Тема: История государства и Русской православной церкви на разных этапах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: История государства и Русской православной церкви на разных этапах»



      10-13 века в истории России были важнейшим периодом, так как в это время  Русь принимает Христианство и именно в это время происходит становление государственности, то есть формирование правовой и законодательной системы, определение русской национальной идеи, культурного развития и т.д.

       Основанием Киевской митрополии можно считать 995 или 997 года. Первый митрополит из Константинополя в Киев был прислан в 1037 году. До этого времени в Русской Церкви не было иерархии-епископы избирались, а не назначались и церковь подчинялась великому князю. 

      Зависимость русской церкви от Константинополя не представляло угрозу для русского государства, так как зависимость митрополита от греческого Патриарха была не велика, только лишь заключалась в том, что патриархом назначался русский митрополит.

      Величайшим несчастием для Руси было то, что ей не хватило времени усвоить всё духовное наследие православной Византии. Внезапная и разрушительное монгольское нашествие положило конец Киевской Руси. К концу 13 века вся русская территория от Днепра до Волги оказалась под Татарским игом. Только Новгородская земля сохранила свою независимость, хотя должна была платить Орде дань.

      Почти все храмы по пути следования Орды были сожжены, священнослужители убиты, монастыри разрушены. Практически все книжные богатства накопленные Русью до этого времени, были утрачены. Пришло в запустение духовное образование. Жители южной Руси до Ордынского нашествия насчитывали около 11 млн. человек. Такое количество населения было восстановлено только лишь к 17 веку. Секрет мастерства строительства русских архитекторов был утрачен. Когда Иван III к концу 15 века начал строить Успенский собор в Кремле, ему пришлось обращаться за помощью к иностранцам.

     После опустошения южной территории страны, митрополию РПЦ пришлось перенести из Киева во Владимиро – Суздальское княжество. Тем самым возвысить его среди других княжеств.

    После того, как захваченные Золотой Ордой русские земли были поставлены от неё в полную зависимость, открытые убийства и грабежи со стороны завоевателей прекратились. Земли были обложены данью, которую в начале собирали отряды ордынских послов – баскаки, позднее - русские князья. Вступление князя в управление своим уделом могло последовать только с согласия хана, присяги на верность хану и получение ханской грамоты – ярлыка.

    Хотя во время нашествия Церковь пострадала точно также как и русский народ, после покарения Руси в год установления дани 1246 год Русская Церковь была освобождена от уплаты налогов и от уплаты дани. Благодаря усилиям Митрополита Кирилла был выпрошен у хана Менгу- Темира ярлык духовенству, благодаря чему церковные земли и угодья, книги, иконы были объявлены ханом неприкосновенными. При приемнике Кирилла митрополите Петре был от хана узбека получен ещё один ярлык, по которому русское духовенство было освобождено от всякого ханского суда. Всего насчитывалось 7 подобных ярлыков.

 

       Это поведение татаро – монголов по отношению к РПЦ объясняется тем, что они относились с уважением к любой религии, так как на момент захвата Руси они были язычниками.

        В конце 14 века происходит объединение русских княжеств вокруг Москвы и освобождение от татаро – монгольского ига. Огромная в этом процессе роль Русской Православной Церкви. Митрополит Алексей - это митрополит- политик, дипломат, устроитель церковной жизни на Руси воспитатель и опекун будущего Дмитрия Донского. При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Дмитрия Донского митрополит был регентом - правителем Московского государства и сыграл главную роль в окончательном объединении Москвы, он сделал гораздо больше, чем кто либо из князей, потомков Ивана Колиты. Большой вклад в образование единого государства Московская Русь вложил Сергий Радонежский (1314-1392гг.). Только при жизни Преподобного Сергия его ученики основали 50 новых общин, и ещё 40 появилось благодаря его последователям в следующем поколении. К 15-у веку на севере Руси действовало уже 180 монастырей, созданных по традициям Троице-Сергиевой Лавры, а по всей Руси в этот период насчитывалось около 400 монастырей, которые становились крупными духовно-просветительскими центрами, имели огромные библиотеки и давали возможность общего образования и просвещения русс кого народа.

     - Первый духовный центр – был основан Преподобным Кириллом Белозерским в 1427 году.

     - Вторым духовно-географическим центром Руси была южная округа Вологодского уезда, Оптина-Пустынь (Калужская область).

