Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гибель Советского Союза – уроки России и мира
В президентском Послании Федеральному собранию (2005 г.) В.В. Путин назвал крушение Советского Союза геополитической катастрофой века. Конечно, это не ностальгия по СССР или восхваление утраченной страны, как это пытаются представить некоторы е «бывшие» представители власти1). Не вдаваясь в подробное обсуждение этого вопроса, можно лишь отметить два важных момента. Во-первых, СССР никто и никогда не обвинял в том, что Центр перераспределяет ресурсы из республик, входящих в состав Советского Союза, в пользу России. Наоборот, Центр осуществлял перераспределение в пользу тех республик, которые в своем развитии отставали от среднесоюзных стандартов. Во-вторых, уникальность СССР состояла в своеобразном типе хозяйствования (в том числе прогнозировании, планировании, регулировании, а также в постоянном поиске новых путей развития, который, к сожалению, не всегда оказывался продуктивным. СССР прошел очень сложный путь эволюции, включая смену целей, задач, механизмов, организационных форм управления. Он был на пути демократии и сочетании централизованного управления с товарно-денежными и рыночными отношениями, на пути к смешанной экономике. В этом был замысел перестройки как одного из этапов эволюции социализма. Опыт реформирования Китая на протяжении более 20 лет свидетельствует о реальности такого эволюционного пути развития, о возможности получения позитивных результатов. Чтобы понять причины гибели СССР, необходимо рассматривать весь период его развития и учитывать при этом не только внутренние, но и внешние факторы, главным из которых и консолидирующем все остальные было стремление ряда стран разрушить СССР не только путем открытой войны, но и помощью более изощренных форм борьбы. С крушением СССР открылся новый путь, новые формы разрушения государства без войн и революций. Эволюция СССР заключалась в том, что страна отказалась от экспорта социалистической революции, провозгласила политику мирного соревнования противоположных систем. СССР с трудом, но все-таки системно осуществлял идеологическое «перевооружение», вырабатывал новую теоретическую платформу идеологии социализма, а США не только не осуществили этого, но и накапливали идеологический, финансовый и информационный потенциалы для своей победы в холодной войне. Это и был главный урок для современной России.
При этом ни в коей мере нельзя умалять роль внутренних факторов, в том числе таких, как критическое состояние платежного баланса страны; объемные траты валюты на импорт фуражного зерна; поддержание стабильности розничных цен на продукты питания и увеличение расходов бюджета на дотации; интенсификацию гонки вооружения и вынужденное наращивание военных расходов; инерционность ВПК, выразившуюся, например, в наращивании танковой армады; ошибки советского руководства после 1985 г.1) Все это было. Но многие внутренние факторы, которые можно назвать факторами саморазрушения, вредили стране только в условиях неблагоприятного воздействия внешних факторов. В 1980-х годах прошлого века такую роль сыграло резкое снижение мировых цен на нефть (1986 г.). Но и этот фактор не обязательно должен был вести к разрушению экономической системы и в целом государства, так как за снижением мировых цен, как правило, следовал их подъем. Искусство экономической и финансовой политики и состоит в том, чтобы своевременно находить компенсационные возможности факторов устойчивого экономического роста и правильно их использовать. В конце 1980-х годов руководству страны не удалось сохранить целостность и управляемость экономики и общества. Во многом это объяснялось уязвимостью фундамента экономической системы, обусловленной неразвитостью товарно-денежных отношений, огромным запаздыванием в выстраивании рыночной системы, ее сочленением с системой экономического прогнозирования, стратегического планирования и эффективного административного управления. Сказалось и непонимание политическим руководством значимости финансов и цен. Запаздывание происходило также в развитии демократии. «Шоковое» создание демократических институтов дало почву для формирования разношерстной неконструктивной оппозиции, которая сильно зависела от сильного влияния. В 1992 г. в посрамленной и ослабленной России пришло понимание того, что страна не застрахована от повторения судьбы СССР. Поэтому уже 5 марта 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1 (впоследствии он дважды уточнялся: 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.). Этот закон определил безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В середине 1992 г. вышел Указ президента России «Об образовании Совета безопасности Российской Федерации». На него возлагалась обязанность формирования единой государственной политики в области национальной безопасности страны.
В 1994 г. Указом президента РФ был создан Научный совет Совета безопасности, который существует и сегодня. По заданию Совета безопасности РФ творческим коллективом ученых РАН и РАЕН, МГУ в 1994 была подготовлена «Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения». На ее основе была разработана и в 1996 г. утверждена президентом РФ «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения»1).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.004 с.) |