Модуль 1. Что такое Интернет? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Что такое Интернет?



1.1 Интернет и Мы видеоролик №1 17
1.2 Интернет: польза или вред? Мяч/мягкая игрушка, клейкие стикеры 22
1.3 Надежные пароли Памятка №1 27

Модуль 2. Коммуникация в Интернете

2.1 Какой Я в Сети? Клубок ниток, бумага А4, клей 33
2.2 Правила поведения в Интернете карточки с историями, Памятка №2 38
2.3 Друзья или френды? карточки, видеоролик №2 44

 Модуль 3. Безопасность в Сети

3.1 Доверяй, но проверяй! видеоролики №3-5, Памятка №3 55
3.2 Интернет и антитеррор раздатка таблицы и ролей ученикам, доступ в Интернет 60
3.3 Люди, которые играют в игры карточки с ситуациями, Памятка №4 70
3.4 Реклама в Интернете бумага А4, цв. карандаши, карточки, Памятки №5-6 77

 

Глоссарий

 

  88

ВВЕДЕНИЕ

 «Кто владеет информацией — тот владеет миром»

 Уинстон Черчилль

Потребность в информации — одна из базовых потребностей человека. В самых простых формах она начинает проявляться с рождения. Психологи считают, что высшие познавательные потребности человека развиваются на основе потребности в новых впечатлениях, возникающей у младенцев.

С возрастом потребность в информации претерпевает ряд существенных изменений. В школьном возрасте в процессе обучения у ребенка начинают складываться новые формы познавательной активности и мотивации, приобретающие осознанный и произвольный характер.

Это интересно! Объем информации, которую обычный человек в XVIII веке воспринимал за целую жизнь, сегодня соответствует информации в ленте крупного новостного портала всего за 2–3 дня. Для записи информации, которая появляется в Сети каждый час, потребуется около 7 млн. DVD-дисков. На популярном видеохостинге YouTube ежеминутно появляется более 100 часов видео — это как если бы Голливуд выпускал около 260 000 новых полнометражных фильмов каждую неделю.

С развитием постиндустриального общества потребность в информации становится все более актуальной и значимой для современного человека. Во второй половине XX века Абрахам Маслоу предложил классификацию потребностей, для отображения которых используют метафору пирамиды. Основание её составляют физиологические потребности: в еде, питье, жилье — потребности, связанные с поддержанием жизни, а вершину образуют высшие социальные потребности - в любви, признании, познании и самоактуализации, то есть потребности, связанные с развитием личности.

По данным онлайн-опросов, проведенных Фондом Развития Интернет, у российских подростков потребность в доступе к Интернету занимает второе место по значимости, превысив по степени важности потребность в материальном благополучии, но уступив потребности в еде. В исследовании Фонда подросткам предлагалось представить, что после кораблекрушения они оказались на необитаемом острове, на котором нужно будет прожить несколько лет. Им задавался вопрос: что бы они взяли с собой на остров в первую, вторую и третью очередь? В своем первом желании большинство опрошенных поставили Интернет на второе место после друзей и родственников. Во втором и третьем желании Интернет опередил родных и близких, оказавшись на первом месте. Суммарно по всем трем желаниям потребность в Интернете и потребность в близких людях оказались равны. Современные школьники, у которых удовлетворены базовые потребности в еде, тепле, комфорте и безопасности, стремятся к удовлетворению более высоких потребностей — в любви и внимании, в признании, в самореализации и личностном росте. Дети и подростки пытаются реализовать вышеперечисленные потребности и в Интернете. Если общение в Интернете нередко создает лишь иллюзию удовлетворения потребности в любви и принятии, то в реализации познавательной потребности — жажды знаний и желания воспринимать как можно больше информации — Интернет играет сегодня ключевую роль.

Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10–15 лет назад. Сегодня они в дополнение к домашнему компьютеру пользуются гаджетами разного калибра — мобильниками, смартфонами, айпадами; легко совмещают реальность и виртуальность. Интернет становится важным инструментом социализации подрастающих поколений. Жить в цифровой среде — это «круто», поэтому дети и подростки усердно постигают азы компьютерной грамотности, а некоторые из ребят в техническом смысле становятся искушенными пользователями. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, узнают о новых технологиях и возможностях практически одновременно с их появлением. Вырастает новое цифровое поколение, вооруженное разнообразными гаджетами и чувствующее себя естественно и непринужденно не только в Рунете, но и в глобальной Сети в целом.

Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днем, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Аудитория Рунета на март 2016 года составила 80,5 млн. взрослых пользователей, детская аудитория (в возрасте до 14 лет) насчитывает 8-10 млн. пользователей. По разным исследованиям, дети начинают пользоваться Интернетом в возрасте 6-8 лет.

Дополнительными факторами вовлечения детей в Интернет стали снижение цены на электронные устройства и тарифы доступа в Интернет, а также развитие мобильного Интернета. Тенденции к развитию общения в социальных сетях, облачных технологий стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники. Многие даже не задумываются о том, что используют Интернет - настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.

Интернет для детей, рано и интенсивно начинающих им пользоваться, выступает новым инструментом, опосредующим формирование у них высших психических процессов. Эти процессы, в соответствии с культурно-исторической теорией Льва Выготского, являются социальными по происхождению. Они не заданы природой, а формируются обществом и его культурой. Их адекватное развитие является основой успешного обучения. Если до эпохи новых инфокоммуникационных технологий высшие психические процессы развивались в непосредственном социальном взаимодействии взрослого и ребенка и детей между собой, то сегодня Интернет в значительной степени опосредует такое взаимодействие.

Рассмотрим некоторые изменения, связанные с высшими психическими функциями. 

Память. У детей, активно пользующихся поисковыми системами Интернета, по-другому начинает функционировать память: в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в Сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до нее добираться. Взрослые сами понемногу перестают запоминать телефоны, адреса и другую ежедневно необходимую информацию, которая раньше естественно удерживалась в нашей памяти. Дети же с рождения живут в цифровом мире. Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). У детей и подростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации. 

Внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что была 10–15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.

Мышление. Особенности внимания, а также процессов восприятия тесно связаны с широко обсуждаемым феноменом «клипового мышления». Оно построено скорее на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях, и предполагает переработку информации короткими порциями. О существовании и особенностях «клипового мышления» спорят с 1990-х годов, и некоторыми исследователями оно рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку. 

В то же время в жизни цифрового поколения есть немало преимуществ, обретенных благодаря эпохе Интернета. Возьмем, например, загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности, который также связан с мышлением. Мы, взрослые, нередко наблюдаем картину, когда ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в Сети, скачивает музыку, отслеживает обновления френдленты, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. Такой режим деятельности характерен не только для работы за домашним компьютером — это происходит и на уроках в школе. Если учитель будет понимать суть происходящего, его не будут раздражать дети, которые на первый взгляд невнимательны и стремятся заняться посторонними делами. Другой образ жизни предполагает другой темп, надо успеть многое увидеть, сделать, на многое отреагировать. Феномен многозадачности характерен для представителей цифрового поколения и не свойственен взрослым людям, которые в нормальном состоянии, как правило, могут эффективно заниматься лишь чем-то одним. После 50 лет многозадачность вообще затруднена. Основное препятствие для эффективности многозадачности — скорость, с которой определенный участок префронтальной коры головного мозга обрабатывает информацию: позволяет планировать долговременные цели, запоминать незаконченные задачи, отвечать за разделение больших заданий на мелкие части и доводить их до завершения. Информацию, связанную с одним делом, кора успевает обработать, с двумя — уже сложнее, т.к. скорость обработки значительно уменьшается. В то же время эта скорость может существенно возрастать благодаря практике и тренировкам, что и происходит с нашими детьми в перенасыщенном инфокоммуникационном потоке. Навигация в Сети предполагает многозадачность. Дети, включенные в этот процесс, с ранних лет вырастают нацеленными на одновременное решение различных задач. Соответственно, и их мозг начинает работать в другом режиме.

Однако предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет и новые риски. Исследователи выделяют 4 вида рисков:

Контентные риски возникают в процессе использования находящихся в Сети материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на различные ресурсы), содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию.

