Для 8-11 классов «ИнтернетБЕЗопасности»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для 8-11 классов «ИнтернетБЕЗопасности»



Министерство по делам молодежи

Республики Дагестан

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для 8-11 классов «ИнтернетБЕЗопасности»

 

 

Махачкала 2019 г.

Автор проекта и составитель

 

Н.Г. Эфендиева – консультант отдела гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания Министерства по делам молодежи Республики Дагестан.

 

 

Рецензенты:

1) Р.А. Абдусаламов - зав. кафедрой информационного права и информатики юридического института ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», к.п.н., доцент;

2) К.Я. Раджабов – зав. кафедрой «Информационные технологии и информационная безопасность» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», к.э.н., доцент;

Гасанова З.А. – заместитель зав. кафедрой «Информационные технологии и информационная безопасность» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»;

3) Р.В. Борисов – доцент кафедры психологии развития и профессиональной деятельности факультета психологии и философии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», к.псих.н.;

4) Г.О. Омаров – заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан.

СОДЕРЖАНИЕ И ЛОГИКА КУРСА

Тема урока

Необходимые материалы Стр.

 

Введение

 

  3

 

Методические основы проведения уроков

 

  11

Модуль 1. Что такое Интернет?

1.1 Интернет и Мы видеоролик №1 17
1.2 Интернет: польза или вред? Мяч/мягкая игрушка, клейкие стикеры 22
1.3 Надежные пароли Памятка №1 27

Модуль 2. Коммуникация в Интернете

2.1 Какой Я в Сети? Клубок ниток, бумага А4, клей 33
2.2 Правила поведения в Интернете карточки с историями, Памятка №2 38
2.3 Друзья или френды? карточки, видеоролик №2 44

 Модуль 3. Безопасность в Сети

3.1 Доверяй, но проверяй! видеоролики №3-5, Памятка №3 55
3.2 Интернет и антитеррор раздатка таблицы и ролей ученикам, доступ в Интернет 60
3.3 Люди, которые играют в игры карточки с ситуациями, Памятка №4 70
3.4 Реклама в Интернете бумага А4, цв. карандаши, карточки, Памятки №5-6 77

 

Глоссарий

 

  88

ВВЕДЕНИЕ

 «Кто владеет информацией — тот владеет миром»

 Уинстон Черчилль

Потребность в информации — одна из базовых потребностей человека. В самых простых формах она начинает проявляться с рождения. Психологи считают, что высшие познавательные потребности человека развиваются на основе потребности в новых впечатлениях, возникающей у младенцев.

С возрастом потребность в информации претерпевает ряд существенных изменений. В школьном возрасте в процессе обучения у ребенка начинают складываться новые формы познавательной активности и мотивации, приобретающие осознанный и произвольный характер.

Это интересно! Объем информации, которую обычный человек в XVIII веке воспринимал за целую жизнь, сегодня соответствует информации в ленте крупного новостного портала всего за 2–3 дня. Для записи информации, которая появляется в Сети каждый час, потребуется около 7 млн. DVD-дисков. На популярном видеохостинге YouTube ежеминутно появляется более 100 часов видео — это как если бы Голливуд выпускал около 260 000 новых полнометражных фильмов каждую неделю.

С развитием постиндустриального общества потребность в информации становится все более актуальной и значимой для современного человека. Во второй половине XX века Абрахам Маслоу предложил классификацию потребностей, для отображения которых используют метафору пирамиды. Основание её составляют физиологические потребности: в еде, питье, жилье — потребности, связанные с поддержанием жизни, а вершину образуют высшие социальные потребности - в любви, признании, познании и самоактуализации, то есть потребности, связанные с развитием личности.