     - Третьим духовно-географическим центром Руси был Спасо-Каменный монастырь. Словецкий монастырь был четвёртой по значению обителью северной Руси – первым форпостом православия и русской культуры в суровом Поморье. Его основатели Святые Зосима и Саввати.

       В целом ученики Преподобного Сергия Радонежского в течение 15-16-х веков создали по всей русской земле огромное количество больших и малых монастырей, которые стали духовными и военными форпостами Святой Руси.

 

      С падением Константинополя в 1453 году перестала существовать Византийская империя, государственное мышление московских царей всё более проникалось идеей византийского наследия. Во второй половине 15-го века и начале 16-го на месте раздробленных княжеств образовалось Московское государство. Это произошло в правление Ивана III. Именно в это время начались изменения национальной политики.

      Выдающейся личностью этой эпохи является активный церковный деятель митрополит Филипп. В 15-м веке в русском монашестве возникает направление духовной жизни, названная по имени Иосифа Володского “иосифлянским”. Ранее, в эпоху Преподобного Сергия сложилось движение “нестяжатели”, защитником которого выступал Преподобный Нил Сорский. “Нестяжатели” дорожили независимости от светской власти и свободой.

      “Иосифляне” стремились к общественному служению и укреплению идеи Московского царства. Иосиф Володский содействовал развитию политического сознания московского князя в сознание царя православного.

      Нил Сорский пропагандировал идею неприкосновенности монастырского землевладения.

     С венчанием на царство Ивана Грозного (1547г.) заканчивается век Святой Руси, наступает эпоха православного царства.

Русь в эпоху Ивана Грозного страдала от жестокости, разврат в обществе легко уживался с обрядовой строгостью. Церковь возглавил митрополит Филипп II. Между царём и митрополитом произошёл разрыв, в результате чего митрополит был отправлен в заточение в Богоявлинском монастыре, он был приговорен к пожизненному заключению, затем был отправлен в Тверской монастырь. Конфликт между царём и митрополитом возник по причине того, что митрополит не одобрял Ивана IV в его жестокости и постоянно напоминал царю о его долге, милосердии к подданным.

В 1589 году было учреждено патриаршество в РПЦ. Первым патриархом Русской Церкви становится Иов. Учреждение патриаршества представлялось как закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землёй церковного значения и славы Древней Византии “Второго Рима”.

     Теория “Москва – третий Рим, четвёртому не бывать” подчёркивала величие Руси среди православного мира.

    Патриарх Иов в Смутное время на Руси, когда Лжедмитрий I вошёл в Москву, был единственным из бояр и духовенства, кто открыто не признал самозванца, за это был сослан в монастырь, а вместо него Лжедмитрий I поставил на патриарший престол выгодного ему архиепископа грека Игнатия, который венчал его на царство, одновременно совершив его бракосочетание с Мариной Мнишек. После изгнания Лжедмитрия I, Василий Шуйский пригласил Иова вновь на патриарший престол, но тот отказался и поэтому патриархом был избран Гермоген.

Патриарх Гермоген (Ермоген) становится во главе движения, поднявшегося на защиту Православной Церкви и национальной независимости Отечества. Он обращается к Русской земле, рассылая по городам грамоты, в которых разрешает народ от присяги Польскому королю Владиславу и просит идти по зимнему пути к Москве.

Поляки зная о высоком авторитете Русской Православной Церкви и личности её Патриарха в поддержке все нарастающего народного сопротивления, посадили Гермогена в тюрьму 17 февраля 1612 года, не поддавшись на уговоры и даже пытки поляков, Патриарх Гермоген скончался в тюрьме от голода.

      После смерти Патриарха Гермогена до 1619 года, Русская Православная Церковь оставались без Патриарха. Во главе церкви был временно посвящен в сан Патриарха Всея Руси, был поставлен Казанский Митрополит Ефрем, который венчал царя М. Ю. Романова на царство. После смерти Митрополита Ефрема церковными делами управлял Митрополит Иона Кружницкий.

      Смута привела к противоречиям среди священнослужителей – Патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген – В. Шуйского, Филарет – Лжедмитрия II.

     В 1619 году Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси. Филарет стал фактически вторым царём и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог.

Вопросы и задания

1. Какую роль играла Русская православная церковь в жизни государства?

2. Выделите основные этапы в жизни государства и церкви.

 

 

Лекция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.009 с.)