сти. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «безопасность» носит конкретно-исторический характер, то есть имеет прошлое, настоящее и бу­дущее, рассматривается в пространстве и во времени, имеет духовную и ма­териальную составляющие. Кроме того, безопасность можно охарактеризо­вать как сложное, системное, многоаспектное явление, как сама жизнь, с при­знаками «общего», «особенного» и «единичного».

Как известно, в глобальной системе «природа и человек» можно вы­делить пять взаимодействующих подсистем: природа, объединяющая гео -, гидро -, атмо- и биосферу; человек (этносфера), техносфера и социосфера, выступающие как плоды его деятельности, и ноосфера, представляющая со­бой всеобщее информационное пространство, объективно складывающееся благодаря еще не до конца осознанному человеком всеобщему обмену ин­формацией. Все эти подсистемы являются объектами и субъектами безо­пасности. Они испытывают на себе взаимодействие друг друга, которое мо­жет быть как положительным, так и отрицательным, и в своем развитии соз­дают предпосылки для успешного функционирования или разрушения, как самих себя, так и других подсистем, входящих в глобальную систему «при­рода - человек».

Важнейшим объектом безопасности, на сохранность которого ориенти­рована безопасность всех остальных объектов и субъектов, каждого из нас, безусловно, является биосфера. Последняя представляет собой комплексную и специфическую оболочку планеты, наличие, функционирование и сохран­ность которой и делает возможным существование на Земле современных форм жизни, включая человека и любую его деятельность. Тем не менее, главным объектом и субъектом безопасности сегодня провозглашен человек. Именно он считается сегодня самым ценным и уязвимым, но и наиболее опасным как для себя, так и среды обитания на Земле. Человек по сути представляет собой исходную начальную категорию для всех структур безопасности. Непосредственно близки к нему семья и этнос. Семья является основ­ным социальным узлом, связывающим человека с этносом. Этнос - это чет­кая устойчивая категория, определяющая для нас язык, культуру, жизненный уклад. Человек и этнос вместе с биосферой определяют и характеризуют конкретный населенный пункт или его часть.

Среди более крупных категорий объектов и субъектов рассматриваются общество, народ, нация (в устоявшихся представлениях, как страна), госу­дарство. В связи с тем, что они непостоянны и приходящи даже в непродол­жительной исторической ретроспективе, а потому аморфны и менее устойчи­вы, к базисным общественным категориям относят только три - человек, се­мья и этнос.

Исходя из системности и комплексности понятия «безопасность», раз­личают множество видов и аспектов безопасности. Важнейшие из них пред­ставлены на рис. 8.

Рассмотрение видов и аспектов безопасности позволяет выделить глав­ные структурные элементы, в том числе человек (личность), семья (социаль­ная группа), общество (нация) в целом, государство (группы государств, ми­ровое сообщество), природа, а также уточнить соответствующую терминоло­гию - безопасность личная; групповая; государственная, национальная (для страны); коллективная (для групп стран); всеобщая коллективная (для плане­ты). При этом нельзя не отметить, что человек (личность), будучи сам объек­том и субъектом системы безопасности, присутствует во всех других подсис­темах безопасности, играя системообразующую роль. То есть обеспечение его безопасности рассматривается как условие обеспечения всех других форм и уровней безопасности. При этом необходимо заметить, что, в свою очередь, положение личности определяется состоянием общества, государст­ва и природы. Она находится в зоне влияния всех угроз и опасностей, ибо именно и в первую очередь в результате действия различного рода деструк­тивных социально - экономических, политических, экологических и техни­ческих событий страдает человек. Кроме того, личность, представляющая собой биосоциальную систему, выступает одновременно в роли человека, как члена общества и как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды. Если в первом случае речь идет о правовой, материальной и бытовой безопасности, то во втором случае безопасность обеспечивается в зависимости от среды обитания (физическая, химическая, биологическая, радиационная и др.), характера воздействия (соматическая или защищенность тела от травм и прочих поражений, психическая, физиологическая, энергетическая).

Основным и наиболее комплексным универсальным инструментом обеспечения безопасности следует считать государство. Оно призвано дополнять усилия граждан и общественных организаций защищать всех индивидуумов, все социальные группы, все общество (нацию) в целом. Это и есть его основное предназначение.

Объективная необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов, преодоления опасностей и угроз обусловливает стремление к созданию, функционированию и развитию системы обеспечения безопасности страны, национальной безопасности (см. рис. 8).

 

Рис. 8. Классификация видов и аспектов безопасности

 

Под термином «безопасность страны» понимается такой уровень и состояние общественных (в том числе и международных) отношений, материальных и духовных возможностей, способностей ее народов, которые обеспечивают процесс устойчивого, независимого, самостоятельного и свободного развития общества, реализацию им выбранного пути. Система безопасности страны включает управляющую и управляемую подсистемы, субъекты и объекты, цели и задачи, методы, способы и средства, механизмы и технологии обеспечения безопасности личности (человека), семьи, этноса, общества, государства и природной среды. Она определяет национальный вид безопасности, непосредственно связана с другими видами безопасности (политической, экономической, социальной, продовольственной, военной, экологической, демографической, региональной, информационной), различными аспектами безопасности (см. рис. 8), включает сложный механизм сохранения и развития ценностей и интересов населения данной страны, является организационной основой для принятия нормативных правовых актов и мер по применению соответствующих сил и средств.

В качестве предметов безопасности страны выступают жизнь и здоровье людей, их политические, социальные, экономические, социокультурные и иные права и свободы, политическая организация, ресурсы, условия функционирования и развития общества, пространственные границы.