По данным онлайн-опросов, проведенных Фондом Развития Интернет, у российских подростков потребность в доступе к Интернету занимает второе место по значимости, превысив по степени важности потребность в материальном благополучии, но уступив потребности в еде. В исследовании Фонда подросткам предлагалось представить, что после кораблекрушения они оказались на необитаемом острове, на котором нужно будет прожить несколько лет. Им задавался вопрос: что бы они взяли с собой на остров в первую, вторую и третью очередь? В своем первом желании большинство опрошенных поставили Интернет на второе место после друзей и родственников. Во втором и третьем желании Интернет опередил родных и близких, оказавшись на первом месте. Суммарно по всем трем желаниям потребность в Интернете и потребность в близких людях оказались равны. Современные школьники, у которых удовлетворены базовые потребности в еде, тепле, комфорте и безопасности, стремятся к удовлетворению более высоких потребностей — в любви и внимании, в признании, в самореализации и личностном росте. Дети и подростки пытаются реализовать вышеперечисленные потребности и в Интернете. Если общение в Интернете нередко создает лишь иллюзию удовлетворения потребности в любви и принятии, то в реализации познавательной потребности — жажды знаний и желания воспринимать как можно больше информации — Интернет играет сегодня ключевую роль.

Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10–15 лет назад. Сегодня они в дополнение к домашнему компьютеру пользуются гаджетами разного калибра — мобильниками, смартфонами, айпадами; легко совмещают реальность и виртуальность. Интернет становится важным инструментом социализации подрастающих поколений. Жить в цифровой среде — это «круто», поэтому дети и подростки усердно постигают азы компьютерной грамотности, а некоторые из ребят в техническом смысле становятся искушенными пользователями. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, узнают о новых технологиях и возможностях практически одновременно с их появлением. Вырастает новое цифровое поколение, вооруженное разнообразными гаджетами и чувствующее себя естественно и непринужденно не только в Рунете, но и в глобальной Сети в целом.

Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днем, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Аудитория Рунета на март 2016 года составила 80,5 млн. взрослых пользователей, детская аудитория (в возрасте до 14 лет) насчитывает 8-10 млн. пользователей. По разным исследованиям, дети начинают пользоваться Интернетом в возрасте 6-8 лет.

Дополнительными факторами вовлечения детей в Интернет стали снижение цены на электронные устройства и тарифы доступа в Интернет, а также развитие мобильного Интернета. Тенденции к развитию общения в социальных сетях, облачных технологий стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники. Многие даже не задумываются о том, что используют Интернет - настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.

Интернет для детей, рано и интенсивно начинающих им пользоваться, выступает новым инструментом, опосредующим формирование у них высших психических процессов. Эти процессы, в соответствии с культурно-исторической теорией Льва Выготского, являются социальными по происхождению. Они не заданы природой, а формируются обществом и его культурой. Их адекватное развитие является основой успешного обучения. Если до эпохи новых инфокоммуникационных технологий высшие психические процессы развивались в непосредственном социальном взаимодействии взрослого и ребенка и детей между собой, то сегодня Интернет в значительной степени опосредует такое взаимодействие.

Рассмотрим некоторые изменения, связанные с высшими психическими функциями. 

Память. У детей, активно пользующихся поисковыми системами Интернета, по-другому начинает функционировать память: в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в Сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до нее добираться. Взрослые сами понемногу перестают запоминать телефоны, адреса и другую ежедневно необходимую информацию, которая раньше естественно удерживалась в нашей памяти. Дети же с рождения живут в цифровом мире. Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). У детей и подростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации. 

Внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что была 10–15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.

Мышление. Особенности внимания, а также процессов восприятия тесно связаны с широко обсуждаемым феноменом «клипового мышления». Оно построено скорее на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях, и предполагает переработку информации короткими порциями. О существовании и особенностях «клипового мышления» спорят с 1990-х годов, и некоторыми исследователями оно рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку. 

