Урок 1.2 Интернет: польза или вред? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1.2 Интернет: польза или вред?



Цель:

- знакомство учащихся с видами и формами информации, представленными в Интернете, видами позитивного и негативного контента в Сети, а также способами борьбы с вредоносным контентом.

Упражнение 1. Убеди меня

Необходимые материалы: небольшой мяч (мягкая игрушка), который можно бросать друг другу.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения: Данное упражнение является вводным к теме и актуализирует у участников позитивный опыт использования различных ресурсов сети Интернет. Упражнение проводится в кругу. Ведущий играет роль человека, который никогда не пользовался Интернетом, много про него слышал, но сомневается, что в Интернете есть что-либо интересное и полезное. Ведущий просит участников его переубедить. Обязательное условие: аргументы не должны повторяться и должны начинаться с фразы: «В Интернете вы можете найти…».

Ведущий берет мяч и произносит: «Мне кажется, в Интернете нет ничего интересного и полезного!» Далее он бросает мяч кому-либо из участников. Поймавший игрушку приводит аргумент в пользу Интернета, начиная его словами: «В Интернете вы можете найти…» и перекидывает мяч ведущему. Ведущий бросает мяч следующему участнику и т. д. Игра заканчивается, когда все участники привели свои аргументы. При желании ведущий может записывать аргументы учащихся на доске для дальнейшего обсуждения. Подводя итоги, ведущий резюмирует, удалось убедить его в пользе Интернета или нет, и объясняет почему.

Обсуждение:

• Легко ли было придумать аргументы, чтобы переубедить ведущего?

• Часто ли вы сами ищете и пользуетесь той информацией, о которой говорилось в ходе упражнения?

• Вы знакомы со всеми названными возможностями? Что из перечисленного вы любите больше всего?

• Как вы думаете, можно ли обойтись без Интернета в повседневной жизни?

 

Упражнение 2. Киберфанаты против киберскептиков

Необходимые материалы: доска, листочки-стикеры двух цветов с клейким краем.

Время проведения: 30 минут.

Процедура проведения: Данное упражнение позволяет актуализировать знания школьников о различных видах информации в Интернете, а также их представления о позитивном и негативном контенте в Сети. Предложенный способ работы позволяет обсудить возможности и риски информации в Интернете, опираясь на опыт и знания самих участников.

 

Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Сбор данных (10 минут).

Ведущий раздает участникам листочки с клейким краем: по три одного цвета и по три другого (например, красного и зеленого). Затем он просит участников написать на зеленых листочках, какая информация в Интернете, по их мнению, является полезной и нужной, а на красных — какая информация может быть вредной, негативной или опасной. На выполнение этого задания дается 5 минут.

Затем ведущий проводит на доске вертикальную линию, которая делит пространство пополам. Левая половина доски сверху обозначается знаком «+» (позитивный контент), а правая — знаком «-» (негативный контент). Участники должны подойти к доске и приклеить свои листочки, на которых обозначена полезная информация в Интернете, на половину доски, отмеченную «+», а листочки, на который обозначена негативная информация, — на половину доски, отмеченную «-». После этого все садятся на места. Ведущий предлагает обсудить полученный результат. Как правило, школьники легче и активнее обсуждают позитивную информацию, которую они находят в Интернете.

Обсуждение:

• Что было легче вспомнить: полезные или вредные виды информации в Интернете?

• Чем «позитивная» сторона доски отличается от «негативной»? Почему?

• Хотели бы вы что-то еще добавить на доску или изменить что-то на ней? Почему?

 

Этап 2. Анализ данных (20 минут).

Ведущий озаглавливает левую половину доски со знаком «+»  «Киберфанаты», а правую со знаком «—» «Киберскептики». Он объясняет, что киберфанаты — это большие поклонники и защитники Интернета, считающие, что он дает много возможностей пользователям, а киберскептики — те, кто могут покритиковать Интернет и считают, что в Сети много негативной информации, которая легкодоступна и оказывает плохое влияние на людей. Он просит каждого из участников выбрать для себя наиболее подходящую группу — «Киберфанаты» или «Киберскептики» — и подойти к соответствующей половине доски.

 

Обсуждение:

• Почему киберфанатов получилось больше, чем киберскептиков (или наоборот)?

• Как вы думаете, кого в мире больше: киберфанатов или киберскептиков? Почему?

 

Далее собравшиеся в группы участники получают задания: киберфанаты должны проанализировать все листочки с позитивной информацией, киберскептики — с негативной. Если группы сильно различаются по количеству участников, ведущий просит добровольцев (их можно выделить из тех, кто причисляет себя в равной мере и к киберфанатам, и к киберскептикам) перейти в другую команду. Задача каждой группы состоит в том, чтобы проанализировать информацию на своей стороне доски и сформулировать пять основных аргументов в пользу своей позиции. Ведущий предлагает участникам в группах:

• подсчитать количество повторяющихся ответов;

• классифицировать все ответы и выделить 5-7 категорий;

• дополнить результаты на доске, если, по мнению группы, на ней не хватает каких-то важных категорий.

На выполнение этого задания группам дается 10 минут. Затем группам предоставляется возможность защитить свою позицию в дискуссии, которая проводится в форме дебатов. Каждая группа по очереди приводит свои аргументы. От каждой группы в дебатах участвует по одному представителю, остальные помогают ему и подсказывают. Ведущий выступает модератором дебатов и следит за тем, чтобы аргументы были конструктивными и не повторялись. Выступления представителей групп и получившиеся классификации позитивной и негативной информации обсуждаются классом.

Обсуждение:

• На основании каких критериев можно оценить информацию в Интернете как полезную и как вредную?

• Какие существуют способы защиты от негативной информации в Сети?

• Какая позитивная информация может помочь в борьбе с негативной?

