Учет возрастных и психологических особенностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет возрастных и психологических особенностей



На восприятие детьми информации значительное влияние оказывает опыт использования Интернета и новейших технологий. В частности, у детей школьного возраста отмечаются:

• «клиповое» восприятие информации, приоритетность видео и простой графики (интернет-ролики, демотиваторы);

• феномен «лайков», «репостов» и «комментов», когда для интернет-пользователя возможность выражения отношения становится важнее самого материала и сокращается стремление к самостоятельной работе и созданию собственного материала;

• эффект «лидера» в детском коллективе, когда на опыт, мнение, знания одного ребенка ориентируются остальные.

Эти особенности проявляются во всей деятельности детей и восприятии ими информации, но находят наиболее яркое выражение при обсуждении проблем, связанных с использованием Интернета.

Следует также учитывать, что некоторые родители запрещают детям использование компьютера и Интернета или ограничивают доступ к ним до определенного возраста.

Уроки для средней и старшей школы предпочтительно организовывать в форме дискуссии. Каждый модуль урока предполагает обращение к опыту детей. Для визуализации используются актуальные скриншоты (снимки экрана) и изображения из сети Интернет (где личные изображения и данные деперсонифицированы и изменены), знакомые большинству активных пользователей интернета. Для поддержания активности достаточно вопроса «Кто встречал такое изображение?», «Кто с этим сталкивался?».

Для оценки активности детей рекомендуем использовать не традиционную 5-балльную систему оценивания, а подойти креативно и применять наклейки в виде «лайков» (их можно изготовить самостоятельно).  

Дополнительно с началом проведения уроков безопасного Интернета можно объявить конкурс эссе и рисунков на тему «Интернет в моей жизни».

Требования к эссе:

1. Эссе объемом от 1200 знаков до 2500 (без пробелов) присылать на e-mail педагога/школы с пометкой ФИО_Эссе (например, МагомедоваПМ_Эссе). В тексте работы обязательно указать ФИО полностью, класс.

2. Работа будет проверяться на антиплагиат. Победят оригинальные работы.

3. В каждом классе может выиграть одна работа.

Требования к рисунку:

1. Рисунки могут выполняться на листах формата А3 карандашами, фломастерами, красками.

2. Приветствуется размещение своего рисунка в Instagram под хэштегом #ИнтернетБЕЗопасности – победитель, набравший наибольшее количество лайков за свой рисунок, получит отдельный приз.

3. В каждом классе может выиграть 1 работа.

4. Подписанные рисунки (ФИО, класс) необходимо принести в кабинет психолога.

Каждый ученик может составить/нарисовать одно эссе/один рисунок, причем выиграть он может сразу в двух номинациях.

 

Использованная литература:

1. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 38-39.

 

2. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012.– С. 8-11.

 

3. Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах [http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652].

Модуль 1. Что такое Интернет?

Урок 1.1 Интернет и Мы

Приветствие. Упражнение 1. «Снежный ком»: Первый участник представляется. Каждому следующему участнику нужно назвать свое имя и прилагательное, начинающееся с первой буквы его имени, например, «Наида – независимая, Магомед - мужественный». Каждому следующему участнику необходимо повторять все предыдущие имена и прилагательные.

Упражнение 2. Интернет в мире и мир в Интернете

Задача: осознать влияние Интернета на общество в целом и образ жизни отдельного человека в частности.

Необходимые материалы: видеоролик №1.

Время проведения: 15 минут.

Процедура проведения: Интернет — это одно из величайших изобретений, которое кардинальным образом изменило наш мир. С целью оценки масштаба этого влияния ведущий предлагает группе посмотреть видеоролик «BigTent в Москве», а затем обсудить его.

Обсуждение:

• На ваш взгляд, что еще изменилось бы, если бы Интернет существовал уже тысячи лет?

• В чем заключаются основные преимущества существования Интернета в сравнении с жизнью в офлайновую эпоху?

Упражнение 3. Мир без Интернета

Задачи:

• осознание влияния Интернета на образ жизни подростков;

• понимание позитивных и негативных сторон Интернета.

Необходимые материалы: доска.

Время проведения: 20 минут.

Процедура проведения: Сегодня Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Для современного человека быть «онлайн» также естественно, как дышать или спать. Обычно мы начинаем ценить вещи, которые кажутся нам естественными, только когда их теряем. Это упражнение позволяет лучше понять, какую роль Интернет играет в жизни цифрового поколения. Для начала ведущий предлагает участникам группы представить себе, как бы выглядел современный мир, если бы Интернет так и не был бы изобретен. Затем каждый участник получает индивидуальное задание: подумать, как бы изменился его образ жизни, если бы в нем никогда не было Интернета.

В итоге участники должны составить 2 списка:

• Что исчезнет из моей жизни, если не будет Интернета?

