Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 3. Безопасность в Сети
Урок 3. 1 Доверяй, но проверяй! Цель: - знакомство учащихся с проблемой достоверности информации в Интернете, критериями оценки достоверности информации и надежности сайтов. Упражнение 1. От правды к вымыслу Задача: знакомство с механизмами искажения информации в реальной жизни и в Интернете. Время проведения: 15 минут. Процедура проведения: Данное упражнение позволяет проследить на собственном опыте, как информация претерпевает изменение из-за многократного пересказа и представить, как это происходит в Интернете. Ведущий, прежде чем начать упражнение, проводит небольшой опрос: • Можно ли верить любой информации в Интернете? • Меняется ли со временем информация после попадания в Интернет? • Сталкивались ли участники с искаженной информацией в Сети, и были ли у них из-за этого какие-либо неприятности? Далее ведущий объявляет, что сейчас школьники примут участие в небольшом эксперименте, чтобы понаблюдать, как субъективное мнение может влиять на информацию. Ведущий выбирает пятерых добровольцев: четырех из них просит выйти за дверь, а одного - оставляет в классе. Остальные участники являются зрителями. Их задача — внимательно наблюдать и подмечать все изменения, которые будут происходить. Ведущий зачитывает добровольцу, оставшемуся в классе, историю: «Марина ждала тебя и не дождалась. Очень огорчилась и просила передать, что она сейчас идет на стадион решать вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, которое получим уже в этом году. Должна вернуться к обеду, но если ее не будет к 15 часам, то игру нужно начинать без нее. А самое главное, объявите, что в расписании второй команды нужно сделать изменения, так как тренер заболел, а руководитель первой группы уходит на занятия». Задача этого добровольца — очень внимательно слушать текст, стараясь запоминать все до мельчайших подробностей. Далее из-за двери вызывается один из участников — и тот, кто запоминал историю, пересказывает ее ему. Затем вызывается из-за двери следующий участник, он слушает пересказ того, кто зашел в класс перед ним. И так далее до тех пор, пока история не будет пересказана последнему участнику, а он, в свою очередь, рассказывает все, что запомнил, всему классу. Далее ведущий вновь зачитывает историю, и все участники перечисляют и обсуждают изменения, которые произошли в тексте после всех пересказов.
Обсуждение: • Сильно ли изменился смысл истории в результате пересказа? Удалось ли его сохранить? • В каких случаях подобное может случиться с информацией в Интернете? • Чем похожи и чем отличаются механизмы искажения информации в реальной жизни и в Интернете? •Как в Интернете можно проверить, объективная перед вами информация или же это чье-то субъективное мнение?
Упражнение 2. Как отличить фэйк в Интернете? Задачи: • знакомство с понятием «фэйк» в Интернете; • демонстрация необходимости оценивать достоверность информации; • выявление критериев оценки информации. Необходимые материалы: проектор, видеоролики №3-4. Процедура проведения: Данное упражнение-дискуссия позволяет выявить способы, на которые школьники ориентируются при оценке информации на предмет ее правдивости и достоверности. (В основном они оценивают информацию, ориентируясь на личные представления о мире). В процессе упражнения отчетливо видно, что эти представления различаются, и субъективная оценка не всегда помогает отделить правду ото лжи. Ведущий, опираясь на информацию, знакомит участников с понятием «фэйк» в Интернете. Он приводит в пример историю, которая обрела популярность благодаря Интернету и в которую поверило большое количество людей. После этого ведущий обсуждает с участниками, приходилось ли им когда-либо сталкиваться с фэйками в Интернете. Информация для ведущего: Фэйк («фейк» от англ. «fake» — подделка) имеет множество значений. В широком смысле слова так называется любая подделка, выдаваемая за настоящую вещь. В журналистике появился новый жанр — фэйковые новости. Эти новости попадают на суд читателей с легкой руки редакторов, чтобы намеренно ввести читателей (а заодно и СМИ) в заблуждение, подать ту или иную серьезную новость в сатирическом ключе или просто пошутить. Приведем пример подобного распространения информации: «В Интернете настоящий бум вызвала новость о том, что на российской ферме «Сокобловский» (Sokoblovsky), находящейся вблизи Краснодара, разводят необычных животных — карманных жирафиков. На официальном сайте фермы написано: «Карманные жирафы очень милые и забавные создания, не требующие специального ухода и обращения. Без вашего внимания они просто увядают на глазах и даже могут умереть от тоски. Обнимайте и целуйте их каждый день — от Вас не убудет, а жирафику будет приятно! Размер: высота взрослого карманного жирафика 76 см, а детеныша — 15 см. Вес: здоровый взрослый жирафик весит не более 4,5 кг, но Вы вполне сможете откормить его и до 5,44 кг. Питание: дистиллированная вода и листья карликовых деревьев бонсай».
В доказательство приведенных «фактов» создатели сайта установили в одном стойле веб-камеру, благодаря которой якобы можно было в реальном времени наблюдать за одним из жирафиков. Миллионы пользователей по всему миру поверили в эту информацию». Урок завершается просмотром шуточных видеороликов №3-4.
Обсуждение: • В каких случаях определить фэйковые новости и степень достоверности информации было проще, а в каких труднее? Почему? • Почему фейковые новости трудно отличить от настоящих новостей? В чем заключается трудность оценки? • Помогли ли критерии, на которые вы опирались при оценке сайтов, определить степень достоверности информации? • Какие еще признаки могут помочь определить достоверность информации?
Упражнение 3. Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете Необходимые материалы: проектор, Памятка № 3. Время проведения: 15 минут. Процедура проведения: Участникам предлагается посмотреть видеоролик №5 - «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете». Обсуждение • Какие основные способы оценки информации вы узнали сегодня? • Как можно обезопасить себя от недостоверной информации в Сети?
Подводя итоги: Рекомендации 1. Относись критично к любой информации в Интернете. 2. Красиво сделанный дизайн сайта — еще не повод верить всему, что на нем написано. 3. Если ты что-то узнал в Сети, найди источник информации, узнай, кто ее автор. 4. Задумайся, какова позиция автора сайта, на котором ты нашел информацию. Спроси себя: что тебе хотят доказать и во что заставить поверить? 5. Задумайся, единственная ли это возможная точка зрения. Какие мнения или идеи отсутствуют на сайте? 6. Следуй правилу трех источников: прежде чем поверить в какой-либо факт, проверь еще как минимум два других источника информации. 7. Будь осторожен, используя факты, которые ты еще не проверил. Использованная литература: Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 88-90
ДЛЯ ЗАМЕТОК
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.009 с.) |