Основой государственной политики в области безопасности страны является концепция национальной безопасности1). В под концепцией национальной безопасности Российской Федерации понимается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней формулируются основные понятия и важнейшие направления государственной политики страны в области национальной безопасности.

Национальная безопасность Российской Федерации – безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующим на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Система обеспечения национальной безопасности страны создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества, государства. В формировании политики в области обеспечения национальной безопасности РФ принимают участие: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Совет Безопасности РФ проводит работу по упреждающему влиянию и оценке угроз национальной безопасности РФ, оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности РФ, координирует деятельность сил и органов обеспечения ее, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений в этой области.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической деятельности являются приоритетными направлениями политики государства, в том числе: во внешнеэкономической к ним относятся создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами – участницами СНГ; во внутриэкономической – правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ, усиление государственного регулирования в экономике, принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно – технического, технологического и производственного потенциалов, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Концепция национальной безопасности основывается на целостной системе знаний в области теории и практики безопасности. Она является по сути выражением официальных взглядов по вопросам ее обеспечения. В настоящее время наиболее распространенной методологией в области безопасности остается материалистическая диалектика, то есть понимание безопасности как процесса борьбы противоположностей, который развивается по спирали, через отрицание отрицания, через переход количественных изменений в новое качество. Наиболее полно систему безопасности характеризуют принципы ее построения и функционирования ее (рис. 9).

Функционирование системы безопасности предполагает следующие этапы: получение информации об опасности или угрозе; оценка и анализ ее; выработка решений и мер по реагированию; определение исполнителей на применение соответствующих сил и средств; конкретные действия исполнителей по устранению, нейтрализации или минимизации опасностей и угроз; извлечение уроков и формулирование выводов из полученного опыта; учет их в повседневной жизнедеятельности.

Изучение истории человеческой жизнедеятельности показывает, что с точки зрения характера проявления опасностей и угроз довольно четко просматривается два периода – до- и комфортный. Они тесно связаны с природной средой, с использованием ее в процессе жизнедеятельности человека, но на различных уровнях их общения и взаимодействия. Если в докомфортный период человек полностью зависел от окружающей природы, боялся ее, а потому относился к ней с почтением, обожествлял ее, то с появлением у него первых комфортных технологий, с переходом к домашнему образу жизни и ведению сельского хозяйства (а это всего лишь 7-10 тыс. лет тому назад) человек стал активно отгораживаться от природы, приспосабливать ее к своим нуждам. По мере объединения людей в сообщества и создания государственных образований, которые становились своего рода формой выживания и вместе с тем средством покорения окружающей среды, возможности у человека в плане адаптации к природе неизмеримо возрастали. Благодаря научно – техническому прогрессу человек соорудил массу защитных оболочек (одежда, щит, дом, огород и т. п.), создал искусственное окружение, которое в определенной степени гарантировало ему некоторую безопасность и комфортное существование. Однако благие пожелания, связанные со стремлением к лучшей, безопасной и комфортной жизни, обернулись сегодня для людей обратной стороной. Пытаясь защититься от опасностей и угроз, человек неизменно создавал для себя новые, порою еще большие. Объединившись в сообщества, создав государства, у людей появились возможности организации систем, способных выполнять защитные функции жизнеобеспечения людей. Вместе с тем человек попал в среду, где опасности и угрозы исходили уже со стороны их членов, самого государства, других сообществ, государств. Несомненно, общий процесс приводил к определенному росту комфорта, совершенствованию систем жизнеобеспечения (качества жилищ, обогрев, водопровод, канализация, дороги, транспорт и т. п.). Но одновременно утрачивались приобретенные навыки и способности общения человека с природой. При этом человек все более отдалялся как от природы, так и от человека. Все это сопровождалось деградацией врожденного чувства опасности, инстинкта самосохранения, закреплением самоуспокоенности, беспечности, ощущения превосходства над силами природы.

Казалось бы, что при развитии цивилизации опасности и угрозы существованию человечества, странам и народам, каждой личности будут ослабевать. Однако произошло обратное. В силу своего легкомыслия, беспечности, отсутствия соответствующей информации и других обстоятельств, человек, оставаясь существом разумным, а человечество, обладая коллективным разумом, оказались по сути неспособными правильно осознавать складывающиеся реальности, адекватно реагировать на новые опасности и угрозы. Именно собственным поведением людей и можно объяснить катастрофичность нынешней ситуации в мире, подошедшей к роковой черте, когда перед цивилизацией встает выбор – либо погибнуть, либо, используя накопленный потенциал, выйти на принципиально иные решения своего существования и развития. За беспечность надо отвечать. И в этом плане катастрофы являются проявлением закономерностей, не только предостережением, но и возмездием за неразумное, безнравственное поведение.

Конфликт выражается в различных формах – от индивидуального поведения на почве вражды, нетерпимости и откровенной дискриминации на межличностном уровне до общественно – политических выступлений, выплескивающихся в мятежи, бунты, резню, терроризм и гражданские и локальные войны. При этом опасности традиционно персонифицировались и выступали в виде врага (противника) внутреннего и внешнего. Им объявлялись страны, народы, классы, социальные группы, отдельные лица. Образ врага формировался путем инверсии (перенесении) собственных страхов и негативных черт, свойственных как человеку, так и его сообществу. Сейчас в мире проявляются определенные попытки строить безопасность, отталкиваясь не от понятия врага, а от опасности, угрожающих действий в любых их проявлениях. Такой подход следует считать перспективным.

Опасности и угрозы по своему характеру и масштабам могут быть глобальными, региональными, для стран, этноса, социальной группы, человека (личности); по источникам возникновения – внутренние и внешние; в зависимости от вероятности и времени наступления негативных последствий – реальные, потенциальные и мнимые.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.013 с.)