• Что появится в моей жизни, если не будет Интернета?

С целью повышения эффективности этого упражнения ведущий может ввести в него соревновательный элемент, например, задав вопрос: «Давайте, посмотрим, кто составит самый длинный список?» На выполнение задания участникам дается 10 минут. Для выполнения этого задания можно воспользоваться формой:

Приложение «Если не будет Интернета»

Список №1 Список №2
Из моей жизни исчезнет... В моей жизни появится...
   
   

 

После того, как задание окажется выполненным, ведущий просит участника, составившего самый длинный список, зачитать его. При этом ведущий фиксирует ответы на доске. После выступления добровольца ведущий просит группу дополнить его ответы.

 

Обсуждение:

• Насколько сильно изменится ваша жизнь без Интернета? Почему?

• Станет ваша жизнь лучше или хуже без Интернета?

• Как Интернет влияет на ваш образ жизни и образ жизни других людей?

 

Упражнение 4. Капсула времени

Процедура проведения: Каждая эпоха и каждое поколение формируют уникальный образ жизни, который находит свое отражение в продуктах духовной и материальной культуры. Для осознания подростками образа жизни их собственного поколения ведущий предлагает следующее упражнение.

Для вступления к упражнению ведущим может быть использован следующий материал: «В 1939 году в Нью-Йорке во время подготовки к Международной выставке ее организаторами было сделано предложение написать «письмо в будущее», которое бы отражало дух времени и все самые яркие современные достижения науки и техники. Это «письмо» представляло собой небольшую металлическую капсулу, в которую были помещены катушка ниток, кукла, книга бухгалтерского учета, пузырек с семенами, микроскоп, 15-минутная кинохроника и микрофильм со словарем, альманахом и другими текстами. Капсула была герметически запаяна и зарыта в землю на глубину 15 м в одном из парков Нью-Йорка. Это послание получило название «капсула времени». С тех пор практика написания подобных «писем в будущее» стала необычайно популярной».

Этап 1. После вступления ведущий предлагает группе подумать, какие предметы, отражающие дух настоящих времени и поколения, они хотели бы поместить в «капсулу времени» в качестве послания в XXII век. Каждый участник группы должен написать на небольшом листе бумаги список из пяти предметов для капсулы. На выполнение этого задания группе отводится не более 5 минут.

После того как задание выполнено, ведущий просит участников группы зачитать свои списки и дать краткое обоснование их выбора. В то время как участники читают, ведущий фиксирует списки на доске. Если некоторые предметы будут названы несколькими участниками, их можно дополнительно помечать галочками. После того как все списки оглашены, ведущий просит группу внимательно посмотреть на доску с результатами и подумать, все ли необходимые предметы указаны. При желании список может быть дополнен.

Этап 2. Ведущий делит группы на несколько микрогрупп по 4–5 человек. Каждой из них дается задание: выбрать из списка на доске семь предметов, которые обязательно нужно положить в «капсулу времени». По результатам обсуждения каждая микрогруппа должна предоставить ведущему список. Микрогруппы должны хранить их содержание в тайне. На выполнение этого задания отводится 5 минут.

Этап 3. После того как ведущий получит списки от каждой микрогруппы, он предлагает участникам представить себя в роли своих далеких потомков, открывших «капсулу времени». Участникам нужно попытаться восстановить образ жизни своих «предков» по содержимому «капсулы». Для этого ведущий раздает микрогруппам ранее полученные от них списки так, чтобы ни одна из микрогрупп не получила списка, ею же и составленного. Участникам необходимо ознакомиться со списками, дать описание образа жизни людей, которые могли бы заложить подобную «капсулу времени», а также попробовать угадать, какая микрогруппа составила этот список. Помогая участникам, ведущий может привести несколько примеров: сотовый телефон в капсуле может говорить о том, что «люди из прошлого» много общались, игровая приставка — о том, что они много играли, книга — о том, что они много читали и т. д. На выполнение этого задания отводится не более 5 минут.

После того, как все группы подготовили свои ответы и выступили, ведущий может предложить выбрать наиболее удачную «капсулу времени» путем простого голосования или дискуссии. Затем можно переходить к обсуждению результатов.

Обсуждение:

• Насколько вещи человека могут отражать его образ жизни?

• Какое место в жизни современного человека занимают Интернет и информационные технологии?

• Как Интернет влияет на образ жизни современного поколения?

Подводя итоги:

Каждая эпоха и каждое поколение формирует свой уникальный образ жизни, который находит свое отражение в продуктах духовной и материальной культуры. Цифровые устройства в жизни современного человека приобретают большое значение, дают новые возможности для получения информации, общения, учебы, развлечения. Интернет-технологии изменяют образ жизни современного человека, влияют на его поведение, привычки, круг интересов.

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 38-39.

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.016 с.)