Тема: Понятие святости в русской православной культуре. Святые воины.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Понятие святости в русской православной культуре. Святые воины.



     Идеал святости стал для русского человека высшим моральным идеалом, воплощением в земной жизни непреходящих духовных ценностей.

     В Киевской Руси христианское учение, воспринятое от Византии, соединилось с основами духовного мировоззрения и культурными традициями славян, составляющих её население. В Результате этого соединения и сформировалось многосторонняя духовная мощь, подразумеваемая под понятием святости Руси.

      У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции.

   На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные нормы, которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди, такие как «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и другие, формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни.

Святые воины Руси

Прошло более тысячи лет, как Русь приняла христианство. С особой любовью сохраняются в памяти народной героические примеры исповедания святой веры и мученической кончины воинов. Великое множество воинов своим мужеством, готовностью пожертвовать собой ради Веры и Отечества, ради родных и близких не раз спасали свой народ тогда, когда гибель казалась неизбежной. Очень часто в память о погибших воинах благодарные потомки воздвигали храмы. 12 июля день Первоверховных апостолов Петра и Павла, день, когда в 1943году состоялось Прохоровское танковое сражение. В честь погибших воинов в этой битве было решено построить храм, который получил своё название Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Георгий Победоносец

Георгий был родом из Каппадокии – области в Малой Азии. Вырос в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.

Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императора, чем сильно его рассердил. За веру в Христа Георгий подвергся страшным мучениям: его ноги были закованы в колодки а на грудь положили тяжелый камень. Георгия крутили на колесе под которым были устроены доски с ножами, закапывали на 3 дня в извести, обували в железные раскаленные сапоги, били так, что тело и кровь смешивались с землей, пытались отравить, но Георгий оставался невредимым. Языческие жрецы потребовали смертной казни. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая 303 года.

Илья Муромец

Достоверных сведений о жизни преподобного Илии Муромца сохранилось немного. Родился он в 1143 г. в крестьянской семье в селе Карачарово под Муромом. Народное предание отождествило его со знаменитым былинным богатырём Ильей Муромцем, о котором складывались былины. До 30 лет Илья был парализован, а потом получил чудесное исцеление от 3 вещих старцев. Илья много лет был в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Он прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для защиты Отечества и русских людей. В одном из боев с половцами получил неизлечимую рану в грудь, и повинуясь зову сердца принял монашеский постриг. Так поступали многие воины, заменяя меч железный, мечем духовным. Скончался Илья Муромец в 1188 году и был похоронен в богатырском приделе Софийского собора.

Александр Невский

Свой полководческий талант новгородский князь Александр Ярославович проявил, когда ему было 20 лет. В июле на берегах Невы высадилось шведское войско во главе с герцогом Биргером. Шведы хотели захватить северную Русь и обратить местных жителей в Католическую веру. Александр не стал дожидаться шведского войска в Новгороде и выступил ему навстречу. Ранним утром 15 июля он атаковал шведов в том месте, где река Ижора впадает в реку Неву. Шведские войска были разбиты полностью. Лишь немногим удалось спастись бегством. После этого сражения князь получил прозвище – Невский.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера были наголову разбиты немецкие рыцари.

В результате этой победы, была сорвана попытка Тевтонского ордена - навязать Руси католицизм. Перед смертью Александр принял схиму с именем Алексия.

Дмитрий Донской

Весной 1380 года монгольские войска остановились на берегах реки Воронеж. Когда князь московский Дмитрий Иванович узнал об этом, то сказал так: « Братья! Пойдем против окаянного, безбожного и нечестивого сыроядца Мамая. Станем за Православную веру христианскую и за святые церкви». По всей стране был объявлен сбор войск для сражения с Мамаем. За духовной поддержкой князь обратился к Преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный благословил его, дал в помощь двух своих монахов Пересвета и Ослябю и предсказал победу.

Сражение состоялось 8 сентября (по старому стилю) в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле, в том месте, где река Непрядва впадает в Дон.

Сражение начали два богатыря: Пересвет и Челубей. Оба погибли, пронзив друг друга копьями. Сам Дмитрий принимал участие в сражении в одеянии простого ратника и чуть не погиб. После сражения его долго искали и нашли лежащего без сознания, заваленного погибшими воинами. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий стал именоваться Донским.

Пересвет и Ослябя

Исторических сведений об этих святых сохранилось очень мало. Достоверно известно, что до принятия монашества Александр Пересвет был боярином Брянским, а Андрей Ослябя боярином любутским .Оба они прославились, как доблестные и храбрые воины. С радостью иноки приняли повеление своего игумена отправиться вместе с князем Дмитрием Ивановичем на битву. По словам Преподобного Сергия Радонежского схимническое облачение должно было заменить им доспехи.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.008 с.)