В то же время в жизни цифрового поколения есть немало преимуществ, обретенных благодаря эпохе Интернета. Возьмем, например, загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности, который также связан с мышлением. Мы, взрослые, нередко наблюдаем картину, когда ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в Сети, скачивает музыку, отслеживает обновления френдленты, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. Такой режим деятельности характерен не только для работы за домашним компьютером — это происходит и на уроках в школе. Если учитель будет понимать суть происходящего, его не будут раздражать дети, которые на первый взгляд невнимательны и стремятся заняться посторонними делами. Другой образ жизни предполагает другой темп, надо успеть многое увидеть, сделать, на многое отреагировать. Феномен многозадачности характерен для представителей цифрового поколения и не свойственен взрослым людям, которые в нормальном состоянии, как правило, могут эффективно заниматься лишь чем-то одним. После 50 лет многозадачность вообще затруднена. Основное препятствие для эффективности многозадачности — скорость, с которой определенный участок префронтальной коры головного мозга обрабатывает информацию: позволяет планировать долговременные цели, запоминать незаконченные задачи, отвечать за разделение больших заданий на мелкие части и доводить их до завершения. Информацию, связанную с одним делом, кора успевает обработать, с двумя — уже сложнее, т.к. скорость обработки значительно уменьшается. В то же время эта скорость может существенно возрастать благодаря практике и тренировкам, что и происходит с нашими детьми в перенасыщенном инфокоммуникационном потоке. Навигация в Сети предполагает многозадачность. Дети, включенные в этот процесс, с ранних лет вырастают нацеленными на одновременное решение различных задач. Соответственно, и их мозг начинает работать в другом режиме.

Однако предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет и новые риски. Исследователи выделяют 4 вида рисков:

Контентные риски возникают в процессе использования находящихся в Сети материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на различные ресурсы), содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию.

Коммуникационные риски возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в Сети. Примерами таких рисков могут быть кибербуллинг, незаконные контакты (например, груминг, сексуальные домогательства), знакомства в Сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах, социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах.

Потребительские риски возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. Они включают риск приобретения товара низкого качества, контрафактной и фальсифицированной продукции, риск потери денежных средств без приобретения товара или услуги, хищения финансовой информации с целью мошенничества.

Технические риски определяются возможностями повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или взлома аккаунтов, хищения паролей и персональной информации посредством вредоносных программ (вирусов, червей, троянских коней, шпионских программ, ботов и др.).

Ребенок, захваченный безграничными возможностями современных технологий, зачастую не может разглядеть этих угроз Сети и в результате оказывается среди наиболее уязвимых ее пользователей. Сталкиваясь с опасностью при использовании Интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок. Такая ситуация сформировала понятие об интернет-угрозах, необходимость их распознавать и им противостоять.

 

Использованная литература:

1. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 6, 11, 71, 79.

 


Общие особенности организации уроков безопасного интернета      

                 

Структура пособия включает в себя вводную часть и три взаимосвязанных модуля:

• Модуль 1. Что такое Интернет?

• Модуль 2. Коммуникация в Интернете

• Модуль 3. Безопасность в Сети

Цели уроков:

1.          Систематизация знаний в области использования интернета.

2.          Формирование навыков безопасного использования Интернета.

3.          Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

 

Задачи уроков:

• Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:

ü раскрытие персональных данных;

ü мошенничество, в т.ч. мобильное, заражение компьютера и мобильных устройств;

ü общение в Сети;

ü общая компьютерная грамотность.

• Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у детей навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.

• Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

• Показ важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях.

 

При подготовке материалов проекта использованы дидактические принципы:

ü активной включенности;

ü доступности;

ü мотивации;

ü рефлексивности;

ü системности;

ü открытости содержания.

Принцип активной включенности предполагает учет субъектной позиции ребенка в процессе изучения материала, обращение к личному опыту и развитие этого опыта на основе получения новых знаний или структурирования имеющихся.

Принцип доступности предполагает учет возрастных характеристик участников урока, их социального статуса и жизненного опыта, уровня знаний, полученных в процессе обучения.

Принцип мотивации предусматривает подачу информации в форме, которая простимулирует ребенка к использованию полученных знаний в повседневной жизни, подтолкнет к поиску новой информации.

Принцип рефлексивности дает ребенку возможность соотнести собственный опыт и полученные знания, корректировать модели собственного поведения с учетом мирового опыта и отдельных отрицательных примеров.

