Урок 2.2 Правила поведения в Интернете



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 2.2 Правила поведения в Интернете



Цель:

- подведение учеников к необходимости соблюдать общие правила в интернете;

- рассмотрение особенностей агрессивного поведения в Интернете, обсуждение механизмов помощи человеку, подвергающемуся агрессии.

 

Упражнение 1. Кодекс цифрового мира.

Необходимые материалы: доска.

Время проведения: 20 минут.

Процедура проведения: Ведущий спрашивает участников, что, на их взгляд, позволяет пользователям социальных сетей взаимодействовать так, чтобы их сообщество развивалось и не распадалось. Ведущий выслушивает несколько ответов и резюмирует их. Ведущий может подчеркнуть, что большинство современных Интернет-сообществ живет и работает по правилам, которые организаторы вырабатывают для себя и для будущих участников сами. Свод правил, содержащий основные принципы поведения, называется кодексом. Ведущий спрашивает участников, какие кодексы им известны. Затем ведущий предлагает участникам создать свой кодекс поведения в Сети.

Для разработки кодекса участники делятся на три группы. Каждая группа в течение 10 минут должна придумать социальную сеть и разработать краткий кодекс для ее пользователей. Ведущий может зафиксировать на доске задание для групп:

1. Создать социальную сеть и ответить на вопросы:

• Каково ее название?

• Кого она объединяет? Кто является участниками этой социальной сети?

• Что объединяет ее участников? На основе чего существует их сообщество? (Это может быть что угодно: хобби или любимое произведение, любимый фильм или музыкальная группа).

2. Придумать 7 правил, которые должны соблюдать участники социальной сети, чтобы сеть развивалась и росла, а общение в ней было интересным и приятным. В течение 10 минут группы выполняют задание и фиксируют все на доске. По истечении времени участники (по одному от каждой группы) представляет свою социальную сеть и разработанные правила. Когда все группы представят свои сети, ведущий предлагает им создать универсальный кодекс Интернет-сообщества. Для этого ведущий просит участников выбрать два лучших, на их взгляд, правила из кодексов других групп (правила своей группы выбирать нельзя).

Ведущий составляет универсальный кодекс, включая в него правила, которые:

• повторяются в кодексах двух или всех команд;

• отмечены наибольшим количеством голосов по сравнению с другими правилами.

Ведущий обращает внимание участников на то, что правила могут быть трех типов:

• обязанности (что должны делать участники);

• права (что могут делать участники);

• запреты (что нельзя делать участникам).

Ведущий демонстрирует универсальный кодекс, зачитывает каждое правило и просит участников определить, к какому типу оно относится. Созданный кодекс можно вывесить в классе или на сайте класса.

Обсуждение

• Может, вы хотите добавить что-нибудь в универсальный кодекс? Все ли типы правил в нем представлены?

• Можно ли применить эти правила для всех пользователей Интернета?

• Зачем в Интернете и интернет-сообществах нужны обязанности и запреты?

 

Подводя итоги:

Каждому сообществу нужны определенные правила, которые бы регламентировали поведение его членов.

Правила необходимы любой группе, так как они сохраняют ее от внутренних конфликтов и распада, но если эти правила будут слишком строгими, то группа может перестать развиваться и большинство членов покинет ее один за другим.

Наиболее распространенными санкциями в Интернет-сообществах является временное или постоянное исключение из группы или временный запрет на участие в деятельности группы (так называемый «бан»).

Прежде чем присоединиться к сообществу, необходимо досконально изучить правила поведения в нем и решить, готовы ли вы их соблюдать. Если вы уже присоединились к группе, то стоит соблюдать принятые на себя обязательства.

Пример универсального кодекса, созданного учащимися одной из школ г. Москвы:

1. Соблюдайте этикет.

2. Запрещено распространение спама.

3. Запрещено распространение вирусов.

4. Запрещено оскорблять других пользователей.

5. Соблюдайте личное пространство друг друга.

 

Упражнение 2. Не корми тролля

Необходимые материалы: карточки с историями, Памятка №2.

Время проведения: 25 минут.

Процедура проведения: Упражнение проводится с целью информирования участников о кибербуллинге (преследование, травля в Интернете), его возможных последствиях и о способах противодействия. Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы. Участники могут объединиться в группы самостоятельно или по жребию. Для этого, например, можно использовать разноцветные карточки. Каждая группа получает карточку с историей о кибербуллинге и вопросами (Карточки).

В течение 5 минут участники в группах изучают свою историю и готовят ответы на предложенные вопросы. После обсуждения представитель каждой группы зачитывает классу свою историю и представляет ответы на вопросы. После того, как все группы выступят, ведущий начинает общую дискуссию.