• Узнали ли вы что-то новое о возможностях получения информации в Интернете?

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 38-39.


ДЛЯ ЗАМЕТОК

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Урок 1.3 Надежные пароли

Цель:

- знакомство участников с основными рисками, которые связаны с созданием и использованием паролей в Интернете$

- изучение алгоритмов создания надежного пароля.

Упражнение 1. Угадай пароль

Необходимые материалы: доска, ручки, бумага.

Время проведения: 15 минут.

Процедура проведения: Упражнение направлено на то, чтобы продемонстрировать участникам основные риски, связанные с ненадежностью пароля в Интернете. В ходе упражнения участники выступают в роли злоумышленников и «взламывают» аккаунт от почты, подбирая пароль из четырех символов. Ведущий выбирает одного участника, который на листке пишет пароль из четырех разных цифр и, закрывая листок от всех, передает его ведущему. Кроме ведущего никто больше не должен видеть пароль.

Всем остальным участникам ведущий предлагает на некоторое время представить себя в роли злоумышленников, которые хотят взломать пароль, открывающий доступ к аккаунту от почты. Они должны угадать эти четыре цифры и их порядок. Ведущий объясняет участникам, что есть разные способы и программы, помогающие злоумышленникам взламывать пароли. В данном случае у участников есть «программа» в лице ведущего, который после каждой попытки сообщает «взломщикам», сколько цифр из названной комбинации есть в пароле. Причем ведущий не должен называть, какая цифра или какие цифры верные. Например, он может ответить, что в предложенной комбинации одна цифра из четырех входит в загаданный пароль. Как правило, участники легко угадывают четыре цифры, которые есть в комбинации. Задача считается решенной, когда пароль отгадан.

 

Обсуждение:

• Как вы думаете, легко ли настоящим злоумышленникам взломать простой пароль?

• Можно ли придумать такой пароль, который очень сложно взломать?

 

Подводя итоги:

Ведущий объясняет участникам, что данный метод подбора паролей является очень распространенным способом взлома аккаунта и его применяют настоящие злоумышленники. Специально созданные для этого программы, которые способны перебирать большое количество комбинаций символов за короткий промежуток времени, делают это намного быстрее человека. Чем проще пароль, тем легче его взломать, поэтому необходимо знать ключевые правила создания, использования и хранения паролей, чтобы сократить риск взлома аккаунта.

 

Упражнение 2. Свой ключ всегда носи с собой

Задачи:

• обсуждение особенностей надежных паролей;

• отработка алгоритмов создания надежных паролей;

• обсуждение правил хранения паролей.

Необходимые материалы: Памятка №1.

Время проведения: 25 минут.

Процедура проведения: Ведущий спрашивает участников, оказывались ли они когда-либо в ситуации, когда у них взламывали аккаунт в социальной сети или электронный почтовый ящик? Далее он выясняет у участников, что нужно делать, чтобы аккаунт не взломали (заслушивает несколько ответов). После ведущий акцентирует внимание участников на основных рекомендациях и, используя материал Памятки, рассказывает о специальных приемах, с помощью которых можно придумывать разные пароли для своих аккаунтов.

Далее ведущий делит участников на 4-5 команд. Каждая команда получает задание — придумать свой уникальный алгоритм для создания и запоминания пароля. Алгоритм должен отвечать трем требованиям:

• быть простым в использовании - создание пароля с его помощью должно быть быстрым и легким;

• позволять придумать не только надежный, но и легкий для запоминания пароль: чтобы его помнить, достаточно запомнить легко применимый для конкретного ресурса алгоритм;

• позволять легко придумывать уникальные (различные) пароли для разных сайтов (например, использовать части названия сайта или сервиса в самом пароле).

Ведущий предупреждает участников, что в конце голосованием будет выбран самый удобный и надежный алгоритм. На подготовку командам дается 10 минут.

Представители команд по очереди знакомят участников со своим алгоритмом. Ведущий может записывать схему алгоритма каждой команды на доске. Участники могут задавать вопросы и обсуждать называемые схемы создания паролей. Когда все команды представят свои алгоритмы, проводится процедура голосования: ведущий просит представителя каждой команды отметить плюсиком тот алгоритм, который ее участники оценили выше всех и который они готовы применять. За свой алгоритм голосовать нельзя. По итогам голосования определяется команда-победитель.

Обсуждение:

• Что труднее — придумать сложный пароль или запомнить его?

• Помогут ли представленные алгоритмы запомнить пароль и далее сохранять его в безопасности?

• Знаете ли вы какие-либо приемы, которые помогают защитить аккаунт от взлома помимо паролей?

• Что вы будете делать, если ваш аккаунт взломают?

 

Подводя итоги

Сегодня наиболее распространенным доступом к учетной записи является система «логин-пароль». Поэтому важно помнить ключевые правила работы со своими паролями: надежность, разнообразие и правильное хранение паролей. Надежность пароля напрямую зависит от его длины и сложности. Так, если составлять пароль из цифр, существуют только десять символов, которые можно использовать для подбора. Таким образом, за ограниченное количество попыток можно разгадать пароль, состоящий только из цифр, особенно если он очень короткий. Использование букв, заглавных и строчных, и, например, знаков препинания значительно увеличивает количество попыток, необходимых для подбора пароля.

Разнообразие паролей предполагает использование разных паролей для разных учетных записей и регулярное их изменение. Когда злоумышленники взламывают один аккаунт, они пытаются использовать эти же логин и пароль для аккаунтов на других ресурсах. Особенно важным считается пароль к электронной почте, ведь через нее происходит регистрация на всех других сервисах. Кроме того, если вы записываете пароли, необходимо также обеспечивать их защиту от посторонних глаз.

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 64-68

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.033 с.)