Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Православная агиография и её этапа»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Агиогра́фия (греч. «описание святых») (от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых. При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах. Однако агиографический канон сложился лишь к X – XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие. Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках. Центром христианской культуры на юге России была Киево-Печерская лавра. Киевский митрополит Петр Могила собрал материалы, относящиеся к житиям, главным образом, южнорусских святых, а киево-печерские архимандриты Иннокентий и Варлаам продолжили его дело. Затем к был привлечен св. Димитрий. Впоследствии митрополит Ростовский. Первое издание Житий святых Димитрия Ростовского было в 1711 – 1718 гг. Агиография изображает подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых Церковью святыми. Истоки житий как литературного жанра лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах и биографии (Жизнеописания Плутарха, I в.). Цель агиографа – рассказать о жизни святого, а именно описать, как и в чем проявлялась его святость, какие подвиги во имя Христа он совершал, какими трудами он ее достиг. И себя агиограф никогда не считал – и не считает сегодня – автором жития. Он только записал жизнь святого. Вот почему часто не ставили своего имени составители житий, агиографы, и потому многие из них до сего дня нам не известны. Исходя из того, что житие являлось одной из исторически конкретных форм «биографии», личность в которой представляла читателю высокий христианский идеал и нравственный путь самосовершенствования, следует рассмотреть в качестве философского аспекта агиографии. Нравственное начало всегда было необходимо в общественной жизни. Нравственность, в конечном счете, едина во все века и для всех людей. Честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, презрение к материальным благам и в то же время забота об общественном хозяйстве, правдолюбие, общественная активность - всему этому учат нас жития. Написанные в разное время, по-разному они освещают историческую действительность, содержат разную степень подробности описания жизни святого, его окружения, обладают разным стилем. В житии сохраняется историчность повествования: все святые, особенно начального периода русской истории, занимают особое в ней место, являются зачастую главными действующими лицами русской истории (святые равноапостольные Ольга и Владимир, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, церковные писатели – летописец Нестор и митрополит Иларион, гениальные иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек и многие другие.) Своего рода открытием в агиографии стала «Повесть о житии Александра Невского». Её первоначальная редакция была создана, вероятно, в 1280-е гг. во владимирском монастыре Рождества Богородицы, где первоначально был погребен Александр Невский. Неизвестный автор, прекрасно владевший разными литературными приемами, искусно соединил традиции воинской повести и жития. Светлый лик молодого героя Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г., победителя шведских и немецких рыцарей, защитника Руси от иноземных захватчиков и православия от римско-католической экспансии, благочестивого христианина стал образцом для последующих княжеских жизнеописаний и воинских повестей. В чём проявляется святость благоверного князя Александра Невского? Не могут быть причиной святости только победы в войнах, какими бы они ни были, так как должен быть подвиг не просто патриотического, но обязательно религиозного содержания, связанный с защитой веры. И этот подвиг святой Александр Невский совершил. Он заключается в самом историческом и религиозном выборе, совершенном князем в условиях практически неразрешимых – между католическим Западом, предлагавшим князю помощь против татар за отказ его от своей православной веры, и надвигавшимся жестоким татарским игом, которое не сопровождалось при этом сменой веры всего народа, хотя в Орде мученически погибали наши князья, не желавшие поклониться языческим богам. И Александр Невский выбирает второй путь, оценить который смогли только его далекие потомки, посчитав его настоящим подвигом. Благодаря этому выбору Русь сохраняла свою национальную самобытность и духовную независимость, являющуюся главной гарантией независимости и внешней. Конечно, при анализе образа князя следует помнить и обо всех остальных его христианских добродетелях, без которых не может быть и святости. Г. П. Федотов видит проявление святости Александра Невского в том, что он