Тема: Православие и русская философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Православие и русская философия



Русская философская мысль формировалась под значительным влиянием мировой философии и особенно Западной. «Основные проблемы мировой философии являются, конечно, проблемами и русской философии. В этом смысле, - писал отечественный религиозный философ Б.П. Вышеславцев (1877-1954), - не существует никакой специально русской философии. Однако существует русский стиль. Философия в России имела две ярко выраженные тенденции: материалистическую и религиозно-идеалистическую. Первая доминировала в России с момента её зарождения и по наши дни. Вторая тенденция отличалась весьма оригинальной самобытностью и некой специфичностью. Её представляли, как правило, славянофилы. Они и заложили основу русской религиозной философии. Значительным религиозным накалом выделялись философские работы таких мыслителей, как И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков. Они стремились низвергнуть немецкий тип философствования и выработать исконно православную традицию самобытно-русской философии. Славянофилы считали, что русскому народу чуждо понятие индивидуального интереса и частной собственности, так как исходной формой его общества была община. Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России - высылку большевиками в 1922 г. последних представителей «старорежимной» философской школы.

По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии

•   Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу;

•   Софиология - учения о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) – представители: С. Булгаков, В.Соловьев, П. Флоренский

•   Соборность,                Интуитивизм,

•   Метафизичность,    Реалистичность (онтологизм)

•   Религиозность,          Нравственность

 Славянофилы:

 А.С. Хомяков

 И.В. Киреевский

 К.С. Аксаков

 Ю. Самарин Славянофилы утверждали:

 существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия

 наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития.

 неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности)

 отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии

 Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков

А.С. Хомяков утверждал:

 особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия

 Основной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен)

 Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи.

 В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм

Представители народничества:

 А.И. Герцен

 Н.Г. Чернышевский

 А. Григорьев

 Н.Н. Страхов

 П. Лавров. Народники утверждали:

 Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой

 Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.

 Объективными условия:

слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.

 Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

  Представители философии всеединства:

 Владимир Соловьев,

 Сергей и Евгений Трубецкие,

 Сергей Булгаков,

     Павел Флоренский.

Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле.

 Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.

 

Основные труды Соловьев Владимир Сергеевича (1853-1900 гг.):

 "Оправдание Добра»

 «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»

 «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия».

Религиозная философия:

 Сергей Булгаков

 Василий Розанов(религиозно-философское общество)

 Дмитрий Мережковский(русский символизм)

 Николай Бердяев(«Философия свободы»,«Смысл творчества»)

Николай Бердяев:

 Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»

 единственный механизм творчества - свобода.

 ввел и развил понятия:

 царство духа,

 царство природы,

 объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы,

трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.007 с.)