Ведущему в конце следует подчеркнуть, что все истории основаны на реальных фактах.

Карточка 1.

Соня пришла в новую школу. Поначалу все было хорошо, у нее появились знакомые. Но неожиданно в социальной сети кто-то выложил ее фотографию, на которой Соня во время урока ест булочку. Фотография получилась смешная, и, как только Соня пришла в школу, все стали над ней насмехаться. Соня перестала ходить в школу, говорит, что все ее там ненавидят.

Вопросы:

• Как вы думаете, реальна ли эта история?

• Как чувствует себя Соня?

• Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно?

• Как вы бы поступили в данной ситуации?

 

Карточка 2.

Мише 14 лет, он хорошо учится, занимается карате, живет рядом со школой. Выходя из школы после уроков, он встретил свою бабушку, которая расспросила его о школе, поправила шарф, а на прощание поцеловала. Эту сцену сняли на видео его одноклассники, поместили в социальную сеть и подписали «У Миши новая подружка!». Когда Миша узнал, кто это сделал, он сильно избил одноклассника. Из-за этого его отстранили от участия в соревнованиях.

Вопросы:

• Как вы думаете, реальна ли эта история?

• Как чувствует себя Миша?

• Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно?

• Как вы бы поступили в данной ситуации?

Карточка 3.

В девятом классе, учились две подруги - Лиза и Даша. Под большим секретом Лиза рассказала Даше, что ей нравится Дима из одиннадцатого класса. Даша не удержалась и рассказала об этом одной знакомой в социальной сети, и скоро это стало известно всем. Над Лизой стали смеяться, Лиза очень разозлилась и стала писать про Дашу всякие гадости в Интернете. Родители Даши обратились к классному руководителю и директору школы. В итоге Лиза была вынуждена перейти в другую школу.

Вопросы:

• Как вы думаете, реальна ли эта история?

• Как чувствуют себя Лиза и Даша?

• Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно?

• Как вы бы поступили в данной ситуации?

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 124-126


ДЛЯ ЗАМЕТОК


Урок 2.3 Друзья или френды?

Цель:

- изучение возможностей Интернета для поиска новых знакомых по интересам, актуализация вопроса о возможностях риска при встречах с незнакомцами из Интернета;

- обсуждение возможностей социальных сетей для установления связей с другими людьми.

Упражнение 1. Друзья или френды?

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения: Целью данного упражнения является обсуждение сходств и различий реальной и виртуальной дружбы. Ведущий спрашивает участников, есть ли у них профили в социальных сетях и сколько у них друзей (френдов). Если у кого-то нет профиля в социальных сетях, можно спросить про любые другие социальные сервисы Интернета или онлайн-службы для общения. Затем ведущий просит участников вспомнить, сколько у них друзей в социальных сетях. Ведущий называет числа (меньше 100, 100–150, 150–200, 200–250, 250–300, больше 300). Участники встают и перемещаются в определенную часть класса в зависимости от того, сколько у них друзей. Участники определяют самую многочисленную группу. Можно также посчитать, сколько в среднем друзей в сетях у всех участников.

После этого ведущий просит всех сесть на места и подумать, сколько у них друзей в реальной жизни. Участники еще раз делятся на группы в разных частях класса по количеству друзей. Как правило, количество друзей в сетях и в реальной жизни различается.

Обсуждение:

• У вас больше друзей в Интернете или в реальной жизни?

• Какие плюсы дает большое количество друзей в социальных сетях? Какие минусы?

• Чем реальный друг отличается от виртуального?

 

Упражнение 2. Кто твой друг?

Необходимые материалы: набор карточек (ситуации + ответы), проектор.

Время проведения: 35 минут.

Процедура проведения: Данное упражнение проводится с целью информирования участников об основных рисках, связанных с общением с незнакомцами в Сети. Ведущий предлагает группе разделиться на 5 команд, каждая из которых получает карточку с историей о знакомстве в Интернете и вопросами к ней. Перед главным героем истории стоит выбор, встречаться ему или не встречаться со своим онлайн-знакомым в реальности.

Каждой группе предстоит в течение 10 минут выполнить следующие задания:

1. Обсудить свою историю;

2. Принять решение: согласиться ли на встречу с онлайн-знакомым;

3. Ответить на вопросы.

У ведущего остается набор ответов к карточкам с фактами и «реальными» историями онлайн-знакомых из заданий участников.

После обсуждения каждой группе предстоит огласить свое решение и ответы на вопросы. Члены группы по очереди зачитывают вариант профиля, отвечают на первый вопрос, второй вопрос и т. д. После того как участники ответили, пойдут ли они на встречу с этим человеком, по номеру на конверте учитель достает карточку с «фактами» и рассказывает о «реальном» человеке, скрывающемся за профилем.