жизнь свою полагал за «землю русскую… за православное христианство», тем самым ученый указывает на нераздельность в сознании древнерусского писателя идеи земли Русской и православного христианства. Поэтому защита Русской земли как государства совпадала по смыслу с защитой самой веры православной, что является уже подвигом духовным, религиозным, и основанием для канонизации святого. «Слово о полку Игореве», созданное фактически на рубеже 12-13 вв, буквально за 25 лет до начала монголо-татарского нашествия будто предупреждало о грядущих бедствиях своим неуслышанным призывом к единению князей, а значит, и всей Руси. Оно стало своего рода пророчеством о поражении русских войск в битве на Калке в 1223 году, т.к. победили монголы прежде всего потому, что не сумели русские князья объединиться, преодолев местячковые интересы. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»- было создано в конце XIV в. Его относят к традиционному в ДРЛ жанру похвалы умершим князьям, которые обычно включались в состав летописей. Исследователи усматривают в нем прежде всего политический аспект. Но жанр похвалы слишком близок житийному жанру, и предполагает прославление князя Дмитрия, о чем свидетельствует сам текст. В нем мы находим необходимые для агиографии черты: самоумаление автора и его установку на создание жития, элементы жизнеописания, свойственного святым: благочестие, смирение, боголюбие, в детстве – отсутствие интереса к играм, и т.д. Особо подчеркивается целомудренная жизнь Дмитрия Донского в честном браке, что предполагает верность и чистоту в брачных отношениях. В конце он его называет святым: «Молись же, святой, непрестанно о роде своем и за всех людей, живущих в царстве твоем, ибо там предстоишь, где пажити святых отцов и вечное насыщение». Таким образом, перед нами «Похвала», содержащая в себе элементы житийного стиля. При этом важно, что образцом для его автора послужили известные произведения: «Житие Александра Невского», паремийное «Чтение ο Борисе и Глебе», «Слово на Рождество Христово ο пришествии волхвов». Образ князя Дмитрия Донского представлен в эпических тонах. Автор стремится прославить Дмитрия Донского и его двоюродного брата Владимира Андреевича, как и русских ратников, сравнивая их с орлами. Важны Образы князей - братьев Андрея и Дмитрия Ольгердовича, сыновей литовского князя Ольгерда, бывшего злейшим врагом Дмитрия Донского: они решают помочь московскому князю и выступить против Мамая. Образы воинов-монахов Пересвета и Осляби, и др. – в совокупности все образы участников сражения рождают собирательный образ русского защитника. К концу периода, к середине XIV в. прагматизм стал играть весьма заметную роль в мышлении древнерусских писателей, а религиозно-прагматический метод познания-отражения полностью вытеснил религиозно-символический». Монголо-татарское нашествие возродило идеалы мудрого государя, мужественного защитника родной земли и православной веры, ради них готового пожертвовать собой. Типичным примером мученического жития (или мартирия) является «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». В 1246 г. они оба были казнены по приказу хана Батыя за отказ поклониться языческим идолам. Краткая (Проложная) редакция памятника появилась не позднее 1271 г. в Ростове, где правили Мария Михайловна, дочь убитого князя, и его внуки Борис и Глеб Впоследствии на ее основе возникли более пространные редакции произведения, автором одной из которых был священник Андрей (не позднее кон. XIII в.). История русских житий включает в себя: 1. Переводные жития и жития первых русских святых – Бориса и Глеба, одновременно первых русских преподобных – Феодосия Печрского; 2. Жития мучеников и благоверных князей периода татаро-монгольского нашествия (Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Довмонта-Тимофея, Дмитрия Донского); 3. Жития святых периода русского возрождения (15-16 вв). (Преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.); 4. Жития праведных жен, совершающих христианские подвиги в миру (т.наз. «мирянский» тип святости: Ульяния Осорьина). XVII – XVIII историки считают временем духовного упадка (период смуты, раскола, затем преобразований Петра), когда уменьшается количество святых на Руси. В истории России XVII столетие зовется "бунташным". Началось оно со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончилось стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра над противниками его реформ. Но в XIX в. начинается духовный подъем и IV этап связывает с расцветом Оптиной Пустыни, старчества, и именем преп. Серафима Саровского
Задание:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.01 с.) |