Тема: Православие и имперское служение



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Православие и имперское служение



     Смута привела к противоречиям среди священнослужителей – Патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген – В. Шуйского, Филарет – Лжедмитрия II.

     В 1619 году Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси. Филарет стал фактически вторым царём и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог.

     В середине 17 века в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.

     В 1652 году новым патриархом стал Никон и он провёл реформу: крещение не двумя, а тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, книги и обряды исправлены по византийским образцам.

 

     Получив власть над верующими Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить её по примеру Михаила Фёдоровича и Филарета.

     Царь перестал посещать патриарший Успенский Собор.

     Обиженный патриарх отказал царю в благословении и заявив о сложении патриарших полномочий удалился в Новоиерусалимский монастырь.

В 1666 году царь пригласил в Москву четырёх восточных патриархов и устроил суд над Никоном.

     Он был осуждён, лишён сана и отправлен в заточение в монастырь.

     Собор осудил противников реформы и передал их лидеров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви.

 

     Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум. Он встретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники. Аввакум был сослан в 1653 году в Сибирь, в 1663 году после кратковременного возвращения в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провёл 15 лет в земляной тюрьме.

Эпоха Петра I

     Эпоха принесла новые испытания Церкви. Все национальное преследовалось, церковность изгонялась из уклади жизни высших сословий, процветали рационализм, безверие, а порой и прямое богохульство. В 1720 году, по поручению Петра I и по образцу протестантских стран, был составлен “Духовный регламент” – законодательный акт об управлении Церковью. Согласно “Духовному регламенту”, высшей властью в Церкви обладает император, от имени которого церковное управление осуществляет духовная коллегия, получившая наименование Святейший Синод. Она формировалась императором и возглавлялась президентом в сане митрополита. Фактически руководителем церковного ведомства был обер-прокурор Святейшего Синода, “око государево в Синоде” – чиновник, осуществляющий надзор за его деятельностью, а возглавление церковной иерархии соборно избранным патриархом упразднялось. Целью этих нововведений являлась полная ликвидация независимости священства от государственной власти. Делалась попытка превратить Церковь в один из государственных институтов.

 

Эпоха Екатерины II

     Императрица продолжила политику Петра I, лишив Церковь остатков экономической самостоятельности. Согласно Манифесту от 26 февраля 1764 года большая часть монастырских и архиерейских вотчин передавалась под полное управление Коллегии экономики Синодального правления. Несмотря на давление государственной власти, русское монашество в синодальный период (1720-1917 гг.) пережило свой расцвет, связанный с восстановлением традиций старчества. Согласно православной аскетической традиции, старец – это духовно опытный монах (независимо от возраста и иерархического положения) благодаря своему подвижничеству получивший благодатные дары Святого Духа: прозорливости, исцеления, чудотворения.

     Восстановление и развитие традиций старчества связано с именами преподобного Паисия Величковского (1722-1794 гг.), преподобного Серафима Саровского (1759-1839гг.).

     В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало XIX Века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.

 

     В 1850 год епископ Иннокентий возводится в сан архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, а два года спустя, в 1852 году, к его обширной епархии присоединилась Якутская область с населением в 200 тысяч человек.

     Архиеписковская кафедра была переведена в Якутск, и в сентябре того же года он прибыл на постоянное жительство в Якутск, поселился в Спасском монастыре в качестве настоятеля.

     XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

 

Эпоха Александра I

     По распоряжению императора план государственных преобразований было поручено подготовить М. М. Спиранскому. Этот план был изложен во “Введении к уложению государственных законов”.

     Н. М. Карамзин написал императору записку, в которой указывал, что любые реформы на европейский лад могут только ослабить Россию, так как разрушат внутреннюю жизнь российского общества, а это приведёт к анархии. Он написал следующее: “Недовольно дать России хороших губернаторов – надобно дать и хороших священников”. Карамзин передал записку лично императору, но тот прочитал её только лишь через 5 лет. В 1817 году было создано Министерство Духовных дел и Народного просвещения, во главе которого был назначен князь А. Н. Голицын. Задачей министерства являлось содействие тому, чтобы “благочестие было всегда основанием истинного просвещения”.

     Духовный департамент министерства состоял из четырёх отделений: по делам православного вероисповедания, по делам римско-католической церкви, по делам униатского и армянского вероисповедания, и нехристианских исповеданий. Российским библейским обществом 1814 года управлял князь А. Н. Голицын. Против Голицына выступали авторитетные представители Русской Церкви. 15 мая 1824 года Александр I со словами: “В самом деле, вверенное вам министерство как-то не удалось вам; ликвидировал министерство духовных дел и народного просвещения”.

     25 декабря 1825 года на императорский престол после смерти Александра I вступил его брат Николай I. Он был глубоко верующим человеком, в отличие от Александра I, который увлекался мистикой. В годы его правления постепенно повышается роль РПЦ.

     В храмовом строительстве рождается новый стиль, который называется “имперско-византийский”. В этом стиле был построен храм Христа Спасителя архитектором К. А. Тоном. При нём рождается первый официальный гимн Российской империи, музыку к которому на слова В. А. Жуковского написал композитор А. Ф. Львов.

     В 1836 году обер-прокурором Святейшего Синода стал Н. А. Протасов.

     В день коронации Николая I Московским митрополитом был назначен Филарет (в миру Василий Дроздов), он помог Александру II составить манифест “об отмене крепостного права”. В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции – в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

     Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: “Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!”

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

     Когда в 1921-1922 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Вопросы и задание:

1.Укажите роль Русской православной церкви в укреплении самодержавия в России2.Как изменились отношения церкви и государства в эпоху Петра1?

 

Практическая работа.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.014 с.)