Тема : «роль христианства в жизни древнерусского общества и духовной культуре» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : «роль христианства в жизни древнерусского общества и духовной культуре»



 

Для понимания мировоззрения Православия очень важно знать, что Русская православная церковь при своем возникновении и формировании соединила и впитала в себя две сильнейшие культуры: лучшее из тысячелетней духовной культуры Византии и лучшее из многовековой культуры языческого времени славян до обретения христианской веры. Из языческой культуры было взято то, что благословил Господь, и что не противоречило Евангелию. Эта заимствованная языческая часть культуры значительно обогатила и усилила

византийское Православие.

Религия — это явление общественной жизни, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существовало и существует более пяти тысяч религий.

Религия — форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Религиозное сознание — совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам. В вопросе происхождения религии можно выделить два противоположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.

Христианство возникло в I в.н.э. Основу христианства составляет учение об Иисусе Христе. Разновидностями христианства являются православие, католицизм и протестантизм. В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное исповедование веры принципиально новое положение о Святой Троице, которое послужило одной из причин Великого раскола. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско-католической (или просто католической) церкви.

Значение принятие христианства:

Христианство повлияло на нравы и мораль. Укрепило княжескую власть, так как церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князь – сознание своей высокой ответственности. Государство стало равным среди равных Европейский держав, укрепилось его международное положение. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства живущие по законам данной религии.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племён в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло сознание общности всех русских вообще как нации. Перед русским обществом были поставлены новые культурные духовные задачи. Религия способствует объединению людей, помогает складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводит и к разъединению и распаду государств.

Творческое задание

Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия?

«Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия» (Л.Н.Толстой).

«Религия — это опиум для народа» (К.Маркс).

Лекция

Тема «Православие и русское искусство

  Искусство –это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Искусство –это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

 Искусство –это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

Функции искусства

Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности

Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику

Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира

Предвосхищения – способность предвосхищать будущее

Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека

Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие

Познавательная – выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Искусство:

-украшает мир;

-воспроизводит в художественных образах все, что интересно человеку в жизни;

-раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброту, достоинства личности;

-осмысливает и преобразовывает жизнь, познает ее;

-восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.

На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов священными изображениями – мозаики и фрески. Они легли в основу живописи русского Средневековья, которая неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира. Софийский собор в Киеве – древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Он воздвигнут в середине XI в. в честь победы князя Ярослава Мудрого над пришлыми кочевниками-печенегами. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому оно в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.

 Музыка благодаря своей гармоничности, целостности и возвышенной духовности всегда оказывала сильнейшее воздействие на человека, который в храме получал эмоциональное успокоение, очищение, внутреннюю «благостность» не только под ее воздействием, но скорее от целого комплекса храмового искусства. «Процесс богослужения представлял собой некое мистериально-символическое действо, осуществлявшееся по законам зрелищных искусств, строго подчинившееся определенному каноническому сценарию, включавшему в себя хореографию священнослужителей, чередование музыки и речитации, последовательность участия в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих». Речь идет о синкретичности храмового искусства, одним из компонентов которого являлась музыка.     

Православие как культурообразующий компонент русской культуры тесно связан со всеми элементами культуры. В любом произведении русского искусства, созданном после Крещения Руси,  прослеживается духовная, религиозная и библейская тематика. История русского народа полна героических и ярких общественных событий. Русская душа отличалась особой чувствительностью, восприимчивостью, фантазией. Поэтому в российской живописи наблюдает многообразие тем, сюжетов, образов. Русские художники были прогрессивными людьми, и в их произведениях можно найти отражение всех перемен, происходящих в обществе. Русские живописцы достигли выдающихся результатов в изображении человека и его внутреннего состояния. На полотнах очень часто встречаются сюжеты из жизни простых людей, их страдания, надежды и чаяния. Русская природа во всем ее великолепии также являлась темой вдохновения русских художников. Сложно перечислить всех выдающихся русских художников, но самые известные имена это И. Шишкин, В. Саврасов, И. Репин, В. Суриков, К. Брюллов и многие другие. Они являются гордостью русской живописи, их произведения получили мировое признание. В.И.Суриков мог заглянуть в сакральные глубины исторического прошлого России и предвидеть её приближение к бездне. Он мало писал писем, не вёл дневниковых записей, где мог бы излагать свои мысли, своё понимание, давать оценку происходящему вокруг. Все свои раздумья и переживания он поверял своим полотнам. Там – вся его философия, боль, пророчество и вера. Он вслед за Бальзаком мог сказать: «Главные события моей жизни – это мои произведения».Главная и отличительная особенность профессионального русского искусства – заявившее о себе сразу, с самых первых шагов, его духовное начало.

Вместе с тем, избирая для себя тот или иной сюжет, который, может быть, действительно имел место в истории, Суриков, точно так же как и его предшественники, никогда не погружался в его событийные недра. Он использовал его только как повод для того, чтобы поднять те проблемы, которыми жило, которыми «болело» современное художнику общество. И здесь также сказалась его приверженность к традиции, зародившейся в исторической живописи еще с академических времён, утверждаясь и в последующем веке также.

