Написать краткий доклад по одной из выбранных тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Написать краткий доклад по одной из выбранных тем



 

1.Святые братья Кирилл и Мефодий.

2.Православная Церковь и появление книжного дела на Руси.

3. Первые русские книги домангольского периода.

4. Князь Ярослав Мудрый. Его роль в просвещении и христианизации Руси.

5. Князь Владимир Мономах. Его роль в просвещении и христианизации Руси.

6. Князья Святослав Черниговский, Ярослав Осмомысл и их роль в просвещении и христианизации Руси.

7. Стефан Пермский и христианизация северо-восточной Руси.

8. Святые подвижники земли Белгородской (архимадрит Серафим Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Практическая работа

Тема: «Православная иконография»

План

1. Влияние византийской культуры на зарождение иконописи на

Руси.

3. Значение иконописи на Руси.

 

     Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета.

    В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила как образец православного искусства непревзойденный шедевр - икону Богоматери, названную впоследствии Владимирской. Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства и входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси существовали благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва.      

    Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси. С глубокой древности слово «икона» употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна: дерево у нас служило основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

     На иконах изображались святые, сцены из ветхозаветной и евангельской истории, из жизни христианских подвижников; существовали также иконы догматико-богословского характера, представляющие собой своего рода религиозно-философские трактаты в живописи. Основные персонажи икон – это Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, пророки, святые – покровители путешественников и мореплавателей (Никола), сельского хозяйства (Власий, Флор и Лавр), персонажи, ведающие стихиями природы (пророк Илья), покровители дома (Параскева-пятница) и многие другие. В одних случаях иконы посвящались какому-либо одному святому, в других сразу нескольким; последние именуют иконами «с избранными святыми». Иконы предназначались для молитвы. Но вместе с тем памятники иконописи - это великое искусство, которое создала средневековая Русь и которое только в XX в. стало известно миру.

      В X в. из Византии на Русь пришла техника изготовления иконы. Образцы византийской иконописи стали проникать на Русь сразу после крещения, с конца X в. По своей иконографии иконы IX - XIII вв. мало чем отличались от византийских икон того времени. У них был сумрачный колорит, объемная лепка фигур, нередко нос, глаза и губы были очерчены красными линиями. Процесс нахождения русской иконописью своего художественного языка начался с XII в., особенно интенсивно этот процесс шел на севере. Постепенно русская иконопись отходит от византийских образцов: светлеют и приобретают русские черты лики святых, усиливается интенсивность чистого цвета, более замкнутым становится силуэт. Русские иконы превосходят размерами византийские образцы, они более лаконичны по художественному языку. Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. В XIII в. историей отмечается как искусный иконописец святитель Петр, митрополит Московский. В XIV – XV вв. многие великие мастера создали выдающиеся иконы, хотя их имена не сохранились, время не уничтожило их труд. В завещании преподобного Иосифа Волоколамского сказано, что Андрей Рублев, Савва, Александр и Даниил Черный, преподобный Дионисий Глушицкий, написали очень много икон для разных храмов. В XVI в. известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий. Авторы многих общих обзоров русского искусства приводят «Троицу» Андрея Рублева в качестве лучшего, а часто и единственного произведения, характеризующего московскую живопись на рубеже XIV - XV вв., а для иностранных очерков русского искусства Рублев и «Троица» – синонимы всей старой русской живописи.

    Собирать, изучать и реставрировать старые иконы стали во второй половине XIX в., лишь в XX в., когда процесс реставрации достиг определенного совершенства, из-под вздувшейся, вскипевшей олифы стали проступать неожиданно яркие, чистые краски. Красота старого церковного искусства была просто поразительна: горели непривычные, похожие на россыпь драгоценных камней, цветовые пятна, удивляли и необычность подбора красок, и точность рисунка, и наивное и вместе с тем мудрое мироощущение наших предков.

    Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «слово» воплотить в образы христианского вероучения, поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское Слово. Икона «Богоматерь Владимирская» – памятник мирового значения, православная святыня, которая издавна почиталась как покровительница и защитница Руси.     

        В течение восьми столетий наши предки свято верили в чудотворную силу реликвии, благоговели перед ней и взывали к ее заступничеству в самые трудные моменты истории. Икона была привезена на Русь из Византии в первой четверти XII в., но предание говорит о ее более раннем происхождении: утверждается, что писана она самим евангелистом Лукой еще при жизни Девы Марии.

       На исходе XIX в. в России складываются многочисленные коллекции. Самые знаменитые из них - коллекции А.В. Морозова, И.С. Остроухова, в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый П.М. Третьяков, который, понимая художественное значение собранной им коллекции икон, завещает ее своей картинной галерее ныне государственная Третьяковская галерея.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему первые иконы на Руси были деревянными?

2. Откуда на Русь пришла икона?

3. В каком веке икона впервые появилась на русской земле?

4. Какой смысл несла в себе икона?

5. Назовите причину забвения иконы на Руси.

 

Итоговый тест



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.007 с.)