Принцип системности отражается в структурированности информации, рассматриваемой в рамках урока, подаче новых знаний как дополняющих и уточняющих картину единого целого, в том числе в области интернет-безопасности и информационных технологий.

Принцип открытости предполагает свободное использование преподавателем подготовленных материалов, возможность их полного или частичного использования, дополнения более актуальными материалами.

При подготовке к уроку преподаватель учитывает:

· возрастные особенности;

· общий уровень развития детей;

· предполагаемую дальнейшую активность, планы по изучению данной темы и ее интеграции в процесс обучения;

· особенности помещения и обстановки, наличие технических средств обучения, в т.ч. подключение к Интернету;

· уровень собственной подготовки.

Формат занятий

Формат проведения: школьное занятие, классный час.

Форма занятия: смешанное (интегрированное занятие).

Количество детей: от 10 до 30 человек.

Время проведения: 40-45 минут.

Помещение, в котором проводится занятие, должно быть:

Ø технически подготовлено к проведению презентации, оборудовано компьютером, проектором и экраном;

Ø достаточно просторным для того, чтобы разместить всех участников занятия, и оборудованным соответствующей мебелью (например, достаточным количеством стульев);

Ø соответствующим общепринятым санитарно-гигиеническим и физиологическим нормам (требования к освещению, температуре и др.), комфортным, защищенным от шума, звонков, вибрации, разнообразных посторонних запахов (краски, пищи) и других неблагоприятных, отвлекающих факторов.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, электронный носитель с необходимыми видеоматериалами (флеш-карта, диск), раздаточный материал.

Урок 1.1 Интернет и Мы

Приветствие. Упражнение 1. «Снежный ком»: Первый участник представляется. Каждому следующему участнику нужно назвать свое имя и прилагательное, начинающееся с первой буквы его имени, например, «Наида – независимая, Магомед - мужественный». Каждому следующему участнику необходимо повторять все предыдущие имена и прилагательные.

Упражнение 2. Интернет в мире и мир в Интернете

Задача: осознать влияние Интернета на общество в целом и образ жизни отдельного человека в частности.

Необходимые материалы: видеоролик №1.

Время проведения: 15 минут.

Процедура проведения: Интернет — это одно из величайших изобретений, которое кардинальным образом изменило наш мир. С целью оценки масштаба этого влияния ведущий предлагает группе посмотреть видеоролик «BigTent в Москве», а затем обсудить его.

Обсуждение:

• На ваш взгляд, что еще изменилось бы, если бы Интернет существовал уже тысячи лет?

• В чем заключаются основные преимущества существования Интернета в сравнении с жизнью в офлайновую эпоху?

Упражнение 3. Мир без Интернета

Задачи:

• осознание влияния Интернета на образ жизни подростков;

• понимание позитивных и негативных сторон Интернета.

Необходимые материалы: доска.

Время проведения: 20 минут.

Процедура проведения: Сегодня Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Для современного человека быть «онлайн» также естественно, как дышать или спать. Обычно мы начинаем ценить вещи, которые кажутся нам естественными, только когда их теряем. Это упражнение позволяет лучше понять, какую роль Интернет играет в жизни цифрового поколения. Для начала ведущий предлагает участникам группы представить себе, как бы выглядел современный мир, если бы Интернет так и не был бы изобретен. Затем каждый участник получает индивидуальное задание: подумать, как бы изменился его образ жизни, если бы в нем никогда не было Интернета.

В итоге участники должны составить 2 списка:

• Что исчезнет из моей жизни, если не будет Интернета?

• Что появится в моей жизни, если не будет Интернета?

С целью повышения эффективности этого упражнения ведущий может ввести в него соревновательный элемент, например, задав вопрос: «Давайте, посмотрим, кто составит самый длинный список?» На выполнение задания участникам дается 10 минут. Для выполнения этого задания можно воспользоваться формой:

Приложение «Если не будет Интернета»

Список №1 Список №2
Из моей жизни исчезнет... В моей жизни появится...
   