Обсуждение:

• Легко ли вам было принять решение? Если вы сомневались, то почему?

• Как вы решаете, кого добавлять к себе в друзья? Часто ли вы первым добавляете совершенно незнакомых людей?

• На что вы обращаете внимание, когда читаете профиль?

• Как вы решали, стоит ли встречаться с этим человеком? На что вы обратили внимание, а что, возможно, упустили?

• Как нужно поступать, если интернет-знакомый предлагает встретиться? Как обезопасить себя на встрече?

• Какие возможности предоставляет Интернет для знакомства и поиска новых друзей?

• На что следует обращать внимание при знакомстве в Интернете? Как следует себя вести? Что можно рассказывать, а что нет?

• Каким образом можно использовать возможности Интернета для знакомства с другими людьми, не подвергая себя риску?

 

Подводя итоги:

Завершая упражнение, ведущий демонстрирует участникам видеоролик № 2 «Развлечения и безопасность в Интернете».

Знакомясь с человеком онлайн, никогда нельзя быть полностью уверенным, что он тот, за кого себя выдает. Длительность знакомства, обмен фотографиями, звонки по телефону, видео-звонки, опыт предыдущих встреч — ничто из этого не может дать 100% гарантии, что онлайн-другу можно полностью доверять. Безопаснее всего добавлять в друзья только тех, кого знаешь в реальности, и тех, кого хорошо знают в реальной жизни твои друзья. Если ваш онлайн-друг приглашает вас на встречу, то эту ситуацию необходимо обсудить с родителями, чтобы они были в курсе места и времени встречи. При возможности лучше пойти со взрослым, которому доверяешь, и выбирать людное место для встречи. Очень важно уметь сказать «нет» и позвать на помощь в сложной ситуации.

 

Карточка 1.

Ваня (13 лет) — поклонник игры World of Warcraft. Он играет в нее уже три года и развил своего персонажа до очень высокого уровня. Год назад Ваня познакомился в игре с Колей (15 лет), когда они вместе с другими участниками выполняли одно из групповых заданий. После этого они еще не раз сражались вместе и по ходу игры общались и переписывались. Однажды Ваня даже купил у Коли «Большой меч яростного гладиатора», переведя деньги ему на электронный кошелек. Вчера же Коля написал, что приезжает на выходные в Санкт-Петербург, где живет Ваня, и хотел бы как-нибудь пересечься, чтобы познакомиться в реальности. Коля также предлагает Ване купить у него особый щит, о котором мальчик давно мечтал.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Ване согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Коле?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Ваня мог бы себя обезопасить?

 

ОТВЕТ: Кто это на самом деле? Анатолий, 19 лет, живет в Санкт-Петербурге, делает бизнес в онлайн-играх, продавая артефакты и персонажей. Анатолий хочет заработать, продав очередной магический щит. Также он планирует надавить на Ваню при встрече, чтобы выкупить Ваниного персонажа за бесценок и перепродать.

Особенности ситуации

У Вани нет никаких реальных свидетельств того, что Коля — тот, за кого себя выдает. Однажды «Коля» оправдал доверие Вани, действительно передав ему оплаченный товар, однако нет никаких оснований полагать, что на этот раз «Коля» поступит так же.

Возможное решение

Обсудить ситуацию с родителями (возможно, также стоит спросить разрешения на трату денег), получить их разрешение пойти на встречу одному или с кем-то из взрослых, выбрать для встречи людное место, сообщить родителям, куда и когда планируется идти.

Карточка 2.

Маша (18 лет) очень переживала, когда рассталась со своим молодым человеком. Чтобы разобраться в причинах расставания, она искала в Интернете информацию об отношениях и на одном из форумов увидела историю девушки как две капли воды похожую на то, что произошло с ней. Маша написала этой девушке (ее звали Вика) сообщение, и Вика ей ответила. Они вместе обсуждали произошедшее, делились чувствами и переживаниями, обсуждали темы, которые больше ни с кем не решались обсудить. В одном из сообщений Вика написала, что, чтобы забыть их несчастную любовь, им нужно найти себе какое-то занятие, увлечение. Вика сказала, что недавно нашла очень хорошую студию танцев, и предложила Маше пойти туда вместе.

Вопросы для анализа ситуации:

• Стоит ли Маше согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Вике?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Маша могла бы себя обезопасить?

 

ОТВЕТ: Кто это? Вика, 25 лет. Обсуждала с Машей свои чувства и переживания. Недавно записалась в студию танцев, где действует акция «Приведи друга — получи скидку и подарок!».