Коммуникационные риски возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в Сети. Примерами таких рисков могут быть кибербуллинг, незаконные контакты (например, груминг, сексуальные домогательства), знакомства в Сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах, социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах.

Потребительские риски возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. Они включают риск приобретения товара низкого качества, контрафактной и фальсифицированной продукции, риск потери денежных средств без приобретения товара или услуги, хищения финансовой информации с целью мошенничества.

Технические риски определяются возможностями повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или взлома аккаунтов, хищения паролей и персональной информации посредством вредоносных программ (вирусов, червей, троянских коней, шпионских программ, ботов и др.).

Ребенок, захваченный безграничными возможностями современных технологий, зачастую не может разглядеть этих угроз Сети и в результате оказывается среди наиболее уязвимых ее пользователей. Сталкиваясь с опасностью при использовании Интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок. Такая ситуация сформировала понятие об интернет-угрозах, необходимость их распознавать и им противостоять.

 

Использованная литература:

1. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 6, 11, 71, 79.

 


Общие особенности организации уроков безопасного интернета       

                 

Структура пособия включает в себя вводную часть и три взаимосвязанных модуля:

• Модуль 1. Что такое Интернет?

• Модуль 2. Коммуникация в Интернете

• Модуль 3. Безопасность в Сети

Цели уроков:

1.          Систематизация знаний в области использования интернета.

2.          Формирование навыков безопасного использования Интернета.

3.          Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

 

Задачи уроков:

• Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:

ü раскрытие персональных данных;

ü мошенничество, в т.ч. мобильное, заражение компьютера и мобильных устройств;

ü общение в Сети;

ü общая компьютерная грамотность.

• Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у детей навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.

• Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

• Показ важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях.

 

При подготовке материалов проекта использованы дидактические принципы:

ü активной включенности;

ü доступности;

ü мотивации;

ü рефлексивности;

ü системности;

ü открытости содержания.

Принцип активной включенности предполагает учет субъектной позиции ребенка в процессе изучения материала, обращение к личному опыту и развитие этого опыта на основе получения новых знаний или структурирования имеющихся.

Принцип доступности предполагает учет возрастных характеристик участников урока, их социального статуса и жизненного опыта, уровня знаний, полученных в процессе обучения.

Принцип мотивации предусматривает подачу информации в форме, которая простимулирует ребенка к использованию полученных знаний в повседневной жизни, подтолкнет к поиску новой информации.

Принцип рефлексивности дает ребенку возможность соотнести собственный опыт и полученные знания, корректировать модели собственного поведения с учетом мирового опыта и отдельных отрицательных примеров.

Принцип системности отражается в структурированности информации, рассматриваемой в рамках урока, подаче новых знаний как дополняющих и уточняющих картину единого целого, в том числе в области интернет-безопасности и информационных технологий.

Принцип открытости предполагает свободное использование преподавателем подготовленных материалов, возможность их полного или частичного использования, дополнения более актуальными материалами.

При подготовке к уроку преподаватель учитывает:

· возрастные особенности;

· общий уровень развития детей;

· предполагаемую дальнейшую активность, планы по изучению данной темы и ее интеграции в процесс обучения;

· особенности помещения и обстановки, наличие технических средств обучения, в т.ч. подключение к Интернету;

· уровень собственной подготовки.

Формат занятий

Формат проведения: школьное занятие, классный час.

Форма занятия: смешанное (интегрированное занятие).

Количество детей: от 10 до 30 человек.

Время проведения: 40-45 минут.

Помещение, в котором проводится занятие, должно быть:

Ø технически подготовлено к проведению презентации, оборудовано компьютером, проектором и экраном;

Ø достаточно просторным для того, чтобы разместить всех участников занятия, и оборудованным соответствующей мебелью (например, достаточным количеством стульев);

Ø соответствующим общепринятым санитарно-гигиеническим и физиологическим нормам (требования к освещению, температуре и др.), комфортным, защищенным от шума, звонков, вибрации, разнообразных посторонних запахов (краски, пищи) и других неблагоприятных, отвлекающих факторов.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, электронный носитель с необходимыми видеоматериалами (флеш-карта, диск), раздаточный материал.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.86 (0.031 с.)