   

 

После того, как задание окажется выполненным, ведущий просит участника, составившего самый длинный список, зачитать его. При этом ведущий фиксирует ответы на доске. После выступления добровольца ведущий просит группу дополнить его ответы.

 

Обсуждение:

• Насколько сильно изменится ваша жизнь без Интернета? Почему?

• Станет ваша жизнь лучше или хуже без Интернета?

• Как Интернет влияет на ваш образ жизни и образ жизни других людей?

 

Упражнение 4. Капсула времени

Процедура проведения: Каждая эпоха и каждое поколение формируют уникальный образ жизни, который находит свое отражение в продуктах духовной и материальной культуры. Для осознания подростками образа жизни их собственного поколения ведущий предлагает следующее упражнение.

Для вступления к упражнению ведущим может быть использован следующий материал: «В 1939 году в Нью-Йорке во время подготовки к Международной выставке ее организаторами было сделано предложение написать «письмо в будущее», которое бы отражало дух времени и все самые яркие современные достижения науки и техники. Это «письмо» представляло собой небольшую металлическую капсулу, в которую были помещены катушка ниток, кукла, книга бухгалтерского учета, пузырек с семенами, микроскоп, 15-минутная кинохроника и микрофильм со словарем, альманахом и другими текстами. Капсула была герметически запаяна и зарыта в землю на глубину 15 м в одном из парков Нью-Йорка. Это послание получило название «капсула времени». С тех пор практика написания подобных «писем в будущее» стала необычайно популярной».

Этап 1. После вступления ведущий предлагает группе подумать, какие предметы, отражающие дух настоящих времени и поколения, они хотели бы поместить в «капсулу времени» в качестве послания в XXII век. Каждый участник группы должен написать на небольшом листе бумаги список из пяти предметов для капсулы. На выполнение этого задания группе отводится не более 5 минут.

После того как задание выполнено, ведущий просит участников группы зачитать свои списки и дать краткое обоснование их выбора. В то время как участники читают, ведущий фиксирует списки на доске. Если некоторые предметы будут названы несколькими участниками, их можно дополнительно помечать галочками. После того как все списки оглашены, ведущий просит группу внимательно посмотреть на доску с результатами и подумать, все ли необходимые предметы указаны. При желании список может быть дополнен.

Этап 2. Ведущий делит группы на несколько микрогрупп по 4–5 человек. Каждой из них дается задание: выбрать из списка на доске семь предметов, которые обязательно нужно положить в «капсулу времени». По результатам обсуждения каждая микрогруппа должна предоставить ведущему список. Микрогруппы должны хранить их содержание в тайне. На выполнение этого задания отводится 5 минут.

Этап 3. После того как ведущий получит списки от каждой микрогруппы, он предлагает участникам представить себя в роли своих далеких потомков, открывших «капсулу времени». Участникам нужно попытаться восстановить образ жизни своих «предков» по содержимому «капсулы». Для этого ведущий раздает микрогруппам ранее полученные от них списки так, чтобы ни одна из микрогрупп не получила списка, ею же и составленного. Участникам необходимо ознакомиться со списками, дать описание образа жизни людей, которые могли бы заложить подобную «капсулу времени», а также попробовать угадать, какая микрогруппа составила этот список. Помогая участникам, ведущий может привести несколько примеров: сотовый телефон в капсуле может говорить о том, что «люди из прошлого» много общались, игровая приставка — о том, что они много играли, книга — о том, что они много читали и т. д. На выполнение этого задания отводится не более 5 минут.

После того, как все группы подготовили свои ответы и выступили, ведущий может предложить выбрать наиболее удачную «капсулу времени» путем простого голосования или дискуссии. Затем можно переходить к обсуждению результатов.

Обсуждение:

• Насколько вещи человека могут отражать его образ жизни?

• Какое место в жизни современного человека занимают Интернет и информационные технологии?

• Как Интернет влияет на образ жизни современного поколения?