Особенности ситуации

Хотя девушки переписывались на достаточно откровенные и личные темы, у Маши нет никаких свидетельств, что Вика говорила о себе правду.

Возможное решение

Обсудить ситуацию с родителями, рассказать им о Вике, получить их разрешение пойти на занятия танцами одной или с кем-то из взрослых, встретиться с Викой на занятиях.

 

Карточка 3.

Аня (15 лет) — фанатка Майкла Джексона, постоянно сидит на форуме, посвященном ему. Аня посещает этот форум уже три года, знает (виртуально) всех постоянных форумчан, общается с ними на самые разнообразные темы. Неделю назад один из форумчан предложил всем перенести общение из Сети в реальность. Всем понравилась эта идея. Было назначено время и место встречи — 20:00, кафе «Облака». Ане очень хочется со всеми встретиться и познакомиться «вживую», но ее беспокоит, что кафе «Облака» находится в пригороде и общественный транспорт ходит туда нерегулярно.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Ане согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Аня могла бы себя обезопасить?

 

ОТВЕТ: Кто это? Фанаты Майкла Джексона, примерный возраст — от 15 до 57. Личная встреча может привести к негативным последствиям.

Особенности ситуации

Хотя Аня общается онлайн с данными людьми уже давно, все они остаются незнакомцами в реальности и могут скрывать свои мотивы и поступки. Встреча проходит в слишком позднее время и слишком далеко, чтобы по ее окончании возвращаться домой одной.

Возможное решение

Получить разрешение родителей, попросить кого-то из взрослых сопровождать Аню на этой встрече.

 

Карточка 4.

Патя (16 лет). Неделю назад в социальной сети к ней в друзья добавился Мага (19 лет). Патя не знала его лично, но видела, что он есть в друзьях у шести ее близких знакомых, поэтому подтвердила заявку Маги. Мага написал, что ему очень понравилась Патя на какой-то из фотографий в профиле их общих друзей, и он хотел бы с ней познакомиться поближе. Мага прислал Пате множество сообщений, и она рассказала ему многое о себе: чем она увлекается, про свою школу и семью, где она живет и где любит отдыхать. Они даже обменялись номерами телефонов и несколько раз созванивались. Мага, кажется, Пате очень внимательным и заботливым молодым человеком, ей нравится, что он в нее влюблен. Вчера Мага, наконец, пригласил Патю на свидание: предложил сходить в кино, на вечерний сеанс. Патя очень обрадовалась.

 

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Пате согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Маге?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Патя могла бы себя обезопасить?

 

ОТВЕТ: Кто это? Ахмед, 27 лет, безработный.

Особенности ситуации

Нет никаких доказательств того, что Мага — тот, за кого себя выдает. Голос по телефону не всегда выдает возраст говорящего. Онлайн-переписка длится всего неделю. Мага, по-видимому, много спрашивал о Пате и мало рассказывал о себе. Мага был чрезмерно настойчив. После вечернего сеанса в кино пришлось бы слишком поздно возвращаться домой.

Возможное решение

Перед тем, как добавить Магу в друзья, поинтересоваться у общих знакомых — действительно ли они знают Магу в реальности или добавили просто так. Расспросить друзей, кто такой Мага. Не рассказывать о себе слишком много (информация о месте жительства и т.п.). Обсудить ситуацию с родителями, получить их разрешение. Предложить встретиться Маге первый раз среди общих знакомых и в присутствии кого-то из взрослых, которым доверяешь.

 

Карточка 5.

Ася (16 лет) — привлекательная молодая девушка. Ее подруга мечтает стать фотографом, поэтому часто устраивает для Аси фотосессии. Асе очень нравятся получающиеся фотографии, и зачастую она выкладывает их в социальные сети. Вчера Ася получила сообщение от Анны (45 лет), в котором Анна (агент по кастингу в доме моделей) говорит, что была впечатлена фотографиями профиля Аси, что это редкий тип внешности, и дом моделей приглашает Асю на собеседование. Анна поясняет, что это приглашение не означает, что девушка точно подходит им как модель, но дает шанс проявить себя при встрече. Анна оставила свой контактный e-mail и ссылку на официальный сайт дома моделей.

 

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Асе согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Анне?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Ася могла бы себя обезопасить?

 

ОТВЕТ: Кто это? Владимир, 35 лет, хочет познакомиться с молодой девушкой для романтических отношений.

Особенности ситуации

У Аси нет никаких доказательств, что Анна — та, за кого себя выдает. Уважаемые модельные агентства не будут искать моделей по фотографиям в социальной сети.

Возможное решение

Обсудить ситуацию с родителями, получить их разрешение пойти на встречу в сопровождении кого-то из взрослых.

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 115-117, 109-112, 122

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.011 с.)