Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Православие как духовная основа культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Духовная культура – это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей (то, что в жизни человека играет важную роль, делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира и ориентироваться в нём). Ценность вырастает из идеалов личности. Различают социальные ценности (общественные идеалы), личностные ценности (идеалы отдельно личности), общечеловеческие (отражают духовный опыт всего человечества). Духовная культура формирует личность и её мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.Однако не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д. Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура). Понятие «духовность» демонстрирует, что в объективном течении событий человек и человечество имеют уникальную возможность руководствоваться как объективно существующими факторами, так и своими собственными чувствами и мыслями, сочетать чувственное и рациональное в организации своей собственной жизни. Поэтому, когда говорится о необходимости взлета духовности, надо иметь в виду неумолимое влечение человека к прогрессу и счастью. Этот поезд будет побудительным в жизнедеятельности до тех пор, пока будет существовать единство духа (объективно существующий источник человеческой жизни), души (субъективный проявление духа, индивидуализированный дух) и духовности (реально существующая, душой пережитая сила духа, что непосредственно направляет деятельность человека). Духовность — это чувства и осознание реальности, которая прямо или косвенно направляет жизнедеятельность человека. Духовность — это всё то в мире, что является реальным кормчим жизни человека и общества. При этом следует иметь в виду, что духовность — это единство объективного и субъективного в отношении определенности человеческой жизни. Интересным по поводу определения содержания этих понятий является анализ представлений о них с точки зрения мифологии, религии, науки. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Вопросы и задания: 1. О каких духовных идеалах говорилось в лекции? 2. Какие понятия встречались в лекции? Раскройте их содержание. Лекция Тема: Православная этика Православная этика – это нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения. Она получает свое выражение в определенном стиле жизни, который имеет исторические многообразные формы. Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль проявляется в осмыслении противоположности добра и зла. Добро стремится к гармонии во внутреннем мире человека, в отношениях между людьми в обществе. Добро — это созидание; зло — это разрушение, оно нарушает нормы морали. Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию. Важную роль в разрешении любого конфликта играет вежливость. Она помогает достичь взаимопонимания между людьми, реализует принцип «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Долг — это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть — это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей. В православной этике большое значение имеет милосердие. Милосердие — готовность помочь каждому нуждающемуся. Милосердие проявляется как в пассивном сострадании (переживание чужого горя), так и в стремлении оказать реальную помощь. Милосердие не должно исчезнуть из жизни общества, так как, независимо от уровня его развития, останутся такие негативные для человека факторы, как старость, болезни, одиночество. В области морали, в формировании новых нравственных ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Мухаммед — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур. Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизится к всеобщей гармонии. Православная этика выполняет несколько функций: оценочную — рассмотрение поступков людей с точки зрения добра и зла. Внешняя форма выражения оценки может проявляться в одобрении или неодобрении, согласии или несогласии, похвале или порицании и т.д.; регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения. В отличие от других норм мораль имеет ряд особенностей: ее правила не закреплены ни в каких документах, нет органов, осуществляющих их защиту. Выполнение норм морали в большей степени связано с внутренним убеждением человека в правильности или неправильности своих поступков; контрольную — контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности; воспитательную — формирование устойчивых моральных принципов личности. Морально-нравственное воспитание основывается на опыте предшествующих поколений, вбирая в себя из него все лучшее; интегрирующую — поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества. Отличия православной этики от других этических систем: 1. Она не столько система теоретических принципов, сколько жизненная практика. 2. Все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия перед Богом, а поэтому она неотделима от религии. 3. Главным в действиях человека является не сам поступок, а его мотив. 4. Православная этика основана на добродетели. Этика добродетели – это свойства характера человека, выражающиеся в таких Человеческих качествах, как: мужество, благородство, честность, трудолюбие, милосердие и т.д.. Внутренние мотивы и намерения могут изменять нравственный смысл поступка, представьте себе ситуацию: один из участников благотворительной акции вносит денежные средства для того, чтобы выглядеть в глазах окружающих лучше (им движет тщеславие, честолюбие) – то есть произвести впечатление на публику; второй же жертвует сумму, несоизмеримую с его доходами, так как им движет подлинное сострадание. Для православной этики мотив поступка является определяющим, а не сам поступок. Любовь – внутренняя добродетель, как, в прочем, терпение и доброта. Зависть, хвастовство, гордыня и самоутверждение – пороки. Нравственным добродетелем, который связан с контролем над страстями и желаниями, выступает мужество (связано с нашей способностью контролировать страх) При анализе любой этической теории, необходимо рассматривать её с 4-х сторон: 1. Каков её статус? (христианская этика основана на воле Бога, это означает, что природа может служить указанием на наш нравственный долг, но авторитет, стоящий за Природой, призывает нас жить не в гармонии с законами самой природы, а в гармонии с Творцом природы) 2. Какому авторитету она апеллирует? 3. Какова высшая цель этической системы? (высшей целью христианской этики является нравственное совершенствование личности в любви к Богу и ближнему) 4. Какие конкретные правила устанавливаются в данной этической системе для регулирования поступков человека в его обычной каждодневной жизни. Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоят особенности православной этики? Как православные этические нормы взаимосвязаны с другими социальными нормами? 2. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм с точки зрения православной этики. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми? 3. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание? Лекция
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.008 с.) |