Современное состояние продовольственной безопасности России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние продовольственной безопасности России



 

Переход к рыночным отношениям, продолжающийся уже более 15 лет, породил множество проблем, затронувших каждого жителя России. Одними из них, несомненно, являются проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности страны. Несмотря на то, что с самого начала формирования в России рыночной экономики решение этих проблем было отнесено к числу наиважнейших приоритетных государственных задач, реализация их решения осуществлялась ранее, происходит и сегодня, но очень медленно и трудно. Можно полностью согласиться с И. Оболенцевым и др. авторами в том, что к одной из серьезных первопричин всему этому можно отнести отсутствие у ученых, управленцев, да и в целом у общества, единого понимания сущности продовольственной безопасности, как научной категории, так и практически значимой сферы продовольственного обеспечения1). При этом в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 1996 г. продовольственная проблематика вообще полностью отсутствовала. Лишь частично она затрагивалась в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (2000 г.). Видимо, поэтому, несмотря на принятие в период 1991-2004 гг. ряда федеральных и региональных законов и различного рода нормативных актов, призванных способствовать возрождению продовольственного комплекса (в том числе его важнейших составляющих – АПК и рыбохозяйственного комплекса), укрепить должным образом позиции отечественных производителей продуктов питания на внутреннем и внешнем рынках дважды (в 1997 г. и 2001 г.) так и не удалось. Причина – не был утвержден федеральный закон о продовольственной безопасности Российской Федерации.

Естественно, в условиях непоследовательности в проводимой политике на федеральном уровне, в том числе в части единого толкования сути продовольственной безопасности в рамках нормативного правового творчества, не могло не привести к формированию в среде отечественных ученых и специалистов-практиков нескольких групп. Каждая из них имела собственный и порою прямо противоположный взгляд на эту важнейшую составляющую экономической безопасности. Диапазон таких взглядов был достаточно широк – от почти полного отрицания необходимости проведения каких-либо мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности страны (мнение ученых Института экономики переходного периода, отраженное в трудах этого института) до настаивания формирования под эгидой государства специальной системы обеспечения страны, ее экономики продуктами питания2).

Современное состояние продовольственной безопасности России можно охарактеризовать рядом как позитивных, так и негативных тенденций.

К числу позитивных тенденций можно отнести следующее.

1. Насыщение внутреннего рынка основными продовольственными товарами в последние годы позволило обеспечить более высокий по сравнению с дореформенным периодом уровень физической доступности продовольствия. В связи с этим у потребителей в условиях возрастающей конкуренции на продовольственном рынке появилась реальная возможность предъявлять требования к качеству реализуемых товаров.

2. В результате снятия ограничений размеров личных подсобных хозяйств сельского населения и массового наделения граждан земельными участками для садоводства и огородничества существенно улучшились условия самообеспечения населения продовольствием. Сегодня в стране собственниками приусадебных, дачных и огородных участков (20,8 млн. га) являются около 50 млн. человек. При этом более 10 млн. человек себя обеспечивать картофелем и овощами на 70%, молоком и мясом – на 50%.

3. Замена характерного для периода 60-90-х годов крупномасштабного импорта зерна столь же значительным импортом продуктов животноводства (по экспертным оценкам, это эквивалентно 16-20 млн. т фуражного зерна в год). Несомненно, зависимость от крупномасштабных зарубежных поставок, как зерна, так и продуктов животноводства представляет собой очередную угрозу продовольственной безопасности России. Однако необходимо отметить, что рынок зерна по сравнению с рынком других важнейших видов продовольствия и сырья для его производства относится к числу наиболее монополизированных. Рынок же мясных и молочных продовольственных товаров менее монополизирован, чем зерновой, поэтому уровень поставок мясных и молочных товаров считается более стабильным.

4. Удалось восстановить на основе ряда двусторонних соглашений нарушенные традиционные продовольственные связи со странами СНГ и Балтии.

5. За годы реформирования экономики страны принципиально изменились организационная и производственная структуры продовольственного комплекса. Произошло существенное перераспределение роли и места различных форм собственности в продовольственном производстве. Сегодня более двух третей - это закрытые акционерные общества, разнообразные товарищества, кооперативы, около одной четверти - перерегистрированные колхозы и совхозы. Равными в правах партнерами с коллективными предприятиями стали индивидуальные производители - как личные, так и крестьянские (фермерские) хозяйства с крупными предприятиями - средние и малые. В ряде регионов страны все шире формируются рыночные структуры - торговые дома, продовольственные биржи, оптовые и розничные продовольственные рынки, маркетинговые службы.

Однако на современное состояние продовольственного обеспечения страны преобладающее влияние сегодня оказывают негативные тенденции. К ним можно отнести:

1) резкое сокращение производства и потребления жизненно важных продуктов питания, повышение уровня зависимости (особенно в крупных промышленных и административных центрах страны) от импорта ряда жизненно важных продуктов питания;

2) снижение уровня конкурентоспособности продовольственных товаров отечественного производства;

3) резкое снижение платежеспособности населения и предприятий;

4) недостаточно обоснованная политика переориентации поставок продовольствия из бывших союзных республик на поставки из стран дальнего зарубежья;

5) возрастание диспаритета цен на продукцию продовольственного комплекса и приобретаемые им производственные ресурсы;

6) снижение активности государства в управлении производством продуктов питания.

Из содержания продовольственной безопасности следует, что это - проблема не только и не столько продовольственная, сколько социально-экономическая. Состояние продовольственного обеспечения и его улучшение сопряжены с решением широкого круга вопросов, которые с определенной долей условности можно подразделить на две группы. Первая охватывает всё, связанное с формированием доходов и ресурсов домашних хозяйств, необходимых для приобретения продуктов питания в нужных количестве и ассортименте. Вторая группа вопросов касается реальных источников покрытия платежеспособного спроса (доходов домашних хозяйств) конкретными видами продовольствия в объемном и структурном аспектах. Имеются в виду возможности отечественного производства и их рациональное дополнение импортным потенциалом, организационно-экономические каналы и формы доведения продуктов питания до населения.

Нынче в продовольственном обеспечении населения на первый план выступают преодоление сложившихся в ходе реформ негативных тенденций и одновременное решение возникающих качественно новых задач. Анализ жизненных реальностей, связанных с продовольствием, приводят к сформулированному выше тревожному выводу о возникновении соответствующей угрозы национальной безопасности России. Резкое ухудшение обеспечения населения продовольствием налицо, в связи с чем нельзя не отметить следующие обстоятельства 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.005 с.)