Не о гибели приморского городка говорил в своей знаменитой картине «Последний день Помпеи» Карл Брюллов, а о гибели старого, языческого мира нового, христианского. Именно Брюллову принадлежит первенство в создании именно в этой картине собирательного образа Церкви Христовой. Сам духовный разворот замысла картины, создававшейся в Италии, оказался необычно актуален для России рубежа 1820-х – 1830-х годов.

Подавленный событиями 1 марта 1881 г. - убийством царя Александра II, потрясшем всю Россию до основания, пишет свою Через кровавую сцену, разыгравшуюся в семье Ивана Грозного, картину И.Е.Репин «Иван Грозный и сын его Иван». раскрывается страшное предвидение художника трагического завершения династии Романовых.

  А в картине В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» из отдельных подголосков, сливающихся воедино, вдруг зазвучала апокалиптическая нота, вобравшая в себя ощущение автором своего времени как конечного.

  Такова особенность русской исторической живописи. Суриков не составлял исключение, откликаясь не на событие, как таковое, а на боль своего времени. Свой путь в искусстве он нашёл довольно быстро. «Приехавший в Москву, - вспоминал он впоследствии,- попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь».

Уже в его знаменитой исторической трилогии очень чётко и достаточно определённо раскрыла себя сама природа искусства мастера, сформулировано его художественное кредо. Именно трилогия и будет в центре нашего внимания.

В первой картине трилогии «Утро стрелецкой казни» Суриков обращается к событиям, которые действительно имели место в истории России. Это – 1698г. когда Пётр I жесточайшим образом подавил второе стрелецкое восстание. Уже в этой картине художник задаёт сразу очень высокий уровень размышлений не только об историческом прошлом страны и народа.

 

Вопросы и задания:

Провести работу над высказываниями, раскройте смысл.

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)

«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)

Лекция

Тема: Православие и русская литература

В любом произведении литературы, созданном после Крещения Руси,  прослеживается духовная, религиозная и библейская тематика. Такое проникновение религиозных мотивов в светскую литературу происходит потому, что вся наша жизнь подсознательно пропитана христианской культурой, независимо от того, каких жизненных позиций придерживается человек. В литературе мы видим то же стремление, даже в самых на первый взгляд нехристианских произведениях.

Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей. Как сказал Ф.М. Достоевский:»Библия принадлежит всем, атеистам и верующим. Эта книга человечества. Недаром её называют Книгой Книг. Библейская проблема является общечеловеческой, потому что в Библии речь идёт о добре и зле, правде и лжи, о том, как жить и умирать».

В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В допетровский период светская культура на Руси практически не существовала: вся культурная жизнь русского народа была сосредоточена вокруг Церкви. В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке. Отпочковавшись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией. В послереволюционные годы, когда доступ к сокровищнице православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве, о богословии и богослужении Православной Церкви через произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, других великих писателей, поэтов и композиторов. В течение всего семидесятилетнего периода государственного атеизма русская культура дореволюционной эпохи оставалась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, искусственно отторгнутых от своих корней, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или стремилась уничтожить.

 Когда один из знакомых Лермонтова, зайдя в церковь, неожиданно обнаружил там молящегося поэта, последний смутился и стал оправдываться тем, что будто бы пришел в церковь по какому-то поручению бабушки. А когда некто, зайдя в кабинет Лескова, застал его молящимся на коленях, тот стал делать вид, что ищет на полу упавшую монету. Традиционная церковность еще сохранялась в простом народе, однако была все менее характерна для городской интеллигенции. Отход интеллигенции от Православия увеличивал разрыв между ней и народом. Тем более удивительным представляется тот факт, что русская литература, вопреки веяниям времени, сохраняла глубинную связь с православной традицией.

Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Но ее главной особенностью, отличающей ее от литературы Запада того же периода, является религиозная направленность, глубокая связь с православной традицией. «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью», — пишет Н.А. Бердяев.
Сказанное относится и к великим русским поэтам Пушкину и Лермонтову, и к писателям — Гоголю, Достоевскому, Лескову, Чехову, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви. Они жили в эпоху, когда все большее число представителей интеллигенции отходило от Православной Церкви. Крещение, венчание и отпевание по- прежнему происходили в храме, но посещать храм каждое воскресенье считалось среди лиц высшего света едва ли не дурным тоном.