Подводя итоги:

Каждая эпоха и каждое поколение формирует свой уникальный образ жизни, который находит свое отражение в продуктах духовной и материальной культуры. Цифровые устройства в жизни современного человека приобретают большое значение, дают новые возможности для получения информации, общения, учебы, развлечения. Интернет-технологии изменяют образ жизни современного человека, влияют на его поведение, привычки, круг интересов.

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 38-39.

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК


ДЛЯ ЗАМЕТОК


Урок 1.3 Надежные пароли

Цель:

- знакомство участников с основными рисками, которые связаны с созданием и использованием паролей в Интернете$

- изучение алгоритмов создания надежного пароля.

Упражнение 1. Угадай пароль

Необходимые материалы: доска, ручки, бумага.

Время проведения: 15 минут.

Процедура проведения: Упражнение направлено на то, чтобы продемонстрировать участникам основные риски, связанные с ненадежностью пароля в Интернете. В ходе упражнения участники выступают в роли злоумышленников и «взламывают» аккаунт от почты, подбирая пароль из четырех символов. Ведущий выбирает одного участника, который на листке пишет пароль из четырех разных цифр и, закрывая листок от всех, передает его ведущему. Кроме ведущего никто больше не должен видеть пароль.

Всем остальным участникам ведущий предлагает на некоторое время представить себя в роли злоумышленников, которые хотят взломать пароль, открывающий доступ к аккаунту от почты. Они должны угадать эти четыре цифры и их порядок. Ведущий объясняет участникам, что есть разные способы и программы, помогающие злоумышленникам взламывать пароли. В данном случае у участников есть «программа» в лице ведущего, который после каждой попытки сообщает «взломщикам», сколько цифр из названной комбинации есть в пароле. Причем ведущий не должен называть, какая цифра или какие цифры верные. Например, он может ответить, что в предложенной комбинации одна цифра из четырех входит в загаданный пароль. Как правило, участники легко угадывают четыре цифры, которые есть в комбинации. Задача считается решенной, когда пароль отгадан.

 

Обсуждение:

• Как вы думаете, легко ли настоящим злоумышленникам взломать простой пароль?

• Можно ли придумать такой пароль, который очень сложно взломать?

 

Подводя итоги:

Ведущий объясняет участникам, что данный метод подбора паролей является очень распространенным способом взлома аккаунта и его применяют настоящие злоумышленники. Специально созданные для этого программы, которые способны перебирать большое количество комбинаций символов за короткий промежуток времени, делают это намного быстрее человека. Чем проще пароль, тем легче его взломать, поэтому необходимо знать ключевые правила создания, использования и хранения паролей, чтобы сократить риск взлома аккаунта.

 

Упражнение 2. Свой ключ всегда носи с собой

Задачи:

• обсуждение особенностей надежных паролей;

• отработка алгоритмов создания надежных паролей;

• обсуждение правил хранения паролей.

Необходимые материалы: Памятка №1.

Время проведения: 25 минут.

Процедура проведения: Ведущий спрашивает участников, оказывались ли они когда-либо в ситуации, когда у них взламывали аккаунт в социальной сети или электронный почтовый ящик? Далее он выясняет у участников, что нужно делать, чтобы аккаунт не взломали (заслушивает несколько ответов). После ведущий акцентирует внимание участников на основных рекомендациях и, используя материал Памятки, рассказывает о специальных приемах, с помощью которых можно придумывать разные пароли для своих аккаунтов.

Далее ведущий делит участников на 4-5 команд. Каждая команда получает задание — придумать свой уникальный алгоритм для создания и запоминания пароля. Алгоритм должен отвечать трем требованиям:

• быть простым в использовании - создание пароля с его помощью должно быть быстрым и легким;

• позволять придумать не только надежный, но и легкий для запоминания пароль: чтобы его помнить, достаточно запомнить легко применимый для конкретного ресурса алгоритм;

• позволять легко придумывать уникальные (различные) пароли для разных сайтов (например, использовать части названия сайта или сервиса в самом пароле).

Ведущий предупреждает участников, что в конце голосованием будет выбран самый удобный и надежный алгоритм. На подготовку командам дается 10 минут.

