Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Православная агиография и её этапа»

Поиск

 

   Агиогра́фия (греч. «описание святых») (от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.

   При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах.

Однако агиографический канон сложился лишь к X – XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.

    Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках.

   Центром христианской культуры на юге России была Киево-Печерская лавра. Киевский митрополит Петр Могила собрал материалы, относящиеся к житиям, главным образом, южнорусских святых, а киево-печерские архимандриты Иннокентий и Варлаам продолжили его дело. Затем к был привлечен св. Димитрий. Впоследствии митрополит Ростовский. Первое издание Житий святых Димитрия Ростовского было в 1711 – 1718 гг.

     Агиография изображает подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых Церковью святыми. Истоки житий как литературного жанра лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах и биографии (Жизнеописания Плутарха, I в.).

     Цель агиографа – рассказать о жизни святого, а именно описать, как и в чем проявлялась его святость, какие подвиги во имя Христа он совершал, какими трудами он ее достиг. И себя агиограф никогда не считал – и не считает сегодня – автором жития. Он только записал жизнь святого. Вот почему часто не ставили своего имени составители житий, агиографы, и потому многие из них до сего дня нам не известны. Исходя из того, что житие являлось одной из исторически конкретных форм «биографии», личность в которой представляла читателю высокий христианский идеал и нравственный путь самосовершенствования, следует рассмотреть в качестве философского аспекта агиографии. Нравственное начало всегда было необходимо в общественной жизни. Нравственность, в конечном счете, едина во все века и для всех людей. Честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, презрение к материальным благам и в то же время забота об общественном хозяйстве, правдолюбие, общественная активность - всему этому учат нас жития.

     Написанные в разное время, по-разному они освещают историческую действительность, содержат разную степень подробности описания жизни святого, его окружения, обладают разным стилем. В житии сохраняется историчность повествования: все святые, особенно начального периода русской истории, занимают особое в ней место, являются зачастую главными действующими лицами русской истории (святые равноапостольные Ольга и Владимир, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, церковные писатели – летописец Нестор и митрополит Иларион, гениальные иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек и многие другие.)

     Своего рода открытием в агиографии стала «Повесть о житии Александра Невского». Её первоначальная редакция была создана, вероятно, в 1280-е гг. во владимирском монастыре Рождества Богородицы, где первоначально был погребен Александр Невский. Неизвестный автор, прекрасно владевший разными литературными приемами, искусно соединил традиции воинской повести и жития. Светлый лик молодого героя Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г., победителя шведских и немецких рыцарей, защитника Руси от иноземных захватчиков и православия от римско-католической экспансии, благочестивого христианина стал образцом для последующих княжеских жизнеописаний и воинских повестей.

     В чём проявляется святость благоверного князя Александра Невского? Не могут быть причиной святости только победы в войнах, какими бы они ни были, так как должен быть подвиг не просто патриотического, но обязательно религиозного содержания, связанный с защитой веры. И этот подвиг святой Александр Невский совершил. Он заключается в самом историческом и религиозном выборе, совершенном князем в условиях практически неразрешимых – между католическим Западом, предлагавшим князю помощь против татар за отказ его от своей православной веры, и надвигавшимся жестоким татарским игом, которое не сопровождалось при этом сменой веры всего народа, хотя в Орде мученически погибали наши князья, не желавшие поклониться языческим богам. И Александр Невский выбирает второй путь, оценить который смогли только его далекие потомки, посчитав его настоящим подвигом. Благодаря этому выбору Русь сохраняла свою национальную самобытность и духовную независимость, являющуюся главной гарантией независимости и внешней. Конечно, при анализе образа князя следует помнить и обо всех остальных его христианских добродетелях, без которых не может быть и святости. Г. П. Федотов видит проявление святости Александра Невского в том, что он жизнь свою полагал за «землю русскую… за православное христианство», тем самым ученый указывает на нераздельность в сознании древнерусского писателя идеи земли Русской и православного христианства. Поэтому защита Русской земли как государства совпадала по смыслу с защитой самой веры православной, что является уже подвигом духовным, религиозным, и основанием для канонизации святого.