Михаил Афанасиевич Булгаков - Родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Умер 10 марта 1940 г. в Москве. Русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто. Фантастико-историческо-аллегорический роман «Мастер и Маргарита» дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора. Введение плана исторического (Пилат и Иешуа) позволяет писателю и читателю размышлять о проблемах выбора, ответственности и наказания и, главное, переосмысливает Евангельскую историю. Введение в реальную современность фантастико-метафизических героев (Воланд и его свита) дает толчок к поиску Истины Мастеру, Маргарите и Ивану Бездомному. Еще одна линия исканий связана с «вечной любовью» Мастера и Маргариты. Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показав тем самым, что за кровь Христа ответственен не он, а иудеи. Пилат булгаковский ответственности за смерть Иешуа снять со своей души не смог. Но дело здесь даже не в крови невинного. Пилат увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа — он ею не воспользовался и потому ответственен за свой выбор и наказан за него бессмертием.  Булгаков переосмысливает Библейский сюжет не только на примере Пилата. У него другой Христос, не Богочеловек, а всего лишь тот, кто знает и несет Истину. Его образ лишен чудесного, в отличие от Воланда, который является в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосудия, прокладывающим дорогу к познанию Истины.    

В романе Тургенева «Отцы и дети», на первый взгляд, отсутствует религиозная тема. И действительно, произведение повествует об очень «земных» проблемах – о конфликте двух поколений, о столкновении кардинально противоположных мировоззрений. Но именно в раскрытии этого конфликта важную роль играет религиозная тема, и, в том числе, религиозная символика.
Она появляется уже в самом начале романа. Мы помним, что по дороге в Марьино Аркадию и его спутникам открываются нерадостные пейзажи – во владениях Николая Петровича Кирсанова царят бедность, запустение и заброшенность. Под стать неухоженным полям да нищим мужичкам «и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».

                                

 Л.Н. Толстой - Важным моментом в  романе Война и мир является изображение автором духовных ценностей человека. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает важными личностными качествами. В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Один из ярких образов, созданных Толстым, это Андрей Болконский. Он обладает глубоким, склонным к постоянному анализу умом, он хорошо образован, имеет сильную волю. Его духовные ценности и формируют его как сильную личность. Человеческая душа обогащается нравственными ценностями, которые личность приобретает в процессе своего духовного становления. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Читая роман, современный читатель черпает для себя много неизвестных, ещё неоткрытых его внутренним миром духовных богатств, которые обогащают его душу.  Роман даёт понять, ценности вырастают из идеалов личности, которые представляют собой предмет устремлений человека, являются смыслом его жизни. Л.Н. Толстой показывает героев романа в развитии и духовном становлении внутреннего мира личности.  

А.П. Чехов - Родился 17 января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния — Умер 2 июля 1904, Баденвайлер — русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. "Вишневый сад" Невозможно найти человека, который не знал бы этой пьесы Антона Павловича Чехова. Есть что-то удивительно трогательное в самом звучании этих слов - "вишневый сад". Это лебединая песня писателя, последнее "прости" миру, который мог бы быть человечнее, милосерднее, красивее.
Основное событие пьесы - покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.
Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином "вишневого сада", хранителем его красоты и богатства. Глубокое идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад - символ уходящей жизни. Конец сада - это конец поколения уходящего - дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, "роскошнее этого". "Вся Россия - наш сад". И этот новый цветущий сад, с его благоуханием, его красотой, предстоит выращивать молодому поколению.

В Пушкине 1830-х годов религиозная умудренность и просветленность сочеталась с разгулом страстей, что, по мнению С.Л. Франка, является отличительной чертой русской «широкой натуры». Умирая от ранения, полученного на дуэли, Пушкин исповедовался и причастился. Перед смертью он получил записку от императора Николая I, которого знал лично с молодых лет: «Любезный друг, Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином».
Великий русский поэт умер христианином, и его мирная кончина стала завершением того пути, который И. Ильин определил как путь «от разочарованного безверия — к вере и молитве; от революционно- го бунтарства — к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного поклонения свободе — к органическому консерватизму; от юношеского многолюбия — к культу семейного очага». Пройдя этот путь, Пушкин занял место не только в истории русской и мировой литературы, но и в истории Православия — как великий представитель той культурной традиции, которая вся пропитана его соками.

Для Ф.М. Достоевского использование библейских мифов и образов – не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира иРоссиикак части мировой цивилизации. Видел ли писатель пути, ведущие к оздаровлению общества, к смягчению нравов, к терпимости и милосердию? Безусловно. Залогом возрождения России он считал обращение к идеи Христа. Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе, пронизывает все его произведения.Духовное возрождение через сострадательную любовь и деятельность – такова философская концепция Достоевского.И для раскрытия её автор использует мифы и образы, заимствованные из Библии.

После 1909 г. наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «лишенному души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Акмеисты (от греч. акме – высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилева, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии.

Вопросы для самоконтроля

1. Кого по праву можно считать родоначальником русской книжности?

2. Вспомните название самой ранней дошедшей до наших дней

книги - памятника русской письменности.

3. Назовите три основных национальных идеала человеческого

поведения, прописанных в житиях святых.

4. Кто явился основателем первой библиотеки на Руси?

Задания для самостоятельной работы:

1. Подумайте и объясните, как православное мировоззрение повлияло на формирование русской литературы?

2. Какие качества личности формировала русская литература 19 века?

3. Какие проблемы отражены в русской литературе?

Лекция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.035 с.)