Представители команд по очереди знакомят участников со своим алгоритмом. Ведущий может записывать схему алгоритма каждой команды на доске. Участники могут задавать вопросы и обсуждать называемые схемы создания паролей. Когда все команды представят свои алгоритмы, проводится процедура голосования: ведущий просит представителя каждой команды отметить плюсиком тот алгоритм, который ее участники оценили выше всех и который они готовы применять. За свой алгоритм голосовать нельзя. По итогам голосования определяется команда-победитель.

Обсуждение:

• Что труднее — придумать сложный пароль или запомнить его?

• Помогут ли представленные алгоритмы запомнить пароль и далее сохранять его в безопасности?

• Знаете ли вы какие-либо приемы, которые помогают защитить аккаунт от взлома помимо паролей?

• Что вы будете делать, если ваш аккаунт взломают?

 

Подводя итоги

Сегодня наиболее распространенным доступом к учетной записи является система «логин-пароль». Поэтому важно помнить ключевые правила работы со своими паролями: надежность, разнообразие и правильное хранение паролей. Надежность пароля напрямую зависит от его длины и сложности. Так, если составлять пароль из цифр, существуют только десять символов, которые можно использовать для подбора. Таким образом, за ограниченное количество попыток можно разгадать пароль, состоящий только из цифр, особенно если он очень короткий. Использование букв, заглавных и строчных, и, например, знаков препинания значительно увеличивает количество попыток, необходимых для подбора пароля.

Разнообразие паролей предполагает использование разных паролей для разных учетных записей и регулярное их изменение. Когда злоумышленники взламывают один аккаунт, они пытаются использовать эти же логин и пароль для аккаунтов на других ресурсах. Особенно важным считается пароль к электронной почте, ведь через нее происходит регистрация на всех других сервисах. Кроме того, если вы записываете пароли, необходимо также обеспечивать их защиту от посторонних глаз.

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 64-68

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК


Урок 2.1 Какой Я в Сети?

Цели:

- изучение способов представления себя в Интернете, расширение представлений о правилах личной безопасности в Интернете;

-обсуждение особенностей Интернет-сообществ и их возможностей для общения, сотрудничества, поиска нужных людей.

Упражнение 1. Опутанные паутиной

Необходимые материалы: небольшой клубок ниток.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения: Упражнение проводится в кругу. Ведущий берет в одну руку клубок, другой рукой держит конец нитки. Не отпуская нитки, ведущий кидает клубок случайному участнику и говорит что-то, что его с ним связывает (например, «У нас с Магомедом день рождения в один день» или «Нам с Патей нравятся кошки»). Участники должны кидать друг другу клубок, держа нить в руке. Получивший клубок называет, что их связывает. Каждый, получая клубок в руки, удерживает нить и бросает клубок следующему. Так продолжается, пока клубок не закончится. В итоге все должны оказаться запутанными в сети из ниток.

Обсуждение:

• Можно ли сравнить эту паутину с Всемирной паутиной?

• Легко ли освободиться из паутины?

•В чем плюсы социальных сетей?

• В чем минусы социальных сетей?

Упражнение 2. Я реальный, я виртуальный.

Необходимые материалы: блокноты, ручки.

Время проведения: 15 минут.

Процедура проведения: Упражнение направлено на выявление сходств и различий в поведении и самовосприятии подростков в реальной жизни и сети Интернет.

Начиная упражнение, ведущий спрашивает участников, отличается ли то, как они ощущают и ведут себя в реальной жизни, от того, как они ощущают и ведут себя в Интернете. Выслушав ответы участников, ведущий предлагает им выполнить небольшое задание, чтобы лучше разобраться в этом вопросе.

Участники рисуют таблицу с тремя полями для заполнения.

Я в Интернете Я в реальной жизни Сходство
     
     

Ведущий просит участников в течение 3 минут написать все свои характеристики в поля «Я в реальной жизни» и «Я в Интернете». Участники должны записывать слова, которые, по их мнению, относятся к ним в реальности и в виртуальном мире. Характеристики могут повторяться в обоих полях.



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.022 с.)