   «Слово о полку Игореве», созданное фактически на рубеже 12-13 вв, буквально за 25 лет до начала монголо-татарского нашествия будто предупреждало о грядущих бедствиях своим неуслышанным призывом к единению князей, а значит, и всей Руси. Оно стало своего рода пророчеством о поражении русских войск в битве на Калке в 1223 году, т.к. победили монголы прежде всего потому, что не сумели русские князья объединиться, преодолев местячковые интересы.

    «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»- было создано в конце XIV в. Его относят к традиционному в ДРЛ жанру похвалы умершим князьям, которые обычно включались в состав летописей. Исследователи усматривают в нем прежде всего политический аспект. Но жанр похвалы слишком близок житийному жанру, и предполагает прославление князя Дмитрия, о чем свидетельствует сам текст. В нем мы находим необходимые для агиографии черты: самоумаление автора и его установку на создание жития, элементы жизнеописания, свойственного святым: благочестие, смирение, боголюбие, в детстве – отсутствие интереса к играм, и т.д. Особо подчеркивается целомудренная жизнь Дмитрия Донского в честном браке, что предполагает верность и чистоту в брачных отношениях. В конце он его называет святым: «Молись же, святой, непрестанно о роде своем и за всех людей, живущих в царстве твоем, ибо там предстоишь, где пажити святых отцов и вечное насыщение».

      Таким образом, перед нами «Похвала», содержащая в себе элементы житийного стиля. При этом важно, что образцом для его автора послужили известные произведения: «Житие Александра Невского», паремийное «Чтение ο Борисе и Глебе», «Слово на Рождество Христово ο пришествии волхвов».

    Образ князя Дмитрия Донского представлен в эпических тонах. Автор стремится прославить Дмитрия Донского и его двоюродного брата Владимира Андреевича, как и русских ратников, сравнивая их с орлами. Важны Образы князей - братьев Андрея и Дмитрия Ольгердовича, сыновей литовского князя Ольгерда, бывшего злейшим врагом Дмитрия Донского: они решают помочь московскому князю и выступить против Мамая. Образы воинов-монахов Пересвета и Осляби, и др. – в совокупности все образы участников сражения рождают собирательный образ русского защитника.

   К концу периода, к середине XIV в. прагматизм стал играть весьма заметную роль в мышлении древнерусских писателей, а религиозно-прагматический метод познания-отражения полностью вытеснил религиозно-символический».

   Монголо-татарское нашествие возродило идеалы мудрого государя, мужественного защитника родной земли и православной веры, ради них готового пожертвовать собой. Типичным примером мученического жития (или мартирия) является «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». В 1246 г. они оба были казнены по приказу хана Батыя за отказ поклониться языческим идолам. Краткая (Проложная) редакция памятника появилась не позднее 1271 г. в Ростове, где правили Мария Михайловна, дочь убитого князя, и его внуки Борис и Глеб Впоследствии на ее основе возникли более пространные редакции произведения, автором одной из которых был священник Андрей (не позднее кон. XIII в.).

  История русских житий включает в себя:

1. Переводные жития и жития первых русских святых – Бориса и Глеба, одновременно первых русских преподобных – Феодосия Печрского;

2. Жития мучеников и благоверных князей периода татаро-монгольского нашествия (Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Довмонта-Тимофея, Дмитрия Донского);

 3. Жития святых периода русского возрождения (15-16 вв). (Преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.);

 4. Жития праведных жен, совершающих христианские подвиги в миру (т.наз. «мирянский» тип святости: Ульяния Осорьина).

   XVII – XVIII историки считают временем духовного упадка (период смуты, раскола, затем преобразований Петра), когда уменьшается количество святых на Руси. В истории России XVII столетие зовется "бунташным". Началось оно со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончилось стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра над противниками его реформ.

 Но в XIX в. начинается духовный подъем и IV этап связывает с расцветом Оптиной Пустыни, старчества, и именем преп. Серафима Саровского

 

Задание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.01 с.)